Система работы классного руководителя
статья по теме
Предварительный просмотр:
В 2009 году я пришла работать в «Боголюбовскую СОШ». Мне предложили классное руководство в 5 классе. На тот момент в классе было 16 человек. Класс был достаточно тяжёлый ввиду того, что это , по сути, были 2 класса, объединённых в 1. По возрасту и уровню знаний дети тоже были достаточно разные: 1 человек без учёта знаний, 3 человека 7 вида. Очень проблематично проходила адаптация ребят только что прибывших в класс: были и насмешки со стороны одноклассников, нежелание общаться и т.д. в итоге слёзы, побеги с уроков, плохая успеваемость, дискомфорт во всём классном коллективе. Для меня в то время встал очень серьёзный и трудный вопрос «Как же сплотить коллектив? Как воспитать в детях чувство взаимоуважения, понимания, поддержки».
Исходя из проблем классного коллектива, общества и потребностей государства на первом этапе моей работы , была разработана программа для учащихся 5 класса «Радуга толерантности», основной целью которой было «формирование толерантного сознания личности».
Воспитание и формирование толерантного сознания личности является одной из главных, приоритетных, целей педагогики 21 века. Обучения демократии, развития гражданских знаний и навыков, повышения политической активности граждан, сегодня является приоритетным не только для школы, но и для всей страны в целом. Школьников надо учить быть терпимыми к различным мнениям, сотрудничать с разными людьми, уважать права других. Эти ценности определяют отношения и способы поведения в демократическом обществе. Чтобы понять позицию другого, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемого решения, вести диалог, необходимо, в первую очередь, быть толерантной личностью, которая была бы терпима к чужому мнению, готова к сотрудничеству независимо от расовой, национальной, религиозной, социальной и гендерной принадлежностей индивида, активно проявляла свою гражданскую позицию,
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Осознание своего «Я», своих чувств;
- Формирование у учащихся адекватной самооценки;
- Воспитание уважительного отношения к людям разной национальности, религии; «не таким как я»;
- Привитие норм и правил поведения, принятых в обществе;
- Развитие социальной активности.
Данная программа предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как
Формы | Методы |
Классные часы; Беседы; Игровые тренинги; Коммуникативные тренинги; Праздники; КТД; Игровые и конкурсные программы; Викторины, выставки, познавательные игры. | Пример; Поощрение; Убеждение; Требование; Метод саморегулирования; Метод соревнования; Метод анализа деятельности и общения ребенка; Поручения; |
«Радуга толерантности» строится на каждом занятии: по мере проведения занятий на заготовленную модель радуги, которая имеет все цвета, но тона только обозначены , прикрепляется или приклеивается дуга более яркого цвета. Каждая тема связана с определённым цветом: например, толерантность к природе – с зеленым, толерантность к себе – с красным и т.д. На последнем занятии прикрепляется последний фиолетовый цвет – проводится в конце года; подводятся итоги, проводим рефлексию и анализ проделанной работы за год; классный руководитель отмечает достижения; награждает грамотами (каждого!).
План программы:
Занятие 1. Красный цвет «Тайна моего имени». |
Занятие 2. Оранжевый цвет «Я и МЫ. Учимся общению». |
Занятие 3. Жёлтый цвет «Я и моя семья». |
Занятие 4. Зелёный цвет « Я в мире природы». |
Занятие 5. Голубой цвет «Моя малая Родина». |
Занятие 6. Синий цвет «Играем вместе». |
Занятие 7. Фиолетовый цвет «Подведём итоги!» |
По итогам года провели анкетирование «Насколько я толерантен». Результаты : уровень толерантности : Высокий - 9, средний - 5, низкий – 2 человека.
Я решила продолжить работать в этом же направлении и в 6 классе. На данном этапе был разработан план работы в перспективе на 6-7 классы. В дополнение к предыдущим методам и формам работы были добавлены: дискуссия, ведение личного портфолио, игры на развитие коммуникационной компетенции, недели добра, помощь пожилым людям. Также одной из приоритетных задач я ставила развитие информационной компетентности посредствам проектной деятельности и разработки сайта класса.
Так как времени мало и осветить всё не возможно, я хочу остановиться на способах контроля:
- Во-первых: анкетирование, тесты;
- Изучение программы по русскому языку и литературе. Например: при изучении таких произведений как «Дети подземелья», «В дурном обществе», «Юшка» и др. можно отслеживать уровень сформированности навыков толерантного сознания по средствам беседы, мини-сочинений по заданным темам.
- Дерево толерантности. В начале года мы проводим классный час посвященный толерантности, знакомимся с традициями празднования этого дня в разных странах. Так в России принято привязывать ленточки к деревьям в знак добра и мира. Мы тоже решили сделать своё «Дерево толерантности» . Сначала оно у нас голое, без листочков, по мере того, как каждый учащийся будет совершать добрые дела, будь то в школе или дома, он привязывает свой листочек к дереву. Данная работа проводится на классных часах или в свободное время.
- Оценочные листы: каждому учащемуся распечатывается оценочный лист на неделю: там заполняются пропуски, оценки, замечания, участие в школьных и других мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся
Доклад на МО классных руководителей по теме " "Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...