Профессиограмма
методическая разработка по физкультуре по теме

Некрасова Светлана Валентиновна

Профессия, требующая действий высокой точности. Характеризуется вынужденностью позы, умеренным  мышечным напряжением статического характера, большим напряжением зрения. Это газо и электоросварщики. Работа связана с профессиональной вредностью; рабочий вдыхает сварочную пыль, газ, голова и туловище низко наклонены к свариваемой детали.

Профессия характеризуется ограниченной подвижностью, рабочим положением сидя или стоя, множеством мелких высокодифференцированных движений руками. Внимание сконцентрировано, зрение напряжено. Основное напряжение приходится на мышцы пальцев, кисти, предплечья одной или обеих рук. Это слесари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiogramma.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиограмма

Группа профессий, характеризуется напряжением функции внимания, зрительного и двигательного анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, монотонностью, выполнением операций в строго определённой последовательности.

Положение при работе стоя или сидя.

1.Подгруппа: труд физически тяжёлый и средний по нервному напряжению, но простой по содержанию операций – сборщик автомашин, моторов. Рабочий стоит, значительная нагрузка на мышцы ног и рук статического и динамического характера.

2. Подгруппа: труд физически тяжёлый, напряжённый, со значительной монотонностью – конвейерная сборка автомобилей

Профессия, требующая действий высокой точности. Характеризуется вынужденностью позы, умеренным  мышечным напряжением статического характера, большим напряжением зрения. Это газо и электоросварщики. Работа связана с профессиональной вредностью; рабочий вдыхает сварочную пыль, газ, голова и туловище низко наклонены к свариваемой детали.

Профессия характеризуется ограниченной подвижностью, рабочим положением сидя или стоя, множеством мелких высокодифференцированных движений руками. Внимание сконцентрировано, зрение напряжено. Основное напряжение приходится на мышцы пальцев, кисти, предплечья одной или обеих рук. Это слесари.

Как быстрее освоить специальность.

Чем сложнее техника, чем большее понимание процесса  производства требуется от человека, тем профессиональнее он должен владеть специальными навыками. Изменяется характер труда, растут требования к рабочей квалификации. Автоматизация труда сразу же сказывается на человеке, который начинает испытывать физические и умственные нагрузки в других пропорциях и объёмах.

Для ряда профессий характерно статическое напряжение – рабочий на конвейере и водитель за рулём. Они испытывают большие функциональные нагрузки, приходящие на двигательный анализатор. При этом длительные статические усилия приводят к быстрому утомлению и способность к мышечному расслаблению ухудшается.

П.п.ф.п. не только увеличивает физические возможности человека, но и улучшает общее функциональное состояние организма, т.е. готовность выполнить любую физическую или умственную работу.

Спортограмма.

Мышечная сила для автослесарей очень важна. Для слесаря – сила мышц кисти.

Двигательный анализатор.

Его функции – точность движения и усилия. Под воздействием специальной тренировки он меняет свою чувствительность, точность движений высока  у игровиков, легкоатлетов – метателей.

Кто занимается баскетболом, волейболом, гимнастикой увеличиваются показатели точности мышечных усилий.

Рекомендуется для сборщиков автомобилей.

Тактильная чувствительность пальцев. Её развивают спортивные игры – баскетбол, волейбол.

Тренировка в спортивных играх вообще предоставляет большие возможности для развития многих психо – физиологических функций, являются ведущими для ряда сложных современных профессий.

Для сборщиков автомобилей – спортивные игры, лёгкая атлетика – спринт.

Для автослесарей – спортивные игры. Такие элементы волейбола – верхняя передача мяча над собой, в движении, приём подачи, прямая нацеленная подача. Элементы баскетбола – ведение мяча, передачи 1 и 2 руками, броски по кольцу развивают необходимую для данной профессии подвижность и ловкость мышц кисти, точность движений, координацию, динамическую выносливость рук и плечевого пояса.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

В различных И.П. – поднимать и опускать руки, описывать ими большие и малые круги в различных направлениях, одновременно, последовательно и поочерёдно; делать круговые движения одним и двумя плечами одновременно, последовательно и поочерёдно; рывки согнутыми и прямыми руками вперёд, вверх и назад, а также сочетания различных движений руками. Эти упражнения выполняются с гантелями, масса которых подбирается в соответствии с физической подготовленностью.

Упражнения для ног.

В основной стойке и в стойке с различным положением рук выполняются пружинящие поднимания на носках, полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе – на носках и полной ступне. Выпады вперёд и в сторону – попеременные сгибания и разгибания ног в стойке ноги врозь – приседания на двух ногах.

Из упора присев делать полуприседы на одной ноге, другая в сторону или назад, приседы на одной ноге другая вперёд. Из приседа на одной ноге, другая в сторону – не поднимаясь, менять положение ног не отрывая стопы от пола.

Развивают мышцы ног ходьба широким шагом в приседе – в сторону, назад: с поворотами на 90 и 180*, прыжки в приседе и из приседа вверх.

Упражнения для укрепления мышц стопы.

Опущение сводов стопы в результате длительного нахождения на ногах характерно для многих профессий. Нередко оно приводит к плоскостопию, что вызывает боли в области стопы, быстрое утомление при выполнении работы.

Укреплению мышц стопы помогают упражнения общеразвивающего характера. Это различные виды ходьбы: на носках, с перекатом с пятки на носок, на пятках, на наружном своде стопы. Ходьба по перекладинам горизонтальных, наклонных и вертикальных лестниц, а также палкам, планкам и канату, лежащим на полу.

Различные виды подскоков на носках, лазание по гимнастической стенке с переходом с одного пролёта на другой; приседание в висе стоя на гимнастической стенке на одной или обеих ногах, с упором на рейку носками, разведение и сведение ног, скользя носками по рейке.

Спортивная ходьба с обязательным соблюдением техники её выполнения.

Упражнения для развития ловкости.

Различают 3 этапа в воспитании ловкости.

На 1 совершенствуют пространственную точность и координацию движений без учёта времени.

На 2  воспитывается точность быстрых движений.

На 3  - добавляется изменения условий выполнения движений.

Важны для автослесарей точные движения руками при  относительно неподвижном туловище.

П.П.Ф.П. для профессий ремонта оборудования (автослесари).

Гимнастика; упражнения с гантелями, набивными мячами, на гимнастической скамейке и стенке.

Тяжёлая атлетика: упражнения со штангой, гирей, поднимание и переноска тяжёлых предметов.

Лёгкая атлетика: толкание ядра, метание гранаты.

Спортивные и подвижные игры – элементы на точность и ловкость движения рук, игры на внимание.

П.П.Ф.П. для профессий конвейерно – поточного производства (сборщик автомобилей).

Лёгкая атлетика: бег на короткие дистанции, 20-30м. с максимальной частотой шагов и скоростью, бег на месте с различной частотой шагов, бег на заданное время, прыжки по разметке, прыжки на одной ноге на расстояние 60, 80 и 100м., прыжки без зрительного контроля.

Спортивные игры: передвижение с баскетбольным мячом, изменение направления и скорости движения, передвижение с мячом и передача его от груди 2 руками (то же от плеча 1 рукой, то же с отскока от пола), броски в корзину с различного расстояния и положения, броски в различные цели на расстоянии 5,10,12м.

Характеристика прикладной действенности видов спорта (по данным Р.Т. Раевского).

Виды спорта какой профессии рекомендуются: спортивные игры –автослесари, сборщикам.

Профессионально-важные качества: чувства коллективизма, общая выносливость, ловкость рук, пальцев, все виды реакции, распределение, переключение и  устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность и коммуникативность.

С.А. Полиевский, И.Д. Старцева, Москва, Ф.к. и с. 1988г.

“ Физкультура  и профессия “

Профессионально – прикладные виды спорта для автослесаря – борьба, гимнастика, штанга, гребля, ручной мяч.

Автоэлектрик – настольный теннис, баскетбол, волейбол.

К профессионально важным отнесены двигательные умения и навыки, связанные с постановкой болтов гаечным ключом и пальцами при сборке и разборке узлов автомобиля. Для этой операции характерны вращательные и возвратно-поступательные движения кистей рук и пальцев с различными напряжениями. Выполнение работы требует силы и выносливости не только мышц кистей рук, но и всего плечевого пояса. Данный тип работ характерен для  съёмки и постановки карданного вала, коробки передач, рулевой тяги, колёсных барабанов. При этом отмечаются вынужденные рабочие позы со значительными статическими напряжениями позных мышц.

Резкие ударные движения. Эти движения выполняются в вынужденных позах тяжёлой кувалдой (снятие рессор, рулевых тяг). Для выполнения этих работ требуется высокий уровень развития силы и выносливости мышц разгибателей предплечья и навыков выполнения ударных движений.

Третий тип работ заключается в разборке, ремонте и сборке электрооборудования: стартера, генератора, прерывателя, распределителя. Здесь требуется точностные движения кистей и пальцев рук под контролем зрения и вне его, что предъявляет особо высокие требования к кожной и мышечно-суставной чувствительности и глазомеру.

Можно выделить три категории задач п.п.ф.п. учащихся при освоении профессии автослесаря:

Развитие силы и статической выносливости позных мышц (спины, живота и разгибателей бедра);  развитие силы, статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук, развитие ручной ловкости, точности микродвижений пальцев, кожной и мышечно-суставной чувствительности, глазомера.

Выработка навыков ударных дозированных движений в вынужденных позах: выработка навыков поддержания  вынужденной позы в течение длительного времени.

Развитие точности усилий в особенности мышц плечевого пояса.

Развитие точности усилий связано с наиболее сложной операцией в работе автослесаря – затяжкой головки блока цилиндров с помощью динамометрического ключа с развитием результирующего дозированного усилия, выставляемого по тензометрическому ключу. Квалифицированный автослесарь использует в работе только обычный гаечный ключ, не нуждаясь в инструментальном контроле усилия при затяжке головки. Помимо этого развитие точности усилий важно для качественного выполнения производственных операций по изготовлению новых деталей.

Часть этих задач выполнима с помощью обычных средств физического воспитания. Для избирательного развития некоторых ведущих качеств и навыков необходимы особые тренирующие устройства.

Профессиограмма – автослесарь.

Работа разнообразна. Часто протекает в вынужденных позах со значительным статическим напряжением позных мышц. При этом отмечается большое количество ударных движений как молотком, так и тяжёлой кувалдой в разных позах. К профессионально важным от носятся двигательные умения и навыки закручивания пальцами гаек с помощью  вращательных и возвратно-поступательных движений кисти рук и пальцев. Это требует силы и выносливости соответствующих мышечных групп пальцев, кистей рук и всего плечевого пояса. Этот вид работы – так же в вынужденных позах.

Операция затяжки блока цилиндров требует особо точной дозировки прилагаемой к гаечному ключу усилия, что связано с развитием мышечных ощущений. Вследствие сквозняков в производственных цехах при въезде и выезде автомобилей высок процент простудных и гнойничковых заболеваний.

В.А. Кабачков,С.А. Полиевский.

“ Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ.” Москва “Высшая школа”, 1982г.

Содержание П,П.Ф.П.

1.Профессии монтажа, наладки и ремонта оборудования (автослесари).

Требования: развитие ручной ловкости, способности выполнять ударные дозированные движения, развитие статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук. Статической выносливости позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра). Развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп. Совершенствование равновесия в вертикальном положении, развитие выносливости, совершенствование координационных движений рук, закаливание.

Средства п.п.ф.п.: гимнастика (упражнения с гантелями, набивными мячами, гимнастическими скамейками, стенка), упражнения с отягощениями (штанга, гиря, поднимание и переноска тяжёлых предметов). Разновидности метания, элементы спортивных игр (на точность и ловкость движений рук), игры на внимание и др.

Рекомендуемые виды спорта: лёгкая атлетика, гимнастика, хоккей.

2. Профессии конвейерно-поточного производства – сборщик автомобилей.

Требования: развитие точности и быстроты движений, игровой ловкости и выносливости к выполнению упражнений на координацию движений.

Средства п.п.п.ф.п.: бег на короткие дистанции 20, 30м., прыжки по разметке на правой и левой ногах, опорные прыжки, ведение баскетбольного мяча, меняя направление и скорость движения, передача мяча от груди, с отскоком от пола, броски мяча в корзину на точность.

Рекомендуемые виды спорта: баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика.

“ Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования” Центр. “Школьная книга” Москва 2003г.

Автослесарь

Профессия – труд, которой характеризуется различной степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительных и двигательных анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной монотонией, выполнением производственных операций в строго определённой последовательности в положении сидя или стоя. В зависимости от выполнения операций поза стоя может быть неподвижной или с передвижением в зоне рабочего места. Это рабочие конвейера. Характерными чертами конвейерно-поточного производства является дробление производственного процесса на простые операции, закрепление каждой рабочей операции за определённым рабочим местом, строгая последовательность выполнения операций, монотонность труда, чёткий ритм трудового процесса, возможность его изменения и регуляции. Трудовой процесс на конвейере может протекать со свободным ритмом (пульсирующий конвейер) и  регламентированным ( принудительный).

В группе представителей этой профессии есть подгруппа: простое содержание операций и  более выраженная монотония в работе ( сборщики моторов автомобилей).

Производственные операции выполняются стоя. Значительная физическая нагрузка на мышцы верхних и нижних конечностей статического и динамического характера.

Работа на таких конвейерах связана с большими энергозатратами – до 250к/кал. в 1час. За одну смену вес переносимого груза может составлять от 6 до 10тонн. При этом наблюдаются существенные сдвиги в функционировании сердечно-сосудистой системы: увеличение систолического и диастолического давления крови соответственно на 20-25 и 10-15мм.рт.ст., пульс учащается до 90-100 уд.в мин.

Начальный период работы не связан с особыми затруднениями. Быстро устанавливается высокий уровень работоспособности, но и довольно скоро наступает производственное утомление. Уже через 1,5-2ч. Отмечается снижение выносливости, а к концу смены оно оказывается более чем на 60% ниже исходного уровня.

Группа профессий, чей труд характеризуется вынужденной рабочей позой умеренного мышечного напряжения (преимущественно статического характера), точностью выполнения действий, большим напряжением зрительного анализатора и неблагоприятными микрогигиеническими условиями – газо и электросварщики.

В зависимости от условий производства, объекта сварки и т.д. сварщики вынуждены работать в положении стоя согнувшись, на коленях, на корточках, лёжа на спине или на животе. Во всех случаях туловище и голова низко наклонены к свариваемому объекту. Мышцы, фиксирующие это положение, несут  значительную статическую нагрузку. Рабочий подвергается воздействию неблагоприятных факторов технологического процесса, вдыхает сварочную пыль и газы.

Уже через 2ч. После начала работы наблюдаются признаки утомления;  проявляющиеся в увеличении времени латентного периода зрительной моторной реакции,  уменьшение силы дыхательных мышц, повышенной реакции сердечно-сосудистой системы.

Ф.Т. Ткачёв. “Физическая культура в трудовом процессе”

Киев, 1977г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиограмма"

Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе "Профессиограмма". Можно использовать как материал для классного часа.  по теме ""по...

«Профессиограмма учителя физической культуры».

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы любой специально...

Профессиограммы

 Профессиограмма- описание профессии, включающее в себя основные требования, которые предъявляет профессия к психологическим и физичес...

Классный час "Профессиограмма: что это такое?"

В последнее время на российском рынке труда складывается па­радоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразви...

Профессиограмма учителя иностранного языка.

В статье содержится характеристика педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений....

"Профессиограмма педагога музыкальной школы и некоторые аспекты технического развития учащихся".

Фундаментом техники пианиста является контакт с клавиатурой. В прошлые годы, выступая с методическим докладом "Работа с начинающими" и на проведённых открытых уроках я поделилась своим опыто...