План работы классного руководителя (5 класс)
методическая разработка (5 класс) по теме

план воспитательной роботы, план работы с родителями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов

141120 Московская область, г. Фрязино, ул. Дудкина 12. Тел/факс.: 8-496-56-415-42(43)

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________________ Н.В. Буслаева

«_____» __________ 2010г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №3

_______________ В.М. Жадова

«______» ____________ 2010г.

ПЛАН РАБОТЫ

классного руководителя

5 – Б класса

Ткаченко Татьяны Сергеевны

2010-2011 учебный год

Цели, задачи, функции классного руководителя 5 класса. 

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности нужно учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 5 класса характеризуются следующим образом:

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным способом – в уверенности подростка в учительской несправедливости.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.

10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, - это пространство и время педагогических действий по организации постепенного плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Важно понимать существенные психолого-педагогические особенности учащихся 5-х классов, которые происходят в связи с началом этапа полового созревания: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель-предметник должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если найти целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» детей в школьном здании.

Есть немало психологических обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основную школу. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростков, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. По мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается, прежде всего, в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или описания, апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты, содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Протекание школьной жизни учеников 5-х классов осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Это недопустимо, так как:

- содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности;

- высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимися в «зоне их ближайшего развития», что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник не может решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно должна переходить в косвенную, что позволит дать ученику шанс самостоятельно выполнить задание, обеспечивая развивающий эффект обучения;

- сообщество взрослых людей ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. У младших школьников эта способность еще только начинает формироваться и ее развитие должно происходить постепенно и ненавязчиво при создании учебных ситуаций, дающих возможность подросткам принимать различные точки зрения, высказанные авторами учебников.

Главной целью школьного образования на этой ступени образования становится развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков. С учетом поставленной цели основными задачами образования на этой ступени являются: 

- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

- обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведения анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;

- создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм).

При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:

1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса пятиклассников. На уроке ученику предоставляется право работать в индивидуальном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно умело использовать другие формы организации обучения: экскурсии, дидактическую и ролевую игру, диспуты, практические работы, мини-лекции.

2. Понятия должны осваиваться классом не только на репродуктивном уровне и не только с одной единственной правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить гипотезы и доказывать выдвинутые предположения. Способность выделять, характеризовать понятие и использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная.

3. Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную оценку даже тогда, когда работа выполнена правильно (снижается оценка за небрежность, описки, исправления). С целью создания условий для профессионального общения педагогов начальной и основной школы, развития коммуникативных умений учащихся, выработки разных подходов к оценке результатов интеллектуально-познавательной деятельности с точки зрения информативной, диагностической, мотивационной и здоровьесберегающей функций проводятся городские контрольные работы по математике, русскому языку, естествознанию. Вполне реально для учащихся 5-х классов ввести новую систему отметочного оценивания: ставить отметку дробью – числитель говорит о том, что работа не содержит ошибок и выполнена правильно (эта отметка идет в журнал), а знаменатель фиксирует общее впечатление от работы (эта часть отметки идет в дневник).

Деятельность учительского коллектива, работающего в 5-х классах должна разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

1. Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих в 5-х классах (согласование методических позиций, взглядов, концепций и требований);

2. Учителя 5-х классов должны соблюдать демократический стиль общения, уметь организовывать коллективные формы обучения, раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко;

3. На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы;

4. Команда педагогов должна дать возможность учащимся выйти за пределы собственно учебной деятельности, создавая общее поле для появления элементов проектной деятельности и социальной практики, применяя внепредметные и надпредметные подходы. Проектные формы работы, применяемые при обучении пятиклассников, позволят обеспечить условия для формирования учебной деятельности как индивидуальной способности каждого ребенка, поскольку учебная деятельность начнет обслуживать проектную.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся 5-х классов, цель деятельности классного руководителя 5-х классов формируется следующим образом: Формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В связи с поставленной целью задачи деятельности классного руководителя 5-х классов определяются так:

  1. формирование и развитие коллектива класса;
  2. создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  3. формирование здорового образа жизни;
  4. организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  5. защита прав и интересов обучающихся;
  6. организация системной работы с обучающимися в классе;
  7. гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  8. формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  9. организация социально значимой деятельности обучающихся.

Исходя из поставленных задач функции классного руководителя 5-х классов определяются как:

1. Организационно-координирующие: 

  1. организация адаптации учащихся 5-х классов в связи с переходом в среднее звено обучения;
  2. организация преемственности с учителем начальной школы;
  3. обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  4. установление контактов с родителями (или опекунами) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
  5. проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
  6. взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения;
  7. организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  8. организация классного самоуправления;
  9. стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок);
  10. защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков (сотрудничество с медперсоналом школы, организация просветительской работы с обучающимися, воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом в УДО);
  11. организация изучения учащимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту;
  12. обеспечение охраны и защиты прав учащихся, оставшихся без попечения родителей;
  13. выявление, учет и работа с подростками социально незащищенных категорий;
  14. работа с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  15. ведение документации (классного журнала, личных дел учащихся, плана работы классного руководителя, осуществление проверок дневников, разработка методических материалов мероприятий);
  16. еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть;
  17. организация дежурства по классу, школе, столовой; организация субботников и ремонта классного кабинета;
  18. забота о внешнем виде учащихся;
  19. оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае, принятие мер по оказанию доврачебной помощи;
  20. взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.

2. Коммуникативные: 

  1. регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  2. установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  3. содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  4. оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.

3. Аналитико-прогностические: 

  1. изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  2. составление психолого-педагогических карт учащихся;
  3. направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
  4. определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
  5. ведение мониторинга учебной и социальной активности учащихся.

4. Контролирующие: 

  1. контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  2. контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
  3. контроль за занятостью учащихся в системе дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков 5-го класса и решения вышеперечисленных задач мною были выбраны следующие направления деятельности:

1. «Социально-экономическая и правовая культура»;

2. «Нравственное воспитание»;

3. «Экологическая культура»;

4. «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности».

Деятельность классного руководителя

по направлению содержательной линии воспитания

«Социально - экономическая и правовая культура»

Классное самоуправление. 

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.

Модель ученического самоуправления включает в себя шесть блоков:

  1. позиционный блок;
  2. организационный блок;
  3. нормативно-правовой блок;
  4. содержательный блок;
  5. технологический блок;
  6. управленческий блок.

Принципиальные позиции ученического самоуправления: 

  1. равноправие – все учащиеся класса имеют право голоса при принятии решения;
  2. выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;
  3. открытость и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся;
  4. законность – неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;
  5. целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  6. гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  7. самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  8. ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Структура самоуправления в классе: 

  1. ученическое самоуправление в классном коллективе;
  2. классное собрание;
  3. совет класса;
  4. рабочие органы самоуправления.

Ученическое самоуправление в классах: 

  1. комиссия по образованию;
  2. комиссия по печати и информации;
  3. комиссия по здоровью и спорту;
  4. комиссия по труду;
  5. комиссия по культуре;
  6. комиссия правопорядка.

  Комиссия по:

Отвечает за:

образованию

  1. создание условий для учебной деятельности школьников;
  2. сбор информации об учебном процессе;
  3. проверку домашних заданий и уровня подготовки к урокам;
  4. проверку сохранности учебников;
  5. проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов

культуре

  1. подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, «Дней именинников» в классе;
  2. проведение игр и конкурсов;
  3. сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности

здоровью и спорту

  1. подготовку и проведение спортивных соревнований между экипажами;
  2. участие класса в общешкольных и городских спортивных соревнованиях;
  3. сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса

труду

  1. организацию дежурства по классу;
  2. уборку классного кабинета в конце каждой четверти;
  3. проведение субботников

печати и информации

  1. работу классного уголка;
  2. выпуск классных стенгазет;
  3. подготовку заметок в школьную стенгазету;
  4. обмен информацией с органами самоуправления учащихся школы;
  5. работа со школьным сайтом;
  6. создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса)

правопорядку

  1. дежурство класса по школе (распределение на посты и контроль за дежурством учащихся на постах);
  2. охрану порядка во время проведения классных вечеров;
  3. ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения;
  4. осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы

Основные функции органов ученического самоуправления: 

Классное собрание: 

  1. формирует органы самоуправления класса;
  2. рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления класса;
  3. вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы;
  4. заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.

Совет класса: 

  1. координирует деятельность всех органов самоуправления учащихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
  2. организует самообслуживание учащихся, дежурство по классу и школе;
  3. устанавливает шефство над младшим классом;
  4. организует выпуск стенгазет и работу классного уголка;
  5. обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
  6. заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;
  7. решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса;
  8. организует соревнование между экипажами в классе, подводит итоги.

Рабочие органы классного самоуправления: 

  1. планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению;
  2. организуют и оценивают результаты соревнования между экипажами учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:

  1. Устав школы;
  2. Правила для учащихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности учащихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести;
  3. Конституция Демократической республики Бриг;
  4. Договор с администрацией школы на предмет деятельности ученического самоуправления Демократической республики Бриг;
  5. Закон о гражданстве Демократической республики Бриг;
  6. Закон о референдуме Демократической республики Бриг;
  7. Закон о временных Советах дела Демократической республики Бриг;
  8. Положение о Правительстве Демократической республики Бриг.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

Основные функции управления: 

  1. планирование (поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);
  2. организация (поиск ответов на вопросы «Кто? Когда? Где? С кем будет выполнять запланированную работу?);
  3. контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);
  4. анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);
  5. регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).

Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для учащихся», последовательно и четко выполнять которые должны стараться все ребята.

Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): ребята сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.

Особую роль в классном самоуправлении должны играть информационные органы: стенная печать классного уголка, школьная газета, школьный сайт и радио-газета.

Рубрики стенной печати: 

  1. «Официальная хроника» (приказы и распоряжения органов самоуправления школы, директора и завуча, которые касаются учащихся класса);
  2. «Наш календарь» (рассказы об исторических датах);
  3. «Поздравляем!» (информация о победах учащихся в различных соревнованиях и конкурсах; поздравление именинников; поздравление с традиционными праздниками);
  4. «Наши в школе и в городе» (заметки из классного уголка, школьной газеты и городских газет о достижениях учащихся класса).

Еженедельно членами комиссии по образованию подводятся итоги учебной деятельности каждого экипажа, определяется круг учеников, нуждающихся в дополнительных занятиях по предметам, назначаются «репетиторы».

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании личности учащихся и классного коллектива в целом. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, разрабатывают сценарии, распределяют роли, назначают время и место репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление класса.

I триместр

комиссия по 

сентябрь 

октябрь 

ноябрь

образованию

Проведение «Дня Знаний»

Исследование за-нятости учащихся класса в системе дополнительного образования

Организация контроля за сохранностью учебников.

культуре

Подготовка и проведение «Дня Осенних Именинников»

Подготовка позд-равлений ко Дню Учителя

Помощь в орга-низации  меро-приятия посвя-щенного Дню Матери

здоровью и спорту

Подготовка и проведение Дня здоровья

Викторина «Олимпийские игры»

Подготовка и проведение классного часа «Вредные привички»

труду

Составление гра-фиков дежурства по классу

Подготовка класс-ного кабинета к зимнему периоду, организация гене-ральной уборки класса

Подкормка зимующих птиц

печати и информации

Подготовка объяв-лений по текущим событиям в жиз-ни  школы и класса в классный уголок

Подготовка позд-равлений ко Дню Учителя

Подготовка заметки в класс-ный уголок «Наши осенние достижения»

правопорядку

Беседа «О прави-лах поведения учащихся»

Работа над «Правилами для учащихся» и «Кодексом чести класса»

Анализ пропус-ков учащихся без уважитель-ной причины в 1 триместре

II триместр

комиссия по 

декабрь 

январь

февраль

образованию

Анализ успевае-мости за триместр

Организация и про-ведение интеллек-туального марафона

Организация и проведение интеллектуального марафона

культуре

Организация и про-ведение «Дня Зим-него Именинника» и «Новогоднего вечера»

Составление сцена-риев для проведе-ния классных вече-ров февраля и мар-та

Организация и проведение класс-ного вечера, пос-вященного Дню Защитника Отечества

здоровью и спорту

Подготовка и прове-дение классного ча-са «Я и компьютер»

Подготовка и прове-дение классного часа «Закаливание организма - залог крепкого здоровья»

Подготовка и про-ведение классного часа «Наркотики - свобода или зависи-мость, полет или падение?»

труду

Организация и про-ведение благотвори-тельной акции «Но-вогодний подарок»; организация генера-льной уборки класса

Подкормка зимующих птиц

Организация и проведение благотворительной акции «Подарок воинам»

печати и информации

Украшение кабине-та и рекреации к Новому году

Подготовка заметки в классный уголок

о Рождестве Хрис-товом

Выпуск стенгазе-ты к Дню Защит-ника Отечества

правопорядку

Работа с учащи-мися «группы риска»

Контроль за качест-вом дежурства

Анализ пропусков учащихся без ува-жительной причи-ны во 2 триместре

III триместр

комиссия по 

март 

апрель

май

образованию

Организация и про-ведение интеллек-туального марафона

Предварительные итоги успеваемости учащихся за год

Организация и про-ведение классного часа, посвященного Дню Победы

культуре

Организация и прове-дение классного ве-чера, посвященного 8 марта

Организация и прове-дение «Дня юмора»

Организация и проведение «Дня Весенних и Летних Именинников»

здоровью и спорту

Анкетирование уча-щихся об их отноше-нии к здоровому образу жизни

Организация и прове-дение игры «Веселые старты» между экипажами

Организация ко-манды класса для участия в городс-кой эстафете, по-священной 9 мая

труду

Организация гене-ральной уборки класса

Организация и прове-дение акции «Цве-точная рассада»

Подготовка класс-ного кабинета к летним каникулам, генеральная уборка класса

печати и информации

Выпуск стенгазеты к 8 марта

Подготовка заметки в классный уголок ко Дню смеха

Выпуск стенгазеты ко Дню Победы

правопорядку

Индивидуальные беседы с нарушителями порядка в школе и прогульщиками уроков

Контроль за качест-вом дежурства

Анализ пропусков учащихся без ува-жительной причи-ны в 3 триместре


Планирование внеклассной работы по направлению «Социально-экономическая и правовая культура»

Виды деятельности

Наименование

мероприятий

Планируемый

результат

Примечание

Сентябрь 

Классное собрание

«Самоуправление в классе» Выборы в органы классного самоуправления

Формирование органов самоуправления класса на основе выборов и тайного голосования

Октябрь

Классный час

«Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение»

Развитие установок на соблюдение норм и правил, регулирующих поведение  подростка в семье, общественных местах, школе.

Ноябрь

Классный час

«Наше право и наши интересы»

Формирование готовности к соблюдению основных правил, регулирующих общественную жизнь, на основе понимания возрастающей ответственности за свои поступки

Декабрь

Классный час

«Овеянные славою наш флаг и герб»

Развитие познавательного интереса и расширение кругозора учащихся

Январь

Творческие проекты

Конкурс плаката по предотвращению детского травматизма в период гололеда

Развитие творческих и эстетических способностей учащихся и их реализация в полезной для общества деятельности.

Февраль

Интеллектуальные игры

«Колесо истории» по истории Подмосковья, особенностям его экономического и социально-политического развития.

Развитие познавательного интереса и расширение кругозора учащихся, создание условий для творческой самореализации подростков

Март - Апрель 

Творческие проекты

Конкурс правил класса «Кодекс чести и долга»

Конкурс правил «Конституция класса»

Создание условий для творческой самореализации учащихся

Май 

Творческие проекты

Конкурс плакатов рациональному использованию природных богатств Подмосковья

Расширение кругозора учащихся, развитие их творческих и эстетических способностей


Планирование работы с родителями по направлению

«Социально-экономическая и правовая культура»

1. Родительское собрание «Формирование у подростков правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».

Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Типы подростков-правонарушителей. Распространение правовых знаний и разъяснение существующего правопорядка, выработка у подростка не только правовой убежденности, но и ориентации правового сознания личности на творческую инициативу в сфере прав и обязанностей. Привитие чувства долга к соблюдению основных прав и обязанностей граждан России, уважения к органам и лицам, охраняющим порядок, ответственности за свои действия и поступки, нетерпимости к нарушениям общественного порядка.

Обсуждение в семье книг, статей, радио и телепередач, посвященных правовым вопросам. Участие родителей в проведении бесед о соблюдении законов, норм и правил поведения.

Бездуховность жизни семьи как одна из причин правонарушений. Источники формирования духовной нищеты. Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению, преобладание материальных потребностей. Зависть и жадность как признак бездуховности.

2. Родительское собрание «Экономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального образа жизни подростка».

Что такое экономическое воспитание. Формирование у подростка хозяйского отношения к личному. Развитие у подростка экономического мышления.

Внутрисемейные экономические отношения. Бюджет семьи. Участие всех членов семьи в его распределении. Деньги – мера труда.

Помощь родителей в становлении индивидуального образа жизни подростка. Воспитание у подростков разумных потребностей. Воспитание экономической самостоятельности и хозяйственной предприимчивости.

 

Деятельность классного руководителя

по направлению «Нравственность»

Цели: осознание подростками нравственных норм и правил, формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.

Задачи: 

  1. развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  2. развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  3. знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  4. воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
  5. формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Целевые воспитательные программы:

  1. нравственные классные часы;
  2. тренинги нравственного самосовершенствования;
  3. дискуссии по нравственной тематике;
  4. акции милосердия;
  5. практико-ориентированные проекты;
  6. игровые проекты;
  7. конкурсы.


Планирование внеклассной работы

по нравственному воспитанию

Виды деят-ти

Наименование мероприятий

Планируемый результат

Примечание

Сентябрь

Дискуссия

«Вверх по лестнице жизни»

Формирование у учащихся первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности», развитие у учащихся умения осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности

Октябрь

Тренинг нравственного самосовер-шенствования

«Что такое мой характер?»

«Как бороться с конфликтами?»

Изучение свойств своего характера, осмысление поло-жительных и отрицательных качеств своей личности, нацеливание на позитив

Формирование у учащихся умения оценивать конфликты и свое участие в них, анализ уровня конфликтности личности

Ноябрь

Классный час

«Мамам России посвящается»

Формирование потребности и стремления учащихся бережно и внимательно относиться к мамам; развитие познавательной мотивации, наблюдательности

Декабрь 

Акции милосердия

Сбор игрушек, книг, канцтоваров, теплых вещей для детей с ограниченными возможностями, ветеранов

Формирование нравственных ценностей: доброта, милосердие, гуманность

Январь

Дискуссия

«О творчестве, дружбе и друзьях»

Формирование у учащихся  нравственных качеств: доброта, готовность помогать близким и друзьям

Февраль

Классный час

«О первых стягов земли русской до знамени Победы»

«Из современного настоящего в царские времена прошлого. Путешествие по царским владениям»

Развитие интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему; расширение кругозора; реализация инициативы и творческих способностей подростков

Формирование уважительного отношения к истории своего народа; воспитание гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своей страны

Март 

Классный час

«Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях»

Формирование у  учащихся стремления и потребности совершать добрые дела и поступки

Дискуссия

«Прости, поверь - и я тебе открою дверь ...»

Формирование понимания учащимися такого нравственного понятия как прощение; значения умения прощать и быть прощенным

Апрель

Практико-ориентированные проекты

Подготовка и защита презентации «Пасха - праздник светлый, праздник народный»

Формирование уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; развитие познавательной мотивации к изучению традиций и обычаев; воспитание гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своей страны 

Май

Конкурсы

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Кто говорит, что на войне не страшно ...»

Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, традициям своей страны; развитии эстетического и литературного вкуса,  интереса к поэзии, способности воспринимать неравнодушно литературное творчество


Планирование работы с родителями

по нравственному воспитанию учащихся.

1. Родительское собрание «Нравственные уроки моей семьи». 

Значимость нравственного воспитания подростков в семье. Формирование культуры общения родителей и подростков, умения родителей видеть отрицательные и положительные моменты в воспитании собственных детей. Проблемы воспитания и взаимоотношений в семье. Педагогические методы воспитательного воздействия на подростков: убеждение словом, примером, делом. Влияние уклада семьи на привычки подростков. Педагогический такт в семейном воспитании.

2. Родительское собрание «Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения».

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения. Формирование у подростков убеждения в необходимости собственного стиля поведения и четких внутренних его основ. Воспитание у подростков в семье нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам сверстников, равнодушию, пьянству и другим порокам, как средство предупреждения правонарушений.

 

Деятельность классного руководителя

по направлению содержательной линии образования

«Экологическая культура».

Цели: создание условий для социального становления и развития личности подростка через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности подростков и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Задачи: 

1. реализация интересов и потребностей подростка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма, краеведения;

2. организация и претворение в жизнь посильно значимых для подростков дел, акций, ролевых игр по сохранению природного наследия района г. Карпинска;

3. формирование нравственной экологической позиции личности подростка;

4. развитие у подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

5. включение подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;

6. улучшение экологического состояния окружающей среды вокруг г. Карпинска.

В соответствии с требованиями к уровню образованности учащихся 5-х классов в области направления содержательной линии образования «Экологическая культура» работа классного руководителя будет направлена на знание учащимися по предметно-информационной составляющей:

1. специфики экологической ситуации в г. Фрязино;

2. растительного и животного мира Подмосковья, особенностей их изменения под воздействием промышленного и сельско-хозяйственного комплексов Московской области;

3. основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в районе г. Фрязино;

В рамках деятельностно-коммуникативной составляющей планируется, что учащиеся будут:

  1. владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в районе г. Фрязино;
  2. участвовать в экологических акциях школы;
  3. ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в её сохранении.

Целевые воспитательные программы: 

1. Практико-ориентированные проекты экологической направленности;

2. Игровые проекты экологической направленности.

 


Планирование внеклассной работы

по экологическому воспитанию учащихся

Виды деятельности

Наименование мероприятий

Планируемый результат

Примечание

Сентябрь

Конкурсы

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Конкурс фотографий «Любимые уголки природы родного города»

Выработка у подростков  творческих и эстетичес-ких способностей

Выработка у подрост-ков  опыта самостоя-тельного художествен-ного творчества

Октябрь

Интеллектуальные игры

Брейн-ринг между командами класса по теме «Флора и фауна Подмосковья»

Формирование учебно-познавательной мотива-ции подростков; расширение кругозора; интелектуализация познавательных процессов; развитие мышления, памяти и внимания

Ноябрь 

Классные часы  

Записки школьника о флоре и фауне Подмосковья

Воспитание бережного отношения к живому миру природы родного края; формирование гумманистической культуры личности подростка по отношению к живому миру природы

Декабрь

Практико-ориентированные проекты  

Акция милосердия «Спасаем голодных птиц города!»  

Воспитание гуманного отношения к братьям нашим меньшим;

Январь 

Читательские конференции

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (презентация проекта по теме «Писатели мира о животных»)

Расширение читательского кругозора подростков и развитие их познавательных интересов, самореализации творческих способностей учащихся в процессе создания компьютерной презентации и ее защите

Февраль

Игровые проекты экологической направленности

«День защитника окружающей среды»

«Экологическая кругосветка»

Воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ее богатствам

Развитие организаторс-ких и творческих спо-собностей учащихся и их реализации

Март

Конкурсы

Конкурс экологического плаката, посвященного Дню Земли

Углубление знаний о специфике экологической ситуации в городе, развитие организаторских и творческих способностей

Апрель

Игровые проекты экологической направленности

Малый экологический турнир по природоведению

Инициирование творческой активности учащихся в области поиска конкретных решений экологической проблемы

Май - Июнь 

Практико -ориентированные проекты

Акции «Цветочная рассада», «Цветник у родной школы»; ра-бота на пришкольном участке (каждый уча-щийся за май месяц выращивает дома рас-саду цветов для оформления клумб вокруг школы)

Акция «Украсим терри-торию школы»; работа на пришкольном участке (учащиеся выполняют эскизы для дизайна клумб вокруг школы, чтобы в процессе прак-тики высадить рассаду, выращенную в мае)

Воспитание любви к родной школе, как ко второму дому; формиро-вание ценностного отно-шения к своей малой Родине

Развитие творческой инициативы и актив-ности учащихся; фор-мирование устойчивой ориентации подрост-ков на полезную обществу трудовую деятельность


 Планирование работы с родителями

по экологическому воспитанию учащихся

1. Родительское собрание «Подросток и природа. Экологическое воспитание в семье». 

 Родителям о приоритетной роли экологического воспитания в современных условиях. Осознание себя как части природы. Общение подростка с природой как естественная потребность человека. Характеристика проявления этой потребности в подростковом возрасте. Роль взаимоотношений подростка с природой в развитии здоровья, формировании эстетических начал и духовных устремлений подростков. Культ природы в нравственном воспитании подростка. Овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущим в освоении и преобразовании природы – основа экологического воспитания подростков. Воспитание у подростков в семье бережного отношения к природе, любви к животным. Участие семьи в охране природы. Оказание помощи животным и птицам.

2. Родительское собрание «Формирование эстетического отношения подростков к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей».

Эстетическое развитие подростка в процессе общения с миром природы. Воспитание целостного эстетического отношения к миру живой природы, развитие способности к полноценному восприятию окружающей среды как к источнику творческой мысли человека. Изображение природы средствами живописи и графики, музыки, художественной литературы. Роль родителей в воспитании у подростков творческих, эстетических способностей в процессе совместных экскурсий на природу, походов, краеведческой работы.

Деятельность классного руководителя

по направлению «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»

Цели: 

  1. знать общие и специфические для Подмосковья методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья;
  2. знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья;
  3. иметь представление о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление своего социального здоровья.

Задачи: 

  1. дальнейшее развитие представлений о способах сохранения и укрепления психофизического здоровья, его охраны с учётом кризиса подросткового возраста, особенностей полового созревания;
  2. создание условий для безопасных занятий физкультурой и спортом;
  3. знакомство с историей развития олимпийского движения;
  4. воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом;
  5. воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом;
  6. воспитание устойчивого неприятия различных видов зависимостей, разрушающих здоровье человека.

Деятельностно - коммуникативная составляющая: 

  1. постоянно использовать традиционные для Подмосковья методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни;
  2. уметь регулировать психофизическое и социальное здоровье с учётом возрастных особенностей;
  3. уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения.


Планирование внеклассной работы

по направлению «Культура здоровья и безопасности жизнедеятельности».

 

Виды деятельности

Наименование мероприятий

Планируемый результат

Примечание

Сентябрь - Октябрь

Классный час

Хочешь быть здоровым – будь им  

Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья; воспитание стремления к выполнению режима дня

  Викторина

Олимпийские игры

Знакомство с историей Олимпийского движения

Ноябрь - Декабрь

Классный час

Последствия вредных привычек для человека

«Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение?»

Сформировать у шко-льников индиви-дуальный и коллек-тивный опыт здоро-вого образа жизни

Сохранение физиичес-кого здоровья детей

Февраль - Март

 Классный час

О тех, кто прославляет нашу страну. Страни-цы  газет о спорте.  

По страницам спортив-ных передач

Воспитание уважения к людям, занимаю-щимся спортом.

Развитие интереса к спортивным достиже-ниям нашей страны.

Апрель - Март

Игра 

Игры  на спортивной площадке.  «Кто быстрее?»

Игры на спортивной площадке «Кто быстрее?»

Воспитание привычки к занятиям спортом

Воспитание привычки к занятиям спортом


  Планирование работы с родителями

по направлению «Культура здоровья и безопасности жизнедеятельности»

1. Родительское собрание « Физическое развитие школьника и пути его совершенствования». Обсуждение с родителями нового этапа в физическом и психическом развитии детей, повышение контроля со стороны родителей за физической подготовкой, определение пути решения проблем, связанных с развитием школьников.

2. Родительское собрание «Физиологические проблемы взросления детей». Разъяснение анатома – физиологической перестройки организма подростка и её влияние на развитие учащихся с целью научить родителей ориентировать подростков на качества взрослых людей, определять «кризис» переходного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы классного руководителя. 6 классе (умеренная и тяжёлая умственная отсталость)

Указаны задачи и разделы программы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью....

План работы Классного руководителя 6 класса

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейш...

План работы классного руководителя 7 класса на 2015/2016 учебный год

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности и толерантности. Следовательно, встает ...

План работы Классного руководителя 9 класса

План работыКлассного руководителя 9 класса...