Наркомания - социальное зло.
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ пос.Молодёжный»
КЛАССНЫЙ ЧАС
на тему:
«Наркомания – социальное зло»
Провела кл. руководитель 8 класса
Зайнуллина Е.Н.
Цель: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.
Задачи:
Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только здорового образа жизни.
Оборудование: листы белой бумаги, ручки, цветные карандаши, плакаты с информацией о профилактике наркозависимости, компьютер, проектор, презентация «Диалог о вредных соблазнах», видеоролики, листовки-обращения, карточки с заданиями, рисунки учащихся на тему «Спорт вместо наркотиков», буклет «Мы - против наркотиков!»
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа получает лист ватмана, карандаши, фломастеры, ручки, тетрадные листы.
II. Введение в тему
Учитель:
Трудно себе представить то благотворное изменение,
которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди
перестали одурманивать и отравлять себя водкой,
вином, табаком и опиумом.
Л. Н. Толстой
Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления. Разобраться в этом вопросе нам поможет психолог нашей школы Смыкова Елена Сергеевна.
- Ребята, что такое наркотики?
- Считаете ли вы, что использование наркотиков не приводит ни к чему плохому? Почему?
- Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь?
- Как вы думаете, почему подростки склонны к вредным привычкам?
Психолог предлагает учащимся заполнить анонимные анкеты, состоящие из следующих вопросов:
Ваш пол.
Ваш возраст.
Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики?
Как ты относишься к проблеме употребления наркотиков?
Был у тебя собственный опыт употребления наркотических веществ?
Есть ли у тебя друзья, употребляющие ПАВ?
Сможете ли Вы сказать «нет» своему другу (подруге), предлагающему «один разок» попробовать наркотик?
Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование подростками наркотических или токсических веществ?
По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их от…
Как вы считаете, когда происходит знакомство молодых людей с наркотическими или токсикоманическими веществами?
Кому вы сможете довериться в случае, если начали употреблять наркотики и чувствуете зависимость от них?
Учитель:
- Ребята, тема нашего классного часа очень сложная и серьезная, поэтому формы работы у нас, сегодня, будут самые разнообразные, одна из них – работа в группах. Для этого мы должны установить определенные правила работы в группе:
Каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру;
Все что происходит в группе не выходит за её пределы;
Высказываться только от своего имени;
Не критиковать точку зрения другого;
Не перебивать;
Высказываться только от своего имени – «Я считаю», «Я чувствую»
Санкции к нарушителям, предлагают сами учащиеся.
III. Работа по теме
Психолог:Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков.
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6-7 лет.
- Ребята, а как вы думаете, можно ли наркоманию и токсикоманию назвать болезнью?
Наркомания – это тяжелая болезнь, неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека (особенно подростка) и оканчивающаяся преждевременной смертью.
- А как вы думаете, алкоголь и курение относятся к наркотическим веществам?
Задание №1 (работа в группах)
Нарисуйте портрет зависимого человека (от табака, алкоголя, наркотиков). Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы – 10 минут.
(Обсуждение.)
Просмотр ролика №1 Региональной общественной организации «Жизнь без наркотиков».
«Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».
Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.
Миф №1: наркотики – обязательный атрибут красивой жизни. На самом деле: не все то золото, что блестит.
Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.
Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы. На самом деле: отрубать хвост собаке по кускам гораздо больнее, чем делать это сразу.
Помогает в обсуждении каждого мифа психолог.
Задание №2
Участники каждой команды представляют собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма, разного содержания от подростков.
Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы 10 минут.
Письмо №1
«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома.
Что мне теперь делать?»
Письмо №2
«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»
Письмо №3
«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.
Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»
Просмотр и обсуждение видеоролика «Подвалы»
IV. Итог
- К чему приводит употребление наркотиков?
- Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания лишить чего-то человека?
- Какие основные жизненные ценности человека вы знаете?
В заключение мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.
В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.
Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.
Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист – в нем есть средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».
Купцы обрадовались старцу и улыбаясь повернулись к нему.
- Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?
Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»
Отошли люди от чужеземных купцов, задумались…
- Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.
Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни! (Всем участникам мероприятия раздаются буклеты по данной тематике) (см. приложение 1).
- Всего вам доброго! До новых встреч!
Классный час о наркотиках «Миф и реальность»
Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы.
Б. Франклин
Цель: Формирование негативного отношения к наркотикам и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
– информировать подростков о вредном влиянии наркотиков на организм человека и развитии наркозависимости;
– выяснить имеющиеся предрассудки и ложные представления о наркотиках;
– выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к наркотикам
С незапамятных времён люди пытались найти средство, чтобы облегчить боль, страдание человека. И не обязательно, чтобы боль была физической, ведь иногда душевная боль бывает куда сильней. Чаще всего знахари в качестве болеутоляющего и кратковременно действующего средства использовали различные лечебные травы, особые свойства которых знали вожди, жрецы племени. Они умело ими пользовались и избавляли людей от чувства страха, тревоги, голода и беспокойства нервной системы.
В древности использование наркотических средств и растений ограничивалось религиозно-племенными традициями и нравственными нормами. И использовались они главным образом в лечебных целях, а также при проведении религиозных обрядов. Но со временем человек стал использовать наркотики и в других целях. Как во вред себе, так и другим.
Что же это за вещество – наркотики? Это такое вещество, которое сильно воздействует на психику человека и его разум. Слово «наркотик» имеет древнегреческое происхождение, в буквальном смысле – приводящий в состояние оцепенения, отупения, одурения.
Под понятием «наркомания» подразумевается не только стимулирование наркотическими средствами возбуждённого или угнетённого состояния. В настоящее время известно, что практически любые лечебные препараты оказывают вредное воздействие на организм человека, если их принимать в большом количестве. Врач-алхимик Парацельс утверждал: «Всё является отравой, яд содержится во всём, только определённая дозировка играет решающую роль».
Что же это за вещество, за которое люди готовы себя продать «с потрохами»? Где же это седьмое небо наркомана?
Ответ на эти вопросы должны дать учащиеся.
Наркомания – это болезнь или просто дурная привычка? Почему наркомания распространяется, несмотря на запреты и увещевания, вопреки строгим законам и всевозможным таможенным барьерам?
Наркомания и токсикомания
Наркомания – это болезненное влечение к употреблению некоторых лекарств, веществ, парализующих центральную нервную систему. Это опий, гашиш, снотворные средства, стимуляторы центральной нервной системы.
В чём вред наркомании?
1. Организм начинает разрушаться, сгорают нервные клетки, снижаются защитные реакции организма, человек подвержен заболеваниям. Наркотики вызывают предраковые процессы в лёгких, атрофию мозга, разрушается кровь.
2. Идёт общая деградация личности в 15-20 раз быстрее, чем от алкоголя.
3. Наркоманы – потенциальные преступники: стремясь получить свою дозу наркотика, часто прибегают к насилию, преступлению.
Наркоманов преследуют навязчивые идеи, чрезмерная раздражительность. Часто наркоманы прибегают к попытке покончить с собой.
Проявлением токсикомании подростков является увлечение вдыханием паров различных химикатов: клея, бензина, ацетона, красок и других средств бытовой химии. Известно, что продолжительное нюханье может вызвать красочные галлюцинации. При передозировке возникают устрашающие видения, спасаясь от которых нюхальщик может, например, выпасть в окно. Токсические вещества воздействуют на мозг, нервные клетки которого погибают. В короткие сроки может развиться слабоумие.
Статистика показывает, что 60% молодёжи приобщилась к наркотикам из любопытства. Формула: «Я попробую и брошу» – самая распространённая ловушка. Ни под каким видом, ни под каким предлогом – ни из любопытства, ни из смелости, ни из чувства товарищества – не принимайте наркотики и токсические средства.
Есть люди, которые очень хотят, чтобы вы стали наркоманами. Они не показывают своих лиц и не рассказывают о своих планах, но их посыльные с пакетиками наркотика возможно уже ходят рядом с тобой. Они знают твои слабые места. Они могут сыграть на твоём любопытстве или чувстве товарищества. Они могут оказаться рядом, когда тебе будет тяжело, предложить «помощь». Они даже могут попытаться угрожать тебе. У них есть много способов склонить тебя к наркотикам. Ты им нужен. Твоя беда должна стать их прибылью. Твоя болезнь должна обеспечить им красивую жизнь.
Ты видел этих мальчиков и девочек, сидящих на корточках у подъезда с тоскливыми и недобрыми глазами. Они носят одежду с длинными рукавами, чтобы не показывать следы от уколов, они часто прячут глаза, чтобы не видели их зрачков. Почти всё своё свободное время они проводят в поисках денег, чтобы купить очередную дозу. Если поговорить с ними откровенно, они расскажут, что их жизнь – это жизнь «зомби» от укола до укола, их жизнь – это кровь, грязь и боль. Некоторые из них могут бравировать своими «улётами», своим знанием жизни, но каждый из них втайне завидует тебе, потому что они – рабы своей болезни, а ты свободен.
Каковы ощущения от употребления наркотиков?
После непродолжительных минут «кайфа», галлюцинаций, эйфории появляется жар, слабость, шум в ушах, головная боль, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и дыхания, озноб, тошнота, рвота, слабость, боли в мышцах. Возникает подавленное состояние, безотчетный страх, депрессия, психические расстройства. Недаром состояние после приёма наркотиков называют «ломкой». Чем моложе организм, тем страшнее последствия употребления токсических веществ.
Система защиты от ядов у детей и подростков ещё не сформирована, поэтому сопротивляемость организма ниже и быстрее наступает привыкание. Никогда не знаешь, после какой дозы станешь наркоманом: одни сразу, другие через месяц, но при систематическом употреблении ими становятся все.
Помни: здоровье – это дело каждого, а будущее нашей планеты – дело общее. Мы выбираем здоровый образ жизни.
Кто тот герой, что придумал гашиш?
Если ты знаешь, чего ты молчишь?
Да, не найти на вопрос сей ответ.
Тот, кто придумал – того уже нет!
Взял прикурить – в кровь загнал ерунду.
Ты – наркоман. Ты у всех на виду.
Ты не подумал о жизни своей,
Знаешь, осталось лишь несколько дней.
Ты не решил для себя, что потом –
Стать академиком или врачом,
Ты не подумал о жизни своей.
Знаешь, осталось лишь несколько дней.
Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить.
Есть кроме «да» и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам «нет»!
Что ты можешь сделать?
Во-первых, реши для себя раз и навсегда, будут ли в твоей жизни наркотики.
Во-вторых, научись отказываться от того, что тебе не нужно. Подумай, как ты поступишь, когда тебя станут уговаривать, когда тебе будут говорить, что ты «слабак», когда тебя будут убеждать, что в жизни нужно всё попробовать. Сможешь ли ты твёрдо отказать даже своим близким друзьям?
В-третьих, если ты чувствуешь, что самому тебе не справиться, подумай, кто бы мог тебе помочь. Есть ли человек, которому ты бы мог доверить свои проблемы? Подумай, мог бы этим человеком стать твой школьный психолог, врач, консультант «Телефона доверия»? Не паникуй. Если ты захочешь, ты обязательно найдёшь выход.
А сейчас разобьёмся на три группы, и каждая команда обсудит проблемы, связанные с употреблением наркотиков.
1-я команда – медицинские
2-я команда – социальные
3-я команда – правовые
Медицинские:
1) расстройство работы ЦНС;
2) психические расстройства;
3) слабоумие;
4) поражение всех систем органов ВИЧ и СПИДом;
5) резкое уменьшение продолжительности жизни.
Социальные:
1) прогулы в школе, на работе;
2) уход из школы, увольнение с работы;
3) несчастные случаи;
4) самоубийство;
5) проблемы в семье, со здоровьем будущего потомства.
Правовые:
1) хулиганство;
2) воровство;
3) грабёж;
4) убийство;
5) изготовление, хранение, продажа наркотиков;
6) склонение к употреблению наркотиков.
Помогут ли тебе полученные знания сделать правильный выбор? Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудную минуту, кто придёт к тебе на помощь и поддержит. Знай, тот, кто предлагает тебе наркотики, даже бесплатно, твой недруг. Он хочет тебе не добра, а зла, хотя будет при этом говорить ласковые, красивые слова. Мы выбираем здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Наркомания-беда семьи или социальное зло?"
В презентации представлен материал, который показывает, что наркомания - это страшная беда для человека....
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
Наркомания - беда одной семьи или социальное зло?
Презентация к классному часу "Наркотики и ПАВ"....
Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
В статье повествуется о формах воздействия на безнадзорность, правонарушения, наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....
«НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ»
Урок по ОБЖ для обучающихся 2 курса...
"Наркомания: социальная болезнь" устный журнал для учащихся 9-11 классов
Цель: расширить знания учащихся о пагубности вредных привычек, выработать у детей негативное отношение к табаку, алкоголю,...
наркомания-социальное зло (лекция)
Лекция "Наркомания - социальное зло" предлагается подросткам по профилактике употребления ПАВ. Дети познакомятся с мнениями медиков, социологов, психологов, юристов о влиянии наркотиков на организм ре...