Воспитательная система класса
методическая разработка (8 класс) на тему
Сердце – это окно в душу, которое направляет желания, стремления и чувства человека, поэтому свою воспитательную систему я назвала «мозаика сердца». Кода-то давно, в детстве у всех была замечательная игрушка «калейдоскоп». При повороте трубки можно было увидеть, как разноцветные осколки стекла собираются в причудливые, красивые узоры. Работая над своей воспитательной системой «мозаика сердца», я стремилась, чтобы важнейшие нравственные ценности (Добро, Дружба, Труд, Отечество, Семья, Мир, Любовь, Здоровье, Истина) словно разноцветные стеклянные осколки калейдоскопа соединились друг с другом, создав «мозаику сердца» моих питомцев. И пусть в сердце каждого сформируется свой рисунок, своя мозаика, но главное, чтобы именно эти нравственные ценности определяли духовный мир ребят, делая их счастливыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_vvedenie.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Драгоценное время детства и отрочества дано,
чтобы человек не только обогатился знаниями,
но и нашёл свой собственный путь к духовным
ценностям поколений, открыл для себя чувства
любви и долга, приобщился к делам милосердия
и сострадания, нашёл своё призвание, раскрыл
бы таланты, скрытые в нём».
Иоанн, (Экономцев).
Актуальность.
Проблемы духовно-нравственного воспитания стоят сегодня особенно остро, и это обусловлено в первую очередь рядом факторов, возникших и действующих в настоящее время. Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем:
1.Изменилось отношение между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено всё, что не запрещено», основан на вере в правовую грамотность населения. К, сожалению, сознание большинства граждан России отторгает эти качества.
2.Рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, обязательность, деловитость, патриотизм, толерантность, законопослушность, уважение прав других. Отсутствие таких личностных качеств тормозит реформы в стране.
3.Социологические исследования дают поразительные результаты: в правовом сознании молодёжи преобладают правовой нигилизм и цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушений материальных и духовных основ общества.
4. Нравственно-правовой уровень граждан России, как и народов других стран, должен способствовать, как никогда ранее, выживанию человечества на основе безусловного признания прав человека, как высшей цивилизованной ценности.
5. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодёжи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живёт.
6.В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т.д.)
Итак, девальвация духовных ценностей, снижение духовно-нравственного потенциала страны, агрессивное воздействие современной массовой культуры, культурно-религиозная эмансипация нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности. Всё это тем более опасно потому, что у большинства населения, и в первую очередь детей и подростков, отсутствует иммунитет к вышеназванным факторам.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную важность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поэтому решение задач по формированию нравственной культуры и правового образования молодёжи следует начинать немедленно, учитывая опыт отечественных и зарубежных коллег, отвечающих за разработку научно-обоснованных программ, учебников нового поколения и новых методик.
Не случайно ещё Аристотель подчеркнул, что все члены общества должны участвовать в воспитании молодёжи, опираясь при этом на закон и придерживаясь трёх правил: « Держаться середины, возможного и пристойного».
Классный руководитель сегодня…
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированная деятельность, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Классный руководитель сегодня – это педагог профессионал, являющийся для ребёнка:
*Посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;
*Архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами образовательного пространства школы;
*Создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;
*Координатором совместных действий педагогов, семьи и социума;
*Творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребёнка.
Воспитательная система «Мозаика сердца».
На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. В 2006 году я впервые выпускала 11класс, главным своим профессиональным результатом считаю, что мои дети не только поступили в различные высшие учебные заведения, но и состоялись как личности, которым чуждо безразличное отношение к происходящему в стране, в их собственной жизни и жизни их друзей и близких. И, это, является моим главным счастьем и удачей как педагога и классного руководителя.
Сейчас у меня новый класс, с которым я работаю 3 года. Главное, что я воспитываю в своих учениках – это, умение отличать чёрное от белого, добро от зла, настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания жизни. Хочу, чтобы они были добрыми, гуманными, милосердными, здоровыми духовно и физически. Осуществить это, считаю возможным, влияя на духовный мир учеников словами и делами, активно сотрудничая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. И именно в этом я вижу содержание воспитательной работы в классе.
Сердце – это окно в душу, которое направляет желания, стремления и чувства человека, поэтому свою воспитательную систему я назвала «мозаика сердца». Кода-то давно, в детстве у всех была замечательная игрушка «калейдоскоп». При повороте трубки можно было увидеть, как разноцветные осколки стекла собираются в причудливые, красивые узоры. Работая над своей воспитательной системой «мозаика сердца», я стремилась, чтобы важнейшие нравственные ценности (Добро, Дружба, Труд, Отечество, Семья, Мир, Любовь, Здоровье, Истина) словно разноцветные стеклянные осколки калейдоскопа соединились друг с другом, создав «мозаику сердца» моих питомцев. И пусть в сердце каждого сформируется свой рисунок, своя мозаика, но главное, чтобы именно эти нравственные ценности определяли духовный мир ребят, делая их счастливыми.
Характер педагога формирует характер воспитанника.
Моделируя и выстраивая воспитательную систему в классе я, конечно, начала с себя. Ещё К.Д.Ушинский отмечал: только через личность происходит формирование личности, и через характер педагога складывается характер воспитанника.
Моё педагогическое кредо.
Своим педагогическим кредо я выбрала высказывание Герберта Кауфмана: «Жизнь-это земледелие. Надо найти хороший кусок плодородной земли, распахать почву и запастись терпением. Урожай приходит позже, а главное дело делается тогда, когда ни малейших результатов ещё не видно».
Мои приоритеты.
За основу в своей программе воспитания я взяла концепцию Надежды Егоровны Щурковой, а опорой в моей работе стали: «правило 7У»; «10 заповедей воспитания В.А.Караковского», при создании воспитательной системы учитывала десять «нельзя» В.А.Сухомлинского.
В работе с родителями придерживаюсь «трёх - Со»: Сотрудничество! Сотворчество! Соуправление!
Принципы моей воспитательной системы.
Приоритетными в моей воспитательной системе «мозаика сердца» стали следующие принципы:
1.Принцип «понимания вместо осуждения»
2.Принцип «добровольность вместо контроля»
3. Принцип «активность вместо пассивности»
4. Принцип «скрытность, конфиденциальность»
5. Принцип «открытость (искренность), доверие»
6. Принцип «семейная ориентация»
7. Принцип « объединённая помощь-комплексная помощь».
Учитывая, что личность каждого ребёнка уникальна и неповторима, и каждый должен получить персональную возможность проявить себя, при составлении программы воспитания опиралась на знание различных видов деятельности (классификация по М.С.Кагану):
Мои педагогические аксиомы в работе с воспитанниками.
Для того, чтобы в душе моих воспитанников жили чувства добра, любви, справедливости, понимание Веры выполняю три педагогические аксиомы. Воспитательную работу с детьми всегда строю на уважении моих воспитанников, признавая их «ценностным феноменом»,
Воспитательная система «Мозаика сердца»:
Цель воспитательной системы – формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко-культурным наследием, воспитание и сохранение традиций, т.е. развитие определённых качеств личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.
Основные направления воспитательной системы:
Первое направление - «формированию образа достойного Человека как феномена мира» (5-6 класс).
Второе направление воспитательной системы «Мозаика сердца» - «формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека».
Задачи, поставленные по перечисленным направлениям:
- создание воспитывающей среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;
- формирование правосознания ученика, гражданской позиции;
- формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;
- вовлечение в проектную деятельность, кружки, секции;
- формирование ценностного отношения к семье, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
-формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.
Краткая психологическая характеристика детей младшего подросткового возраста.
Младшим подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11 до 13 лет. В этом возрасте начинает происходить бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребёнка.
Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребёнка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потери детского мироощущения.
Содержание воспитательной системы «Мозаика сердца».
1 сентября! День встречи с моими воспитанниками. Море цветов и, конечно, море улыбок. Это мой первый 5 класс, а я в свою очередь первый классный руководитель для ребят. Мы встретились, и теперь у нас одна дорога и мы пойдём по ней рука об руку, преодолевая любые преграды и напасти, радуясь успехам каждого. Несколько десятков заинтересованных глаз обращено на меня, словно спрашивают: « С чего начнём?»
Уже несколько лет в нашей гимназии существует традиция знакомить пятиклассников с каждым предметом, который они будут изучать и с учителем-предметником. И вот мой «экипаж» 5А класс «путешествует» по коридорам гимназии, знакомясь с ней заново!
За праздником всегда начинаются будни, и я начинаю первые шаги своей воспитательной системы «мозаика сердца». В воспитательной системе два направления(сочетающие философическое, диалогическое и этическое воспитание).В каждом направлении три этапа.
Реализация, выбранного направления строится так, чтобы сформировалось триединство разумного, духовного и творческого.
Первое направление - «формированию образа достойного Человека как феномена мира» (5-6 класс).
5 класс.Начальный этап - диагностика класса. Целью, которой является изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, проникновение в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни, изучение межличностных отношений в классе.
Диагностику осуществляю по трём направлениям:
1.Изучение личности учащегося;
2.Изучение классного коллектива;
3.Изучение взаимоотношений в семье;
В 5 классе для изучения личности использую методику « Три оценки», вместе со школьным психологом проводим тест на определение школьной тревожности, «Диагностику характерологических особенностей личности «(Айзенк).
Классный коллектив и взаимоотношения в семье диагностирую с помощью микроисследования «Атмосфера в классе», теста-анкеты «домашнее задание», провожу исследование «Рисунок семьи».
Второй этап- работа по формированию духовно-нравственных ценностей (стремлюсь создать условия для стимулирования учащихся к ценнност-ному осмыслению жизни человека , его предназначения) :
1.Любвовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству:
Форма - классные часы: «Русский народ и его истоки»
« Величавая гордость Отечества – русский лес»
Участие в акции «Посылка солдату», сбор сладостей для солдат воинской части г. Климовска, проведение акции « боевой листок» о своих дедах и прадедах воевавших в годы Великой Отечественной войны.
2. Представление о вере, свобода вероисповедания, дружба:
Встречи с матушкой церкви с. Коледино Татьяной Николаевной с циклом бесед: « Нерукотворные иконы», классный час «Святитель Николай Чудотворец».
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке: классный час « Мы составляем наш автопортрет», выборы старосты класса, выбор поручений - работа над организацией самоуправления в классе.
3. Ценностное отношение к семье, к своему здоровью:
Классный час «День Матери: история и традиции праздника», участие детей и родителей в праздничной программе городского детского центра «Тополёк», проведение развлекательной программы « Осенние забавы» после окончания первой четверти, участие в спортивных состязаниях за честь класса, однодневный поход в лес в конце учебного года.
4. Экологическое сознание:
Проведение экологической игры «Растения и Животные» в параллели 5-х классов.
5.Стремление к истине, целеустремлённость. Впервые в гимназии мною разработана программа: «Проект – как выражение исследовательской деятельности учащихся (для 5-го класса)», учащимися моего класса представлены проекты:«Мусор – вечная проблема»;«Условия прорастания семян растений»;« Что такое индикатор?»
6. Эстетическое развитие, красота, духовный мир человека:
Классный час «Ах, эти кошки».Поездки: спектакль « Синяя птица», Государственный музей А.С.Пушкина.
Каждая из перечисленных форм, безусловно, способствует формированию нескольких ценностных установок, так как дискурсии со школьниками обычно разворачиваются в нескольких ракурсах, но стараюсь делать акцент на ценностный ракурс-доминанту.
Третий этап – тематические родительские собрания: «Психология пятиклассника», «Страхи ребёнка».
6 класс.В 6 классе я продолжаю работу над избранным направлением-доминантой. Но мои питомцы повзрослели, поэтому я начинаю формирование новых ценностных установок в сердце воспитанников, оцениваю и закрепляю результаты работы в 5классе, меняю приоритеты в этапах своей воспитательной системы.
Первый этап – формирование духовно-нравственных ценностей (нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения- представление о человек как наивысшей ценности на Земле):
1.Милосердие, добро – по инициативе детей и родителей мы единственные в гимназии, в августе приняли участие в акции « Помоги беде» по оказанию гуманитарной помощи жителям, пострадавшим от пожаров в Московской области. Участвовали в акции по сбору предметов ухода и гигиены для Детского дома.
2.Толерантность – цикл классных часов « Учимся быть терпимыми»
3. Познание – подготовка и защита исследовательских проектов:
« Один год из жизни школьной липы»;«Возникновение и прекращение горения. Свойства углекислого газа»;«Мир рыб»;« Тюльпан - особенности строения, агротехника»;«Химический сад».
Биологический турнир « Знаем о животных всё?!»
4. Нравственный выбор – готовим цикл рисунков в рамках дня отказа от курения.
5.Труд и творчество – постановка новогоднего спектакля для родителей класса « Сказка о Снегурочке», посещение фабрики по изготовлению ёлочных игрушек «Иней».
6.Духовная культура - классный час: « Священномученик Сергий – покровитель нашего города»
7.Патриотизм – классные часы «Подвиг городов – героев в годы Великой Отечественной войны», «День космонавтики», поездка на Ильинские рубежи, посещение школьного музея.
8.Здоровый образ жизни – участие в спортивных соревнованиях в параллели: «Спортивная семёрка», « Да здравствует здоровье!».
9. Гармония - посещение мюзикла «Красавица и чудовище», проведение классного часа « Поговорим об этикете».
Второй этап – диагностические методики:
При изучении личности учащихся провожу исследование и ценностных ориентиров. Мне помогают методики: «Нарисуй человека», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Шкала самооценки, или как достичь успеха…».С целью изучения состояния эмоционально-психологических отношений в классе и в семье провожу социометрические исследования, анкету« Отношение родителей к духовно-нравственному направлению в воспитательной системе».
Данный этап помогает анализировать и корректировать замысел воспитательной системы.
Третий этап – работа с родителями. Провожу родительское собрание «Проблема использования нецензурной лексики».
Ожидаемые результаты направления «формирование образа достойного Человека как феномена мира»:
*активное участие учащихся в благотворительной деятельности;
*формирование установки на систематические занятия спортом
*приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа
*формирование классных традиций по участию в научно-исследовательской, экологической деятельности
*приобретение начального опыта нравственной деятельности, мотивации к духовно-нравственному развитию. В 7 классе я начинаю работу по второму направлению воспитательной системы «мозаика сердца» - «формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека». На этой ступени учащиеся должны обрести ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни и я продолжаю работу над формированием ценностных установок , изменив ракурс-доминанту ( теперь это ценностное отношение к обществу).
Первый этап – формирование духовно-нравственных ценностей, сопровождающих учащихся в социальный мир, в мир отношений людей.
1.Гражданственность, правовое государство - классные часы беседы, с элементами дискуссии «Конвенция о правах ребёнка», « Что такое СНГ»
2. Творчество и созидание – проектно-исследовательская деятельность:
« Валентина Терешкова – женщина Вселенной»;«Земля в иллюминаторе».
3.Любовь к родному краю, своему народу – посещение историко-краеведческого музея г. Климовска, экскурсия в школьный музей.
4. Человечество, многообразие культур и народов – постановка новогоднего спектакля для 6-7 классов « Как Дед Мороз подарки потерял»; организация экскурсии в « Этномир» (Калужская область).
5.Природа, планета Земля – участие команды класса в городской экологической конференции.
6.Творческое отношение к учению – выпуск роликов на новом оборудовании (двухплатформенной станции графической обработки информации): «Путешествие на Луну», « Студия – школьные новости». Проведение интеллектуальных игр: «Энциклопедия гимназиста», «Цветик-семицветик». Активное участие в предметных школьных и городских олимпиадах.
7.Жизнь, смысл жизни – классные часы: « Мой любимый учитель», «Великие личности в истории - мать Тереза».
8.Международное сотрудничество- цикл бесед, обсуждений с использованием презентаций ». «Терроризм: его истоки и последствия»
9.Стремление к здоровому образу жизни, служению Отечеству – участие в военно-спортивной игре «Зарница».
10.Сотрудничество, справедливость- подготовка и проведение конкурса «Мистер и мисс Осень».
11.Красота – посещение красочного мюзикла «Зорро».
12. Духовная культура – классный час «Ветхозаветные Десять Заповедей Моисея» 13.Закон и порядок – организация встреч с федеральным судьёй города, инспектором по делам несовершеннолетних, проведение классных часов « Правила поведения на дороге».
Второй этап – диагностика классного коллектива.
Для изучения особенностей, самооценки, способностей и ценностных ориентиров учащихся провожу методики: «Творческий потенциал», «Выявление ценностных ориентиров», «Несуществующее животное», со школьным психологом проводим методику «Профиль», тест Сонди для выявления скрытых возможностей, а также мотивов и потребностей личности. Для изучения взаимоотношений в классе и семье: методику удовлетворённости учащихся школьной жизнью, «Определение психологического климата в коллективе», «Список личностных черт».
Третий этап – работа с родителями учащихся. Родительское собрание «Ненасильственные методы воспитания». Ожидаемые результаты направления «формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека»:
*повышение учебно-познавательной и духовно-нравственной активности в условиях атмосферы заботы, понимания и искренности со стороны классного руководителя, родителей, педагогов;
* проявление заботы о своём духовном и физическом здоровье;
*развитие экологической культуры;
*развитие самоуважения и взаимоуважения;
* развитие эстетической культуры;
* развитие уважения к обществу и власти, к правам и свободам человека;
*воспитание творческого отношения к учёбе, труду, жизни;
*воспитание нравственных чувств и этического сознания.
А, что же дальше? Я продолжу организация условий для подъёма моих питомцев на новые ступени, чтобы все ценностные установки, соединились в три важных элемента:ЗНАЮ-УМЕЮ-ЛЮБЛЮ.
Прогнозируемые направления воспитательной системы «Мозаика сердца»:
«Отношение к Жизни как таковой и формирование образа жизни, достойной человека» (9-10 класс)
«Развитие «Я-концепции» и формирование отношения к своему «Я» как субъекту собственной жизни» (11 класс).
Воспитательные цели по данным направлениям:
*формирование познавательной потребности;
*формирование гражданской позиции;
*формирование готовности к профессиональному самоопределению;
*формирование экологической потребности;
*формирование эстетического отношения к действительности;
*формирование готовности к личностному и мировззренческому самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...