Воспитательная система класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Семенова Оксана Владимировна

 

Цель воспитательной системы– формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoy_sistemy_klassa_5-9_kl.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный руководитель:

Семенова Оксана Владимировна

2007 год

Нормативная база для разработки Программы:

Федеральный уровень

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г;
  3. Федеральный закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  4. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;
  5. Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
  6. Конвенция о правах ребенка;
  7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Областной уровень

  1. Межведомственная программа  развития системы ДО детей в  Оренбургской области;

     Районный уровень:

  1. межведомственные  комплексные  программы:
  2. «Дети Оренбуржья, Новосергиевского района на 2006–2008годы»;
  3. «Патриотическое воспитание граждан Новосергиевского района на 2006-2010 годы»

Школьный уровень

  1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  2. Устав школы;
  3. Программа развития воспитания в ОУ

Актуальность

В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по – новому строить и воспитательную работу с учащимися.

Идеальная модель – это  воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе

          В связи с этим появляется необходимость создания в  классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе демократических норм.

          Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи: 

  1. изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  2. воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
  3. воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
  4. воспитывать бережное отношение к природе;
  5. создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  6. развивать творческую деятельность через КТД.

  Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Сроки реализации воспитательной системы:   2007-2012 гг.

1 этап -2007-2008 уч.год.

2 этап -2008-2009 уч. год.

3 этап -2009-2010 уч. год.

4 этап -2010-2011 уч. год.

5 этап -2011-2012 уч. год. 

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:

  1. выбору актива класса (староста, главный дежурный, главный редактор);
  2. созданию законов класса;
  3. распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг)

Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.

  Реализация задач осуществляется через следующие виды деятельности:

  1. познавательную,
  2. игровую,
  3. спортивную,
  4. творческую,
  5. коммуникативную,
  6. досуговую,
  7. общественно-организаторскую,
  8. допрофессиональную.

    Воспитательная деятельность осуществляется через:

  1. процесс обучения;
  1. часы общения;
  2. внеклассную и внешкольную работу;
  3. совместную работу с семьей и  учреждениями дополнительного образования, другими воспитательными учреждениями социума (библиотекой, клубом, ФАПом;

Формы воспитательной работы:

классные часы, праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений; экскурсии, спортивные праздники, КВН, театрализованные представления, исследовательская, проектная и поисковая работа, диагностические исследования, классное самоуправление, часы творческой самопрезентации, творческие мастерские, школа общения, КТД, праздники, уроки памяти, мужества, ролевые игры, психологические тренинги, заочные путешествия, литературно-музыкальные вечера, читательские конференции и др.

Методы и приемы, используемые в воспитательном процессе:

  1. рассказ;
  2. анкетирование и его анализ;
  3. беседа;
  4. анализ ситуаций;
  5. мозговой штурм;
  6. дискуссия;
  7. упражнения и тренинги;
  8. инсценировка ситуаций;
  9. диспут

Законы нашей жизни

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

Принципы:

- Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);

- Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;

- Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);

- Инициатива, самодеятельность, творчество детей;

- Толерантности (вдумчивое отношение к людям)

- Принцип индивидуализации воспитания

- Помни: вместе мы - сила;

- Сделав, проанализируй;

 Я  выделила показатели, по которым оцениваю достижение результатов
1. Уровень творческого потенциала учащихся — количество учащихся посещающих кружки, секции, занятий по интересам.
2. Уровень развития информационно-коммуникативной компетентности учащихся - динамика таких умений как: умение вступать в коммуникативные отношения, быть понятым, свободное, непринужденное общение, письменная, устная речь, умение работать с информацией, владение компьютерной грамотностью
З. Уровень развития автономизационной компетентности учащихся - динамика мотивации к учебе и творческой деятельности, динамика способности к саморазвитию, самоопределению
4. Уровень развития социальной компетентности учащихся - динамика психологический климат в классном коллективе, толерантность, умение сотрудничать
5. Уровень развития нравственной компетентности учащихся - разнообразные ценностные ориентации школьников, готовность жить по нравственным законам, личностный рост, умение вести здоровый образ жизни, гражданская позиция.

Основные направления воспитательной работы.

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Благодаря совместной деятельности учителя, учащихся и родителей была разработана своеобразная модель воспитательной работы в классе, которая реализуется в рамках школьной программы воспитания  через тематические блоки:

  1. «Познавательная активность»
  2. «Семья»
  3. «Отечество»
  4. «Здоровье»
  5. «Ровесник»

 В основу положена концепция воспитания В.А. Каракового с ориентацией на общечеловеческие ценности.

Семья

Цель  работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

- Формирование уважения к семье как к базовой ценности общества;

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Формы:

  1. Тематические родительские собрания с  медицинских работников и других специалистов.
  2. Индивидуальные консультации педагогов-предметников,
  3. Организация работы родительского комитета.
  4. Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
  5. Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
  6. Совместные походы на природу.

«Познавательная активность»

Цель работы - создание благоприятной  образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников. Усиление мотивации учебных целей, повышение интеллектуальной комфортности детей.

Задачи:

- Создание ситуации успеха;

- научить самостоятельно получать знания, используя

различные технические средства;

- сохранение стабильно – высокого уровня успеваемости;

- формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования, и дальнейшего самоопределения.

Формы:

  1. Система классных часов «Учись учиться»;
  2. система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление»;
  3. привлечение учащихся к занятиям в кружках;
  4. организация познавательных экскурсий;
  5. психологические тренинги, игры, мониторинг результата;
  6. профориентация;
  7. участие в олимпиадах «Кенгуру», «Медвежонок»,  «Коала».
  8. Читательские конференции.
  9. Тематические недели.
  10. Экскурсии познавательного характера

«Здоровье»

Цель работы - сохранение, укрепление и коррекция здоровья детей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Формы реализации:

1. Спортивные праздники и соревнования.

2. Недели здоровья.

3. Походы выходного дня.

4. Проект «История Олимпийских игр»

  1. беседа «Олимпийская Родина»;
  2. виртуальное путешествие в Олимпийский музей;
  3. столицы Олимпийских игр;
  4. работа над созданием книги «История Олимпийских игр».

5. Проект «Здоровье и безопасность»

  1. ознакомление со свойствами организма;
  2. «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
  3. «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
  4. «Мое чудесное тело»;
  5. «Наши болезни»;
  6. «Азбука безопасности»;
  7. трудовая деятельность;
  8. художественная деятельность;
  9. опыты со свечой.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

«Отечество»

Цель работы - формировать и развивать у подростков высокую социальную активность гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине.

Задачи:

- Активное приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края;

 -   воспитание  личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;

-   формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе;

-  развитие чувств единения, школьного братства, коллективизма.

Формы:

  1. Классные часы «Символы России».
  2. Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
  3. Программа «Я – житель села Землянка»
  4. Работа в музее истории  и участие в конкурсах, посвященных школе

-  создание картотеки исследовательских работ, экспедиционных отрядов;

-  изучение и обобщение, распространение передового опыта;

-  пропаганда краеведческой деятельности в классе через учебные предметы, ЧКР, музей;

-  конкурс на лучший подарок в музей;

  1. Встреча с жителями села – замечательными людьми края и села и страны.
  2. Участие в акциях «Милосердие», «Вахта памяти»; «Память», «Рассвет»;
  3. Создание альбома «Летопись моего класса» (фотографии и комментарии).
  4. Организация и проведение конкурсов патриотической песни, («Душа Росси», «Когда поют солдаты», «Молодость наших родителей», инсценирование военной песни)
  5. Участие в президентских состязаниях; военно-спортивной игре «Зарница»;
  6. Организация работ по благоустройству памятника;
  7. Организация тематических  художественных выставок: « Военная история России в произведениях  искусства».

«Ровесник»

Цель: создание социально – педагогической системы поддержки детского и молодежного движения через обновление и развитие деятельности детских и молодежных  организаций.

Задачи:

- нормативно – правовое обеспечение развития детского и молодежного движения;

-    информационное обеспечение жизнедеятельности ДОО;

-  социализация детей и подростков, становление гражданских качеств;

-   мониторинг деятельности детских и молодежных организаций в школе;

Формы:

  1. работа по увеличению членов  детских  организации «Ручеек»,
  2. участие в областных конкурсах ДОО;
  3. участие в районных сборах ученических активов

Программа «Мы вместе» для учащихся 5-8 классов:

  1. «Зеленый щит» - конкурс рисунков, фотографий, поделок из дерева, экологическая акция «Дом в котором я живу», «Живи, родник», конкурс-выставка на лучший осенний букет.
  2. «Аленький цветочек» - конкурсы творческих работ, изделий из макраме, художников – дизайнеров,
  3. «Свой голос» - конкурсы юных поэтов, сочинений, заметок в районную газету, «ТуЖурка»
  4. «Возрождение Отечества»- конкурсы рисунков, рассказов совместно с родителями; создание детской рукописной книги, альбомов об истории родного края, сбор редких экспонатов для районного музея, викторины на знаменательные даты, конкурсы, смотр школьного музея, посвященный Дню Победы.

 Программа РСМ для учащихся 8-9 классов:

  1. «Лидер»- сбор «Учеба актива», участие в  районном конкурсе первичек  РСМ и учкомов ОУ «Команда актива»,
  2. «Свой голос»- участие в слете юных журналистов «ТуЖурка», участие в   конкурах «Свой голос», школьных стенных газет, публикаций в районной газете «Голос глубинки»., видео фильмов, радио проектов;
  3. «Отечество»- участие в мероприятиях, посвященных юбилейным датам района, области, в экологической акции «Дом в котором я живу», викторинах, конкурсах, в смотре школьных музеев и краеведческих уголков посвященных Дню Великой Победы и т.д.
  4. «Спарта»-участие в работе районных клубов «КВН», «Эрудит», «Спарта»;
Ожидаемые результаты

  1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;

- Знание истории родного края и села;

- Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;

2. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;

3. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;

4. Раскрытие собственной индивидуальности через:

- навыки группового взаимодействия;

- работу творческого коллектива;

5. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

6. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

Контроль за выполнением программы осуществляет:
  1. методическое объединение классных руководителей;
  2. родительский комитет;
  3. администрация школы;
  4. классный руководитель;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...