Воспитательная программа "Компас" для 5-9 кл.
методическая разработка по теме

 

Общество заинтересовано в своем поступательном цивилизованном развитии, в обеспечении полноценной жизни каждого его члена. Это развитие обеспечивается знанием истории, культуры и опыта, накопленного поколениями людей, и на этой основе генерацией новых идей, разработкой новых моделей и технологий их реализации, нахождением оптимальных способов организации общественного социального устройства. Поэтому именно воспитание, обеспечивающее  развитие человека, должно быть главным приоритетом государства и самой школы.

     Чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих друзей чуточку лучше, интереснее, добрее, воспользуемся «Компасом», который указывает направления деятельности классного коллектива, и каждого в отдельности.

Воспитательная программа рассчитана на 5 лет. Реализуется в три этапа: 1 этап – 5-6 классы, 2 этап – 7-8 классы, 3 этап – 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_kompas_dlya_5-9_klassov.doc761 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа»

Колпнянского района Орловской области

                                                               Утверждаю.

                                               Директор школы ______________ Т.В. Мосичук

Разработала Туркина Людмила Валентиновна

2012 год

Пояснительная  записка

       Общество заинтересовано в своем поступательном цивилизованном развитии, в обеспечении полноценной жизни каждого его члена. Это развитие обеспечивается знанием истории, культуры и опыта, накопленного поколениями людей, и на этой основе генерацией новых идей, разработкой новых моделей и технологий их реализации, нахождением оптимальных способов организации общественного социального устройства. Поэтому именно воспитание, обеспечивающее  развитие человека, должно быть главным приоритетом государства и самой школы.

     Чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих друзей чуточку лучше, интереснее, добрее, воспользуемся «Компасом», который указывает направления деятельности классного коллектива, и каждого в отдельности.

Воспитательная программа рассчитана на 5 лет. Реализуется в три этапа:

1 этап – 5-6 классы, 2 этап – 7-8 классы, 3 этап – 9 класс. Каждый этап имеет восемь направлений: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Здоровье», «Человек».

Актуальность формирования и развития  коммуникативной культуры учащихся основана на познании и творческого самовыражения в жизнедеятельности.

    Цель направления «Культура» состоит в том, чтобы необходимые требования, предъявляемые обществом, мы, учителя, превратили во внутренние стимулы развития личности каждого подростка. Воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно  правильно ориентируется в окружающей жизни. Направление нравственного воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данном направлении осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, часы общения, семейные выставки достижений.

    Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Её направленность выступает тем каналом, по которому школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

    Коллективное творчество,  на которое ориентировано направление,  ставит подростка перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувство партнера,  выражать свое мнение.

    Воспитание на принципах нравственности – это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

   Направление «Культура» призвана повысить культурный  уровень личности, стать регулятором общения,  должна создать такие условия и такое  содержание деятельности, которые в наибольшей степени соответствовали бы творческому развитию и гармонизации учащихся.

      Направление «Отечество» указывает на формирование  и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно  выполнять гражданские обязанности в мироне и в военное время.

     Направление «Здоровье» указывает на формирование здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, режима питания, устойчивого отрицательного  отношения к вредным привычкам. Пропаганда здорового образа жизни, принципов рационального питания, занятия спортом в секциях и клубах, участие в школьных конкурсах, днях здоровья, обучение рациональным способам учебного труда,  навыкам самостоятельной работы, ориентация старшеклассников на ежедневные занятия физической культурой и спортом,  встречи со специалистами медико-психологической службы.  

    Направление «Семья» направлено на изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни, привлечение родителей к сотрудничеству  по направлениям деятельности классного коллектива

     Доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда,  когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Ведь семьи,  из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития,  разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

     ЦЕЛЬ программы: поэтапное создание   условий для развития личности ребенка в условиях гуманистического воспитания.

    ЗАДАЧИ:

Воспитание понимания необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия с аналогичными интересами общества в целом.

Всестороннее развитие учащихся, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.

Отношение к труду, являющееся показателем человеческой  сущности, постоянное самосовершенствование и самовоспитание, достойное и уважительное отношение к обществу и самому себе.

Физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение правил человеческого общежития – естественных и естественно-приемлемых норм культурного человека.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ВЫПУСКНИК НАШЕЙ ШКОЛЫ:

Это достойный гражданин и патриот своей Родины, уважающий национальные чувства и традиции других народов;

это законопослушная личность, обладающая правовой культурой, проявляющая заботу о благополучии своей страны;

это гуманист, имеющий свою позицию, умеющий отвечать за свои поступки;

это всесторонне развитая творческая личность;

это человек образованный, стремящийся к реализации поставленных целей;

это будущий семьянин, ответственный за жизнь своих детей;

это личность, уважающая общечеловеческие ценности;

это человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни.

             

«Прекрасное пробуждает доброе»

(Д. Б. Кобалевский)

Задачи:

Способствовать получению и решению знаний учащихся о мировой культуре и культуре России как её части.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств.

Формирование ответственности за состояние природного, социального и культурного окружения.

Воспитание культуры речи и общения.

Основные направления реализации:

-формирование системы классных часов и внеклассных мероприятий;

-отработка механизмов совместной деятельности всех заинтересованных служб (СДК, библиотеки), системы дополнительного образования и воспитания;

-разработка и проведение творческих дел, способствующих реализации целей данной программы;

-организация работы по формированию ценной культуры и культурного образа жизни.

-  выставки детского творчества, экскурсии.

             

«Отечество славлю, которое есть».

(В.В.Маяковский)

Задачи:

Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине.

Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.

Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.

Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Основные направления реализации:

-учебная деятельность через предметы;

-система тематических, творческих классных часов;

-проведение военно-патриотических, спортивных праздников;

-проведение конкурсов,  выставок творческих работ.

- встречи с ветеранами ВОВ, героями Афганистана и чеченских событий.

             

 «Здоровье – всему голова»

М.А.Шолохов   

Задачи:

Создать системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Продолжить создание и апробацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Проводить профилактику наркомании, токсикомании, алкогольной зависимости и табакокурения среди несовершеннолетних

Научить воспитанников применять антитеррористические меры, соблюдать правила дорожного движения   и пожарной безопасности.

Основные направления реализации:

-формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

-соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и методик обучения и воспитания (физкультминутки, подвижные игры на переменах);

-отработка механизмов совместной деятельности всех заинтересованных служб;

-разработка и проведение игр, часов общения, способствующих реализации задач данного направления.

             

                                                                          Знание – сила

            К.Д.Ушинский

Задачи:

Развивать познавательные интересы через развитие сознательной дисциплины, воспитания ответственного отношения к учебе, уважения к знаниям.

Повышать мотивацию к обучению через игровые формы и ситуацию успеха.

Способствовать познанию учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

Воспитывать стремление к реализации поставленных целей, с учетом профориентационной  направленности.

Основные направления реализации:

-материально-техническое обеспечение образовательного учреждения;

-формирование системы классных часов и внеклассных мероприятий, предметных недель, дополнительного образования и воспитания;

-разработка и проведение творческих дел, способствующих реализации целей данной программы;

-развитие интеллектуального потенциала,  воспитание активного интереса к знаниям через предметные недели, предметные олимпиады, турниры и конкурсы.

 

             

«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»

А.де Сент-Экзюпери

      Задачи:

Разработать  систему взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Учить каждого ребёнка видеть в себе личность, побуждать его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Учить умению выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу.

Научить подростков находить более гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками.

Научить практике самопознания и самовоспитания, строить реальные жизненные планы и искать  пути их реализации.

Основные направления реализации:

-обследование жилищно-бытовых условий жизни учащихся;

-регулярное посещение семей учащихся, беседы с родителями;

-выступление работников полиции, ПДД, прокуратуры по вопросам уголовно-административной ответственности;

-выявление родителей, невыполняющих обязанности по воспитанию детей.

             

 «Семья вместе – душа на месте»

     Задачи:

Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни.

Создавать систему взаимосвязи и сотрудничества со всеми родителями.

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о нравственных основах брака и семьи.

Способствовать формированию у воспитанников чувства  ответственности за  будущее поколение.

5.   Формировать у обучающихся знания о правах и обязанностях женщины и мужчины в семье.

Основные направления реализации:

-создание «социального паспорта семьи»;

-регулярное проведение родительских собраний;

-правовое просвещение родителей;

-проведение индивидуальных и групповых консультаций:

-привлечение родителей к сотрудничеству: помощь в организации часов по интересам, в проведении творческих дел, в благоустройстве школы, в организации экскурсий;

-организация  совместного творчества детей и родителей.

             

«Труд души – наш компас жизни»

Задачи:

Развивать и поощрять стремление детей к любому виду труда, бережное отношение к результатам труда своего и других.

Воспитывать трудолюбие в семье.

учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству на радость людям.

одухотворять детский труд, делать его продуктивным, творческим.

Основные направления реализации:

-участие детей в полезных делах для дома, школы, своего села;

-разработка и проведение творческих дел, способствующих реализации задач данного направления программы.

             

«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите своих воспитанников любить поле, птиц и цветы»

Д.Рескин

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения оптимистический образ мира.

 Воспитание любви к природе, земле, как к дому всего живого.

Научить понимать экологические проблемы, выживания человечества, быть участником в решении этих проблем.

Учить общаться с природой, заложить в сознании, что человек и природа – это одно целое.

Вместе с тем научное познание жизни должно учитывать некий метафорический образ мира, имеющий яркую эмоциональную окраску, который есть у каждого ребёнка.

Основные направления реализации:

- участие в экологических субботниках, рейдах;

- разработка и проведение творческих дел, способствующих реализации задач данного направления программы.

План воспитательной работы в 5 классе

2012-2013 учебный год

СЕНТЯБРЬ

Направление деятельности

3-8

сентября

10-15 сентября

17-22 сентября

24-29 сентября

«Здоровье»

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

«Человек»

Организация утренней зарядки. Игры, развлечения на свежем воздухе. Проведение инструктажа по ПДД и ТБ.

Аукцион общественных поручений

«Знание»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник2

«Культура»

Организация дополнительного образования

Оформление классного уголка.

Участие:

подготовке и проведении праздничной программы, посвященной Дню учителя

«Семья»

Знакомство

с родителями детей.

«Отечество»

День знаний. Торжественная линейка    

Урок «Я люблю тебя, Россия»

Подготовка к викторине по Бородинскому сражению

«Земля»

Экологический субботник

Работа на пришкольном участке

Экологический субботник

«Труд»

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Час общения

Круглый стол

«Первый раз в 5 класс» (Знакомство с Уставом школы, с правилами для учащихся 5-9 классов)


6 сентября

Кросс-вопрос «Недаром помнит вся Россия», посвященный Бородинскому сражению



13 сентября

Беседа

 «Правила нашей безопасности»






20 сентября

Социометрия «Государство

 – это МЫ»







27 сентября

ОКТЯБРЬ

Направление деятельности

1-6

октября

8-13

октября

15-20

октября

22-27

октября

«Здоровье»

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

«Человек»

Акция

«Дом без одиночества»

«Знание»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

«Культура»

Подготовка номеров худ.самодеятельности к Осеннему балу

«Семья»

«Отечество»

Экскурсия в школьный музей «Истоки»

«Земля»

Экологический субботник

«Труд»

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Изготовление поделок к Осеннему балу

Генеральная уборка класса

Час общения

Огонёк «Создание позитивных дружеских отношений»


4 октября

Презентация «Хлеб – всему голова»




11 октября

Круглый стол»

«Моя Конвенция»





18 октября

Деловая игра «Настоящий друг»




25 октября

НОЯБРЬ

Направление деятельности

1-3

ноября

12-17

ноября

19-24

ноября

26-30

ноября

«Здоровье»

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

«Человек»

Акция «Игрушка», посвящённая Всемирному дню ребенка

«Знание»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

Рейд

«Твой дневник»

«Культура»

Конкурс рисунков «Когда мы едины, мы непобедимы»

Подготовка номеров к концерту, посвящённому Дню матери

«Семья»

«Отечество»

«Земля»

«Труд»

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Час общения

Ролевая игра «Планета друзей», посвящённая Дню народного единства




1 ноября

Игровая программа «Почему мы так говорим», посвящённая  международному дню толерантности


15 ноября

Путешествие «Привычки – хорошие и плохие»






22 ноября

Огонёк, посвящённый Дню матери







29 ноября

ДЕКАБРЬ

Направление деятельности

3-8

декабря

10-15

декабря

17-22

декабря

24-29

декабря

«Здоровье»

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

Утренняя зарядка, игры на переменах

«Человек»

Акция

«Белая лента»

Акция «Дом без одиночества» посвящённый Международному дню инвалидов

«Знание»

Анализ успеваемости и посещаемости


Рейд

«Твой дневник»

Анализ успеваемости и посещаемости


Рейд

«Твой дневник»

Анализ успеваемости и посещаемости


Рейд

«Твой дневник»

Анализ успеваемости и посещаемости


Рейд

«Твой дневник»

«Культура»

Конкурс рисунков, посвящённых Всемирному дню борьбы со СПИДом

Подготовка номеров к Новогоднему утреннику

«Семья»

Привлечение родителей к сотрудничеству: помощь в организации новогоднего утренника

«Отечество»

«Земля»

«Труд»

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Дежурство

в столовой

Дежурство

по школе,

в столовой

Час общения

Ролевая познавательная игра «О вреде курения»




6 декабря

Устный журнал «Основной закон страны», посвящённый Дню Конституции


13 декабря

Игра

«Азбука общения»





20 декабря

Игра- -соревнование «Экстремальная ситуация»




27 декабря

ПЛАН РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

на 2012 – 2013 учебный год

СЕНТЯБРЬ

Прием родителей по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности.

Знакомство с домашней обстановкой учащихся, родителями, взаимоотношения в семье, обеспечение условий для нормальной жизни и учебы.

Привлечение родителей к сотрудничеству: помощь в организации часов по интересам, в проведении творческих дел, в благоустройстве школы, в организации экскурсий.

ОКТЯБРЬ

Лекторий для родителей

_______________________________________________________________________

Индивидуальная работа с родителями:

    - опекунами (Душина Л.В., Душин В.Е.)

    - многодетными (Туркин В.В, Туркина Л.В.)

НОЯБРЬ

1. Классное родительское собрание по итогам I четверти:

- Итоги I четверти

- Правила поведения детей во время осенних каникул

2. Организация  совместного творчества детей и родителей

ДЕКАБРЬ

Классное родительское собрание по итогам II четверти.

- Итоги II четверти

- Правила поведения детей во время зимних каникул

Организация  совместного творчества детей и родителей.

ЯНВАРЬ

1.Посещение классным руководителем учащихся на дому.

2. Индивидуальные беседы с родителями

Родительский семинар:  «Здоровые дети - счастливое будущее»

ФЕВРАЛЬ

Правовое просвещение родителей.

Прием родителей по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности.

МАРТ

Обследование жилищных условий, микроклимата в семьях

Индивидуальное собеседование с родителями.

 Классное родительское собрание по итогам III четверти.

- Итоги III четверти

- Правила поведения детей во время весенних каникул

АПРЕЛЬ

Прием родителей по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности (анализ посещаемости и успеваемости учащихся).

Привлечение родителей к сотрудничеству: помощь в благоустройстве школьной территории.

МАЙ

Родительские собрания по итогам учебного года.  

- Итоги учебного года

- Правила поведения детей во время летних каникул

Организация посильной помощи родителей в ремонте школы и классных кабинетов.

Организация летнего отдыха детей                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...