Урок мужества "Вечно живые".
классный час по теме

 

Урок мужества посвящён святому для каждого из нас месту, Мамаеву кургану. Это Мемориальный комплекс, который поставлен в память о героях Сталинградской битвы. Цель урока: формировать представление учащихся о мужестве, героизме, вызвать чувства восхищения и гордости подвигами, совершёнными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_vechno_zhivye.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»

Урок мужества

Вечно живые

(Мамаев курган)

Учитель: Кишова Ольга Анатольевна

Урок мужества

Мамаев курган.

Цель: Формировать представление учащихся о мужестве, героизме, вызвать чувства восхищения и гордости подвигами, совершёнными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.

Форма проведения: заочное путешествие.

Подготовительная работа:

  1. отобрать интересные факты, слайды, картины, фотографии, рассказывающие о  месте Сталинградской битвы;
  2. пригласить ветеранов войны и тыла.

Содержание классного часа

Вступительное слово учителя.

Приветствие и представление гостей классного часа.

Сегодня урок мужества посвящён святому для каждого из нас месту, Мамаеву кургану. Это Мемориальный комплекс, который поставлен в память о героях Сталинградской битвы. Один из крупнейших военно-исторических музеев России.

Сталинградская битва (17 июля 1942 -2 февраля 1943 гг.)- это гигантское по масштабам сражение Великой Отечественной войны, которое развернулось на берегах Волги. В нём с обеих сторон участвовало более 2 млн. человек, около 30 тыс. орудий, более 2 тыс. самолётов и такое же количество танков. Представьте масштаб сражения. Победа в Сталинградской битве имела для нашей страны огромное значение. Это был великий перелом в ходе войны. После Сталинградской битвы наступил период изгнания немецких оккупантов с территории СССР.

В боевых действиях сталинградской битвы погибло свыше миллиона двухсот тысяч наших солдат и офицеров, а сколько искалеченных, обмороженных, умерших от ран в госпиталях. Вечная им память. ( Минута молчания).

Мамаев курган-главная высота России. Его знают не только в России, но и во всём мире как символ стойкости, мужества и непревзойдённого героизма в борьбе над фашистскими захватчиками, в борьбе против фашистского рабства.

(Слайд 2)

1 чтец.

На кургане, гремевшем боями,

Не отдавшем своей высоты,

Блиндажи поросли ковылями,

 Разрослись по траншеям цветы.

Бродит женщина берегом Волги

И на том, дорогом берегу

Не цветы собирает – осколки,

Замирая на каждом шагу.

Остановится, голову склонит

И над каждым осколком вздохнёт,

И подержит его на ладони,

И песок не спеша отряхнёт.

Вспоминает ли юность былую.

Вновь ли видит ушедшего в бой…

Поднимает осколок, целует

И навеки уносит с собой.

М. Агашина

Мамаев курганоткрыт 15 октября 1967 года. Авторскую группу возглавил советский художник и скульптор Евгений Викторович Вучетич, советский художник и скульптор. (Слайд 3).

Начинается ансамбль горельефом «Память поколений». Это многофигурная композиция длиной 17 метров, высотой 8 метров. На ней изображено 11 фигур - это люди разных возрастов и национальностей, они идут с венками , приспущенными знамёнами поклониться великому подвигу защитников города.

В 1983 году на этой площади были установлены гранитные плиты с землёй городов – героев. (Слайд 4).

2 чтец.

Мой город свято помнит всё-

Дни грозные, кровавые.

Он помнит всё – кем был спасён

И возрождён со славою.

«Сегодня в бой», - как будто век

Храню письмо в конверте я.

Мой город чтит и помнит тех,

Кто прошагал в бессмертие.

Как дорог мне степной курган,

Где россами опалыми

Святая кровь солдатских ран

Взошла цветами алыми.

Динамит вязал в узлы железо,

С родным певучим именем.

Течёт река через века,

Жива и вечно синь её.

Л. Шевцова.

1 ведущий.

Мы на алее пирамидальных тополей. Тополя словно стоят в почётном карауле. И вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира. Их было 35 969 воинов, погибших за Сталинград, они захоронены на кургане.

Мамаев курган – это не просто памятник, это огромная братская могила. (Слайд 5).

             Площадь Стоявших на смерть. Однофигурная скульптура воина с автоматом и гранатой – это образ защитника, героя. (Слайд 6).

3 чтец.

...когда прижались солдаты, как тени,

К земле и уже не могли оторваться,-

Всегда находился в такое мгновенье

Один безымянный, сумевший подняться.

Правдива грядущая гордая повесть:

Она подтвердит. Не прикрасив не мало, -

Один поднимался, но был он - как совесть,

И всех за такими с земли поднимало.

        

Учитель.

         Фигура воина как бы выросла из вздыбившейся земли. Высота скульптуры 16,5 метров. Вокруг фигуры бассейн. По старинному поверью люди бросают в воду монетки, чтобы вновь вернуться сюда и почтить память павшим за нашу Родину.

 «Стены руины». (Слайд 7). Поющая стена, в стенах установлены динамики, из которых доносится грохот боя, голос диктора, песни времён войны. Это голос из прошлого.

4 чтец.

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были не сколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

А.Т. Твардовский

Площадь героев.  «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувства суеверного страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они?»

Отрывок из очерка. В. Гроссман.

            Эта стена – знамя, её длина 112 метров, а высота 8 метров. Здесь же аллея двухфигурных скульптур высотой 6 метров, изображающих отдельные эпизоды Сталинградской битвы. (Слайд 8,9)

5 чтец (Слайд 10)

Динамит вязал в узлы железо,

Как зубами щебнем скрежетал.

Две недели рвал, кромсал и резал

Эту землю крупповский металл.

И росли в траве осколки жала.

По земле катился чёрный пал.

Чем же мы огонь и сталь сдержали?

Мужеством – сильнее, чем металл!

Л. Решетни

В центре площади Героев – большой прямоугольный бассейн. Вода в нём, как слёзы народные, льётся через край.

После войны курган называли мёртвым, так как земля была нашпигована железом и на ней ничего не росло. Только спустя много лет после войны у подножия кургана, а потом и на склонах стали появляться и зазеленели первые кусты.

Заканчивается площадь героев Малой подпорной стеной. (Слайд 11)

Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с обращением трудящихся города – героя Волгограда, ветеранов Великой отечественной войны к потомкам. Вскрыть капсулу решено 9 мая 2045 года, в день 100-летия Победы над фашистской Германией.

Большая опорная стена с резным рисунком на тему борьбы и победы над немецко-фашистскими захватчиками длина стены 125 метров, высота 10 м. В стене вход в зал Славы.

(Слайд 12, 13)

В центре зала Воинской Славы горит Вечный огонь, его зажгли от Вечного Огня на площади Павших борцов. Диаметр зала – 40 метров, высота 13,5 м. По периметру зала расположены 34 приспущенных знамени, на которых увековечены имена павших в боях за Сталинград. Поиски идут до сих пор, имена на знамёнах постоянно пополняются.

Звучит песня «Красная стена» в исполнении А. Разенбаума.

Вокруг пантеона стоят, образуя квадрат 13 пилонов, высотой 9 метров, на которых изображены лица солдат всех родов войск. Они символизируют часовых, охраняющих вечный сон павших товарищей. (Слайд 14)

(Слайд 15)

6 чтец.

Внимая ужасам войны

При каждой новой жертве боя,

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Н. Некрасов

 «Скорбь матери», композиция высотой 11 метров, у её основания могила Неизвестного солдата.

7 чтец

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу,

По которой я ушёл когда – то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама за тебя, за нашу встречу.

За жизнь своих матерей, за родных, за Родину отдали свою жизнь воины – сталинградцы. Рядом с ними лежит маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза. Предсмертное его желание – быть похороненным рядом со своими солдатами. (Слайд 16)

(Слайд 17)

Далее дорожка ведёт  к главному монументу – «Родина – Мать зовёт!». Высота этой фигуры – 52 метра, общая высота 85 метров. Она символизирует призыв Родины к народу – победить врага.

(Слайд 18)

Главная высота России. Отсюда видны центр города, северная промышленная часть города, участок Волги, на котором была переправа. Через переправу из – за волги поступали пополнение, боеприпасы, продовольствие, а из города увозили раненых, тех кто не успел эвакуироваться.

(Слайд 19)

8 чтец

Сотни лет расходится широким кругом

По огромной воде молчаливой реки…

Выше всех Эверестов – Мамаев курган!

Зря об этом в учебнике нет ни строки,

Зря не сказано в них, что теплеет Земля

И светлеет Земля,

Оттого что на ней, о курганах мамаевых

Помнить веля, загораются тысячи вечных огней…

Мне сюда возвращаться.

К добру и беде

Мне сюда приходить

Приползать. Прилетать.

И схватившись за сердце на той высоте,

Задыхаясь. Разряженный воздух глотать.

Р. Рождественский

А мы должны помнить об этой войне, чтобы она никогда не повторилась. Сталинград, превращённый в руины, груды камней, начинённых металлом так, что много лет на Мамаевом кургане не могла расти даже трава, восстал из пепла. Расчистив руины, выкорчевав из земли эхо войны – осколки снарядов. И зашумели кронами деревья, заулыбались стёклами выстроенные после войны дома.

Но не забыты страшные годы войны, напоминают о них и очевидцы, и те, кто знает по книгам и фильмам.

(Слайд 20)

9 чтец

Помните! Через века, через года, - 
помните!
 
О тех, кто уже не придет никогда, -
 
помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, 
горькие стоны.
 
Памяти павших будьте достойны!
 
Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, 
жизнью просторной.
 
Каждой секундой, каждым дыханьем
 
будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - 
помните!
 
Какою ценой завоевано счастье, -
 
пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полет, - 
помните!
 
Детям своим расскажите о них,
 
чтоб запомнили!
 
Детям детей расскажите о них,
 
чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли 
помните!
 
К мерцающим звездам ведя корабли, -
 
о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, 
люди земли.
 
Убейте войну, прокляните войну,
 
люди земли!

Мечту пронесите через года 
и жизнью наполните!.. 
Но о тех, кто уже не придет никогда, - 
заклинаем, - помните!                             Отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественский                  

Звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.

Беседа с ветеранами Великой отечественной войны и тыла.

Используемая литература и сайты

  1. http://www.russlav.ru/aktualno/stalingradskaya-bitva.html
  2. http://yourbest.myff.ru/
  3. http://www.epochtimes.ru
  4. http://lifeglobe.net/blogs
  5. Мамаев курган. Волгоград. Ниж. –Волж.Кн. изд-во 1982.
  6. Открытки. Волгоград. Мамаев курган. «Советский художник» Москва. 1968г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс

Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...

Урок мужества "Живая память"

         Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

Урок литературы «Живите так, как Вас ведёт звезда...» (по творчеству С.А.Есенина)

Литературно-музыкальная гостиная «Живите так, как Вас ведёт   звезда...» (по творчеству С.А.Есенина)...

урок №1 "Живой организм и его свойства"

Урок подготовлен по УМК "Школа 2100" для учащихся 5 класса. Урок еще не проводила. Презентацию создала к новому учебному году. По программе "Школа 2100" не работала....

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...