Классный час "Моё здоровье"
классный час (9 класс) по теме

Оришева Елена Евгеньевна

Цель занятия:  рассмотреть определение «здоровье»;  помочь обучающимся осознать своё отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;  уточнить представление учеников о состоянии их здоровья;  обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

Время занятия: 2 урока по 45 мин.

Вопросы занятия: 

  • Что такое здоровье?
  • Почему люди курят, употребляют алкоголи и наркотики?
  • Легко ли отказаться от вредных привычек?
  • Перед кем человек несёт ответственность за своё здоровье?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zdorove.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Моё здоровье

Цель:

- рассмотреть определение «здоровье»;

- помочь обучающимся осознать своё отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;

- уточнить представление учеников о состоянии их здоровья;

- обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

Время занятия: 2 урока по 45 мин.

Вопросы занятия:

  1. Что такое здоровье?
  2. Почему люди курят, употребляют алкоголи и наркотики?
  3. Легко ли отказаться от вредных привычек?
  4. Перед кем человек несёт ответственность за своё здоровье?

Основные понятия

  1. Здоровье
  2. Вредные привычки
  3. Здоровый образ жизни
  4. Пути сохранения здоровья

Структура занятия

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

I этап Введение

Объяснение учителя; постановка проблемы

3 мин.

Обучающие должны понимать цель урока

II этап.

Работа с понятиями

Работа в группах со словарями

17 мин.

Осмысление обучающимися понятия «здоровье»

III этап.

Изучение основной проблемы

Работа в малых группах

40 мин.

Обучающиеся получают подробную информацию о последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков. Осмысление обучающимися значимости рассматриваемых проблем

IV этап

Итоговая дискуссия

Обсуждение итогов работы в малых группах

20 мин

Обучающиеся увидят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации

IV этап.

заключение

Обобщение учителя

10 мин.

Обучающиеся поймут необходимость ЗОЖ для достижения поставленной цели.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме занятия:

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гейне

  1. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, сегодня в ходе урока мы познакомимся с ролью здоровья в жизни человека, факторами, влияющими на здоровье, а также узнаем о том, кто отвечает за здоровый образ жизни и каковы пути сохранения здоровья.

I этап.

Учебная мотивация

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

   «После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

   Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но всё же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы.

- И я тоже, - подхватил Джо. – Плёвое дело!..

   Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплёвывали всё чаще и чаще… несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

  1. Работа по вопросам:

- Что же произошло с детским организмом, если оно настолько бурно прореагировал на табак?

- В чём проявилась реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов пищеварения?

- Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

Постановка проблемы

Большой вред здоровью человека наносят курение, употребление алкоголя и наркотиков, малоподвижный образ жизни. Именно этим проблемам – курить или не курить, употреблять алкоголь или не употреблять его, заниматься физкультурой или нет – посвящено это занятие.

  1. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения табаком. Какое решение вы примете:

- не будете курить вовсе;

- будете курить меньше;

- продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни.

Объясните свой выбор.

  1. Кто чаще всего становится наркоманом?
  2. Л.Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, всё-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы ещё больше, если бы они не одурманивались». О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?

II этап

Работа с понятиями

Работа с понятиями проводится по группам класс делится на 4 группы. Задание каждой группе сформулировать собственное определение здоровья.

(Этот этап проводится в 2 приёма: сначала работа в малых группах, каждая из которых должна дать своё собственное определение и письменно зафиксировать его (4-5 мин.), затем обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой принимает участие сразу весь класс.

Учитель фиксирует все предложения, чтобы потом дать обобщённое определение, которое и будет основой для дальнейшей работы.

Рабочие определения :

  1. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (определение Всемирной Организации Здравохранения)
  2. Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологических сфер жизнедеятельности человека, которое создаёт наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него. (Шаталова Г.С. Философия здоровья. – М., 1997)

III этап

Изучение основной проблемы

- Подумайте, почему люди начинают курить, принимать алкоголь, наркотики?

- Какой вред приносят курение, алкоголизм и наркомания человеку, окружающим его людям?

- В чём причина низкой физической активности населения?

  1. У А.С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок,

А вредную траву зелёну,

Искусством превращённу

В пушистый порошок!

Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам – нашим современницам?

  1. Жизнь людей в современных городах определённым образом влияет на здоровье людей. В чём проявляется это влияние и каково его воздействие на самочувствие людей?
  2. А теперь продолжим работу в группах. Проанализируйте одну из дилемм:
  1. Курить или не курить
  2. Употреблять алкоголь или не употреблять его
  3. Употреблять наркотики или отказаться от их употребления
  4. Заниматься физкультурой или нет

Группам предлагается заполнить таблицы:

1 группа

Мой выбор – не курить

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

2 группа

Мой выбор – не употреблять алкоголь

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

3 группа

Мой выбор -  нет наркотикам

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

4 группа

Мой выбор – заниматься физкультурой

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

После этого каждая группа представляет результаты своей работы. Перед обсуждением в группах дилемм учитель даёт комментарий про курение, алкоголизм, наркотики, ЗОЖ.

Решение проблемной ситуации

Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашёл за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», - гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» - восхитился Андрюха. Серёжа смутился, а Сашка решительно заявил: «…………..».

- Какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?

- Чтобы вы ответили, если бы вам предложили попробовать алкоголь, наркотики или выкурить сигарету?

IV этап

Итоговая дискуссия

Коллективно обсуждается вопрос:

  1. Кто несёт ответственность за здоровье человека?

V этап

Подведение итогов

Задача: показать все возможные последствия каждого варианта и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья несёт сам человек. Ему и решать – быть здоровым, или быть больным.

Обучающиеся называют и обсуждают ключевые слова, толкуют их значение, опираясь на словарь терминов.

Словарь терминов

Алкоголизм – тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое постоянным употреблением спиртных напитков и характеризующееся зависимостью человека от алкоголя.

Здоровье – нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Курение – втягивание в себя дыма тлеющих растительных продуктов.

Наркомания – болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящая к тяжёлым нарушениям функций организма.

Спорт – составная часть физической культуры: комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам.

Завершающий тест

В здоровом теле здоровый дух

На ваш взгляд, верно или неверно каждое из нижеприведённых утверждений?

  1. Самый лучший способ быть в хорошей форме – каждый день делать зарядку с большой нагрузкой.

А) верно                   б) неверно

  1. Чем больше разрабатываешь мышцы, тем слабее они становятся.

А) верно                   б) неверно

  1. Вы не можете переусердствовать в занятиях спортом: чем больше вы занимаетесь, тем лучше

     А) верно                   б) неверно

  1. Эффект от спортивных упражнений наступает тогда, когда вы начинаете задыхаться, выполняя их?

     А) верно                   б) неверно

  1. Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле, и на холоде.

А) верно                   б) неверно

  1. Можно приобрести хорошую форму и поддерживать её, занимаясь спортом всего лишь несколько минут в неделю

     А) верно                   б) неверно

  1. Ритмическая гимнастика – самое лучшее упражнение для разогрева.

     А) верно                   б) неверно

  1. Если вы будете интенсивно и постоянно заниматься спортом, то у вас будут сильные мышцы.

     А) верно                   б) неверно

  1. Для того, чтобы окрепнуть, необходимо, делая зарядку, постоянно увеличивать нагрузку.

     А) верно                   б) неверно

  1. Вы не должны отказываться от вашего обычного комплекса упражнений, если не зажила травма.

      А) верно                   б) неверно

  1. От зарядки только по выходным больше вреда, чем пользы

    А) верно                   б) неверно

Сравните свои ответы с рекомендациями учёных:

  1. Неверно. Вашим мышцам необходимо время, чтобы отдохнуть от большой нагрузки. Лучше всего менять программу: в один день делать лёгкую зарядку, а в другой – увеличивать нагрузку.
  2. Неверно. Что касается мышц, то, если вы постоянно разрабатываете их, это идёт им только на пользу. Многое из того, что мы считаем старением, на самом деле вызвано не перенапряжением мышц, а недостатком нагрузки на них.
  3. Неверно. Если вы слишком переусердствуете в упражнениях, то это может привести к различным травмам. Занимайтесь спортом не чаще 3-4 раз в неделю.
  4. Неверно.  Никогда не доводите себя до такого состояния, когда не будет хватать воздуха. Это может повредить здоровью
  5. Неверно. При жаркой погоде вы быстрее теряете силы и ослабеваете: увеличивается нагрузка на сердце.
  6. Неверно. Хотя делать зарядку даже несколько минут в неделю лучше, чем не делать вообще. Для того, чтобы быть в хорошей форме, вам необходимо заниматься спортом как минимум по 30 мин. в неделю.
  7. Неверно. В качестве разогрева ритмическая гимнастика  - пустая трата времени. Лучше вместо этого позанимайтесь минут 10 упражнениями на растяжку.
  8. Неверно. Только упражнения на поднятие тяжестей (штанга и т.п.) способствуют тому, чтобы вы превратились в звезду бодибилдинга. Остальные упражнения просто укрепляют мышцы.
  9. Верно. Да, это известный метод тренировки. Для того, чтобы вы становились сильнее и выносливее, нужно увеличивать нагрузки на тело, иначе оно привыкнет к предыдущей программе, которую всё легче и легче со временем станет выполнять.
  10. Верно. Прислушайтесь к своему телу и поддерживайте себя в форме, выполняя упражнения, которые не повредят травмированным местам.
  11. Верно. Когда вы занимаетесь всего раз в неделю, у вас больше шансов навредить себе. Для того, чтобы быть в хорошей форме и никак не навредить себе, вы должны заниматься 3-5 раз в неделю.

В заключение, ребята, напишите о своём отношении к проблеме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"

презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"...

Классный час - Здоровый ребёнок в здоровой семье

Классный час содержит конспект, презентации на тему здорового питания и закаливания....

классный час "Здоровый ребёнок в здоровой семье"

классный час с презентацией по здоровому образу жизни для учащихся 5-7 класса...

Классный час "Здоровый дух- в здоровом теле".

Выступление о пользе занятий физической культуры и спорта на городском семинаре для учащихся 7-11-х классов....

Классный час "Здоровые дети - в здоровой семье" (02.09.2013)

Цели:сохранение семейных традиций как основы российского общества и государства;пропаганда здорового образа жизни учащихся, семейных ценностей;сохранение и приумножение здоровья ...

Классный час "Здоровые дети - в здоровой семье"

Данная тема важна и актуальна всегда....

Классный час «Здоровые дети в здоровой семье».

Классный час «Здоровые дети в здоровой семье» для учащихся 9 класса...