Классный час
классный час (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «В семейном кругу мы с вами растем!..»
Цели:
Расширить представления о семье, её обязанностях, традициях
Воспитывать чувство гордости за свою семью;
Формировать коммуникативные навыки;
Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
Оформление:
На доске размещены наиболее интересные фотографии из семейной жизни (старые фотографии). Название классного часа. Эпиграф.
Дороже всех богатств на свете
Мы ценим: он и ты, и я,
Тандем: родите и дети,
То, что зовут моя семья.
Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь, год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
- А как Вы понимаете это слово «семья»? (Дети отвечают)
Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди - это ваша семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи
«Семья» - это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» - «работник, слуга, домочадец».
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».
Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях в семье. У каждого - свои увлечения, и правильно говорят: « Всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг» Каков же мир увлечений вашей семьи?
Слово предоставляется председателю родительского комитета Кильдюшовой Светлане Александровне.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов.
Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи
А что же мы можем сказать о семье? До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения( не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки - сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы . Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Вы должны стремиться узнать о исторических ценностях своего рода, и должны знать свои корни. И мы должны знать, что , чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Одним словом, семья-это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага
Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.
Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, перенимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…
Как видим, семья-это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья.
И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.
Сейчас вам предлагается заполнить анкету «В кругу семьи».
Анкета:
(в анкетировании приняло участие ___ учащихся)
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие 3) нормальные
2) отличные 4) не очень хорошие
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники 5) праздники и поездки
2) ужин в кругу семьи 6) не знаю
3) поездки 7) выезд на природу
4) всё, многое 8) просмотр ТV, ужин
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно 4) когда как
2) часто 5) редко
3) как получится 6) всегда
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом
2) всё (всё понемногу, всем, много чем)
3) обсуждаем учёбу
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы
6) занимаемся семейно – бытовым трудом 13) отдыхаем
7) делимся впечатлениями
8) смотрим TV передачи
9) общаемся
10) вместе проводим досуг
11) читаем
12) шутим, смеёмся
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко 2) иногда 3) нет
Ну, а теперь немного развлечемся. Вам предлагается большая семейная викторина.
Скажите по-латински «семья». (Фамилия.)
А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)
У римлян очень большое значение имело понятие «семья». Каждую семью возглавлял патер фамилиас. Переведите, пожалуйста, это выражение на русский язык. (Отец семейства.)
Любой вид власти древние римляне называли империем. Империев было много: полный, большой, малый, консульский, преторский... А кто обладал домашним империем? (Глава любой семьи - он имел абсолютную власть над всеми ее членами.)
Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорожденным, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она? (Фортуна.)
От имени какой богини произошли слова «ладить», «ладный», «налаживать»? (От имени Лады - богини красоты, любви и брака.)
У славянской богини любви и красоты Лады была семья. От имени ее сына Леля произошло слово «лелеять». Саму Ладу когда-то чтили в языческих храмах, а ее мужа - бога примирения, искренности и согласия - мы чествуем до сих пор, порой по несколько раз в день, подавая друг другу ладони для пожатия. Как звали мужа Лады и какое слово произошло от его имени? (Его звали Лад, отсюда слово «ладонь».)
Люб - охранитель супружества у наших предков, представал в виде золотистого кота. А как выглядел Нелюб? (В виде черного кота.)
Одно значение этого слова происходит от немецкого слова, означающего «недостаток», а другое - от древнерусского глагола «брати». Что это за слово? (Брак - изъян в изделии, брак - семейный союз.)
Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? (Супруги - находящиеся в одной упряжи.)
Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака? (Он ковал кольца.)
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Вот русская пословица: «Жить для себя - тлеть, для семьи - ... (пропущен глагол), а для народа - светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Гаданием на каких домашних животных на Руси решался вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? (На петухе и курице. Их связывали хвостами и сажали под решето. Если перетягивал петух - мужнин верх, если курица, то это означало, что быть мужу под башмаком всю жизнь.)
На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придется всю жизнь маяться.)
Главной приметой «Маланьиной свадьбы» на Руси является море еды или куча гостей? (Море еды.)
Первый, старший ребенок в семье - первенец. А как на Руси назывался третий ребенок в семье? А последний? (Третьяк, поскребыш.)
Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке.)
Англичане говорят: «Черная овца есть в каждом стаде». А что говорим мы? («В семье не без урода».)
У нас говорят «глава семьи», а какой предмет одежды вспоминают англичане, когда хотят указать на главного из супругов? (Брюки. Британский вариант вопроса «Кто у вас глава семьи?» в дословном переводе звучит так: «Кто у вас в семье носит брюки?».)
Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо? (Своему большому «семейному гнезду» - он имел 12 детей.)
Как звучит пожелание благополучия вступающим в брак молодым людям? (Совет да любовь.)
Какой свадебный подарок преподнес немецкий композитор Феликс Мендельсон своей возлюбленной, выходившей замуж за другого? (Знаменитый «Марш Мендельсона».)
С какого возраста, согласно действующему законодательству, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)
Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой ее героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
В какой сказке Корнея Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
Как называется головной убор кандидатки в жены? (Фата.)
Как иначе называется семейная пара? (Чета.)
Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. в семейном кругу.)
Женщина - хранительница очага, в котором сжигается семейный... Закончите шутку одним словом. (Бюджет.)
Как называется семья львов? (Прайд.)
Самые семейные грибы - это... Какие? (Опята.)
Как называется «любовный» «семейный» союз гриба и водоросли? (Лишайник.)
Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)
В одну из городских служб семьи обратилась женщина с просьбой найти ей супруга, который умел бы играть на гитаре, петь, говорить о политике, но умолкать тогда, когда ей хочется тишины. Что посоветовали работники службы семьи, когда после долгих поисков в картотеке не нашли такого жениха? (Купить телевизор.)
Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но значительно меньше, чем государство Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь. для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. Пройдет время и у вас будут свои семьи.
А закончить наш классный час хочется словами великого Конфуция:
«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции.
Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.
Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.
Если ты хочешь изменить города, начни с улиц.
Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.
Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи.
Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...