мотивы учения старшеклассников
материал (9 класс) по теме
на заметку классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_ucheniya_starsheklassnikov.docx | 261.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивы учения старшеклассников
Учителя нередко сталкиваются с проблемой отсутствия у старших школьников желания учиться, нестойкостью их интересов к различным учебным предметам. Подобного рода трудности в работе с учащимися связаны с рядом обстоятельств стилем работы учителя, отсутствием индивидуального подхода к учащимся и т. д. Важный аспект данной проблемы — мотивация учения, непосредственно связанная с формированием внутренней заинтересованности учащихся в учении, познании. Сложившаяся у старшеклассников мотивация учения в будущем может способствовать или препятствовать дальнейшему само развитию, самообразованию человека.
Психологами выделены два основных плана мотивов, побуждающих учебную деятельность школьников: широкие социальные мотивы, связанные с много образными отношениями школьника к окружающей его действительности, и так называемые познавательные интересы, порождаемые непосредственно самой учебной деятельностью, ее содержанием и процессом выполнения. Под мотивом понимается то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена. Конкретное содержание мотивов учения и их роли в учебной деятельности школьника на протяжении всего периода обучения в школе изменяется в зависимости от возраста детей. В данном разделе представлены новые данные, полученные при изучении мотивов учения современных старшеклассников.
В качестве основного методического приема нами использовалась проективная методика неоконченных предложений, содержание которых отражает отношение учащихся к различным сторонам учебной деятельности (в целом к школе, к учению к отметке, познавательные интересы). Методика включает в себя 23 предложения, 6 из которых по содержанию прямо направлены на выявление у учащихся знаемых мотивов учения (Я учусь для того, чтобы...), а остальные — косвенные (Если бы уроки передавались по ТВ и можно было бы учиться дома, я...) Завершение косвенных предложений помогает обнаруживать действительное отношение учащихся к различным аспектам школьной жизни. Кроме того, для изучения имеющихся у старшеклассников представлений об их ближайшем будущем, еле дующем сразу за окончанием средней школы, было проведено сочинение на тему «Я в выпускном классе: проблемы, поиски решения».
Все названные старшеклассниками мотивы учения были распределены по двум основным направлениям.
I. Познавательные мотивы, отражающие наличие интереса к содержанию конкретных предметов, к самому процессу учебной работы, которые в старшем школьном возрасте в значительной степени опосредуются направленностью учащихся на продолжение образования после окончания средней школы, овладение выбранной профессией (В старших классах надо ввести разделение на «технарей» и «гуманитариев», и каждый мог бы выбирать себе те предметы, которые ему интересны и нужны в будущем).
II. Социальные мотивы учения, которые подразделяются на несколько категорий:
1) мотивы самоопределения, связанные с представлениями о будущей профессии, учебе, жизни в целом (Я учусь для того, чтобы в будущем стать хорошим специалистом и приносить пользу людям. Учусь, чтобы стать полноценным членом общества);
2) мотивы саморазвития; сюда мы относили высказывания учащихся, связанные с осознанием ими необходимости выработки в ходе учебной деятельности определенных личностных качеств, таких, как воля, собранность, целеустремленность, расширение кругозора (Я получаю отметки ниже тех, которые бы мне хотелось иметь, но не хватает воли заставить себя регулярно заниматься; Отвечая у доски, я стараюсь не растеряться и ответить как можно четче);
3) узкопрактические мотивы, т. е. прямые указания старшеклассников на значимость для них тех аспектов учебы в школе, которые являются формальными основаниями для поступления в вуз или приобретения какой-либо специальности (Хочу получить хороший аттестат; С плохими отметками в аттестате я не смогу поступить в тот институт, который я выбрал; Для будущей жизни в любом случае надо хорошо кончить школу);
4) мотивы общения со взрослыми в школе (с учителем) (На уроке для меня самое интересное — это живой рассказ учителя; Учитель должен уметь увлечь своим предметом; Никакой телевизор не заменит живого учителя, который всегда может объяснить, если ты чего-то не понял);
5) мотивы общения со сверстниками в школе (В школу мы приходим не только учиться, но и общаться. Один я бы вообще не смог бы учиться);
6) мотивы самоутверждения, связанные с наличием у старшеклассников потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности. Сюда мы отнесли высказывания учащихся, касающиеся их представлений о себе, о своих способностях в глазах одноклассников и учителей, а также высказывания, связанные с самооценкой (Чем выше отметки, тем увереннее себя чувствуешь; Чем лучше учишься, тем лучше к тебе относятся учителя; Больше всего я переживаю из-за плохих отметок, так как из-за них теряю уверенность в своих силах);
7) мотивы, отражающие ситуативное отношение к учебе, к школе, к одноклассникам и учителям, связанные главным образом со стремлением избежать неприятностей, которые могут возникнуть в случае плохой успеваемости (Когда приходишь в школу с невыученными уроками, все время смотришь на часы: скорей бы звонок, лишь бы не вызвали отвечать; Стараюсь не получать плохих отметок, чтобы дома не ругали). Иногда это называется отрицательной мотивацией или мотивацией избегания неприятностей.
Содержательный анализ выделенных категорий мотивов учения показал, что в старшем школьном возрасте мотивы самоопределения, познавательные, узкопрактические и мотивы саморазвития отражают устремленность старшеклассников в будущее, наличие у них тех или иных жизненных планов, связанных с окончанием школы и выбором дальнейшего жизненного пути. Мотивы общения со взрослыми и сверстниками в школе, самоутверждения и избегания неприятностей в большей степени связаны с сегодняшним днем старшеклассников, ролью школы в их повседневной жизни. Половые различия в содержании учебных мотивов не были выявлены.
В зависимости от представленности в высказываниях учащихся мотивов учения, связанных с настоящим и будущим, мы выделили три группы старшеклассников: I — учащиеся, в высказываниях которых преобладают мотивы учения, обращенные к настоящему (43,8%); II — учащиеся, в высказываниях которых преобладают мотивы учения, связанные с планами на будущее (18,7%); III — учащиеся, в высказываниях которых мотивы учения, связанные с настоящим или будущим, представлены практически поровну (37,5%). Различия между I и II группами старшеклассников статистически достоверны при р<0,1, а III группа — как бы промежуточная между двумя первыми (различия в обе стороны недостоверны). Полученные данные свидетельствуют, что значительная часть старшеклассников воспринимают свою учебу в школе с позиции настоящего, либо побудительная сила настоящего и будущего одинакова, и лишь небольшая часть старшеклассников рассматривают свой? сегодняшний день в школе с точки зрения будущего.
Конечно, старшеклассник, особенно девятиклассник, не может игнорировать роль школы в повседневной жизни, подчинив, все свои учебные интересы только целям будущего. Хотя в старшем школьном возрасте мера включенности в различные сферы социальной действительности неуклонно возрастает, учеба в школе по-прежнему составляет основное содержание жизни учащихся. Об этом свидетельствуют приведенные выше данные об особенностях временного профиля старшеклассников, полученные при помощи методики Ж. Нюттена: самая многочисленная категория высказываний учащихся приходится на период, непосредственно связанный с обучением в старших классах школы. И несмотря на то что в 15—16 лет резко увеличивается интерес к своему будущему, а представления о нем становятся более конкретными и реалистичными, это будущее лишь в небольшой степени связывается школьниками с их сегодняшним днем в школе.
Старший школьный возраст неоднороден: статус ученика IX класса и выпускника школы весьма разнятся, что не может не отразиться на восприятии ими роли школы в плане подготовки к взрослой жизни. Для более детального анализа этого вопроса мы рассмотрели выделенные нами группы учащихся отдельно по IX и X классам. Данные о временной отнесенности изучаемых мотивов учения приведены в табл. 8. Из таблицы следует, что к X классу число учащихся, чья учеба в школе мотивируется преимущественно интересами сегодняшнего дня, не только не уменьшается по сравнению с IX классом, но, наоборот, резко возрастает (различия достоверны при р<0,1) при одновременном уменьшении количества учащихся, для которых роль на стоящего и будущего в их учебе в школе практически одинакова (различия достоверны при р<0,1). Трудно поверить в то, что для десятиклассников связь их учебы в школе с перспективами ее окончания менее актуальна, чем для девятиклассников, хотя внешне это расхождение выглядит убедительно (рис. 3).
Можно предположить, что в основе этого явления лежат несколько причин. Анализ высказываний и сочинений десятиклассников выявил, что частью из них (35,8%) выбор своего дальнейшего жизненного пути уже сделан, но роль школы в этом выборе была минимальной, и поэтому подготовка к достижению поставленной цели осуществляется ими в основном не через школу, а другими путями; школа выступает лишь как «неминуемый» этап жизненного пути. Если школьник предполагает после окончания средней школы поступать в вуз, то готовится он к вступительным экзаменам на подготовительных курсах, с репетитором, в различных школах «Юных» при вузах и т. п.; отсюда и многочисленные высказывания старшеклассников о необходимости специализации обучения в старших классах — только при этом условии, с их точки зрения, школа реально будет готовить к будущей жизни. Такая позиция отражает некоторую односторонность имеющихся у выпускников планов на будущее, связанных главным образом с поступлением в институт, что хорошо иллюстрирует высказывание десятиклассника (У меня сейчас одна проблема — поступить в вуз. Остальное меня не волнует).
Значительная часть учащихся X класса (64,2%) еще не пришли к какому-либо ясному решению стоящей перед ними проблемы: что делать после окончания школы? Одни (30,2%) намерены поступать в вуз, но так и не могут выбрать, в какой именно (Что делать дальше? Хочу попробовать поступать « институт; По окончании X класса я собираюсь поступать в институт, к сожалению, пока не решил в какой). Другие (11,3%) колеблются между желанием учиться в институте, быть «как все» и опасением, что им это не удастся и придется сразу пойти работать (Конечно, я попробую поступить в институт, но, если провалюсь, сильно расстраиваться не буду, а пойду работать и попробую сдать экзамены на следующий год). Некоторые юноши (7,6%) откладывают решение этого вопроса на 2—3 года (Хотелось бы скорее в армию, чтобы многое понять и определиться). Несколько человек (15,1%) вообще ничего не решили (Искать пока нечего, некогда и неохота. Решить эту проблему очень трудно в X классе).
Последняя группа десятиклассников оказывается в сложном положении: социальная ситуация требует от них достаточной определенности в выборе дальнейшего жизненного пути, а они не в состоянии принять какое-либо решение. Приведем характерное для них высказывание (Пора выбирать. Хочется и не хочется заканчивать школу. Хочется, потому что приобретаешь некоторую свободу. Не хочется, потому что нужно выбирать: институт или работа? Родители хотят институт. Опять накопление некоторых ненужных знаний и перемешивание их с нужными. Работа? Хотелось бы чего-то большего. Скорее бы армию!).
Молодой человек, по сути дела, впервые в жизни должен принять серьезное и зрелое решение, но совершенно не готов, к этому. Переживаемое им чувство неуверенности заставляет его спрятаться за проблемами школьной повседневности от обдумывания тягостного вопроса. Акцентируя внимание на различных сторонах школьной жизни, десятиклассник подчеркивает свое положение школьника, как бы пытается вернуться в тот период жизни, когда реализацию возникающих у него планов на будущее можно отложить на неопределенно далекий срок.
Можно предположить, что стремление выпускника школы «продлить сегодняшний день» является защитной реакцией в ситуации конфликта между необходимостью принять ответственное решение в плане жизненного самоопределения и осознанием своей неготовности к этому. Несомненно, выбор дальнейшего жизненного пути — задача сложная и ее решение требует немалых усилий. Как показали наши данные, у значительной части старшеклассников профессиональный выбор сводится в основном к желанию поступить в тот или иной вуз, и только немногие имеют представление о том, кем они станут после окончания института.
Проанализируем выделенные нами мотивы учения старшеклассников как в целом по выборке, так и отдельно по IX и IX класса. Для получения сопоставимых значений по каждой категории мотивов учения мы пользовались условным индексом: отношением суммы рангов конкретного мотива к числу испытуемых в группе. Данные о значимости рассматриваемых, мотивов учения приведены в табл. 9. Рассмотрим сначала данные по выборке старшеклассников в целом. Максимальное значение для учащихся старших классов имеет мотив самоутверждения, связанный со стремлением к завоеванию через учебные достижения устойчивого положения в коллективе сверстников (Не хочу быть хуже всех) к созданию у учителей определенного мнения о себе, своих способностях (Чем лучше учишься, тем лучше к тебе относятся учителя; Стыдно не ответить по предмету, который нравится), а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки (Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь). Возможные причины такой высокой значимости данного мотива учения для старшеклассников будут рассмотрены нами ниже.
Второе по значимости место (различия достоверны при р<0,1) принадлежит мотиву саморазвития, связанному со стремлением учащихся к развитию у себя в процессе учебы в школе таких личностных качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кругозора в различных отраслях знаний (Самое трудное в учебе — держать взятый темп, не расслабляться; Мне недостает организованности).
Стремление усовершенствовать себя — естественная потребность юношеского возраста; она порождается неудовлетворенностью подростка и юноши собою сегодняшним и предполагает большую работу для вступления во взрослую жизнь. По-видимому, и рассмотренный выше мотив самоутверждения связан с той же неудовлетворенностью собой, высокой потребностью в самоуважении, но реализуется он более простыми путями, чем мотив личностного развития. Работа над собой требует от человека значительных усилий и сопряжена с рядом глубоких переживаний, в то же время достижения частного характера, позволяющие утвердиться в глазах окружающих и в своих собственных, нуждаются в значительно меньших душевных затратах и осуществляются более простыми средствами.
Можно предположить, что столь высокая значимость данных двух категорий учебных мотивов для учащихся старших классов связана с потребностью изменить что-то в себе и в мнении о себе со стороны окружающих. Эти переживания, как правило, являются следствием гипертрофированного внимания к себе, эгоцентризма, озабоченности собой, что очень часто бывает в ранней юности.
Образ Я старшеклассников и самоуважение прежде всего зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношения с окружающими. Основная сфера их деятельности по-прежнему — учеба в школе, и в рамках школы удовлетворение этой потребности осуществляется легче за счет достижения очевидных для окружающих успехов в различных областях школьной действительности, нежели путем трудной, мучительной работы над собой, результаты которой еще и не сразу заметны со стороны, хотя, безусловно, имеют большую ценность для формирования личности старшеклассника, чем отдельные частные успехи. По-видимому, именно этим объясняется столь высокая значимость мотива самоутверждения в старшем школьном возрасте.
На третьем по значимости месте для старшеклассников находятся два мотива: познавательный и мотив общения со взрослыми. Познавательная мотивация учащихся старших классов характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после окончания средней школы. В этой связи учебные интересы школьников начинают опосредоваться профилем выбранного вуза: нужными они считают лишь те учебные предметы, которые соответствуют их личным интересам, а остальные расценивают как пустую трату сил и времени (Мне интересны только те предметы, которые пригодятся практически. Остальные нужны для общего развития. Было бы лучше, если бы в старших классах уделялось большее внимание наукам, которые понадобятся в будущем).
Концентрируя свое внимание на определенных предметах, старшеклассники начинают придавать значение не только их содержательной стороне, но и качеству преподавания и личности учителя. Возникает желание поговорить с учителем по поводу различных проблем, выходящих за рамки школьной программы, более ценной становится и получаемая от учителя информация на уроке (Интересно, когда объясняют не по учебнику, это и так можно прочитать дома, а привлекают дополнительный материал; Мне нравится, когда учитель заставляет «шевелить мозгами»). По-видимому, в этом кроется причина равной значимости рассматриваемых двух категорий мотивов учения.
Следующее по значению место занимают так называемые узкопрактические мотивы и мотивы общения со сверстниками в школе. Узкопрактическими мы условно назвали категорию мотивов, связанных с отношением старшеклассников к школе как к средству перехода во взрослую жизнь (Надо получить хороший аттестат; Без аттестата никуда не поступишь; Не кончив 10 классов, не устроишься на хорошую работу). Их побудительная сила проявляется в том, что, по мнению учащихся, для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам и т. п.
Мотив общения со сверстниками в школе более значим в подростковом возрасте, а для старшеклассников, загруженных подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам, отступает на задний план. Это не означает, что для школьников 16—17 лет общение со сверстниками становится несущественным; скорее, речь идет об общении именно с одноклассниками, а не с друзьями вообще. Включенность большинства школьников, а старшеклассников в особенности, во внешкольные коллективы, расширение с возрастом диапазона интересов учащихся, выходящих за пределы школьной жизни, приводит к некоторому снижению общения с одноклассниками. В то же время старшеклассники часто мотивируют свое нежелание переходить в другие школу или класс привязанностью к товарищам. Однако можно предположить, что большую роль в этой привязанности играют наличие уже сложившихся отношений с классом, общий эмоциональный комфорт в привычном окружении и нежелание оказаться в неуютном положении новичка (Если бы мне предложили перейти в другую школу, я бы подумала, но вряд ли другой класс будет лучше этого; Я бы не перешел, мне и здесь неплохо).
Очень невысока в старших классах роль мотивов «избегания неприятностей». Эта группа мотивов, достаточно действенных среди учащихся младших классов, для большинства старшеклассников утрачивает свое значение, что связано с их растущей социальной и личностной зрелостью. Старшеклассники уже_осознают, что их хорошие отметки важны не сами по себе и нужны не для спокойствия родителей, а являются показателем уровня знаний, способностей и в известной степени гарантией поступления в институт. Конечно, получение «случайной» пятерки приносит некоторое удовлетворение и в старшем школьном возрасте, но в целом не играет существенной роли даже в плане самоутверждения, поскольку, как считают сами старшеклассники, и без отметок видно, кто чего стоит.
Наименьшее значение для учебы в школе имеет мотив самоопределения. Такое положение ни в коей мере не связано с отсутствием у старшеклассников планов на будущее; об этом свидетельствуют сочинения учащихся, посвященные обсуждению проблем, стоящих перед выпускниками школы. Однако, по-видимому, выбор дальнейшего жизненного пути практически осуществляется учащимися независимо от их учебы в школе, скорее, наоборот, качество учебы старшеклассников определяется намеченной направленностью на какую-либо профессию и на способ овладения ею. Склонность к тем или иным учебным предметам, проявившаяся за годы учебы в школе, в большей степени определяет лишь общее направление будущего профессионального выбора. Реально школа не участвует в конкретизации жизненных планов старшеклассников, и именно поэтому учащиеся не связывают свой профессиональный выбор с учебой в ней. Высказывания старшеклассников, отнесенные нами к этой категории учебных мотивов, носят формальный характер: мотивы выступают как знаемые, но не действенные.
Рассмотрим отдельно учебные мотивы учащихся IX и X классов. На рис. 4 показана динамика выделенных нами мотивов учения по каждой возрастной группе. Как видно на рис. 4, кривая значимости мотивов учения девятиклассников очень близка к общевозрастной; об этом свидетельствует и иерархия мотивов учения в IX классе, повторяющая общевозрастные соотношения. Поэтому нет смысла подробно останавливаться на характеристике IX класса. Большой интерес представляют мотивы учения десятиклассников. На рис. 4 кривая значимости мотивов учения этой группы учащихся выглядит несколько сглаженнее, нежели у девятиклассников, что связано (как будет показано ниже) со сближением значимости для учащихся нескольких категорий учебных мотивов.
В X классе, так же как и в IX, на первом по значимости месте находятся мотивы самоутверждения, а на втором — мотивы саморазвития. Возможные причины высокой значимости этих двух категорий мотивов уже рассматривались нами при анализе учебной мотивации всей группы старшеклассников.
В X классе познавательные мотивы и мотивы общения со взрослыми в школе приближаются по своему значению к мотивам саморазвития (различия между ними статистически недостоверны). Взаимосвязь мотивов общения с учителем и познавательных мотивов наблюдается и в IX классе, но там они занимали третье место вслед за мотивами саморазвития и самоутверждения. Для десятиклассников мотивы саморазвития, познавательные и общения со взрослыми становятся одинаково ценными. Рассмотрим их более подробно.
В старшем школьном возрасте познавательные мотивы, связанные с наличием интереса к учебным предметам, к самому процессу учебной работы, начинают опосредоваться формирующимися у школьников представлениями о своей будущей профессии, выбором пути овладения этой профессией и в конечном итоге спецификой того или иного учебного заведения, в которое выпускник школы предполагает поступить. С этой точки зрения учитель начинает оцениваться старшеклассниками не просто как хороший или плохой (как это бывает в младших и средних классах), а как человек, способный или не способный дать своим ученикам знания, необходимые для достижения поставленной ими цели. Возрастает ценность общения с учителем, важными для учеников становятся и используемые им способы подачи учебного материала.
Таким образом, познавательные мотивы и мотивы общения с учителем оказываются взаимосвязанными. В X классе в этот узел вплетаются и мотивы саморазвития. Стремление старшеклассников к выработке у себя тех или иных личностных качеств также начинает опосредоваться имеющимися у них планами на будущее. По высказываниям учащихся, наибольшее значение приобретают такие качества, как воля, собранность, способность мобилизоваться в нужный момент, умение не теряться в трудной ситуации и т. п.,— важные, с их точки зрения, условия успешного преодоления стоящих перед ними трудностей именно учебного порядка. Роль этих качеств личности для любых других жизненных ситуаций практически не рассматривается школьниками.
Распределение по значимости остальных категорий мотивов учения, одинаковое как в IX, так и в X классе, уже было рассмотрено нами при анализе общевозрастных особенностей учебной мотивации. Отличие состоит лишь в том, что в X классе по сравнению с IX заметно возрастает роль мотивов избегания неприятностей, в большей степени отражающих ситуативное отношение к учебе. Вероятно, это объясняется тем, что основная масса десятиклассников уже примерно определили свои жизненные планы и значимыми для них становятся лишь, те аспекты учебы, которые в наибольшей степени соответствуют этим планам, в остальном школьная жизнь воспринимается как временная, имеющая ограниченную ценность.
Исходя из сказанного можно отметить, что в старшем школьном возрасте наибольшее значение среди всех выделенных нами мотивов учения имеют мотивы самоутверждения и саморазвития. Это связано с высокой потребностью учащихся данного возраста в самоуважении, с испытываемой ими неуверенностью в себе, стремлением утвердиться в глазах окружающих и своих собственных и приобрести определенные личностные качества, имеющие ценность не только для сегодняшнего дня, но и для формирования личности в целом.
Познавательная мотивация и мотивация общения учащихся старших классов со взрослыми в школе опосредованы складывающимися у них планами на будущее, главным образом намерением продолжить образование в вузе после окончания десятилетки. Общение с одноклассниками как мотив учения не имеет в старшем школьном возрасте большого значения, так как учащиеся этого возраста включены в широкий круг внешкольных интересов.
Саморазвитие, самоутверждение — что за этим стоит, на чем они основываются? Очевидно, речь может идти о самосознании старшеклассника, о мере осознания себя, своих особенностей, возможностей, достоинств, недостатков, о самооценке и определенных притязаниях личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь знаний, компетенций, мотивов учения.
Представляя свой опыт, я старалась показать, с одной стороны, возможности формирования на уроках познавательных компетенций- умения учиться добывать знания, использовать знания в разных ситуациях, а с...
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Определение доминирующих мотивов учения
Методику легко использовать классному руководителю, педагогу в работе с детьми, а также формированию детского коллектива...
Методика изучения мотивации учения старшеклассников
Методика изучения мотивации учения старшеклассников...
Статья «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ И АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ»
Статья опубликована с целью распространения педагогического опыта....
Родительское собрание. Мотивы учения.
Почему ребенок не учится? Какие мотивы есть для успешного обучения....
статья "Формирование мотивов учения"
В статье указаны методы и приемы, используемые учителем для формирования мотивации к обучению...
Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)
Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)...