Воспитательная система класса
методическая разработка (9 класс) на тему

Гладышева Ирина Владимировна

Воспитательная система класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.rar719.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система  класса учителя английского языка высшей категории

МБОУ Спасская СОШ Гладышевой И.В.

Воспитательная система 9 «Б» класса

Индивидуально – групповой компонент

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

 то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

К.Д. Ушинский

Это  высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. Педагог — это практический психолог. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников. Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. В отличие от педагогов-теоретиков классный руководитель изучает своих воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше воспитывать.
Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника я  провожу диагностику:

изучаю учащихся  в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности;

постоянно учитываю  индивидуальные и возрастные изменения;

изучаю  ученика  целостно, во всех его проявлениях;

изучая, воспитываю  — воспитывая, изучаю.

Психолого – педагогическая характеристика  классного коллектива

         9 «Б» - предпрофильный класс, вновь образованный в 2011 году. В классе обучаются и воспитываются 20 учащихся:из них 10 девочек и 10 мальчиков.

В этом учебном году  из класса ушли  6 человек: трое уехали в другой город, а троих перевели в параллельный класс. Адаптационный период для класса  прошёл быстро и незаметно.

        3 учащихся воспитываются в неполных семьях: один ребёнок является приёмным.

       По результатам медицинского обследования 5 человек имеют 3 группу,9 учащихся-2 группу,    11 учащихся имеют 1 группу здоровья. Отношение  ребят, имеющих 3 медицинскую группу,  к своему здоровью и отношение их родителей серьезное, благодаря чему состояние здоровья  не сказывается на учебных результатах.

      Классным руководителем в начальных классах, Визгуновой Н.А., учителем высшей категории,была подготовлена благодатная почва для детей при переходе в среднее звено,а нами созданы условия для успешной адаптации каждого ребёнка в классе.

      Учебная  и познавательная мотивация учащихся класса хорошо сформирована, на что указывают качество и степень  обученности  класса. Дети данного класса мотивированы на учебную деятельность, занимают 1 место в школе по итогам учебного года.По итогам прошлого учебного года в классе 2 отличника: Горская В. и Жукова А.Одна девочка: Синягина К. окончила год с одной «4», двое учащихся -с двумя «4»: Ганенков С. и Яльцева Л.

 В классе 8 хорошистов: Зиновьева И., Добровольцева Н., Девяткина Л., Ганенков С, Яльцева Л., Кузнецов С., Алатырцева Н., Данилушкин А.

Диапазон учебных интересов у учащихся класса очень широкий, они активно принимают участие во всех творческих и лично-ориентированных уроках по

различным дисциплинам. Учащиеся стараются повысить качество знаний, переживают за неудачи и радуются за успехи в учёбе одноклассников, стараются выполнять в полной мере требования и рекомендации педагогов, ведущих уроки в классе. У всех учащихся класса высокий уровень работоспособности, активности и самостоятельности в учебной деятельности.

      Класс характеризуется, как класс с высоким уровнем творческого потенциала. Степень вовлеченности ребят во внешкольную  деятельность очень высокая,  все они   посещают кружки, клубы, музыкальные школы(музыкальную школу закончили 3 чел, одна заканчивает в этом году)  и спортивные секции - 4 человека). Все ребята активно принимают участие во внеклассной деятельности, являются лидерами  школьной организации «Мы».

Коллектив класса принимает активное участие в спортивных мероприятиях класса, школы, села и района. В прошлом учебном году учащиеся принимали участие в зональном конкурсе агитбригад «Молодёжь выбирает здоровье», где стали дипломантами конкурса. Две девочки (Синягина К.и Алатырцева Н.) принимали участие в областном конкурсе видеофильмов о родном крае, где заняли 2 место и были награждены именными путёвками в детский лагерь «Лазурный»  

        Дети активны, добросовестно и серьёзно трудятся, относятся к своим поручениям, обладают определёнными навыками культурного поведения. Коллективизм - основная черта данного коллектива. У учащихся класса хорошо развито чувство долга и товарищества, взаимовыручки и поддержки. Общий эмоциональный фон ровный и спокойный.

      Большинство учащихся класса обладают лидерскими способностями,  владеют ярко выраженным организаторским талантом  и креативностью.  Ребята способны самостоятельно решать поставленные перед коллективом задачи и  самостоятельно конструировать свою деятельность. В коллективе существуют микрогруппы, образованные по интересам, по месту жительства и по способностям. Несмотря на их наличие,  все ребята ощущают себя единым и целым  организмом, в котором созданы все условия для развития и самореализации каждого ученика.

         Сами ребята высоко оценивают степень своей организованности, сплоченности и  информированности. Основными ценностными  их приоритетами являются семья, здоровье, дружба, образование, совместная деятельность. Уровень коммуникативной культуры учащихся  высокий. Способы решения конфликтов в коллективе это:

- компромисс,

- создание ситуации успеха для каждого,

- исключение  из деятельности    позиции силы,

- борьба со всеми проявлениями унижения, попрания прав,

- обучение уважению мнения каждого.

         Данному  коллективу свойственно отсутствие закрытости и тревожности;  наличие чувства сопереживания; доброжелательное отношение друг к другу; чувство толерантности; умение взаимодействовать друг с другом, с классным руководителем и учителями предметниками.

        Родители активно включаются в учебно-воспитательный процесс своих детей, участвуют в сплочении  и оздоровлении  детского коллектива.

Взаимосвязь классного руководителя с учителями  -   предметниками  и другими структурами

           

         

В своей работе я постоянно взаимодействую  со всеми участниками образовательной триады

                                                   «учитель – ученик – родитель».

Развитие  одарённости и креативности детей целенаправленно и интенсивно становиться одной из центральных задач обучения и воспитания Мной, как классным руководителем ведётся Портфолио класса – накопительный материал, который позволяет мне и всем учителям предметникам объективно оценить возможности и способности каждого ученика. При  наличии тесного контакта  с родителями, учителю – предметнику легче осуществлять личностно  - ориентированный подход в обучении. Я стараюсь выстраивать такую образовательную и воспитательную систему, которая способствует оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, где бы актуальным стал лозунг «Школа для каждого»

Работа с родителями

Элементами системы работы с родителями являются:

изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;

установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;

последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;

систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника;

совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;

оказание практической педагогической помощи родителям в случае

необходимости;

содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;

привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне её.

При работе с родителями я использую свои умения:

устанавливать доверительные и деловые отношения с ними,

педагогического такта,

выдержки,

последовательного и неотступного внимания

Одним из основных  принципов в работе с родителями является  - опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании.
Родители, говорится в методическом письме «О работе классного руководителя»,— своеобразный, постоянно действующий и организуемый на общественных началах коллектив.

Как всякий коллектив, коллектив родителей 9б класса    имеет:

свою организацию,

органы управления,

уполномоченных,

распределение обязанностей.

Я как классный руководитель во всей своей работе опираюсь на этот коллектив, прежде всего на его высший орган — родительское собрание.

Родительское собрание избирает свой рабочий орган — родительский комитет.
   Общие задачи воспитания успешнее решаются через родительский коллектив. Поэтому я направляю свои усилия на сплочение этого коллектива и его планомерное функционирование.

Большое значение  придаю подготовке и проведению родительских собраний, которые используются как для выработки обшей тактики воспитания, так и для педагогического просвещения родителей. Мной используются различные формы проведения родительских всеобучей:

организационно – деятельностная игра

собрания-диспуты,

собрания-практикумы,

родительская конференция,

итоговые триместровые собрания

 Стараюсь не  проводить совместных собраний родителей и учащихся в форме разбора дисциплинарных дел и состояния успеваемости учащихся.  Дети могут организовать выставки своих работ или выступить перед родителями с художественной самодеятельностью. Во всех случаях я не  допускаю грубых сопоставлений успехов в учении и труде учащихся. Родители всегда болезненно воспринимают любую неудачу своего ребенка, а я заинтересована в повышении педагогической культуры родителей.

С этой целью я  содействую  работе

педагогического лектория

организую встречи родителей с учителями, преподающими в  классе, юристами,

пропагандирую  литературу о воспитании,

провожу индивидуальные и групповые консультации.

Образовательный уровень современных родителей позволяет не ограничиваться общими рекомендациями по воспитанию детей, как и элементарными примерами из практики семейного воспитания, а:

раскрывать перед родителями закономерности педагогического процесса,

знакомить их с достижениями психологии обучения и воспитания,

 давать глубокие санитарно-гигиенические, физиологические и другие знания, необходимые для полноценного воспитания детей в семье.

Я, как классный руководитель, информирую родителей об успехах ученика, акцентируя их внимание на положительном, говорю о трудностях и неудачах школьника, стараюсь выяснить причины и мотивы ослабления в учебе, совместно определяем методы педагогической помощи. В этом году у нас в классе вёлся Электронный дневник, который пришёлся по душе и родителям, и детям.

Нравственно – ориентационный компонент

Наше ближайшее будущее зависит от того, какие ценности «впитывают» наши  дети сегодня. Здоровье семья, общение, окружающая природа становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. На эти же ценности я, как классный руководитель стараюсь ориентировать своих ребят, не формально, а так чтобы поиски смысла жизни они связали с ситуацией в окружающем мире.

Цель  воспитательной системы:

ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ В ПОИСКЕ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ СВОЕЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И В ОСВОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ.

Задачи:  

РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, РАБОТАТЬ НАД ПОВЫШЕНИЕМ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ;

ВОСПИТЫВАТЬ У ПОДРОСТКОВ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ПОСТУПКИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ;

ФОРМИРОВАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ, ВОЛЕВЫЕ, ДЕЛОВЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ;

СОЗДАВАТЬ ОРАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОИЗУЧЕНИЯ, САМОВОСПИТАНИЯ, САМОСОВЕРШЕНСТВВАНИЯ ЛИЧНОСТИ;

СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА;

ОБУЧАТЬ КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБОЙ

       (ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ)

Основные принципы  построение  воспитательной системы

        «Чтобы построить систему,

надо произвести анализ природы

задуманного и желательного результата»

Н.Е. Щуркова.

Структура воспитательной системы включает:  цель, заявленную в концепции воспитания, для осуществления которой создается воспитательная система: 

разнообразная деятельность обеспечивает реализацию содержания воспитания;

субъекты деятельности,  которые ее организуют и в ней участвуют,

отношения, которые рождаются в процессе деятельности и общения;

воспитательное пространство, которое осваивается субъектами воспитательного процесса;

управление, которое обеспечивает целостность системы и ее развитие.

Ведущей задачей управления воспитательной системы является укрепление ее системности на каждом витке развития.

Основные принципы:

Принцип толерантности 

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также нашем коллективом и  образовательным учреждением.

Принцип  воспитания успехом 

Суть данного принципа заключается в том, что я, как  классный руководитель, работая с личностью ребенка, должна стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Я  стараюсь использовать  психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха.

Принцип создания воспитывающей среды 

Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания 

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила: 

                                                           

 

.

Перспективы жизнедеятельности классного коллектива

Исходя из возрастных особенностей учащихся, уровня их воспитанности и уровня организованности, являются следующие перспективы:

Близкие – реализация  намеченного плана, участие в соревнованиях, акциях, викторинах, посещение кинотеатра, проведение традиционных праздников.

Средние -  успешная реализация второй ступени программы  воспитания и самовоспитания «Я и мой мир» (Гущина Т.Н.)

Далёкие -  успешно завершить обучение в школе,  стать образованными и жизнеспособными личностями оставить о классе  добрый след в виде установления традиции,  приблизится к желаемой  модели выпускника

 

Функционально – деятельный компонент

                                                                     «Воспитатель никогда не добьётся того, чтобы на дикой  

                                                                      яблоне росли персики, но он может достигнуть того,

                                                                      чтобы яблоки этого дерева были сладки».

                                                                                                                                       У.Гарвей                                                                                                          

Реализовывая поставленные цели и  задачи я опираюсь на:

Концепцию воспитания школьников Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко.

Общешкольную программу «………» - (участие в реализации проектов)

Программу совершенствования личности «Я среди людей» (реализация темы  самообразования) В основе программы лежит «Я» – концепция. Используется технология воспитания Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана, И.П. Иванова, Г.К. Селевко.

Еще с начальной школы учащиеся моего класса на классных часах рассматривали вопросы текущей жизни по возрастной модификационной  программе воспитания Н.Е. Щурковой. Перейдя на среднюю ступень, мы продолжаем обсуждать темы, предложенные этой программой.

Важным инструментом взаимодействия классного коллектива в рамках  ВС школы является программа «Я и этот мир», которая реализуется через проекты:                                                                                        

Проект - «Содружество» способствует  интеллектуальному развитию личности, путем   системной работы по методике коллективно - творческого воспитания, продолжения развития традиций взросло - детского самоуправления и развитие детских организаций.

Проект «Творчество»  - направлен на раскрытие и развитие творческих возможностей ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

Проект – «Я – гражданин» формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.

Проект – «Здоровье» направлен на  развитие у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, поиск оптимальных средств, сохранение и укрепление здоровья.

Проект – «Труд»   - выработать взгляды на труд как основной источник жизни, воспитать стремление, вносить свой вклад в улучшение деятельности, умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

«Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребёнка,

какие бы требования она к нему ни предъявляла,

до тех пор, пока эти требования не войдут в

систему собственных потребностей,

они не выступят действительными

факторами его развития»

Л.И.Божович.

Сегодня воспитывать без учёта механизмов самовоспитания малоэффективно. Качество личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включать механизмы «самости» на  уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

Программа самовоспитания «Я среди людей»

 

Социальная ситуация развития

Движущей силой развития являются отношения между личностью и её социальной средой

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребёнком – при сильном желании стать взрослым. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести  право голоса.

Роль ведущей деятельности в подростковом возрасте играет

социально – значимая деятельность, реализуемая в учёбе, общении, общественно – полезном труде.

Центральные новообразования,  охватывающие все стороны развития личности:

изменения происходят в области морали,

половом развитии,

высших психических функциях,

эмоциональной сфере.

Центральные новообразования подросткового возраста

Ценностные ориентиры

Важные социально – значимые ценности:

активная, деятельная жизнь

творчество

красота природы и искусства,

чуткость,

воспитанность

Психологические  особенности

- происходит открытие свое внутреннего мира

- начинается активный поиск самоисследования, самонаблюдения, способствующий формированию образа «Я»

Ребята в этом возрасте стремятся осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя.

 Моя задача –

помочь им выстраивать эффективное общение с другими людьми

тактично используя диагностические методики самопознания, помочь  увидеть себя, черты своего характера.

Получив развернутую картину своей личности, он размышляет о своём месте в жизни, о смысле жизни, проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных проблем  через различные виды деятельности.

Принципы  реализации программы самовоспитания «Я среди людей»

доверие и сотрудничество

активность и самостоятельность учащихся

исследовательская творческая позиция

диалогичность

эмоциональность

Используемые методы:

метод исследования личности (диагностика)

метод творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах

метод анализа конкретных ситуаций

лекции, беседы, игры.

Широко применяются письменные работы учащихся (продолжи предложение, творческий рассказ, мой выбор и др.), в которых ребята излагают свои переживания и мнения. В обсуждения и дискуссиях по конкретным ситуациям у  ребят  формируется отношение к принципиальным вопросам этики, эстетики, философии, политики.

Эта программа стала основой развития  первичной организации «Союза детских сердец», которая была создана  на базе класса четыре года назад. Все ребята объединились на добровольной основе для полезных, социально – значимых дел. 12 человек из класса являются лидерами общешкольной  детской организации  среди 5 – 8 классов. А сейчас они составляют основу   школьной организации «Российского союза молодёжи»,

Приоритетными видами деятельности   являются

познавательная ( предметные недели, олимпиады, слёты отличников и хорошистов, поисковые задания, Уроки Знаний)                

художественно – творческая (праздники, конкурсы, выставки, деятельность в кружках)

спортивно – оздоровительная (спортивные праздники, соревнование, встречи, беседы, турслеты, дни здоровья)

общественно – полезная ( работа совета милосердия : операции «С днём пожилого человека», « Красная гвоздика», помощь ветеранам, операция «Скворечник»,благотворительные акции.)

трудовая. ( «Трудовые десанты», « Трудовые атаки», операции «Сделаем наш двор чистым и уютным», Санитарные пятницы, дежурство в классах и по школе, дежурство в столовой)

Системообразующим видом деятельности являются  -  социально – значимые дела и творчество.

Особенности деятельности в 9б классе –

темп;

разнообразие;

эмоциональность;

творчество;

польза для себя и других

Основной формой, используемой мной в организации внеклассной работы  с учащимися, это  личностно – ориентированные классные часы.

                                                                      «Классный час – это одна из наиболее распространённых

 форм организации фронтальной  воспитательной работы»

Н.И. Болдырев

Характерные черты классного часа

это форма внеурочной воспитательной деятельности;

это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми;

это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

это форма общения  классного руководителя и воспитанников.

При подготовки к классным часам  я придерживаюсь алгоритма совместной деятельности  с учащимися, который можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий:

Составление совместно с учащимися тематики  классных часов на новый учебный год  (учитывая предложенные темы по программе  воспитания Н.Е. Щурковой и программы самовоспитания «Я среди людей»)

Определение цели, содержания, выбор формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовки классного часа.

Составление сценарного плана.

Проведение классного часа.

Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

 Мной используются различные формы проведения  классных часов

Интерактивные игры по проблеме «Общение»;

Тренинги общения учащихся и их родителей;

Самопрезентации и самопредставления;

Праздники, конкурсы, дебаты

Фестивали;

Круглые столы;

КВН

Критерии эффективности личностно – ориентированного классного часа

личная значимость для учащихся

комфортность, благоприятный психологический климат

возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей  учащихся

обогащённость жизненного опыта учащихся

духовно – нравственная ценность

вовлечение учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Функции воспитательной системы 9б  класса:

образовательная;

воспитательная, содействующая нравственному становлению личности школьника;

защитная, связана с психологической защитой ребёнка от негативных  влияний среды;

компенсирующая – создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации;

интегрирующая и корректирующая.

Развитие самоуправления в 9б  классе.

Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления в классе: происходят качественные изменения отношений внутри группы, к каждому её члену.

Органы ученического самоуправления в классе представляют собой одну из форм детского саморазвития и требует отдельных условий:

наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети удовлетворяют свои психо – социальные потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявления и т. д.

присутствие и поддержка взрослых.

социально ценные чувства и переживания.

Успешность и эффективность моей деятельности как классного руководителя составляют  ведущие роли:

фасилитатор – оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации

нравственный наставник

старший товарищ, проводник по стране знаний.

Пространственно – временной компонент

Воспитательная  система  создаёт благоприятный психологический климат, в котором жизнедействует коллектив. Созданы условия для психологического, физического и нравственного здоровья  всех его членов.

Классный коллектив 9б  класса   имеет отдельный кабинет №3, который свободен во второй половине дня и технически оснащён.

В кабинете удобная, новая мебель, имеются компьютеры, которые способствуют созданию комфортности  и  сплочённости в коллективе, нацеливают классный коллектив на взаимодействие и совместный досуг.

Место и роль класса в ВП  ОУ

В школе  9б  класс  имеет  хорошую репутацию.

 Все ребята активно принимают участие во внеклассной деятельности и на протяжении  всех лет обучения  являются лидерами школы по активной жизненной позиции. (100%)

В классе сложились свои традиции

День именинника

Празднование всех сезонных праздников  

Совместный выезд на природу

Образовательные экскурсии по Нижегородской области и городам России.

Этапы  становления  ВС 9Б  класса

Первый этап  2006 – 2008 г. (5-6 классы)  - становления может быть назван подготовительным, на этом этапе была определена  идея, некий образ будущего  класса. Задачей данного этапа  - явилось  вовлечение максимально большего числа педагогов,  родителей в осмысление целей, содержания, организации и эффективности современного воспитания, вовлечение их в процесс размышления о том, какой должен быть  наш класс, каким должно быть воспитание в  классе, как оно должно быть организовано.

Итогом первого этапа создания воспитательной системы  стало –

определение цели воспитания в классном коллективе,

выбор его теоретических оснований и принципов реализации, который будет определять индивидуальные особенности воспитательной системы,  

      и ее "лицо".

Второй этап  2009 – 2011 г. (7-8 классы) этапы становления. На этом этапе  мы  определили  содержание воспитательного процесса по программе «Я среди людей», роль ведущей деятельности в этом (подростковом возрасте) играет социально – значимая и творческая  деятельности,  ведущие формы деятельности, разработана  и внедрена  структура  самоуправления классного и родительского коллективов. Приняты правила и законы нашего коллектива, рождаются коллективные  традиции.  Разрабатывается  мониторинг эффективности воспитательной системы.

 Совершенно очевидно, что это самый важный этап в развитии системы, определяющий ее состоятельность.

Третий этап 2012 – 2014 г. становления воспитательной системы можно определить как этап стабильного ее функционирования. На этом этапе происходит процесс упорядочивания структурных компонентов,  интегрируются учебный и внеучебный процессы, укрепляются  коллективные традиции, уровень творчества детей и взрослых - выше, класс  становится авторитетным на своей территории, в коллективном сознании происходит сближение идеального и реального образов воспитания.

                       

Диагностико – результативный компонент

Какой ребенок находится передо мною? Каковы его жизненные ресурсы? С какими трудностями он может столкнуться? Как недостатки ребенка превратить в отправные точки его жизненных побед? Какой ключик откроет дверь к взаимопониманию и взаимосотрудничеству? Эти вопросы я задаю себе, когда подбираю методики изучения и способы коррекции развития личности каждого

ребенка в классе. Успешное решение наиболее острых учебных проблем и задач невозможно без тщательной работы по изучению и всестороннему развитию личности каждого учащегося.

Для того чтобы лучше узнать учеников в классе (а следовательно, помочь им, к примеру, "влиться" в коллектив!), составить объективное мнение о каждом из них, я использую

анкетирование учителей, учащихся и их родителей,

психолого-педагогическое тестирование,

методы групповой и индивидуальной самооценки.

Результаты психодиагностики:

выяснение познавательных мотивов учащихся,

установление типов мышления,

установление видов эмоционально-волевой сферы,

 установление социального статуса и сплоченности детского коллектива.

 Такие результаты дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности школьника.

Мониторинг эффективности ВС класса

Что изучается?

( предмет  мониторинга)

Как изучается?

(механизм мониторинга)

1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания

Тестовая диагностика личностного роста школьников.

      ( уровень   воспитанности) (автор Кулешова И.В.)

Опросник для определения творческих наклонностей у школьника (Лизинский В.М)

2. Детский коллектив как условие развития личности школьника

Социометрия

Методика социально   психологической самоаттестации коллектива (автор  Немов Р.С).

Уровень активной жизненной позиции

3. Деятельность ДО и органов ученического самоуправления, необходимых  для самореализации школьников.

Диагностики  определения «Развития самоуправления в ученическом коллективе» - (автор М.И Рожков)

Диагностики определения «Общественной активности учащихся» -  (автор Стапанов Е.Н.)

Итоги занятости в кружках и секциях

4. Удовлетворённость  жизнедеятельностью  школы и класса

Классный руководитель  глазами воспитанника

Отношение учащихся к жизни школы и класса.

Методика изучения удовлетворённости родителей работой ОУ

Социальные нормы жизни 2 - 4 кл.

Человек - как часть природы 1 класс

Человек - как субъект жизни 5 - 6 кл.

Сообщество - как условие жизни 7 - 8 кл.

Что есть жизнь-9  класс

9 - 10 классы

Русский язык, литература –Кирпичёва Е.Ю...

Алгебра,геометрия –Санышева Т.Ю..

История- Жуков А.В..

Обществознание –Медведева В.А.

Биология –Русскова Л.Н..

Англ. язык – Алеева А.Р. Гладышева И.В.

ОБЖ – Жуков Д.В.

Физическая культура –Хламов Д.М..

Технология – Зайцева Т.В., Дерябин Н.Ю.

Черчение – Дерябин Н.Ю.

География  -Селихова Е.Н..

Физика-Рыкованова О.А.

Химия-Мартынова В.А..

Библиотекарь – Хламова Л.В.

Вожатая  - Бурунова А.Г.

Фельдшер школы – Ричко Н.Г.

Администрация школы

Родители

Психолог школы – Жукова С.Л.

Социальный педагог – Мартынова В.А..

Интеллектуальная сфера

Любознательность

Эрудированность

Осмысленность

Убеждённость

Уверенность

Сфера нравственности

Гуманность

Толерантность

Интеллигентность

Гражданственность

Эстетическая сфера

Забота о здоровье

Оптимистичность

Мажорность

Социальная сфера

Самостоятельность

Самоопределение

Самоутверждение

Самореализация

Принятие его личных целей, запросов, интересов

Проявление уважения к личности ребенка.

Проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка

Предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы.

Ориентир на потенциально возможные успехи ребенка.

Абстрактное мышление

Самосознание

Половая идентификация

Автономная мораль

Переоценка ценностей

Чувство  «взрослости»

МИГи

Классное собрание

РК

Актив класса

министерство образования

министерство

спорта

министерство

культуры

министерство

труда

министерство

ЖКЖ

Председатель РК Алатырцева М.В..

 Члены РД:

Сухова С.В., Ганенкова О.М.

МЭР города—Синягина К.

Вице-мэр—Алатырцева Н..

Министерство  образования – Горская В.

Министерство спорта -  Агафонов Н.,

Министерство культуры -  Зиновьева И.,

Министерство труда – Макин И.,

Министерство ЖКХ—Даданов И.,

Министерство экологии-Губанова Е,

Пресс-служба-Ганенков А.

малые инициативные группы

(формируются на основе собственной инициативы)

Горская Виктория

Агафонов Н

Назаров А.

Кузнецов С.

Даданов И

Кузнецов Л.

Макин И.

Бобров Д.

Шестаковский И.

Зиновьева И.

Яльцева Е.

Жукова А.

Пресс-служба

Ганенков А.

Данилушкин А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...