Воспитательная программа
рабочая программа по теме

Эркенова Галина Борисовна

Воспитательная программа. "Здоровийск"  Здоровьесбережение в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroveysk.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Школа – один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Она должна стать образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей взрослой жизни. В связи с этим возникает необходимость изменения содержания и структуры образования, обобщения опыта использования здоровьесберегающих технологий в обучении, развитии и воспитании детей, направленных на оптимизацию учебной нагрузки и внеурочной деятельности учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников.

В настоящее время задача оздоровления подрастающего поколения определена в качестве приоритетного направления в образовательной и воспитательной деятельности школ города. Средняя общеобразовательная школа № 42 города Воркуты занимается созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья и качественное образование.В школе созданы все условия, чтобы ребенок мог проявить себя не только в учебе, но и в спорте, труде, творчестве, сохранив при этом свое здоровье.

Поэтому возникла необходимость создать воспитательную программу  «Здоровейск», ориентированную на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни у младших школьников.

На этапе разработки данной программы  необходимо было уточнить педагогические  задачи и откорректировать способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно спроектировать динамику становления личности каждого ребенка, сформировать его духовно-нравственные качества. С этой целью был проведен мониторинг процесса воспитания в классе. Получив и осмыслив диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, собрав все фактические данные, произведя необходимый комплексный анализ эффективности оказываемых на ребенка воспитательных воздействий, была  скоординирована деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива. Также необходимо было оценить сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного воспитательного процесса. Выполнив все эти исследовательски-педагогические действия, были поставлены задачи воспитательной программы.

Цель программы: развитие здоровой личности с устойчивым поведением, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи:

  1. Формировать готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению, социально ответственную позицию в поступках.
  2. Формировать активную гражданскую позицию, уважение к обществу и власти.
  3. Воспитывать культуру поведения, эстетический вкус, эстетическое отношение к действительности.
  4. Воспитывать у ребенка осознание себя как частицы целостного мира.
  5. Развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности ребенка, детскую одаренность.
  6. Коррекция психофизического и умственного развития детей, профилактика асоциального поведения детей.
  7. Развивать стремление  сохранять главное богатство человека – здоровье.

Приоритетные принципы воспитательной работы

Принцип толерантности.  Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Принцип воспитания успехом.  Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться  как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип создания воспитывающей среды. Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Участники программы:

- учащиеся;

- классный руководитель;

- учителя – предметники;

- педагог – организатор;

- медицинские работники школы;

- педагоги дополнительного образования;

- родительская общественность;

- администрация школы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ведущие направления воспитательной программы.

В целях поставленных задач и достижения эффективности воспитательной системы Программа воспитания «Здоровейск» включает в себя три направления:

Духовное здоровье – воспитание общечеловеческих норм гуманистической морали, доброты, милосердия, нравственного отношения к природе, людям, обществу, к себе.

Нравственное здоровье – воспитание чувства любви к Родине, патриотизма, стремления быть законопослушным гражданином, поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Физическое здоровье – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.  

Направление: Духовное здоровье

Содержание воспитательной работы:

  1. изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса, школы;
  2. изучение социального заказа родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
  3. тщательная подготовка и качественное проведение всех внеклассных мероприятий;
  4. поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
  5. демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;
  6. соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
  7. соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Традиционные мероприятия  по направлению «Духовное здоровье»

  1. конкурс знатоков традиций своей страны;
  2. театрализованное представление «Праздник осени»;
  3. праздник именинного сюрприза;
  4. новогодние театрализованные представления;
  5. путешествие в мир музыкальной культуры;
  6. изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  7. создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель— ученик — родитель»;
  8. разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  9. организация и проведение совместного досуга родителей и учащихся;
  10. демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  11. поощрение родителей, активно участвующих в жизни  класса, школы и т.д.

Направление: Нравственное здоровье

Содержание воспитательной работы:

  1. изучение правовых норм, законов и формирование ответственного к
    ним отношения;
  2. организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  3. сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  4. формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового  выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  5. изучение биографий выдающихся граждан своей страны — патриотов и борцов за Отечество;
  6. развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
  7. организация встреч с представителями общества — истинными гражданами и патриотами своего города;
  8. создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, родному городу, школе;
  9. посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
  10. демонстрация примеров проявления школьниками активной гражданской позиции;
  11. изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
  12. изучение нравственного климата в семьях учащихся и классном коллективе,
    консультирование родителей, учителей-предметников и воспитателей группы продленного дня по  изученной проблеме;
  13. разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
  14. создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
  15. поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Традиционные мероприятия по направлению «Нравственное здоровье»

        В этом возрасте необходимо приобщать учащихся к проектированию своего нравственного поведения и его самосовершенствования. Возможны следующие мероприятия:

  1. школа душевной гимнастики (разрешение нравственных ситуаций);
  2. праздники дружбы и товарищества (в параллели);
  3. аукционы доброты;
  4. конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»;
  5. конкурс проектов «Я хочу помочь людям»;
  6. праздник правовых знаний «Путешествие в страну справедливости»;
  7. конкурс юных правоведов «Его величество Закон»;
  8. интерактивные игры по мотивам русских сказок «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
  9. акции милосердия;
  10. чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков;
  11. конкурс патриотической песни;
  12. читательская конференция по книгам детских авторов «Как поступать нельзя» и т.д.

У  школьников необходимо формировать привычку нравственного поведения. Учащимся необходимо демонстрировать достижения их товарищей в нравственном поведении, формировать культуру общения друг с другом в коллективе.

Большое внимание необходимо уделить демонстрации нравственных достижений выдающихся людей, подчеркивать благородство их поступков.

Классному руководителю необходимо обращать внимание на художественные произведения поэтов и писателей страны и мира, описывающие нравственные поступки человека в самые разные эпохи.

Направление: Физическое здоровье

Содержание воспитательной работы:

  1. изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных  путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;
  2. изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;
  3. изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни учащихся;
  4. изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
  5. разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
  6. учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
  7. всесторонняя демонстрация достижений учащихся, занимающихся  физкультурой и спортом;
  8. поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
  9. контроль результативности занятий физкультурой и спортом;
  10. поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении;
  11. привлечение родителей–энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.        

Развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола.

Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, чтобы в общеобразовательном учреждении существовали строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:

  1. контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;
  2. организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;
  3. организация активных оздоровительных перемен для учащихся;
  4. контроль соблюдения учащимися санитарно-гигиенических требований;
  5. постоянное сотрудничество с медицинской службой школы, города по изучению состояния здоровья контингента учащихся;
  6. организация практической деятельности учащихся по развитию санитарно-гигиенических умений;
  7. постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей;
  8. демонстрация знаний, умений и достижений учащихся в этом направлении.

Традиционные мероприятия по направлению «Физическое здоровье»

  1. спортивные мероприятия «Спортландия» (в классах и в параллелях);
  2. конкурсы на лучшего спортсмена (в классе и в параллели);
  3. театрализованные представления  (например, Малые Олимпийские игры);
  4. «Школа спортивных рекордов» (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями);
  5. походы выходного дня под названием «Папа, мама, я — спортивная семья»;
  6. клуб знакомств «По следам спортивной славы»;
  7. викторины (например, «Спортсмены и судьбы»);
  8. интерактивные игры (например, «Азбука здоровья») и т.д.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  И  СПОСОБЫ  ИХ  ПРОВЕРКИ

        Реализация программы «Здоровейск» способствует формированию ценностно-ориентированного поля воспитательной системы класса - это успех, доброта, образование, красота, порядок, активность, талант и здоровье.

        Модель ученика:

  1. заложены основы  культуры  поведения  развитого человека;
  2. отличается  добросовестностью при  выполнении всех своих трудовых функций;
  3. отличается  активностью в выполнении общественных целей;
  4. работоспособен;
  5. заложены основы  владения системой знаний, умений и навыков, необходимых для свободного выбора своего места в жизни и выполнения своих функций в социуме.

Главный критерий воспитанности ученика -  его  дела,  поступки, мотивы, которыми он руководствуется.


     Для изучения воспитанности учащихся применяются различные методики:

  1. знакомство с документацией;  
  2. наблюдение;  
  3. изучение обстановки в семье;
  4. беседы с учащимися и родителями;  
  5. анализ поступков, поведения в различных ситуациях;
  6. анкетирование;
  7. психолого-педагогические  диагностические карты личности учащегося;
  8. создание  ситуаций,  требующих  проявления тех или иных качеств личности  (деловые и ролевые игры).

     Для реализации программы «Здоровейск» используется диагностика:

  1. диагностика личностного роста и деятельности учащихся;
  2. диагностика деятельности классного руководителя, родителей, педагогов;
  3. диагностика когнитивной сферы личности учащегося (методика «Изучение словесно-логического мышления» Замбадявичене Э.Ф.);
  4. диагностика изучения эмоциональной сферы «Изучение коммуникативных умений» (методика «Шкала явной тревожности CMAS» Дж. Тейлор);
  5. диагностика особенностей проявления воли (методика «Изучение соподчинения мотивов» Чхартишвили Ш.Н.);

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        В процессе реализации воспитательной программы «Здоровейск» используются  следующие педагогические технологии:

  1. технология личностной ориентации педагогического процесса, в основу которой положена педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др.).

 Главные положения:

  1. превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
  2. в центре всей работы - личность  ребенка;
  3. сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

  1. технология коллективного  творческого воспитания (по И.П. Иванову).

 Построена на принципах:

  1. приоритет успешности ребенка;
  2. учет субъективности, талантливости ребенка;
  3. приоритет эстетических ценностей (доброта, любовь и др.);
  4. гуманизация воспитательного процесса;
  5. сотрудничество, партнерство;
  6. групповое влияние на индивидуальные способности личности;
  7. коллективная и общественная значимость деятельности.

  1. игровые технологии (Г.И. Пидкасистый, Эльконин Д.Е.) используются, как средства активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых имеющих возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность.

  1. коммуникативная технология, т.е. воспитание на основе общения (Лозанов Г., Е.И. Пассов, Скалкин В.Л. и др.).

Главное в этой технологии – речевая направленность воспитания через общение. Особенностью этого подхода является то, что воспитанник предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

При реализации программы «Здоровейск» используются разнообразные формы внеклассной работы по направлениям.

Формы внеклассной работы по направлению «Духовное здоровье»:

  1. концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  2. фестивали, конкурсы, выставки фотографий, рисунков, картин, поделок, изготовленных собственными руками;
  3. конкурсы состязания талантов;
  4. дни творчества;
  5. чествование именинников;
  6. тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи, праздники семьи;
  7. праздники — 8 марта, День защитника Отечества, День Знаний, День Учителя и т.д.;
  8. тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  9. походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы;
  10. дни творчества, дни открытых дверей.

Формы внеклассной работы по направлению «Нравственное здоровье»:

  1. тематические классные часы;
  2. встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  3. посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
  4. конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
  5. интерактивные игры патриотической и правовой тематики;
  6. конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
  7. походы, праздники, часы общения, посвященные патриотической теме;
  8. тренинги нравственного самосовершенствования;
  9. театральные и кинопросмотры;
  10. экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города;
  11. праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
  12. клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

Формы внеклассной работы по направлению «Физическое здоровье»:

  1.  беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции по темам, связанным с физкультурой и спортом;
  2. спортивные конкурсы в классе, в параллели, в школе;
  3. общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
  4. спортивные викторины, посвященные спортивной тематике:
  5. конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;
  6. фестивали туристической песни;
  7. спортивные  аукционы;
  8. интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
  9. спортивные ринги, дебаты на спортивную тему;
  10. научные исследования воспитанников по спортивной тематике;
  11. читательские конференции по спортивной тематике;
  12. спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, родителей;
  13. клуб общения «Родители и дети»;
  14. обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».

Формы работы с коллективом воспитанников

 по реализации воспитательной программы «Здоровейск»

Формы работы

Цели и задачи

Формы реализации

1 – 2 классы

Коллективная

Развивать и совершенствовать познавательную деятельность. Обеспечивать условия для формирования коллектива класса. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность

Тематические утренники; сюжетные, спортивные, ролевые, интеллектуальные игры; конкурсы, викторины, КТД, работа в творческих группах;  часы общения, экскурсии, выходы в театр, индивидуальные беседы, посещение семей.

Групповая

Развивать способность к сотрудничеству. Развивать умение работать в группе. Формировать культуру общения с учащимися, педагогами.

Индивидуальная

Выявлять способности каждого ребенка. Выявлять проблемы младшего школьника. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.

3 - 4 классы

Коллективная

Формировать дружный творческий коллектив. Способствовать сплочению класса и формированию его традиций. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно нравственным нормам. Развивать творческие и организаторские способности детей. Стимулировать умение пользоваться правилами культуры умственного труда. Развивать инициативу, самостоятельность детей. Воспитывать культуру взаимоотношений с людьми разных поколений. Организовывать совместный творческий отдых.

Часы общения, КВН, экскурсии, походы, образовательные экспедиции на Собь, спортивные и интеллектуальные игры.

 Фестиваль семейного творчества, подготовка общешкольных и классных дел. Работа инициативных групп, совместное планирование и анализ дел класса и КТД, индивидуальные беседы, диагностирование, социометрические исследования, посещение семей.

Сочинения и творческие работы. Разговор «по душам», тренинги, общешкольные и классные праздники.

 Творческие мастерские, ролевые игры, дискуссионный клуб, выступление с докладами и сообщениями.

Встречи с интересными людьми.

Групповая

Развивать навыки групповой работы. Способствовать возникновению взаимопонимания в коллективе, построению гармоничных межличностных отношений. Воспитывать уважительное отношение к членам группы, помогать в разрешении  конфликтов. Обучать активным формам взаимодействия. Развивать умения и навыки создания положительной  эмоциональной сферы общения. Формировать навыки самостоятельной работы и умения распределять участников классных дел и КТД. Стимулировать интеллектуальное развитие и расширение кругозора воспитанников. Способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности.

Индивидуальная

Изучать индивидуальные особенности личности, развивать способность к осмыслению собственного «Я» и выстраиванию траектории личностного развития. Стимулировать процессы самопознания и самовоспитания. Развивать творческие и организаторские способности детей. Оказывать помощь в осознании законов физического развития личности, пути и следствия сохранения здоровья. Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Взаимодействие с родителями

Родители могут стать хорошими помощниками в работе классного руководителя. Основная форма работы с родителями - родительское собрание. На каждом из них необходимо отмечать различные достижения детей (в учебе, труде, организаторской деятельности и т.д.). Но, наиболее эффективным видом является обязательное проведение просветительской работы с родителями: обзор литературы по воспитанию детей, знакомство с особенностями детей определенного возраста, обучающие занятия по психологии общения, беседы на тему "Отцы и дети" и др. Подобные мероприятия помогают выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом в воспитании детей, задать волнующие их вопросы, а также формируют коллектив родителей-единомышленников, целью которого является продуктивное взаимодействие с детьми.

В работе с родителями также должны использоваться нетрадиционные мероприятия, к проведению которых привлекаются и дети. Эти совместные занятия способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга. Это могут быть футбольные матчи, интеллектуальные игры с родителями, совместные выезды на отдых. Родители приглашаются и на открытые мероприятия, в которых участвует весь класс.

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оптимальным вариантом наиболее успешной работы является создание кабинета, оборудованного классной доской, при наличии ТСО (телевизор, магнитофон, видеомагнитофон), аудио и видеокассеты, дидактический материал для проведения мероприятий, инвентарь для игр, иллюстрации, костюмы или элементы костюмов для проведения сюжетно-ролевых игр, праздников.

        В кабинете должно быть достаточно свободного пространства для того, чтобы учащиеся имели возможность расположиться рядом с классным руководителем по кругу, полукругом и т.д., используя при этом стулья.

        Классный кабинет может содержать стенды с необходимым оформлением.        К оформлению кабинета необходимо привлекать самих ребят, работа которых поможет и им лучше осознать важность совместную деятельность по сплочению коллектива.

        Для проведения праздников или спортивных соревнований необходим актовый или спортивный зал.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. «КАРО». С-Пб. 2004.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассные       мероприятия. «ВАКО». М. 2006.

3. Богомаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся. «Стандарты и мониторинг». № 4. 2002. с. 60-62.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни. «Начальная школа». № 10. 2002. с. 14-16.

5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. «5 за знания». М. 2005.

6. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. «Начальная школа», № 11. 2001. с.23.

7. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. «Просвещение». М. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...