Формы работы с родителями
статья по теме
Описаны все возможные формы взаимодействия родителей и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_raboty_s_roditelyami.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
Родители и школа.
Об эффективных формах взаимодействия.
Выполнила:
Жусубаева Айна Жаныбековна
Цени превыше всех открытий,
Устои жизненные чтя,
Три мира воедино слитых,
Семью, учителя, дитя.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. Названная проблема затрагивает многие современные школы и нашу школу в том числе. И с каждым годом она становится все более актуальной. Почему? С чем это связано?
В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и в периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого стали реалии последних нескольких лет, свидетелями которых мы являемся:
- болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;
- приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании;
- усиление бродяжничества детей и подростков;
- половая распущенность;
- рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему;
- резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.
Это не полный тревожный перечень нынешних явлений ставит на повестку дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи школы и семьи как одну из актуальных проблем педагогической науки и практики.
В последнее время в нашей школе намечается такая тенденция: учатся дети из разных по типу семей и семейных отношений. И, к сожалению, в этих семьях растут не только дети – коллективисты, но и дети педагогически запущенные с ассоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Есть такие семьи с низким материальным о развитие обеспечением, находящиеся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм родителей, неумение строить бюджет семьи и др.), которые могут породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей); эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в трудовую деятельность, в деятельность, подрывающую физические силы, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход. Неполная семья из – за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков. Семьи со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. Семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодёжи.
Все это порождает проблемы, возникшие в современной школе.
Школа всегда стремилась слить воедино три мира: родителей, учите и детей. В единении и целенаправленности – успех всей работы по формированию личности. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную , творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа перед собой ставит много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семь является самым мощным средством в формировании личности ребенка .
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объединяются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь отца и матери к детям уродует их».
Инновационные процессы, новые технологии, которые внедряются в учебно – воспитательный процесс, рассчитаны на то, чтобы прежде научить жить, а потом учить решать задачи по предметам.
Школа без семьи не в состоянии в одиночку решить эту проблему.
В связи с этим педагоги нашей школы решили заменить сам подход к организации и проведению традиционных форм работы с родителями, основной из которых является родительское собрание. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе и школе.
Поэтому одной из забот классного руководителя является организация работы с родительской общественностью, оказание ей методической помощи. Объектами внимания для классного руководителя должны стать родительский комитет и созданный на его основе Совет класса.
Хорошо, если обязанности в родительском комитете распределяются так: председатель, казначей ответственный за помощь детям в учебе, ответственный за хозяйственную работу, ответственный за культмассовую работу.
Председатель организует работу родительского комитета, составляет план работы, активно участвует в организации и проведении родительских объединений.
Казначей собирает родительские средства на нужды классного коллектива, составляет вместе с классным руководителем смету расходов, отчитывается перед родителями за использование средств.
Ответственный за учебную работу проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителей оказывает помощь отстающим в учебе детям, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.
Ответственный за хозяйственную работу организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.
Ответственный за культмассовую работу организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.д.
В нашей школе проводятся классными руководителями проводятся лектории («Курить – здоровью вредить!» , «Физиологические и психологические особенности старших школьников», «Выбор профессий – дело серьезное» и т.д.), которые оказывают помощь родителям в преодолении затруднений по тем или иным вопросам.
Очень важной формой взаимодействия школы и родителей является вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Это участие во всех видах внеурочной деятельности, будь то экскурсии, походы, вечера, турниры, конкурсы, ремонт и благоустройство школы. Участие в работе Совета школы, школьного и родительского комитета.
Индивидуальная работа проводится социальным педагогом с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.
Посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике очень спорная. С одной стороны классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, и значит, сможет по возможности влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что ведет к осложнению взаимоотношений педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике учитель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить!»;
- нельзя вести беседу в агрессивном тоне!
- не поучайте родителей, а советуйте!
- желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями.
Эффективными формами являются:
- индивидуальные тематические беседы и с группами родителей («Мужская рука», «Отец – кормилец или воспитатель», «Здоровая семья»);
- педагогические практикумы для родителей (родителям предлагаются на обсуждение ситуации, которые помогут решить возникшие проблемы)
Еще одной из форм взаимодействия с родителями являются дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и представителями администрации.
Школа в течение года проводит встречи с родителями – конференции. Проблемы, обсуждаемые на этих конференциях, становятся темой разговора и на родительских собраниях. В будущем мы планируем проведение родительских собраний самими родителями, членами родительских комитетов (используя опыт других школ).
В работе конференции принимают участие представители администрации школы, различные специалисты (психологи, участковый, медицинские работники и другие, учителя). Тематика таких конференций разнообразна: от знакомства с концепцией и программой развития школы до проблем социальной и психологической защиты детей, их безопасности. В выступлениях на общем собрании сообщается актуальная информация, ставятся вопросы для обсуждения (как руководителями и педагогами школы, так и родителями).
Одна из форм взаимодействия – посещение родителями занятий не только в тех классах, где учатся их дети, но и занятий в старших классах как показатель перспективы развития детей в школе. После посещения желательно проводить обсуждение проблем. В ходе этих обсуждений не только вырабатываются совместные решения по тем или иным вопросам школьной жизни, но и происходит постепенное изменение родительских установок, неявное согласование целей образования, изменение отношения к школе, ко многим принципиальным вопросам воспитания и обучения, развития ребенка.
Администрация школы планирует тематику собраний на год, что позволяет совместно с родителями решать не только текущие, но и стратегические задачи развития школы. Планирование тематики родительских собраний желательно проводить в режиме обсуждения, в котором будут принимать участие родители, классные руководители, администрация школы. Ставятся проблемы, актуальные для развития ребенка в образовательной среде общения.
В нашей школе разработаны единые требования к педагогической деятельности родителей.
- Родители воспитывают труженика, доброго человека.
- Хорошая, здоровая жизнь ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример – главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей.
- Физическое воспитание детей – первейшая обязанность родителей. Они обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде.
- Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через их участие в домашнем и учебном труде, в общественно полезной работе, в производительном труде. Это позволяет приучить детей преодолевать трудности.
- Вместе с учителем, классным руководителем родители определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей, устанавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей контролировать выполнение детьми режима дня.
- Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирования убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости детей, о приобретении ими прочных и глубоких знаний, практических навыков.
- Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят фильмы, умеют ли пересказывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинокартину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы.
- Родители помогают своим детям в подборе друзей, приучая их брать пример с хороших поступков товарищей и при необходимости оказывать положительное влияние на друзей. Если это не удается, то родители предлагают ребенку не общаться с таким товарищем.
- Родители интересуются общественной работой детей, их участием в школьной работе, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей.
- Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде. Главное же – бороться за нравственную красоту самого человека.
- Родители создают и одерживают в семье трудовые семейные традиции, соблюдают положительные семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют семью.
- Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, средствах наказания и т.п. В вопросах воспитания детей старшие должны действовать согласовано.
- Родители видят в школе своего друга, помогают администрации школы, учителям, родительскому комитету. Родители не должны при детях критиковать школу и учителей. Они обязаны поддерживать в глазах детей авторитет школы и требовать от них точного выполнения требований и просьб учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и руководителям школы в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах. Тогда дети будут лучше учиться и трудиться.
- Родителям очень важно постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший опыт воспитания детей в других семьях.
- Воспитание детей – это наш общий большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.
Подводя итог своего выступления, хочется сказать о том, что только в единстве родителей, школы, детей можно достигнуть положительных результатов в воспитании и формировании ребенка как полноценного человека, культурного, высоконравственного, творческого и социально зрелого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы работы с родителями"
"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны" В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...
Презентация "Формы работы с родителями"
В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...
«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...
Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями
Одним из важных направлений работы классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок, где и формируется его личность, характер и мо...