Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)
материал

Иванова Марина Анатольевна

Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_k_produktivnoy_deyatelnosti.docx97.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)

Ребёнку читается рассказ, в котором исследуемые мотивы выступают как личностные позиции персонажей. Прочитав каждый абзац рассказа, педагог выкладывает соответствующий содержанию рисунок, служащий опорой для запоминания. После прочтения текста ребёнку задаётся ряд вопросов. Исходя из содержания ответов, делается вывод об уровне сформированности учебных мотивов.

Цель: определение сформированности мотивов учения.

Возраст: 5-7 лет

Метод оценивания: чтение рассказа в индивидуальном обследовании

Инструментарий: текст рассказа

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не заставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив - рис. 1).

Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка с рис.2,  характеризующим учебный мотив).

Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (Карточка с рис.3 - игровой мотив).

Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (Рис.4 - позиционный мотив). 

Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (Рис.5 - социальный мотив). 

Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (Рис.6 - мотив получения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.

  1. Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
  2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
  3. С кем из них ты хотел бы подружиться?  Почему?

Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.
Оценка результатов.

Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.

Уровни оценивания:

  • высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;
  • средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;
  • низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1,  3.

Рисунки к тесту

1C:\Users\Виктория Николаевна\Desktop\1.jpg

2C:\Users\Виктория Николаевна\Desktop\2.jpg

3C:\Users\Виктория Николаевна\Desktop\3.jpg

4C:\Users\Виктория Николаевна\Desktop\4.jpg

5C:\Users\Виктория Николаевна\Desktop\6.png

6C:\Users\Виктория Николаевна\Desktop\5.png

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:

  • эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;
  • целенаправленность деятельности, ее завершенность;
  • степень инициативности ребенка.

Низкий уровень внутренней мотивации (0 – 5 баллов);  

Средний уровень внутренней мотивации  (6 – 14 баллов);

Высокий уровень внутренней мотивации  (15 – 20 баллов).

Степень данных проявлений:

 0 - 25% - низкая

30%-70% - средняя

75%-100% - высокая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь знаний, компетенций, мотивов учения.

Представляя свой опыт, я старалась показать, с одной стороны, возможности формирования на уроках познавательных компетенций- умения учиться добывать знания, использовать знания в разных ситуациях, а с...

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Определение доминирующих мотивов учения

Методику легко использовать классному руководителю, педагогу в работе с детьми, а также формированию детского коллектива...

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообра...

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся           подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий ...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ (Спилберг-Андреева)

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)...