Воспитательная система класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Цель воспитательной системы– формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoy_sistemy_klassa_5-9_kl.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель:
Семенова Оксана Владимировна
2007 год
Нормативная база для разработки Программы:
Федеральный уровень
- Закон РФ «Об образовании»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г;
- Федеральный закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;
- Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Областной уровень
- Межведомственная программа развития системы ДО детей в Оренбургской области;
Районный уровень:
- межведомственные комплексные программы:
- «Дети Оренбуржья, Новосергиевского района на 2006–2008годы»;
- «Патриотическое воспитание граждан Новосергиевского района на 2006-2010 годы»
Школьный уровень
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- Устав школы;
- Программа развития воспитания в ОУ
Актуальность
В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по – новому строить и воспитательную работу с учащимися.
Идеальная модель – это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе
В связи с этим появляется необходимость создания в классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе демократических норм.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через КТД.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Сроки реализации воспитательной системы: 2007-2012 гг.
1 этап -2007-2008 уч.год.
2 этап -2008-2009 уч. год.
3 этап -2009-2010 уч. год.
4 этап -2010-2011 уч. год.
5 этап -2011-2012 уч. год.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
- выбору актива класса (староста, главный дежурный, главный редактор);
- созданию законов класса;
- распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг)
Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.
Реализация задач осуществляется через следующие виды деятельности:
- познавательную,
- игровую,
- спортивную,
- творческую,
- коммуникативную,
- досуговую,
- общественно-организаторскую,
- допрофессиональную.
Воспитательная деятельность осуществляется через:
- процесс обучения;
- часы общения;
- внеклассную и внешкольную работу;
- совместную работу с семьей и учреждениями дополнительного образования, другими воспитательными учреждениями социума (библиотекой, клубом, ФАПом;
Формы воспитательной работы:
классные часы, праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений; экскурсии, спортивные праздники, КВН, театрализованные представления, исследовательская, проектная и поисковая работа, диагностические исследования, классное самоуправление, часы творческой самопрезентации, творческие мастерские, школа общения, КТД, праздники, уроки памяти, мужества, ролевые игры, психологические тренинги, заочные путешествия, литературно-музыкальные вечера, читательские конференции и др.
Методы и приемы, используемые в воспитательном процессе:
- рассказ;
- анкетирование и его анализ;
- беседа;
- анализ ситуаций;
- мозговой штурм;
- дискуссия;
- упражнения и тренинги;
- инсценировка ситуаций;
- диспут
Законы нашей жизни
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
Принципы:
- Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
- Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
- Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
- Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
- Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
- Принцип индивидуализации воспитания
- Помни: вместе мы - сила;
- Сделав, проанализируй;
Я выделила показатели, по которым оцениваю достижение результатов
1. Уровень творческого потенциала учащихся — количество учащихся посещающих кружки, секции, занятий по интересам.
2. Уровень развития информационно-коммуникативной компетентности учащихся - динамика таких умений как: умение вступать в коммуникативные отношения, быть понятым, свободное, непринужденное общение, письменная, устная речь, умение работать с информацией, владение компьютерной грамотностью
З. Уровень развития автономизационной компетентности учащихся - динамика мотивации к учебе и творческой деятельности, динамика способности к саморазвитию, самоопределению
4. Уровень развития социальной компетентности учащихся - динамика психологический климат в классном коллективе, толерантность, умение сотрудничать
5. Уровень развития нравственной компетентности учащихся - разнообразные ценностные ориентации школьников, готовность жить по нравственным законам, личностный рост, умение вести здоровый образ жизни, гражданская позиция.
Основные направления воспитательной работы.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Благодаря совместной деятельности учителя, учащихся и родителей была разработана своеобразная модель воспитательной работы в классе, которая реализуется в рамках школьной программы воспитания через тематические блоки:
- «Познавательная активность»
- «Семья»
- «Отечество»
- «Здоровье»
- «Ровесник»
В основу положена концепция воспитания В.А. Каракового с ориентацией на общечеловеческие ценности.
Семья
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- Формирование уважения к семье как к базовой ценности общества;
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Формы:
- Тематические родительские собрания с медицинских работников и других специалистов.
- Индивидуальные консультации педагогов-предметников,
- Организация работы родительского комитета.
- Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
- Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
- Совместные походы на природу.
«Познавательная активность»
Цель работы - создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников. Усиление мотивации учебных целей, повышение интеллектуальной комфортности детей.
Задачи:
- Создание ситуации успеха;
- научить самостоятельно получать знания, используя
различные технические средства;
- сохранение стабильно – высокого уровня успеваемости;
- формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования, и дальнейшего самоопределения.
Формы:
- Система классных часов «Учись учиться»;
- система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление»;
- привлечение учащихся к занятиям в кружках;
- организация познавательных экскурсий;
- психологические тренинги, игры, мониторинг результата;
- профориентация;
- участие в олимпиадах «Кенгуру», «Медвежонок», «Коала».
- Читательские конференции.
- Тематические недели.
- Экскурсии познавательного характера
«Здоровье»
Цель работы - сохранение, укрепление и коррекция здоровья детей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы реализации:
1. Спортивные праздники и соревнования.
2. Недели здоровья.
3. Походы выходного дня.
4. Проект «История Олимпийских игр»
- беседа «Олимпийская Родина»;
- виртуальное путешествие в Олимпийский музей;
- столицы Олимпийских игр;
- работа над созданием книги «История Олимпийских игр».
5. Проект «Здоровье и безопасность»
- ознакомление со свойствами организма;
- «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
- «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
- «Мое чудесное тело»;
- «Наши болезни»;
- «Азбука безопасности»;
- трудовая деятельность;
- художественная деятельность;
- опыты со свечой.
Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
«Отечество»
Цель работы - формировать и развивать у подростков высокую социальную активность гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине.
Задачи:
- Активное приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края;
- воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
- формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе;
- развитие чувств единения, школьного братства, коллективизма.
Формы:
- Классные часы «Символы России».
- Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
- Программа «Я – житель села Землянка»
- Работа в музее истории и участие в конкурсах, посвященных школе
- создание картотеки исследовательских работ, экспедиционных отрядов;
- изучение и обобщение, распространение передового опыта;
- пропаганда краеведческой деятельности в классе через учебные предметы, ЧКР, музей;
- конкурс на лучший подарок в музей;
- Встреча с жителями села – замечательными людьми края и села и страны.
- Участие в акциях «Милосердие», «Вахта памяти»; «Память», «Рассвет»;
- Создание альбома «Летопись моего класса» (фотографии и комментарии).
- Организация и проведение конкурсов патриотической песни, («Душа Росси», «Когда поют солдаты», «Молодость наших родителей», инсценирование военной песни)
- Участие в президентских состязаниях; военно-спортивной игре «Зарница»;
- Организация работ по благоустройству памятника;
- Организация тематических художественных выставок: « Военная история России в произведениях искусства».
«Ровесник»
Цель: создание социально – педагогической системы поддержки детского и молодежного движения через обновление и развитие деятельности детских и молодежных организаций.
Задачи:
- нормативно – правовое обеспечение развития детского и молодежного движения;
- информационное обеспечение жизнедеятельности ДОО;
- социализация детей и подростков, становление гражданских качеств;
- мониторинг деятельности детских и молодежных организаций в школе;
Формы:
- работа по увеличению членов детских организации «Ручеек»,
- участие в областных конкурсах ДОО;
- участие в районных сборах ученических активов
Программа «Мы вместе» для учащихся 5-8 классов:
- «Зеленый щит» - конкурс рисунков, фотографий, поделок из дерева, экологическая акция «Дом в котором я живу», «Живи, родник», конкурс-выставка на лучший осенний букет.
- «Аленький цветочек» - конкурсы творческих работ, изделий из макраме, художников – дизайнеров,
- «Свой голос» - конкурсы юных поэтов, сочинений, заметок в районную газету, «ТуЖурка»
- «Возрождение Отечества»- конкурсы рисунков, рассказов совместно с родителями; создание детской рукописной книги, альбомов об истории родного края, сбор редких экспонатов для районного музея, викторины на знаменательные даты, конкурсы, смотр школьного музея, посвященный Дню Победы.
Программа РСМ для учащихся 8-9 классов:
- «Лидер»- сбор «Учеба актива», участие в районном конкурсе первичек РСМ и учкомов ОУ «Команда актива»,
- «Свой голос»- участие в слете юных журналистов «ТуЖурка», участие в конкурах «Свой голос», школьных стенных газет, публикаций в районной газете «Голос глубинки»., видео фильмов, радио проектов;
- «Отечество»- участие в мероприятиях, посвященных юбилейным датам района, области, в экологической акции «Дом в котором я живу», викторинах, конкурсах, в смотре школьных музеев и краеведческих уголков посвященных Дню Великой Победы и т.д.
- «Спарта»-участие в работе районных клубов «КВН», «Эрудит», «Спарта»;
Ожидаемые результаты
1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
- Знание истории родного края и села;
- Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
2. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
3. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
4. Раскрытие собственной индивидуальности через:
- навыки группового взаимодействия;
- работу творческого коллектива;
5. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
6. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Контроль за выполнением программы осуществляет:
- методическое объединение классных руководителей;
- родительский комитет;
- администрация школы;
- классный руководитель;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...