КЛАССНЫЙ ЧАС
материал по теме

Классный час,посвященный ДнюЗнаний

«Чудо- остров Свияжск»

Классный час, посвященный Дню Знаний.

Цель: - формирование интереса к культуре и истории родного края;

- воспитание основ эстетической культуры ;

- гражданской ответственности .

Содержание классного часа.

Свияжск- город на острове , "город — покоритель Казани"

превратился в небольшое (около 1000 жителей) село, изначально стоявшее на горе в устье реки Свияги (30 километров вверх по по Волге из Казани.В 1955—57 годах было закончено возведение Куйбышевской ГЭС, и Свияжск оказался отрезан от мира поднявшейся водой. Чудом избежав полного затопления, Свияжск стал одним из самых необычных и своеобразных мест России, к которому вполне применимо определение "не от мира сего". Свияжск — село с 1926 года, поэтому здесь нет и не может быть промышленности. Сельского хозяйства здесь также не ведется (попросту негде), поэтому основное занятие жителей Свияжска — рыболовство. Почти все местные жители имеют лодки, и Волга, лежащая к северу от города, летом вся буквально усеяна рыбаками. За определенную плату рыбаки могут перевезти вас на другой берег.

Свияжск как город — продукт уникальной, не имеющей аналогов в мировой истории военной операции, предпринятой Иваном Грознымдля покорения Казанского ханства. Несмотря на то, что ханство к середине XVI века переживало глубочайший экономический кризис, Казань оставалась мощнейшей крепостью, а ее защитники во главе с имамом Кул Шарифом отличались невероятным боевым духом. Походы, предпринимавшиеся Иваном Грозным с 1547, не приносили успеха. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Однако к этому времени граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и стратеги Ивана Грозного разработали уникальный план строительства крепости на самых подступах к вражеской столице.
24 мая 1551 году русские войска заняли позицию у берега Свияги, а в то же самое время на верхней Волге, в городке Мышкин (недалеко от Углича) был срублен деревянный кремль. Затем мышкинцы пометили каждое кремлевское бревно, разобрали постройку, и несколькими плотами сплавили крепость по Волге. Около устья Свияги плоты были выловлены, и из готовых бревен в течение четырех недель на горе Круглой была возведена крепость, по размерам сравнимая с Московским кремлем. Свияжск стал основным плацдармом русских войск, и вскоре Казань была взята и разрушена.
Однако на этом история Свияжска не прекратилась. Свияжск сделался полноценным городом, пригородом Казани, и пока в Казани продолжалась партизанская война, в Свияжске Постник Яковлев и Иван Ширяй возводили неповторимые образцы русского зодчества. Долгое время именно Свияжск, а не Казань, был столицей всего региона.

Казань оставалась более крупным городом, и уже в XVIII веке использовать небольшой город в качестве административного центра было невыгодно. С этого времени начался упадок Свияжска, превращение его в небольшой уездный городок, один из многих сотен.
К началу XX века население Свияжска стало настолько незначительным, что в 1926 году город был преобразован в село. Однако незадолго до этого, в годы Гражданской войны, в Свияжске некоторое время располагалась ставка Льва Троцкогочто позже сказалось на судьбе города.
В 1955 году было закончено возведение Куйбышевской ГЭС в Тольятти, и среднее течение Волги превратилось в грандиозное водохранилище. Сотни деревень и некоторые города оказались затоплены, но Свияжск, изначально стоявший на вершине горы, избежал этой участи, и село с белокаменными соборами превратилось в неповторимый "Город на Острове", одну из главных достопримечательностей Поволжья.

 

 

ЛЕГЕНДЫ О СВИЯЖСКЕ

О первом походе самого царя и великого князя на Казань и о том, как приглянулось ему место для постройки города

Царь же и великий князь, услышав, что казанский царь Сафа-Гирей, неистовый воин, лютый зверь и кровопийца, умер злой смертью и что между вельможами его и всеми казанцами начались междоусобицы и борьба, и царит там самоволие, взволновался умом и уязвился сердцем, и разгорелся божественным усердием защитить христианство. И в третий год своего царствования собрал он всех князей, и воевод, и все русское воинство и в зимнее время, в году 7058 (1550), сам пошел к Казани со многими тысячами.

И была для воинов большим бедствием зимняя стужа, к многие поумирали от морозов и от голода, и коней пало бесчисленное множество. Зима тогда была долгой и морозной, к тому же и весна началась рано, и целый месяц непрестанно шли проливные дожди - не знаю, Бог ли так устроил или по волхвованию казанских волхвов это случилось,- так что все воинские станы и лагеря потонули в воде, и не было сухого места, где бы можно было остановиться, и обогреться у огня, и просушить одежду, и сварить еду.

Поэтому в тот раз недолго стояли русские под Казанью, только три месяца - с 25 декабря до 25 марта. Каждый день штурмовали они город, стреляя по стенам из больших пушек. И не дал Бог московскому царю и великому князю взять Казань, ибо не было там в это время царя на царстве и потому не славно было бы взять его.

И возвратился он на Русь, пожегши и опустошив всю казанскую землю, мстя за жестокую смерть своих людей у города.

И когда шли они Волгою назад по льду, в 15 верстах от Казани, на реке, называемой Свиягой, устье которой впадает в Волгу, увидел он между двумя реками высокую гору и место, подходящее для постройки города: весьма просторное, крепкое и красивое. И полюбил он его всем сердцем, но не открыл тогда своего замысла воеводам - ни одному из них ничего не сказал, чтобы не разгневались на него: ведь место то было безлюдное и поросло густым лесом; больше же потому, то на это не было тогда времени.

По берегам обеих этих рек - Свияги и Волги - простираются луга, богатые травами и красивые. Вдали же от рек, но склону горы, разбросаны казанские села, в которых обитает низовая черемиса - ведь в казанских землях проживают две черемисы, об'единяющие три народа, четвертый же народ - варвары, которые и владеют ими: первая черемиса по эту сторону Волги сидит, между высокими горами по долинам, и называется она горной; вторая же черемиса живет по другую сторону Волги и зовется луговой из-за низости и ровности той земли. Жители же земли той все хлебопашцы и труженики и свирепые ратники. В той же луговой стороне есть черемиса кокшайская и ветлужская; живут они в безлюдных лесных местах, не сеют и не пашут, но питаются охотой и рыбной ловлей и живут, как дикие.

И, придя в Москву, царь и великий князь распустил свое войско на отдых и не разгневался на воинов за то, что не исполнили они своего дела, и худым словом не попрекнул их за неудавшийся свой поход. И не ослабло всегдашнее его стремление и желание овладеть Казанью; не ленясь, не переставал он со слезами молиться Господу, не теряя надежды своей.

 

О сне, привидевшемся царю и великому князю, и о послании им во второй раз своих воевод к Казани, и о строительстве города Свияжска

И внезапно явилось ему, как некогда царю Константину, видение некое во сне, в котором показано было увиденное им место и повелевалось поставить там город на устрашение казанцам, дабы скрылись они от лица его и была бы для пограничных русских земель от этого города помощь и защита, а для воюющих с казанцами стал бы он надежной крепостью, чтобы могли они жить в нем, как дома, в своем городе на Руси, время от времени выходя оттуда и разоряя казанскую землю. Когда же пробудился он ото сна, то понял, что истинно видение это, а не ложно.

И вскоре, призвав к себе много раз упоминавшегося прежде царя Шигалея из его вотчины - Касимова, поскольку был он предан ему больше других царей и князей, повелел ему идти со всеми служащими ему варварами к Казани, ибо хорошо ему уже знакома была Казань и известны все казанские обычаи.

Посылает с ним царь и великий князь девять старших своих воевод: первым - князя Петра Шуйского, вторым - князя Михаила Глинского, третьим - князя Семена Микулинского, четвертым - князя Василия Оболенского-Серебряного, пятым - брата его Петра Серебряного, шестым - Ивана Челядина, седьмым - Данилу Романова, восьмым - Ивана Хабарова, девятым - Ивана Шереметьева. С ними послал он и других воевод, а также многочисленное русское войско, хорошо вооруженное и разукрашенное золотом, и мастеров, и градостроителей, и работников. И повелел он им разорять и захватывать в плен казанские улусы и не щадить ни женщин, ни детей, ни старых, ни малых, но всех склонять под меч, и воздвигнуть на облюбованном им и, более того, Богом избранном месте город, и, когда будет возможно, всячески неослабно докучать Казани.

Царь же Шигалей Касимовский принял повеление царя, самодержца своего, с веселым сердцем, без гнева, хулы или скорби. И все знатные воеводы, и все московское воинство радостно выступило в поход на Казань, как будто уже предчувствуя победу, быстро совершая переход вплавь, в ладьях, по великой реке Волге - течет она из Руси прямо на восток; в пяти верстах в сторону от нее и стоит город Казань, на левом берегу, - везя с собою на больших белозерках готовый деревянный город, заново искусно построенный в том же году.

И плыли они тридцать дней и пришли в землю казанскую на реку Свиягу, на указанное им место месяца мая в шестнадцатый день, в седьмую субботу после Пасхи. И остановились там, не дойдя до Казани пятнадцати верст. И открылось им очень удобное и красивое место, и полюбилось оно царю Шигалею и всем его вельможам, и возрадовались все войска. И наутро, в воскресенье, распустил царь свои войска по казанским улусам - разорять и брать в плен горную и нижнюю черемису. Первому же войску, пехотинцам, повелел он на горе той рубить лес и расчищать место для постройки города. И вскоре Божиим повелением и с Его помощью, по прошествии лишь немногих дней, дело подошло к концу, и, собрав готовые части, поставили город, большой и красивый, в году 7059 (1551), месяца июня в тридцатый день.

И поставили в нем деревянную соборную церковь Рождества пречистой богородицы, и построили внутри города шесть монастырей, в одном из которых - храм преподобного Сергия-чудотворца. И все воеводы, и бояре, и купцы, богатые люди и простые жители поставили себе в городе светлые дома и хорошо устроили свою жизнь. И наполнились все люди радостью и веселием прославили Бога.

О раздававшемся в том месте звоне и о чудесном явлении Сергия-чудотворца

Многие тогда свершились исцеления от иконы великого чудотворца Сергия: слепые у гроба его прозревали, немые начинали говорить, хромым он даровал способность ходить, сухоруким - владеть руками, глухим - слух, и бесов он изгонял, и освобождал из казанского плена, и всякий недуг исцелял данной ему от Бога благодатью. Подобно тому, как если бы некий царь, полюбив свой город и желая в нем царствовать, стал украшать его всякими дорогими вещами и зримыми красотами, дабы стал он от этого прекрасным и прославили бы его иноземцы из дальних стран, и купцы, и все люди, входящие в него, ибо, увидев его, удивились бы они и, вернувшись в свои земли, рассказали другим о красоте его, - также и блаженный наш Сергий-чудотворец благими своими знамениями и чудесами украсил и прославил новый город свой, отчего всем стало ясно, что хочет он в нем пребывать постоянно и всегда оберегать от варваров город свой и всех людей своих, в нем живущих.

Место же, где вырос город, было таково: подалее от него подходили к нему высокие горы, вершины которых покрывал лес, простирались глубокие стремнины, непроходимые чащи и болота; вблизи же города, возле одной из стен, находилось небольшое озеро, имеющее вкусную воду и богатое всякой мелкой рыбой, пригодной для питания людей - из него берет начало река Щука, которая сначала обтекает вокруг города, а затем, немного пройдя, впадает в реку Свиягу. На этом прекрасном месте между двух рек, Волги и Свияги, и встал новый город.

И явилось первое знамение Божьей помощи благодаря молитвам пречистой богородицы и всех новых святых русских чудотворцев: на третий день после того, как пришли царь и воеводы и начали строить Свияжский город, явились к ним с дарами, предупредив заранее через послов, старейшины, сотники горной черемисы, и стали молить царя и воевод, чтобы они не разоряли их, сказав, что князья их и мурзы бросили их, а сами укрылись в Казани вместе с женами своими и детьми. И присягнула тогда вся горная черемиса царю и великому князю, и перешла на его сторону половина жителей казанской земли. И посланы были царем и воеводами в их улусы писари, которые переписали сорок тысяч умелых стрелков, кроме молодых и старых; не достигших зрелости юношей и стариков не переписали.

И рассказали, тужа и жалуясь, царю и воеводам нашим старейшины, сотники горной черемисы, живущие неподалеку от Свияжска, то, что было им хорошо и подробно известно:

"За пять лет до постройки этого города, когда царь наш уже умер и место это было еще безлюдно, а город Казань пребывал в мире и вы несильно разоряли нашу землю, слышали мы здесь часто звонящий по русскому обычаю церковный колокол. И напал на нас страх, недоумевали мы и дивились, и много раз посылали неких быстроногих юношей добраться до места того и посмотреть, отчего это происходит. И слышали они прекрасно поющие, как во время церковной службы, голоса, а самих поющих не видели; одного только увидели старого каратуна вашего, то есть старца-калугера, ходящего по тому месту с образом и крестом, и благословляющего на все стороны, и кропящего святой водой, как если бы он любовался этим местом и размерял, где поставить город. Место же все то наполнилось благоуханием.

Много раз посланные нами юноши, отважившись, поджидали его, чтобы свести в Казань и допросить, откуда он приходит на это место. Он же не давался им в руки. Они и стрелы в него пускали из луков, чтобы, подстрелив, схватить его, но он становился невидим. Стрелы же их не долетали до него и не поражали его, но летели вверх, а опускаясь, переламывались пополам и падали на землю. И, устрашившись, юноши те убегали прочь. Мы же удивлялись и, дивясь, размышляли про себя: "Что нам предвещает это знамение?"

И рассказали мы обо всем господам нашим - князьям нашим и мурзам. Они же, пойдя в Казань, рассказали обо всем царице нашей и казанским вельможам. Царица же и вельможи также удивились и ужаснулись появлению того старца".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание по итогам 3 четверти в 6 а классе Родительское собрание по итогам 3 четверти в 6 а классе

Слайд 2

Наши достижения

Слайд 3

Информация для родителей

Слайд 4

1.Ознакомление со статьями Кодекса РФ « ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Слайд 5

Тестирование Русский язык Математика Татарский язык История Английский язык

Слайд 6

№ ФИО УЧ-СЯ ГДЕ ОТДЫХАЕТ ПРИМЕ ЧАНИЕ ИЮН ИЮЛЬ АВГУСТ 2 . ЛЕТНИЙ ОТДЫХ УЧАЩИХСЯ

Слайд 7

Школьная форма Примерка -14 и 26 апреля

Слайд 8

3 . НПК по итогам Второй мировой войны

Слайд 9

4.День космонавтики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...