Классный час: "Заходите в наш курень!"
классный час (7 класс) по теме
Классный час: «ЗАХОДИТЕ В НАШ КУРЕНЬ!».
ЦЕЛИ классного часа:
· •Продолжить формировать знания об истории и культуре населения родного края;
• воспитывать патриотические чувства и любовь к родному Отечеству;
• продолжить воспитание гражданской позиции, бережного отношения к духовной культуре, сохранения традиций народа.
· Задачи:
· Продолжить развивать интерес к познанию традиций и обрядов Донских казаков.
· Создать условия для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
· Сформировать у учащихся осознания себя как личности проживающей на Дону
· Приблизить историю своего народа к сердцу учеников
· Оборудование:
• предметы быта: самовар, деревянные ложка и чашка, крынка, прялка и т.д.
• традиционная одежда казаков; рисунки про казачество; пословицы.
• презентация
• Записи музыки. Текст песни.
Ход классного час:
Кл/рук. Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне…У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством… С прошлого года ребята мы на классных часах стали знакомится с историей, бытом, культурой донских казаков. (показ фильма) И сегодня продолжим наше знакомство с донскими традициями. (ЗАХОДИТЕ В НАШ КУРЕНЬ.)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ХЛЕБОСОЛЬСТВЕ. ДЕРЖАТ НА ПОДНОСЕ КАРАВАЙ.
· дети сидят полукругом) в центре девочка с караваем и мальчик
· Казак 1(Ученик): Здорово дневали! (Кланяется)
· Казачка 2(Ученица): Слава богу! (Кланяется)
· К-к : Есть у нашего народа
· Вечные, особые черты –
· Не берут ни годы, ни невзгоды,
· Ни ветреной капризы моды –
· От души они, от доброты.
· К-ка 2: Гость, войди!
· Традиций не нарушь!
· И всегда чайку попьем
· Всем известно казаков радушие
· Хлебосольство и открыты дом..
· (Все встали и запели песню.)
· Песня: Заходите в наш курень
· Заходите погостить
· У Обливских казаков
· Есть чем угостить. (всё два раза)
· ( относит каравай гостям и кланяясь ставит на стол)
· Казак: Дорогие гости, приглашаем вас в наш курень на посиделки.
· Казачка: В нашем курене в гостях (хранитель донских традиций ) П. П. Ващинников,
· П. П. мы просим Вас поведать нам, кто же такие донские казаки.
· (презентация)
ВЫСТУПЛЕНИЕ П. П. ВАЩИННИКОВА О КАЗАКАХ.
Песня «Край родной» (Исполняет семья Щепелевых)
ТУР № 1. «Тематическое лото слов».
Кл/рук. В казачьих станицах до сих пор можно услышать казачий говор. Ребята, а вы знаете значение слов, пришедших к нам из далекого прошлого? - Да. Сейчас я вам даю карточки со словами и карточки со значением этих слов. Вам необходимо подобрать правильное значение слова и ответить.
· Взвар – напиток из сухофруктов.
· Махотка – низкий небольшой глиняный кувшин с широким горлом.
· Осенина – шерсть осенней стрижки.
· Чучух – начинённый свиной желудок.
· Вентерь – рыболовная снасть.
· Чикилики – женское украшение, связанное сеткой из жемчуга, которое обвивало лоб и спускалось за уши.
· Самавар- кухня – самавар с перегородкой внутри, для приготовления в походах одновременно каши и супа.
· Таган – опора на которую вешают казан.
· Казан – котёл для приготовления пищи.
· Карпетки – шерстяные носки.
· Вы хорошо справились с заданием и убедили нас в том, что вы знаете значение этих слов….
ТУР № 2. «ПРОВОДЫ КАЗАКА НА ВОЙНУ»
Учащийся: Одно из важных событий в жизни казаков были проводы на войну. В старину, перед выездом из дома на войну, коня казаку приводила жена. По обычаю, она передавала повод, приговаривала: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, осеняя себя крестным знамением, потом и карьером уходил к месту сборов.
ТУР № 3. Конкурс «Соберись быстрее в поход»
Отправляясь в поход, казак брал с собой только, необходимое. Сейчас немного поиграем, нужно, выбрать нужные в походе предметы и вещи, и рассказать, почему они необходимы. Победит тот, кто правильно выберет.
Выбираются два мальчика – казака. Ребята как вы считаете все ли вещи нужны в походе?
Может что-то лишне?
Всегда, везде всю жизнь казака - сопровождали песни!
Как за Доном, за рекой, под зеленым дубом
Расставалася казачка с парнем черночубым
Ой да, ойда да ойда, ойда ойдада ойда
Расставалася казачка с парнем черночубым
Расставалася она в поле у Ростова
Обнимала, целовала конника лихова
Ой да, ойда да ойда, ойда ойдада ойда
Обнимала, целовала конника лихова
И сказал парнишка ей, на коня взлетая
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая
Ой да, ойда да ойда, ойда ойдада ойда
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая
ТУР № 4. «Конкурс пословиц и поговорок»
(Слайд о казаках)
Ученик: Много у казаков было суеверий и поверий, гутарили о них на посиделках.
(Казачки ведут разговор)
Ученик 2:- Веником не надо бить нападет короста.
Ученик 1:- Нож подавать другому лезвием - значит мыслить этому человеку зло.
Ученик 2:- Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать: икота иди до воды, а кто около воды, того за ухо приведи!
Ученик 1:- В понедельник рубашку не меняют – напасть будет.
Ребёнок 1: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.
Ребенок 2 : Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребёнок 2: Начни
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок ): А я знаю другую сказку.
Ребенок: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 1:Шли.
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 1: Нашли.
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 1: Дал.
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 1: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 1:Что?
Ребенок 2: Да кожух!
Ребенок 1: Какой?
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается встают, а перед этим сидели, руки в боки)
Ребенок 3: Шли.
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли.
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал.
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял!
Ребенок 2: Так где кожух? (на повышенном тоне, руки вверх)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух!
Ребенок 3: Какой?
Кл./рук.: Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
« Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость...» - говорил наш земляк М. А. Шолохов.
А какие вы ребята, знаете пословицы и поговорки?
- Дон тихий, а слава о нём громкая!
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
-Казак родился – Отчизне пригодился!
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
-Тяжкий грех с родителями ссорится.
-Наготовлено, как на Маланьину свадьбу. Эта пословица связана с историческим фактом. Войсковой атаман увидел на базаре красивую, бойкую казачку и влюбился. Свадьбу сыграл пышную, столы стояли на улице Старочеркасска километр длинною, пир длился неделю.( ученик. )
ТУР № 5. «Посиделки»
(Слайд о курене и быте казаков)
Ученица. У казаков говорят ни петь, а «играть» песню. Это то, что идёт от души, от сердца, то чему научились от дедов и прадедов. Наши посиделки продолжаются.
ЧАСТУШКИ.
1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Местные частушки!
2. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
3. Мы с веселой песней дружим,
По казачьи, говорим.
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим!
4. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
5. Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
6. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
(Ученица)Девочка подбоченившись, приглашает «А вы чево сидите, выходите танцевать».
ПЕСНЯ КАЗАКОВ. «Эх Донские казаки»
КЛ./РУК. (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) Каждое древо сильно своими корнями, отруби их – дерево погибнет. Так и народ, не знающий своей истории, культуры обречён на исчезновение. Заканчивая классный час, я надеюсь, что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через свою жизнь. И на прощанье предлагаю спеть. ПЕСНЯ «АЙ, ДОНЦЫ МОЛОДЦЫ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час о казачестве | 19.65 КБ |
Презентация Заходите в наш курень | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «ЗАХОДИТЕ В НАШ КУРЕНЬ!».
ЦЕЛИ классного часа:
- •Продолжить формировать знания об истории и культуре населения родного края;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному Отечеству;
- продолжить воспитание гражданской позиции, бережного отношения к духовной культуре, сохранения традиций народа.
- Задачи:
- Продолжить развивать интерес к познанию традиций и обрядов Донских казаков.
- Создать условия для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
- Сформировать у учащихся осознания себя как личности проживающей на Дону
- Приблизить историю своего народа к сердцу учеников
- Оборудование:
- предметы быта: самовар, деревянные ложка и чашка, крынка, прялка и т.д.
- традиционная одежда казаков; рисунки про казачество; пословицы.
- презентация
- Записи музыки. Текст песни.
Ход классного час:
Кл/рук. Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне…У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством… С прошлого года ребята мы на классных часах стали знакомится с историей, бытом, культурой донских казаков. (показ фильма) И сегодня продолжим наше знакомство с донскими традициями. (ЗАХОДИТЕ В НАШ КУРЕНЬ.)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ХЛЕБОСОЛЬСТВЕ. ДЕРЖАТ НА ПОДНОСЕ КАРАВАЙ.
- дети сидят полукругом) в центре девочка с караваем и мальчик
- Казак 1(Ученик): Здорово дневали! (Кланяется)
- Казачка 2(Ученица): Слава богу! (Кланяется)
- К-к : Есть у нашего народа
- Вечные, особые черты –
- Не берут ни годы, ни невзгоды,
- Ни ветреной капризы моды –
- От души они, от доброты.
- К-ка 2: Гость, войди!
- Традиций не нарушь!
- И всегда чайку попьем
- Всем известно казаков радушие
- Хлебосольство и открыты дом..
- (Все встали и запели песню.)
- Песня: Заходите в наш курень
- Заходите погостить
- У Обливских казаков
- Есть чем угостить. (всё два раза)
- ( относит каравай гостям и кланяясь ставит на стол)
- Казак: Дорогие гости, приглашаем вас в наш курень на посиделки.
- Казачка: В нашем курене в гостях (хранитель донских традиций ) П. П. Ващинников,
- П. П. мы просим Вас поведать нам, кто же такие донские казаки.
- (презентация)
ВЫСТУПЛЕНИЕ П. П. ВАЩИННИКОВА О КАЗАКАХ.
Песня «Край родной» (Исполняет семья Щепелевых)
ТУР № 1. «Тематическое лото слов».
Кл/рук. В казачьих станицах до сих пор можно услышать казачий говор. Ребята, а вы знаете значение слов, пришедших к нам из далекого прошлого? - Да. Сейчас я вам даю карточки со словами и карточки со значением этих слов. Вам необходимо подобрать правильное значение слова и ответить.
- Взвар – напиток из сухофруктов.
- Махотка – низкий небольшой глиняный кувшин с широким горлом.
- Осенина – шерсть осенней стрижки.
- Чучух – начинённый свиной желудок.
- Вентерь – рыболовная снасть.
- Чикилики – женское украшение, связанное сеткой из жемчуга, которое обвивало лоб и спускалось за уши.
- Самавар- кухня – самавар с перегородкой внутри, для приготовления в походах одновременно каши и супа.
- Таган – опора на которую вешают казан.
- Казан – котёл для приготовления пищи.
- Карпетки – шерстяные носки.
- Вы хорошо справились с заданием и убедили нас в том, что вы знаете значение этих слов….
ТУР № 2. «ПРОВОДЫ КАЗАКА НА ВОЙНУ»
Учащийся: Одно из важных событий в жизни казаков были проводы на войну. В старину, перед выездом из дома на войну, коня казаку приводила жена. По обычаю, она передавала повод, приговаривала: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, осеняя себя крестным знамением, потом и карьером уходил к месту сборов.
ТУР № 3. Конкурс «Соберись быстрее в поход»
Отправляясь в поход, казак брал с собой только, необходимое. Сейчас немного поиграем, нужно, выбрать нужные в походе предметы и вещи, и рассказать, почему они необходимы. Победит тот, кто правильно выберет.
Выбираются два мальчика – казака. Ребята как вы считаете все ли вещи нужны в походе?
Может что-то лишне?
Всегда, везде всю жизнь казака - сопровождали песни!
Как за Доном, за рекой, под зеленым дубом
Расставалася казачка с парнем черночубым
Ой да, ойда да ойда, ойда ойдада ойда
Расставалася казачка с парнем черночубым
Расставалася она в поле у Ростова
Обнимала, целовала конника лихова
Ой да, ойда да ойда, ойда ойдада ойда
Обнимала, целовала конника лихова
И сказал парнишка ей, на коня взлетая
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая
Ой да, ойда да ойда, ойда ойдада ойда
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая
ТУР № 4. «Конкурс пословиц и поговорок»
(Слайд о казаках)
Ученик: Много у казаков было суеверий и поверий, гутарили о них на посиделках.
(Казачки ведут разговор)
Ученик 2:- Веником не надо бить нападет короста.
Ученик 1:- Нож подавать другому лезвием - значит мыслить этому человеку зло.
Ученик 2:- Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать: икота иди до воды, а кто около воды, того за ухо приведи!
Ученик 1:- В понедельник рубашку не меняют – напасть будет.
Ребёнок 1: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.
Ребенок 2 : Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребёнок 2: Начни
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок ): А я знаю другую сказку.
Ребенок: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 1:Шли.
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 1: Нашли.
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 1: Дал.
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 1: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 1:Что?
Ребенок 2: Да кожух!
Ребенок 1: Какой?
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается встают, а перед этим сидели, руки в боки)
Ребенок 3: Шли.
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли.
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал.
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял!
Ребенок 2: Так где кожух? (на повышенном тоне, руки вверх)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух!
Ребенок 3: Какой?
Кл./рук.: Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
« Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость...» - говорил наш земляк М. А. Шолохов.
А какие вы ребята, знаете пословицы и поговорки?
- Дон тихий, а слава о нём громкая!
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
-Казак родился – Отчизне пригодился!
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
-Тяжкий грех с родителями ссорится.
-Наготовлено, как на Маланьину свадьбу. Эта пословица связана с историческим фактом. Войсковой атаман увидел на базаре красивую, бойкую казачку и влюбился. Свадьбу сыграл пышную, столы стояли на улице Старочеркасска километр длинною, пир длился неделю.( ученик. )
ТУР № 5. «Посиделки»
(Слайд о курене и быте казаков)
Ученица. У казаков говорят ни петь, а «играть» песню. Это то, что идёт от души, от сердца, то чему научились от дедов и прадедов. Наши посиделки продолжаются.
ЧАСТУШКИ.
1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Местные частушки!
2. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
3. Мы с веселой песней дружим,
По казачьи, говорим.
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим!
4. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
5. Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
6. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
(Ученица)Девочка подбоченившись, приглашает «А вы чево сидите, выходите танцевать».
ПЕСНЯ КАЗАКОВ. «Эх Донские казаки»
КЛ./РУК. (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) Каждое древо сильно своими корнями, отруби их – дерево погибнет. Так и народ, не знающий своей истории, культуры обречён на исчезновение. Заканчивая классный час, я надеюсь, что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через свою жизнь. И на прощанье предлагаю спеть. ПЕСНЯ «АЙ, ДОНЦЫ МОЛОДЦЫ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Символика Донского края
Казачий Круг
Донской казак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС «Вредные привычки: Алкоголь, курение, наркомания, токсикомания»
КЛАССНЫЙ ЧАС «Вредные привычки: Алкоголь, курение, наркомания, токсикомания» ...
Классный час "Алкоголизм, наркотические вещества, курение"
Цель: дать детям основные сведения об алкоголизме, наркомании, табакокурении, познакомить с вредными привычками и их последствиями в подростковой среде. Алкоголизм – Это заболевание, развит...
Классный час в 5 классе «Курение – коварная ловушка»
Цели:познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;дать детям необхо...
Презентация к классному часу "Разговор о вреде курения"
Презентация к классному часу по профилактике правонарушений и применению ПАВ "Разговор о вреде курения"...
Презентация к классному часу "День борьбы с курением"
Россия один из лидеров по числу курильщиков в мире, поэтому просветительские беседы для учащихся необходимы....
классный час по профилактике ВИЧ, курения
Разработка классного часа по профилактике ВИЧ, курения , вредных привычек...