Развитие духовно – нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности
статья по теме
Педагогические чтения «Духовно – нравственное воспитание в современных условиях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения «Духовно – нравственное воспитание в современных условиях».
Развитие духовно – нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.
Подготовила: Верченко Л.А.
Учитель русского языка и литературы
1 категории
МКОУ « Москаленская СОШ»
Марьяновского района
Омской области.
Февраль 2012 года.
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности в современном мире. Ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, какие качества:
- Уважение и сострадание,
- Гордость и доброжелательность,
- Милосердие и патриотизм,
- Любовь к окружающему и ближнему.
И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко) Мы, педагоги, стараемся многое делать для того, чтобы дети понимали значение слов: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Не всё и не всегда у нас получается. Но мы пытаемся найти путь к душе каждого ребенка. А душа, как известно, у ребенка светлая и добрая. Не потушить бы свет в ней. Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.Участие в научном обществе учащихся «Академия творчества» выявило много талантов. Дети увлечённо сочиняли стихи и с гордостью представляли их слушателям. Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе , ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остаётся ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? Кроме того, обращаю внимание на несоответствие слов братьев и их поступков. Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа. Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.На уроке русского языка в 7 классе ученики пишут сочинение Что значит быть гражданином? Дети пишут: Гражданин не тот, у кого это написано в паспорте, а тот, кто по – настоящему стремится сделать нашу страну лучше, и живёт по справедливости. Русский язык 6 класс дети создают копилку добрых дел. Так в нашем стенде появился новый раздел и ученики могут посмотреть, в нём как делать домашнее задание по русскому языку, как писать диктант, как писать сочинение. Шестиклассники рады ,что смогли помочь другим ученикам. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает. Результаты духовно-нравственного воспитания. Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Иными словами, оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников!
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы не подписываются учениками. Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;
– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;
– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми. Результат проведённых бесед во внеурочной деятельности можно определить с помощью теста или изменением в поступках детей.
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литера-
туры является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и
достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в
процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование челове-
ка. В настоящее время государство остро поставило задачу духовно – нравственного возрождения нации. Чтобы удержать лучшие традиции русского общества, сегодня нам необходима нравственная сила, способная вернуть веру в самих себя. Время безжалостно, но все может человек, который помнит слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной досуговой деятельности
Духовно-нравственное воспитание юного поколения в первую очередь осуществляется через любовь и уважение к родному языку....
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....
«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»
Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...
Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет
Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет лучшую практику по вопросам воспитания лбучающихся СПО....