История Ульяновского моторного завода.
презентация к уроку по теме
Знакомство с историей возникновения УМЗ. История Родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motornyy_zavod1.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На крутом волжском берегу, в южной части Ульяновска, высятся светлые корпуса бывшего завода малолитражных двигателей, ныне моторного завода. -Эшелон нужно отправить немедленно. Я не могу больше ждать. Вы понимаете? Ведь идёт война! Начальник станции придвинул вплотную к близоруким глазам предписание: выдано Московским автозаводом Василию Егоровичу антонову. Груз определён одним словом - « особый». Станция называется – Ульяновск .
Прошёл уже месяц, как эшелон покинул ощетинившуюся противотанковыми ежами и стволами зениток столицу. И СТОЛЬКО ЖЕ ВРЕМЕНИ МАСТЕР ЦЕХА ТЕПЛОЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ Василий Антонов был в непривычной для себя роли начальника эшелона особого назначения, наделённого специальными полномочиями.
Москва была в опасности, Антонов не шумел, не стучал по столу кулаком и не совал в лицо железнодорожникам своих многочисленных мандатов, а вместе с ними спокойно , но упорно искал просвет в графике. Железнодорожники прониклись к нему невольным уважением и старались помочь поскорее преодолеть ещё один перегон.
… Мерно постукивали на стыках колёса, эшелон медленно, но верно приближался к станции назначения. Какой он из себя – Ульяновск? Как встретит? И как доберутся до него москвичи, другим маршрутом… Да это тоже волновало Василия Антонова. И основания для беспокойства были. Одновременно с ним Москву покинула колона из 250 автомашин. Это был передовой отряд автозаводцев, который состоял из начальников цехов, служб, отделов, опытных мастеров. Они везли с собой всю технологическую документацию .
Василий помнил, как, прощаясь с начальником автоколонны Григорием Носовым, директор завода Лихачёв сказал: - Обстановка сложная, торопитесь. Словом, сам понимаешь. Одно скажу – документы не должны попасть в руки фашистов ни при каких обстоятельствах… И больше, чем самому себе, желал Василий успеха товарищам, которые пробивались где-то по заснеженным дорогам, подталкивая буксующие грузовики .
И не знал, и не думал тогда Василий Егорович Антонов, что он настолько сроднится с незнакомым городом, что после войны не захочет покинуть Ульяновска. И не на Московском автомобильном, а на Ульяновском заводе малолитражных двигателей раскроются в полную меру его способности, что станет он большим новатором и отличным энергетиком этого предприятия.
Но всё это будет потом. А пока… Пока скрипнули тормоза вагонов, состав замер и кто-то прокричал: - Приехали! Станция Киндяковка ! На этом пустыре зимой 1941 года рождался завод .
Зима была суровая. Ртуть в термометрах упала до отметки ниже 40 градусов. Птицы замерзали на лету. А люди работали. Работали в морозном тумане не день, не два. Целый месяц шла разгрузка прибывающих эшелонов в Ульяновск. Первым, кого встретил Антонов на станции, был старший мастер Иван Павлович Кубарев . Он прибыл в город всего днём раньше. Молча обнялись: с благополучным! Иван Павлович на правах « старожила » ввёл новичка в курс дела: главная задача - поскорее разгрузить оборудование. К этому уже приступили… Склады речного таможенного управления, - пояснил Кубарев . - Были. А теперь это производственные цехи. Во всяком случае должны ими стать… - Н - да, - только и смог произнести Антонов, - задачка, ничего себе … Особенно если учесть, что через месяц завод должен давать продукцию.
1941-1944 гг. Ульяновский автозавод имени Сталина
И никого не удивляло, что вместе с рабочими брались за канаты, таскали тюки со складов и станки в помещения директор завода Павел Иванович Смирнов, секретарь парткома Фёдор Иванович Рылеев, главный экономист Семён Абрамович Швайцбург и многие другие. Тем временем городской комитет партии решал сложнейшую задачу: как обеспечить тружеников эвакуированного предприятия всем необходимым и в первую очередь - жильём. Обстановка была напряжённой : город не мог разместить всех .
В каждой квартире жили по три-четыре семьи. А люди всё прибывали и прибывали. И их вынуждены устраивать на постой в окрестных деревнях: Лаишевке , Вырыпаевке , Кременках . Рабочие устраивались на квартирах, оставляли в них немудрёные пожидки и уходили. Многие редко возвращались на ночлег- не было времени. Их было 600. Шестьсот ульяновских женщин. Назовём некоторых из них: Мария Чечкенева , Александра Блинова , Мария Филалеева , Галина Сергиенко, Прасковья Ожогина , Мария Железнова, сёстры Зина и Вера Лушаковы , Надежда Крутова , Людмила Добровольская, Вера Мордвинова , Любовь Кудякина …
Совсем ещё девчонки и матери семейств, проводившие на фронт своих отцов, мужей, они встали в строй в самое трудное время для страны, пришли на помощь заводу. И вскоре они тоже перестали бывать в своих домах – жили , как солдаты, на передовой, в наспех отрытых возле будущих цехов холодных землянках. Это были добровольцы.
Все знали, что фронт ждёт продукцию. И фронт получил её! Получил наперекор жестоким морозам и суровой неустроенности, острой нехватки самого необходимого. Уже в конце апреля 1942 года была собрана — пока еще не на ленточном конвейере, а на «козлах» — первая машина, «трехтонка» ЗИС-5. Всего таких машин, не считая сборки импортных « Студебеккеров », было выпущено на территории предприятия более 7 тысяч.
Появление на заводе посыльного фельдсвязи насторожил многих. Он сдал в заводоуправление приказ организовать немедленный выпуск малолитражного двигателя серии « Л-3/2». Руководители завода схватились за головы. Надо на новом месте создать новое производство, да притом немедленно. Но время было военное, а приказ есть приказ-завод не сокращая выпуска автомобилей, срочно приступил к переоборудованию одного из цехов, который стал родоначальником большого предприятия - Ульяновского завода малолитражных двигателей.
Труднее всех пришлось ведущему конструктору Николаю Васильевичу Александровскому. Именно на его долю выпала нелёгкая обязанность изготовить все операционные карты на новый двигатель. Не хватало ни дня ни ночи. И СЛУЧИЛОСЬ НЕПРАВДОПОДОБНОЕ . Через два месяца после получения приказа на заводском стенде уже стоял первый малолитражный двигатель. В одиночку и группами рабочие приходили посмотреть на « загадочный» «Л-3/2». Смотрели они на него теперь уважительно. Раз нужно фронту-фронт получит « Элочку ».
Всё для фронта! Всё для победы! Эти слова были в сердце каждого заводчанина.
6 сентября 1944 года на заводе вновь появился посыльный, он привёз пакет директору завода Павлу Ивановичу Смирнову, в котором оказалось « Свидетельство о рождении» самостоятельного завода по производству малолитражных двигателей .
В 1945 году было выпущено 9 057 Л 3/2, а вскоре началось освоение малолитражных двигателей Л 6/3 мощностью 6 л.с. с водяным охлаждением. Двигатели Л 3/2 и Л 6/3 выпускались до 1961 г.
В тот год Волга рано сбросила с себя лёд. Люди ждали мира… Это ожидание стало особенно нетерпеливым, когда в сводках замелькали города близкие к Берлину. Люди работали в эти дни с особенным подъёмом. Старались дать фронту, как можно больше продукции. Если первая смена делала на 180 % , то вторая доводила до 200! И так изо дня в день шло радостное соревнование в честь близкой победы.
«Победа!». Это было 8 мая 1945 года. Завод ликовал. Митинг открыл секретарь парткома Фёдор Иванович Рылеев. -Мужественные солдаты тыла! Спасибо вам за всё, что вы сделали для защиты Советской страны! Огромных вам успехов в мирном, радостном труде!
Завод, созданный в такое трудное время, внёс немалый вклад в дело победы над врагом – свыше 20 тысяч двигателей отправило фронту молодое предприятие и большинство тракторов, комбайнов области работало на запчастях, изготовленных сверх программы в его цехах.
Завод вступал в мирную жизнь…
Классный час Подготовили Учащиеся 8 б класса лицея № 40 Г. Ульяновск Под руководством Классного руководителя Каменкиной Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
история завода БМВ
Ребята из нашего города были по обмену студентами в Гернмании и после поездки появилась эта презентация....
История Ульяновской области (Майна) - откуда начинается история...
Для журналистов ....
Тема урока: История Ульяновска в числах
Математика 6 класс. Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Обыкновенные дроби и действия с ними". Урок посвящён истории развития города Ульяновск....
Тема урока: История Ульяновска в числах
Математика 6 класс. Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Обыкновенные дроби и действия с ними". Урок посвящён истории развития города Ульяновск....
Пять вех в истории Ульяновской области
В презентации выделяются наиболее значимые, с точки зрения автора, вехи из истории Симбирской губернии, а в последствии Ульягновской области....
Роль Гесте в истории Адмиралтейских Ижорских заводов.
Роль Гесте в истории Адмиралтейских Ижорских заводов....
Буклет к статье "Моя малая родина. Живая история - Хреновской конный завод".
Буклет к статье....