Методическая учеба классных руководителей
методическая разработка по теме

Белоконева Любовь Павловна
  • владеет  основами  знаний  общей  психологии;
  • умеет  выработать  систему  индивидуальной  работы  по  основным  направлениям  воспитания;
  • знает  принципы,  содержания,  методы,  средства  и  формы  воспитательного  процесса;
  • имеет  целостные  представления  о  процессах  и  явлениях,  происходящих  в  классе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_rukovoditel.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ:

  • владеет  основами  знаний  общей  психологии;
  • умеет  выработать  систему  индивидуальной  работы  по  основным  направлениям  воспитания;
  • знает  принципы,  содержания,  методы,  средства  и  формы  воспитательного  процесса;
  • имеет  целостные  представления  о  процессах  и  явлениях,  происходящих  в  классе;
  • понимает  сущность  и  социальную  значимость  своей  педагогической  деятельности  в  деле  формирования  личности  ученика;
  • умеет  рационально  и  эффективно  организовать  свою  работу  и  деятельность  класса,  в  том  числе  планировать,  анализировать результаты, взаимодейст-вовать  с  коллегами;
  • психологически  готов  к  выполнению  своей  профессиональной  деятельности;
  • готов  к  самостоятельному  овладению  педагогическими  знаниями  в  области  психолого-педагогической  деятельности.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

  • метод  убеждений;
  • метод  упражнений  (поручений): задания  на  индивидуальную  и групповую  деятельность  в  виде  поручений,  требований,  создание  ситуации  успеха;
  • метод  оценки  и  самооценки;
  • сознательное  и  планомерное  воздействие  на  индивида  и  коллектив  класса  в  целом;
  • наличие  причинно-следственных  связей  между  управляющей  подсистемой (классный  руководитель)  и  объектом  управления  (учащиеся);
  • надежность, то  есть   способность системы  управления  выполнять заданные  функции  при  определенных  условиях;
  • устойчивость, то  есть  способность  поддерживать  намеченный  режим  деятельности  педагога,  не  смотря  на  внешние  и внутренние  факторы.

    Управленческий  цикл  начинается  с  постановки  целей  и   определения  задач, а завершается  их  решением, достижением поставленной  цели.

    По  достижении  какой-то  цели  ставится  новая, и управленческий  цикл  повторяется:

    Цель      Действие     Результат   Новая цель

  1. ИНСТРУКЦИЯ

ПО ВЕДЕНИЮ  КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ

        КЛАССНЫЙ  ЖУРНАЛ – государственный нормативно-финансовый документ,  вести который обязан каждый учитель и классный руководитель. Все записи в классном журнале должны быть сделаны   шариковой ручкой синего цвета   четко и аккуратно, без исправлений. Исправления в журнале допускаются только по распоряжению директора школы.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  заполняет в журнале:

  • оглавление
  1. название предметов писать с заглавной буквы;
  2. не допускать сокращений;
  3. название  предметов на страницах журнала писать с маленькой буквы;
  4. в первом классе на время букварного периода название предметов – чтение, письмо, а после – литературное чтение, русский язык
  • списки учащихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью)
  • фамилию, имя, отчество учителя-предметника на всех страницах журнала
  • общие сведения об учащихся
  • страницы ежедневного учета посещаемости, а так же сводную ведомость посещаемости
  • сводную ведомость успеваемости
  • сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях
  •  листок здоровья

 

      УЧИТЕЛЬ

  • обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а так же ежеурочно отмечать отсутствующих, записывать название месяцев
  • на левой странице журнала ставит  дату урока, при сдвоенном уроке две даты; отмечает отсутствующих на уроках буквой «Н»;  выставляет отметки за устные и письменные ответы в колонку ха то число, когда проводилась работа
  • запрещается выставлять отметки задним числом
  • отметки за письменные работы выставляются в сроки, оговоренные в «Положении о проверке тетрадей»
  • в клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 1,2,3,4,5, н, н/а, зач, осв; выставление в журнале точек, отметок со знаком « –» не допускается, выставление в одной клетке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературы
  • ежедневно классный руководитель в разделе учет посещаемости учащихся записывает количество дней и уроков, пропущенных детьми; в случае проведения с учащимися занятий в санатории (больнице) классный руководитель вклеивает в журнал справку об обучении в санатории или больнице
  • «Листок здоровья» должен быть заверен 5 подписями: директором, мед. работником, учителем физ-ры, кл. руководителем, учителем ОБЖ

Итоговая отметка выставляется на основании не менее трех текущих отметок. Отметка «н/а»  может быть выставлена только в случае отсутствия трех текущих отметок и пропуска учащимися более 50 %  учебного времени.

      Итоговые отметки за зачетный период (четверть, полугодие и т. д.) выставляются сразу после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки чертой, другим цветом и т. п.

       Текущие отметки следующей четверти выставляются через одну клетку после итоговых четвертных, полугодовых.

       Итоговые отметки учащихся должны быть обоснованы, т. е. соответствовать успеваемости ученика за зачетный период.

        Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее  3 отметок (при двух часовой учебной нагрузке по предмету) и более 9 (при учебной нагрузке более  двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащегося по письменным, лабораторным, практическим работам.

        Выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трех и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и предметам.

        На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке и задание на дом.  Количество часов по данной теме должно соответствовать  утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету.

        Все  записи по учебным предметам ведутся на русском языке с обязательным указанием тем уроков, тем практических, лабораторных, контрольных работ. ( Практическая работа №2 «Размещение топливных баз» или без номера)

         Особое внимание следует обратить на специфику записей уроков по следующим учебным предметам:

        ЛИТЕРАТУРА

  • отметки за творческие работы выставляются дробью на той странице, где эта работа записана в графе, соответствующей дате записи урока)
  • перед записью темы урока по внеклассному или самостоятельному, выразительному чтению следует писать сокращенно: «Вн. чт.», «Сам. чт.»,  «Выр. чт.».
  • отметки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в отдельную колонку, а в графе «Что пройдено» писать: А. Блок. Чтение наизусть.   Сочинения записываются так: 1-й урок. Р.р. Сочинение по творчеству поэтов серебряного  века. 2-й урок. Написание сочинения.

         РУССКИЙ  ЯЗЫК

  • отметку за контрольный диктант с грамматическим заданием следует выставлять в одной колонке дробью
  •  запись о проведении классного изложения по развитию речи следует делать так : 1-й урок  Р. р. Изложение с элементами сочинения.

                             2-й урок  Р. р. Написание изложения по теме «----».

               ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

  • все записи ведутся на русском языке.  В графе «Что пройдено» помимо темы урока обязательно надо указывать одну из основных задач урока.  Например: «Ознакомление с определенным артиклем».

               ХИМИЯ   ФИЗИКА   ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • инструктаж по технике безопасности обязательно отмечается либо в графе «Что пройдено», либо в графе «Домашнее задание».

               БИОЛОГИЯ

  • лабораторные работы проводятся и отмечаются в журнале в зависимости от типа урока и задач, и оцениваются индивидуально, если ученики  осваивают новые знания и приемы учебной деятельности, а еслиидет закрепление умений и навыков, полученных ранее, оцениваются все учащиеся.

КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ ЗАПОЛНЯЕТСЯ В ДЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

   В случае болезни учителя коллега, заменяющий его, заполняет классный журнал обычным порядком, (все необходимые сведения оформляются в журнале замещений).

   В графе  «Домашнее задание»  записывается содержание задания, номер задач и упражнения с отражением специфики организации домашней работы, например: «Повторить…, составить план к тексту, составить или заполнить таблицу, учить наизусть, ответить на вопросы, домашнее сочинение, реферат, сделать рисунок».

КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОПУСКАТЬ УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ С ЖУРНАЛОМ.

     

  1. ПАМЯТКА  

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  УЧЕБНИКА               НА  РАЗЛИЧНЫХ  ЭТАПАХ  И  ВИДАХ  УРОКА

  1. Была ли на уроке работа с учебником?
  2. Сколько времени она занимала?
  3. На каком этапе урока?
  4. Подготовлена ли она предшествующими этапами работы?
  5. На какой характер деятельности учащихся она рассчитана:
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.
  1. Формы организации:
  • по  группам;
  • индивидуально.
  1. Эффективно ли подведены итоги работы учащихся с учебником.

  1. ТИПЫ  УРОКОВ

  1. Урок – творческий отчет
  2. Урок – конкурс
  3. Урок – викторина
  4. Урок – ролевая игра
  5. Урок – конференция
  6. Урок – экскурсия
  7. Урок – суд
  8. Урок – диспут
  9. Урок – смотр знаний
  10. Урок – дискуссия
  11. Урок – праздник (концерт)
  12. Урок – соревнование
  13. Урок – обобщение
  14. Урок – турнир
  15.       и другие

  1. САМОАНАЛИЗ  УРОКА
  1. Характеристика  класса (количество  детей, уровень их подготовки, взаимоотношения детей между собой, интерес к вашему предмету).
  2. Место проведенного урока в системе учебных занятий по данной теме (тип урока, связан ли с изученным ранее материалом).
  3. Обоснуйте формулировку темы урока и способа доведения ее до учащихся (обсуждение, диклорация, гипотеза).
  4. Обоснуйте цели и задачи урока (ясность и четкость поставленной цели, задачи, взаимосвязь поставленной цели (задачи) с ранее изученным материалом, взаимодействие учащихся и учителя на этапе постановки цели и задач (обсуждение или диклорация).
  5. Обозначьте главный этап урока (что важного, нового услышали дети на уроке).
  6. Выделите наиболее успешный этап урока.
  7. Анализ компонентов урока, способствующих его успешности, реализации целей  (что определило успешность урока:  подготовленность учащихся, оптимальные  методы и приемы работы, сложившийся микроклимат в классе, сотрудничество учителя и учащихся, увлеченность предметом).
  8. Прокомментируйте результат учебного занятия во взаимосвязи с целями и задачами.
  9. Достижение результата (мог ли результат быть более высоким?, что этому помешало: слабая подготовленность учащихся, сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопроса).
  10. Оценка атмосферы урока.
  11. Оценка элементов импровизации  (изменение хода урока, метода, приема работы, реакция детей на неожиданный поворот в ходе урока).

  1. АНАЛИЗ УРОКА
  1. Предмет  _______________________________________________________

Тема урока  _____________________________________________________

ФИО учителя  __________________________________________________

Дата  __________________  класс __________________

Цель посещения _________________________________________________

1.  МОБИЛИЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО:                      5.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

     Готовность класса к уроку                                     Дано до звонка

     Дана ли тема урока                                                  Дано с пояснением  

     Дана ли цель урока                                            

     Дан ли ход урока                                                

                                                                        6.  ДОЗИРОВКА Д/З:

2.  СРЕДСТВА  АКТИВАЦИИ:                                   а) недостаточное;        

     а) живое слово учителя;                                            б) превышенное;

     б) использование доски;                                            в) оптимальное.

     в) ТСО;

     г)  лабораторная работа;

     д)  практическая работа;                                     7.  ОЦЕНКИ  ЗА  УРОК:

      е)  самостоятельная работа;                                      с пояснением;

      ж) индивидуальное занятие.                                     без пояснения.

3.   ОБЪЯСНЕНИЕ  НОВОГО                                 8. РАБОТА СО СЛАБЫМИ    

       МАТЕРИАЛА

      а) доступность;                                                        а) индивидуальный подход;

      б) наглядность;                                                        б) дифференцированный        

      в) научность.                                                                                                   подход;

                                                                                          в)  не  велась.

 

4.    ФОРМЫ РАБОТЫ:                                             9. КОНТАКТ С КЛАССОМ.

       а) фронтальная;

       б)  индивидуальная;                                            

       в)  групповая;                                                                

       г)  парная;                                                                      

       д)  ролевая игра

10.  ИТОГ УРОКА:

    а) подведен;                                

  б) не подведен

11. РЕКОМЕНДАЦИИ.

  1. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

Дата _______ Класс  ________  Учащихся в классе _____ На уроке ____________

ФИО учителя _________________________________ Предмет________________

Тема _________________________________________________________________

Цель посещения _______________________________________________________

Требования к деятельности

Учителя

Оценка

Требования к работе  

Учащихся

Оценка

хор.

уд.

неуд.

хор.

уд.

неуд.

1.  Начало урока

  1. Внимание уч-ся на различных    

этапах

2.  Повторение и проверка знаний

                                          в начале

3.  Теоретический уровень  

     изложения

       

                                          в середине

а)  научность

                                          в конце

б)  логичность

2.  Активность уч-ся при опросе

в)  систематичность

                                при изучении

г)  последовательность

                                при закреплении

д)  доступность

3.   Интерес к теме

4. Раскрытие темы

4.   Прочность знаний

5. Отбор материала

                        умений

6. Организация внимания    

    учащихся

                       навыков

7. Воспитательная сторона урока

5.  Самостоятельность суждений

  1. Использование ТСО,    

наглядности, дидактич. материала

6.  Отношение к учителю

9.   Индивидуальный подход

7.   Культура труда

10. Эмоциональность рассказа

8.   Речь

11.  Педагогический такт

9.   Вопросы к учителю

12.  Речь

10.  Самоконтроль

13.  Расчет времени

11.  Дисциплина

14.  Организация сам. работы

       а)  готовность к уроку

   а) содержание

       б)  во время урока

   б) методика

       в)  во время   сам. работы

15. Объективность

       г)  во время  объяснения

16. Домашнее задание

       д)  во время дачи д/з

17. Предложения и советы,

      рекомендации     

  1. Мнение учителя,  

      проводившего урок

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

  1. Санитарное  состояние кабинета.
  2. Организационный момент.
  3. Постановка цели и темы урока.
  4. Рациональные формы опроса.
  5. Повторение.
  6. Подведение итогов, переход к новому.
  7. Степень усвоения пройденного.
  8. Целевая установка.
  9. Достижимость изложения нового.
  10. Выделение главного.
  11. Научность.
  12. Системность.
  13. Связь с жизнью.
  14. Межпредметные связи.
  15. Проблемный подход.
  16. Практическая направленность.
  17. Развитие творческих способностей.
  18. Развитие речи учащихся.
  19. Побуждение классификации (выводы).
  20. Критическое отношение к ответам.
  21. Самостоятельная работа (1/4  часть урока).
  22. Обучение рациональным способам обучения.
  23. Прочность усвоения новых знаний.
  24. Исправление ошибок учителем.
  25. Речь учителя (насколько грамотно).
  26. Соответствие методов типу урока
  27. Интерес учащегося к предмету.
  28. Культура записи на доске.
  29. Подведение итогов и выводы.
  30. Темп урока.
  31. Реализация цели.
  32. Объективность выставления оценок.
  33. Развивающий характер.
  34. Воспитывающий характер урока.
  35. Привлечение дополнительного материала.
  36. Наглядность.
  37. Владение классом.
  38. Умение пользоваться справочным материалом.
  39. Работа с сильными.
  40. Работа со слабыми.
  41. Проверка  тетрадей.
  42. Ведение журнала.

ШКОЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

  1. Борьба  за высокую грамотность учащихся, за правильную  литературную речь – обязанность всех учителей школы.
  2. При подготовке к уроку каждый учитель должен продумать последовательность и ясность изложения учебного материала, подготовить точные формулировки выводов, вопросов учащимся.
  3. Каждый учитель должен  кратко формулировать домашнее задание, писать его предварительно на классной доске, наблюдать за записью в дневники, а классный руководитель еженедельно проверяет дневники с исправлением ошибок.
  4. Все учителя должны  регулировать  количество самостоятельных записей учащихся: допускать их только в виде планов, кратких выводов, предупреждать ошибки в этих записях, предварительно проверять написание трудных или новых слов.
  5. Все учителя должны вести словарики новых и трудных для написания слов.
  6. Все учителя должны следить за грамотностью, почерком и аккуратностью всех записей учащихся, исправлять орфографические ошибки.
  7. Всем учителям требовать полного ответа на вопрос, законченного выражения мысли. Исправлять недочеты в произношении слов, в построении фраз следует или по окончании высказывания, если оно краткое, или во время логических интервалов.

ПАМЯТКА ДЛЯ ИЗУЧАЮЩЕГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ.

  1. Организация работы с руководителями района, с учителями и учащимися школы и родительской общественностью.
  2. Формы сотрудничества со средними школами.
  3. Освоение эффективных форм контроля.
  4. Совершенствование планирования.
  5. Какой методический кабинет посещают учителя малокомплектных школ.
  6. Какие педсоветы проведены совместно или планируется провести.
  7. Коллективная разработка наиболее сложных тем.
  8. Опережающие уроки, какие темы взяты для этого.
  9. Организация взаимопосещения уроков.
  10. индивидуальное шефство.
  11. Передача на временное пользование наглядных пособий и дидактического  материала,  обеспечение методической литературой.
  12. Создан ли межшкольный методический кабинет, если нет, то что делается для этого.
  13. Какая проблема у учителей малокомплектной школы общая или у каждого?
  14. Каковы контакты между учащимися базовых и малокомплектных школ.
  15. Что запланировано по проведению открытых совместных заседаний.
  16. Какой учитель из опорной или базовой школы запланировал приглашение на свои уроки учителей малокомплектных школ.
  17. Готовят ли какое-нибудь мероприятие совместно?
  18. В целом по предметам как организован учебно-воспитательный процесс.
  19. Выводы, предложения, рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководителю МО "Отчёт о работе методического объединения классных руководителей в 2012-2013 учебном году"

Отчёт знакомит с итогами работы методического объединения классных руководителей за 2012-2013 учебный год...

План работы методического объединения классных руководителей МОУ "Днестровская средняя школа №1" Руководитель МО Дальниченко Р.Н.

План знакомит с содержанием и формами проведения заседаний методического объединения классных руководителей...

Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей Пример

Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей Пример...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...