Классный час "Моё здоровье"
классный час (9 класс) по теме
Цель занятия: рассмотреть определение «здоровье»; помочь обучающимся осознать своё отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни; уточнить представление учеников о состоянии их здоровья; обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.
Время занятия: 2 урока по 45 мин.
Вопросы занятия:
- Что такое здоровье?
- Почему люди курят, употребляют алкоголи и наркотики?
- Легко ли отказаться от вредных привычек?
- Перед кем человек несёт ответственность за своё здоровье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_zdorove.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Моё здоровье
Цель:
- рассмотреть определение «здоровье»;
- помочь обучающимся осознать своё отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;
- уточнить представление учеников о состоянии их здоровья;
- обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.
Время занятия: 2 урока по 45 мин.
Вопросы занятия:
- Что такое здоровье?
- Почему люди курят, употребляют алкоголи и наркотики?
- Легко ли отказаться от вредных привычек?
- Перед кем человек несёт ответственность за своё здоровье?
Основные понятия
- Здоровье
- Вредные привычки
- Здоровый образ жизни
- Пути сохранения здоровья
Структура занятия
Этап | Методы и формы | Время | Ожидаемые результаты |
I этап Введение | Объяснение учителя; постановка проблемы | 3 мин. | Обучающие должны понимать цель урока |
II этап. Работа с понятиями | Работа в группах со словарями | 17 мин. | Осмысление обучающимися понятия «здоровье» |
III этап. Изучение основной проблемы | Работа в малых группах | 40 мин. | Обучающиеся получают подробную информацию о последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков. Осмысление обучающимися значимости рассматриваемых проблем |
IV этап Итоговая дискуссия | Обсуждение итогов работы в малых группах | 20 мин | Обучающиеся увидят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации |
IV этап. заключение | Обобщение учителя | 10 мин. | Обучающиеся поймут необходимость ЗОЖ для достижения поставленной цели. |
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Работа по теме занятия:
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне
- Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, сегодня в ходе урока мы познакомимся с ролью здоровья в жизни человека, факторами, влияющими на здоровье, а также узнаем о том, кто отвечает за здоровый образ жизни и каковы пути сохранения здоровья.
I этап.
Учебная мотивация
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но всё же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы.
- И я тоже, - подхватил Джо. – Плёвое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплёвывали всё чаще и чаще… несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
- Работа по вопросам:
- Что же произошло с детским организмом, если оно настолько бурно прореагировал на табак?
- В чём проявилась реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов пищеварения?
- Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?
Постановка проблемы
Большой вред здоровью человека наносят курение, употребление алкоголя и наркотиков, малоподвижный образ жизни. Именно этим проблемам – курить или не курить, употреблять алкоголь или не употреблять его, заниматься физкультурой или нет – посвящено это занятие.
- Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения табаком. Какое решение вы примете:
- не будете курить вовсе;
- будете курить меньше;
- продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни.
Объясните свой выбор.
- Кто чаще всего становится наркоманом?
- Л.Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, всё-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы ещё больше, если бы они не одурманивались». О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?
II этап
Работа с понятиями
Работа с понятиями проводится по группам класс делится на 4 группы. Задание каждой группе сформулировать собственное определение здоровья.
(Этот этап проводится в 2 приёма: сначала работа в малых группах, каждая из которых должна дать своё собственное определение и письменно зафиксировать его (4-5 мин.), затем обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой принимает участие сразу весь класс.
Учитель фиксирует все предложения, чтобы потом дать обобщённое определение, которое и будет основой для дальнейшей работы.
Рабочие определения :
- Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (определение Всемирной Организации Здравохранения)
- Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологических сфер жизнедеятельности человека, которое создаёт наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него. (Шаталова Г.С. Философия здоровья. – М., 1997)
III этап
Изучение основной проблемы
- Подумайте, почему люди начинают курить, принимать алкоголь, наркотики?
- Какой вред приносят курение, алкоголизм и наркомания человеку, окружающим его людям?
- В чём причина низкой физической активности населения?
- У А.С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелёну,
Искусством превращённу
В пушистый порошок!
Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам – нашим современницам?
- Жизнь людей в современных городах определённым образом влияет на здоровье людей. В чём проявляется это влияние и каково его воздействие на самочувствие людей?
- А теперь продолжим работу в группах. Проанализируйте одну из дилемм:
- Курить или не курить
- Употреблять алкоголь или не употреблять его
- Употреблять наркотики или отказаться от их употребления
- Заниматься физкультурой или нет
Группам предлагается заполнить таблицы:
1 группа
Мой выбор – не курить
№ п/п | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
2 группа
Мой выбор – не употреблять алкоголь
№ п/п | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
3 группа
Мой выбор - нет наркотикам
№ п/п | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
4 группа
Мой выбор – заниматься физкультурой
№ п/п | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
После этого каждая группа представляет результаты своей работы. Перед обсуждением в группах дилемм учитель даёт комментарий про курение, алкоголизм, наркотики, ЗОЖ.
Решение проблемной ситуации
Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашёл за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», - гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» - восхитился Андрюха. Серёжа смутился, а Сашка решительно заявил: «…………..».
- Какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?
- Чтобы вы ответили, если бы вам предложили попробовать алкоголь, наркотики или выкурить сигарету?
IV этап
Итоговая дискуссия
Коллективно обсуждается вопрос:
- Кто несёт ответственность за здоровье человека?
V этап
Подведение итогов
Задача: показать все возможные последствия каждого варианта и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья несёт сам человек. Ему и решать – быть здоровым, или быть больным.
Обучающиеся называют и обсуждают ключевые слова, толкуют их значение, опираясь на словарь терминов.
Словарь терминов
Алкоголизм – тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое постоянным употреблением спиртных напитков и характеризующееся зависимостью человека от алкоголя.
Здоровье – нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Курение – втягивание в себя дыма тлеющих растительных продуктов.
Наркомания – болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящая к тяжёлым нарушениям функций организма.
Спорт – составная часть физической культуры: комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам.
Завершающий тест
В здоровом теле здоровый дух
На ваш взгляд, верно или неверно каждое из нижеприведённых утверждений?
- Самый лучший способ быть в хорошей форме – каждый день делать зарядку с большой нагрузкой.
А) верно б) неверно
- Чем больше разрабатываешь мышцы, тем слабее они становятся.
А) верно б) неверно
- Вы не можете переусердствовать в занятиях спортом: чем больше вы занимаетесь, тем лучше
А) верно б) неверно
- Эффект от спортивных упражнений наступает тогда, когда вы начинаете задыхаться, выполняя их?
А) верно б) неверно
- Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле, и на холоде.
А) верно б) неверно
- Можно приобрести хорошую форму и поддерживать её, занимаясь спортом всего лишь несколько минут в неделю
А) верно б) неверно
- Ритмическая гимнастика – самое лучшее упражнение для разогрева.
А) верно б) неверно
- Если вы будете интенсивно и постоянно заниматься спортом, то у вас будут сильные мышцы.
А) верно б) неверно
- Для того, чтобы окрепнуть, необходимо, делая зарядку, постоянно увеличивать нагрузку.
А) верно б) неверно
- Вы не должны отказываться от вашего обычного комплекса упражнений, если не зажила травма.
А) верно б) неверно
- От зарядки только по выходным больше вреда, чем пользы
А) верно б) неверно
Сравните свои ответы с рекомендациями учёных:
- Неверно. Вашим мышцам необходимо время, чтобы отдохнуть от большой нагрузки. Лучше всего менять программу: в один день делать лёгкую зарядку, а в другой – увеличивать нагрузку.
- Неверно. Что касается мышц, то, если вы постоянно разрабатываете их, это идёт им только на пользу. Многое из того, что мы считаем старением, на самом деле вызвано не перенапряжением мышц, а недостатком нагрузки на них.
- Неверно. Если вы слишком переусердствуете в упражнениях, то это может привести к различным травмам. Занимайтесь спортом не чаще 3-4 раз в неделю.
- Неверно. Никогда не доводите себя до такого состояния, когда не будет хватать воздуха. Это может повредить здоровью
- Неверно. При жаркой погоде вы быстрее теряете силы и ослабеваете: увеличивается нагрузка на сердце.
- Неверно. Хотя делать зарядку даже несколько минут в неделю лучше, чем не делать вообще. Для того, чтобы быть в хорошей форме, вам необходимо заниматься спортом как минимум по 30 мин. в неделю.
- Неверно. В качестве разогрева ритмическая гимнастика - пустая трата времени. Лучше вместо этого позанимайтесь минут 10 упражнениями на растяжку.
- Неверно. Только упражнения на поднятие тяжестей (штанга и т.п.) способствуют тому, чтобы вы превратились в звезду бодибилдинга. Остальные упражнения просто укрепляют мышцы.
- Верно. Да, это известный метод тренировки. Для того, чтобы вы становились сильнее и выносливее, нужно увеличивать нагрузки на тело, иначе оно привыкнет к предыдущей программе, которую всё легче и легче со временем станет выполнять.
- Верно. Прислушайтесь к своему телу и поддерживайте себя в форме, выполняя упражнения, которые не повредят травмированным местам.
- Верно. Когда вы занимаетесь всего раз в неделю, у вас больше шансов навредить себе. Для того, чтобы быть в хорошей форме и никак не навредить себе, вы должны заниматься 3-5 раз в неделю.
В заключение, ребята, напишите о своём отношении к проблеме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"
презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"...
Классный час - Здоровый ребёнок в здоровой семье
Классный час содержит конспект, презентации на тему здорового питания и закаливания....
классный час "Здоровый ребёнок в здоровой семье"
классный час с презентацией по здоровому образу жизни для учащихся 5-7 класса...
Классный час "Здоровый дух- в здоровом теле".
Выступление о пользе занятий физической культуры и спорта на городском семинаре для учащихся 7-11-х классов....
Классный час "Здоровые дети - в здоровой семье" (02.09.2013)
Цели:сохранение семейных традиций как основы российского общества и государства;пропаганда здорового образа жизни учащихся, семейных ценностей;сохранение и приумножение здоровья ...
Классный час "Здоровые дети - в здоровой семье"
Данная тема важна и актуальна всегда....
Классный час «Здоровые дети в здоровой семье».
Классный час «Здоровые дети в здоровой семье» для учащихся 9 класса...