Урок мужества "Вечно живые".
классный час по теме
Урок мужества посвящён святому для каждого из нас месту, Мамаеву кургану. Это Мемориальный комплекс, который поставлен в память о героях Сталинградской битвы. Цель урока: формировать представление учащихся о мужестве, героизме, вызвать чувства восхищения и гордости подвигами, совершёнными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_vechno_zhivye.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Урок мужества
Вечно живые
(Мамаев курган)
Учитель: Кишова Ольга Анатольевна
Урок мужества
Мамаев курган.
Цель: Формировать представление учащихся о мужестве, героизме, вызвать чувства восхищения и гордости подвигами, совершёнными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.
Форма проведения: заочное путешествие.
Подготовительная работа:
- отобрать интересные факты, слайды, картины, фотографии, рассказывающие о месте Сталинградской битвы;
- пригласить ветеранов войны и тыла.
Содержание классного часа
Вступительное слово учителя.
Приветствие и представление гостей классного часа.
Сегодня урок мужества посвящён святому для каждого из нас месту, Мамаеву кургану. Это Мемориальный комплекс, который поставлен в память о героях Сталинградской битвы. Один из крупнейших военно-исторических музеев России.
Сталинградская битва (17 июля 1942 -2 февраля 1943 гг.)- это гигантское по масштабам сражение Великой Отечественной войны, которое развернулось на берегах Волги. В нём с обеих сторон участвовало более 2 млн. человек, около 30 тыс. орудий, более 2 тыс. самолётов и такое же количество танков. Представьте масштаб сражения. Победа в Сталинградской битве имела для нашей страны огромное значение. Это был великий перелом в ходе войны. После Сталинградской битвы наступил период изгнания немецких оккупантов с территории СССР.
В боевых действиях сталинградской битвы погибло свыше миллиона двухсот тысяч наших солдат и офицеров, а сколько искалеченных, обмороженных, умерших от ран в госпиталях. Вечная им память. ( Минута молчания).
Мамаев курган-главная высота России. Его знают не только в России, но и во всём мире как символ стойкости, мужества и непревзойдённого героизма в борьбе над фашистскими захватчиками, в борьбе против фашистского рабства.
(Слайд 2)
1 чтец.
На кургане, гремевшем боями,
Не отдавшем своей высоты,
Блиндажи поросли ковылями,
Разрослись по траншеям цветы.
Бродит женщина берегом Волги
И на том, дорогом берегу
Не цветы собирает – осколки,
Замирая на каждом шагу.
Остановится, голову склонит
И над каждым осколком вздохнёт,
И подержит его на ладони,
И песок не спеша отряхнёт.
Вспоминает ли юность былую.
Вновь ли видит ушедшего в бой…
Поднимает осколок, целует
И навеки уносит с собой.
М. Агашина
Мамаев курганоткрыт 15 октября 1967 года. Авторскую группу возглавил советский художник и скульптор Евгений Викторович Вучетич, советский художник и скульптор. (Слайд 3).
Начинается ансамбль горельефом «Память поколений». Это многофигурная композиция длиной 17 метров, высотой 8 метров. На ней изображено 11 фигур - это люди разных возрастов и национальностей, они идут с венками , приспущенными знамёнами поклониться великому подвигу защитников города.
В 1983 году на этой площади были установлены гранитные плиты с землёй городов – героев. (Слайд 4).
2 чтец.
Мой город свято помнит всё-
Дни грозные, кровавые.
Он помнит всё – кем был спасён
И возрождён со славою.
«Сегодня в бой», - как будто век
Храню письмо в конверте я.
Мой город чтит и помнит тех,
Кто прошагал в бессмертие.
Как дорог мне степной курган,
Где россами опалыми
Святая кровь солдатских ран
Взошла цветами алыми.
Динамит вязал в узлы железо,
С родным певучим именем.
Течёт река через века,
Жива и вечно синь её.
Л. Шевцова.
1 ведущий.
Мы на алее пирамидальных тополей. Тополя словно стоят в почётном карауле. И вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира. Их было 35 969 воинов, погибших за Сталинград, они захоронены на кургане.
Мамаев курган – это не просто памятник, это огромная братская могила. (Слайд 5).
Площадь Стоявших на смерть. Однофигурная скульптура воина с автоматом и гранатой – это образ защитника, героя. (Слайд 6).
3 чтец.
...когда прижались солдаты, как тени,
К земле и уже не могли оторваться,-
Всегда находился в такое мгновенье
Один безымянный, сумевший подняться.
Правдива грядущая гордая повесть:
Она подтвердит. Не прикрасив не мало, -
Один поднимался, но был он - как совесть,
И всех за такими с земли поднимало.
Учитель.
Фигура воина как бы выросла из вздыбившейся земли. Высота скульптуры 16,5 метров. Вокруг фигуры бассейн. По старинному поверью люди бросают в воду монетки, чтобы вновь вернуться сюда и почтить память павшим за нашу Родину.
«Стены руины». (Слайд 7). Поющая стена, в стенах установлены динамики, из которых доносится грохот боя, голос диктора, песни времён войны. Это голос из прошлого.
4 чтец.
Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества – недалекого дня –
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были не сколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
А.Т. Твардовский
Площадь героев. «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувства суеверного страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они?»
Отрывок из очерка. В. Гроссман.
Эта стена – знамя, её длина 112 метров, а высота 8 метров. Здесь же аллея двухфигурных скульптур высотой 6 метров, изображающих отдельные эпизоды Сталинградской битвы. (Слайд 8,9)
5 чтец (Слайд 10)
Динамит вязал в узлы железо,
Как зубами щебнем скрежетал.
Две недели рвал, кромсал и резал
Эту землю крупповский металл.
И росли в траве осколки жала.
По земле катился чёрный пал.
Чем же мы огонь и сталь сдержали?
Мужеством – сильнее, чем металл!
Л. Решетни
В центре площади Героев – большой прямоугольный бассейн. Вода в нём, как слёзы народные, льётся через край.
После войны курган называли мёртвым, так как земля была нашпигована железом и на ней ничего не росло. Только спустя много лет после войны у подножия кургана, а потом и на склонах стали появляться и зазеленели первые кусты.
Заканчивается площадь героев Малой подпорной стеной. (Слайд 11)
Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с обращением трудящихся города – героя Волгограда, ветеранов Великой отечественной войны к потомкам. Вскрыть капсулу решено 9 мая 2045 года, в день 100-летия Победы над фашистской Германией.
Большая опорная стена с резным рисунком на тему борьбы и победы над немецко-фашистскими захватчиками длина стены 125 метров, высота 10 м. В стене вход в зал Славы.
(Слайд 12, 13)
В центре зала Воинской Славы горит Вечный огонь, его зажгли от Вечного Огня на площади Павших борцов. Диаметр зала – 40 метров, высота 13,5 м. По периметру зала расположены 34 приспущенных знамени, на которых увековечены имена павших в боях за Сталинград. Поиски идут до сих пор, имена на знамёнах постоянно пополняются.
Звучит песня «Красная стена» в исполнении А. Разенбаума.
Вокруг пантеона стоят, образуя квадрат 13 пилонов, высотой 9 метров, на которых изображены лица солдат всех родов войск. Они символизируют часовых, охраняющих вечный сон павших товарищей. (Слайд 14)
(Слайд 15)
6 чтец.
Внимая ужасам войны
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Н. Некрасов
«Скорбь матери», композиция высотой 11 метров, у её основания могила Неизвестного солдата.
7 чтец
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу,
По которой я ушёл когда – то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи…
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама за тебя, за нашу встречу.
За жизнь своих матерей, за родных, за Родину отдали свою жизнь воины – сталинградцы. Рядом с ними лежит маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза. Предсмертное его желание – быть похороненным рядом со своими солдатами. (Слайд 16)
(Слайд 17)
Далее дорожка ведёт к главному монументу – «Родина – Мать зовёт!». Высота этой фигуры – 52 метра, общая высота 85 метров. Она символизирует призыв Родины к народу – победить врага.
(Слайд 18)
Главная высота России. Отсюда видны центр города, северная промышленная часть города, участок Волги, на котором была переправа. Через переправу из – за волги поступали пополнение, боеприпасы, продовольствие, а из города увозили раненых, тех кто не успел эвакуироваться.
(Слайд 19)
8 чтец
Сотни лет расходится широким кругом
По огромной воде молчаливой реки…
Выше всех Эверестов – Мамаев курган!
Зря об этом в учебнике нет ни строки,
Зря не сказано в них, что теплеет Земля
И светлеет Земля,
Оттого что на ней, о курганах мамаевых
Помнить веля, загораются тысячи вечных огней…
Мне сюда возвращаться.
К добру и беде
Мне сюда приходить
Приползать. Прилетать.
И схватившись за сердце на той высоте,
Задыхаясь. Разряженный воздух глотать.
Р. Рождественский
А мы должны помнить об этой войне, чтобы она никогда не повторилась. Сталинград, превращённый в руины, груды камней, начинённых металлом так, что много лет на Мамаевом кургане не могла расти даже трава, восстал из пепла. Расчистив руины, выкорчевав из земли эхо войны – осколки снарядов. И зашумели кронами деревья, заулыбались стёклами выстроенные после войны дома.
Но не забыты страшные годы войны, напоминают о них и очевидцы, и те, кто знает по книгам и фильмам.
(Слайд 20)
9 чтец
Помните! Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, -
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
заклинаем, - помните! Отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественский
Звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.
Беседа с ветеранами Великой отечественной войны и тыла.
Используемая литература и сайты
- http://www.russlav.ru/aktualno/stalingradskaya-bitva.html
- http://yourbest.myff.ru/
- http://www.epochtimes.ru
- http://lifeglobe.net/blogs
- Мамаев курган. Волгоград. Ниж. –Волж.Кн. изд-во 1982.
- Открытки. Волгоград. Мамаев курган. «Советский художник» Москва. 1968г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс
Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...
Урок мужества "Живая память"
Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...
Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".
Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....
Урок литературы «Живите так, как Вас ведёт звезда...» (по творчеству С.А.Есенина)
Литературно-музыкальная гостиная «Живите так, как Вас ведёт звезда...» (по творчеству С.А.Есенина)...
урок №1 "Живой организм и его свойства"
Урок подготовлен по УМК "Школа 2100" для учащихся 5 класса. Урок еще не проводила. Презентацию создала к новому учебному году. По программе "Школа 2100" не работала....
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...