Воспитательная программа
методическая разработка по теме

Воспитательная программа для классного руководителя - основные положения работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда. Человек воспитывается постоянно, личность его формируется в течение всей жизни. А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет.

Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.

В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).

Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и ее становлению; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
  6. Продолжить работу по воспитанию у учащихся мотивации  здорового образа жизни.

В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка… Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…

Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:

  1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
  2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
  3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
  4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
  5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
  6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Критерием эффективности воспитания являются качества личности выпускника

Перечень основных критериев сводится к следующим:

  1. Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
  2. Уровень воспитанности (критерий факта).
  3. Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
  4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
  5. Подготовленность к жизни (критерий времени).

воспитание

  1. Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).

Модель выпускника

развитие

Воспитательная работа                        

обучение

Направления воспитательной программы  “Цветок жизни”:

  1. “Здоровый образ жизни”
  2. “Патриот и гражданин”
  3. “Семья”
  4. “Нравственность, духовность как основа личности”
  5. “Интеллект”
  6. “Мир моих увлечений»
  7. “Креативность”

Прогнозируемые результаты

проявление уважительного отношения к старшим;

  1. воспитание чувства гордости, любви к родному городу,
  2. формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  3. расширение кругозора;
  4. участие в творческой проектной деятельности;
  5. устойчивая воспитанность;
  6. активное участие родителей в жизни класса, школы.

Правовой базой для составления программы являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  2. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
  3. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
  4. Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для 5-6 кл

Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...