Профессиограммы
статья (9 класс) по теме
Профессиограмма- описание профессии, включающее в себя основные требования, которые предъявляет профессия к психологическим и физическим особенностям человека. Перечень требований к человеку в определенной профессиограмме подскажет учащемуся, какие качества ему нужно самостоятельно тренировать и развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Профинформирование как основа для
осознанного выбора профессии
В работе общеобразовательной школы по профессиональной ориентации основное внимание следует уделить ее профинформационному аспекту, так как именно профессиональная информация, как одно из направлений профориентации, помогает наиболее осознанно подойти к выбору профессии.
Работу по профинформированию необходимо строить так, чтобы информационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний о профессиях и о своем внутреннем мире и чтобы эти знания помогли им принять обоснованные решения по вопросу профессионального самоопределения.
Усвоение учащимися любой информации, в том числе и информации профориентационного характера, будет эффективным только при соблюдении определенных условий.
Во-первых, необходимо сформировать положительное отношение учащихся к восприятию профинформационного материала. Очень важно, чтобы предлагаемая учащимся информация была доступной для них. Информационный материал и по содержанию, и по форме должен отвечать возможностям его восприятия и анализа учащимися, то есть тем возможностям, которые обусловлены возрастными и образовательными особенностями школьников. Не следует перенасыщать информацию о той или иной профессии специальной терминологией или технологическими сведениями, для правильного понимания которых требуются специальные знания.
Во-вторых, для формирования сознательного, устойчивого и адекватного отношения учащихся к профессии необходимо правильно преподнести информационный материал. Он должен быть не только доступным учащимся, но и объективным и всесторонним.
В-третьих, формы его подачи должны быть достаточно разнообразными, чтобы обеспечить активизацию восприятия и мыслительной деятельности учащихся. Этой цели могут служить самые разные формы организации профинформационной работы. К ним следует отнести изготовление специальных стендов, организацию профессиографических мероприятий - экскурсий, встреч, бесед, исследований, проведение специальных профинформационных классных часов и использование предметных уроков (по учебным предметам) в профинформационных целях, акцентирование внимания учащихся на отдельных элементах их учебной деятельности на уроках труда и т.д.
Профинформационная работа должна проводиться систематически и преемственно на протяжении всего периода обучения в школе. В этом длительном процессе можно выделить 3 этапа:
- Работа с младшими школьниками.
Основная задача - воспитание у детей общей трудовой направленности. Она должна показать важность труда, его значение в жизни человека и общества.
- Работа в средних классах.
Продолжается формирование положительного отношения ко всем видам труда. Знакомство с возможно более широким кругом ведущих профессий. Внимание учителя должно быть направлено на изучение интересов подростков, их расширение и углубление.
- Работа в старших классах.
Также планируются мероприятия, направленные на формирование психологической готовности к труду, расширение знаний о мире труда. Получив багаж знаний на предыдущих этапах, старшеклассники готовы к восприятию более сложного материала, к психологическому анализу профессии. Поэтому в старших классах все профинформационные мероприятия должны завершаться составлением профориентационной характеристики профессии (профессиограммы).
Большая роль в подготовке школьника к выбору профессии принадлежит и профессиональному самовоспитанию - сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к выбираемой профессии. Основные условия профессионального самовоспитания - осведомленность школьника о требованиях, которые предъявляет выбранная профессия к человеку, его способностям, характеру; какие умения, навыки и знания необходимы для занятия этим видом труда.
Большую помощь в этом учащимся могут оказать профессиограммы.
Профессиограмма - описание профессии, включающее в себя основные требования, которые предъявляет профессия к психологическим и физическим особенностям человека. Перечень требований к человеку в определенной профессиограмме подскажет учащемуся, какие качества ему нужно самостоятельно тренировать и развивать.
Например, для профессий типа "человек - человек" одно из требований - общительность, т. е. такая черта характера, которая выражается в приветливости к другим людям, в стремлении быть всегда в коллективе. А наиболее благоприятной для развития этой черты являются общественная работа, участие в коллективных мероприятиях и др. Знание требований, которые профессия предъявляет к человеку, - одно из важнейших условий для организации целенаправленного профессионального самовоспитания учащихся.
Особое значение в профессиограмме имеют сведения о том, что роднит данную профессию с другими. Это позволяет выработать у школьника достаточно широкий взгляд на профессию: осваивая ее, знакомиться и с тем, что есть в других профессиях. А это в свою очередь поможет преодолеть и некоторую боязнь ограничения. Ведь выбор профессии одновременно является и самоограничением. Кроме того, такая подготовка облегчает, в случае необходимости, и перемену профессии.
Где и как можно использовать профессиограммы?
Главным образом на уроках или факультативах, во внеклассной и внешкольной работе, при организации профессионального самовоспитания учащихся и в других случаях, когда речь идет о профессии, ее выборе, значении изучаемых на уроках закономерностей и явлений.
Подготовка школьника к выбору профессии должна прямо или косвенно проводиться на всех уроках. Ибо каждый учебный предмет содержит те или иные профориентационные возможности. Чтобы выявить эти возможности и реализовать их на уроке (связать тему урока с той или иной профессиональной деятельностью, построить беседу о профессии), учителю нужно знать хотя бы в общих чертах содержание того труда, где применяются соответствующие знания, умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/22/picture-8907.jpg)
"Профессиограмма"
Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе "Профессиограмма". Можно использовать как материал для классного часа. по теме ""по...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/15/picture-48387.jpg)
«Профессиограмма учителя физической культуры».
Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы любой специально...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-109625-1349100335.jpg)
Профессиограмма
Профессия, требующая действий высокой точности. Характеризуется вынужденностью позы, умеренным мышечным напряжением статического характера, большим напряжением зрения. Это газо и электоросварщик...
Классный час "Профессиограмма: что это такое?"
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразви...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/01/picture-990871-1514823488.jpg)
Профессиограмма учителя иностранного языка.
В статье содержится характеристика педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65580.jpg)
"Профессиограмма педагога музыкальной школы и некоторые аспекты технического развития учащихся".
Фундаментом техники пианиста является контакт с клавиатурой. В прошлые годы, выступая с методическим докладом "Работа с начинающими" и на проведённых открытых уроках я поделилась своим опыто...