Классный час по теме "Любой из нас прекрасен будь душою..."
план-конспект урока (10 класс) по теме

Ахметова Нязиля Джафяровна

В работе приводится план-конспект классного часа по теме "Любой из нас прекрасен будь душою"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuboy_iz_nas_prekrasen_bud_dushoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема. Любой из нас прекрасен будь душою.».

Учитель Я думаю, что вы, ребята, как, может быть, и мы, взрослые, очень остро ощущаете дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости по отношению друг к другу. А ведь очень многие щедры душою, бескорыстны, открыты, очень ранимы, восприимчивы к доброму слову и, наоборот, резкому. И многие беды ваши возникают не по причине злого умысла, а от незнания, неумения выбрать линию поведения в определенной жизненной ситуации.

Сегодня    мы поговорим о нашей жизни, о том, как сделать наши отношения более совершенными и гармоничными.

Живешь ли ты в дружбе и согласии с людьми? Как этого достичь? Давайте поговорим об этом.

Сегодня    будем    собирать    несколько    необычную    коллекцию    -коллекцию хороших манер.

Мы постепенно постараемся привнести в свою коллекцию хороших манер нечто новое.

Разделы нашей коллекции: «Быть среди людей», «От чего прибавляется счастье», «Побеседуем о беседе».

Быть среди людей... Вдумаемся в эти слова. А прежде хочу прочитать вам строки из стихотворения Александра Межирова:

Нелегок путь заводов и полей,

 Но есть работы много тяжелей, Работа эта - быть среди людей,..

И действительно, жизнь человека в обществе — это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов. Общение между людьми становится все более интенсивным. Наш век уже стали называть веком общения.

Как всякая работа, работа быть среди людей нелегка и приносит радость только тем, кто занимается ею с душой. Мы очень часто говорим с вами о вещах, необходимых всякому, кто хочет заслужить любовь. Уважение, доверие окружающих.

Как вы думаете, что надо считать наиболее важным (какое качество) в общении друг с другом?

(Слушаю мнение ребят).
Я думаю, что, прежде всего - это такт.
(Слушаю мнение ребят)
Мне хочется зачитать следующее: нелегко объяснить, что такое такт,
Пожалуй, тактичный человек — это такой, который умеет подойти к людям. Сердцем или умом, но он понимает, кому что надо, и охотно
предлагает свою помощь.        Осторожный человек, он не настаивает на своем; имея дело со взрослыми, не хвастает и не насмехается; не задевает веселой шуткой

печального; не лезет, когда не просят, с советом и не болтает лишнего; не злится сам на каждого, старается оправдать и защитить. Не нужен -нет его, принести пользу - тут как тут. Не навязывается с заступничеством, но и не отказывается заступиться. Не прошенный, не защищает, но и не побоится; видя несправедливость и обиду, вступится в защиту.

Внимание к людям. Умение ставить себя на место другого человека. Уместно вспомнить здесь замечательную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Эта сказка написана для взрослых, но читать ее интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». А разве сердце может быть «зрячим»? Как вы считаете? (Слушаю мнение ребят)

Путешествуя по разным планетам, маленький принц посетил один из ближайших астероидов. Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил маленькому принцу остаться у него. Вот как это было.

  1. Останься, я назначу тебя министром юстиции,
  2. Но ведь здесь некого судить!

-        Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить
куда
труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно
судить себя,
значит, ты поистине мудр.

Ведь как часто мы сталкиваемся с тем, что многие ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам и поступкам других, наперебой

осуждая друг друга.

Я  думаю,   что   все-таки   чаще   надо   обращать   внимание   на   свое поведение, быть требовательнее к своей собственной персоне.

Как вы считаете, почему себя судить труднее, чем других? (Слушаю мнение ребят).

Думаю, что слова Л.Н.Толстого, человека с непомерно высокой требовательностью к себе, абсолютно справедливы, очень мудры, глубоки и помогут вам выработать определенную линию поведения именно к еебе°»Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни».

Что бы вы могли посоветовать ребятам, которые все время ищут соринку в чужом глазу, не замечая полена в своем. (Слушаю мнение ребят).

Научиться «судить самого себя», критически относиться к самому себе. Надо воспитывать в себе хорошие манеры.

Надо  учиться  сосуществовать  друг  с  другом  взаимно   вежливо  и терпимо, быть учтивым, добросердечным и мыслить здраво. Я   не   хочу   вас   сегодня   мучить   и  утомлять   нравоучениями,   ведь

поучениями никого не научишь, нравоучениями - не исправить, как в

этом стишке А.С.Пушкина в альбом маленькому Павлу Вяземскому:

Душа моя, Павел, Держись моих правил. Люби то-то, то-то,

Не делай того-то, Кажись, это ясно, Прощай, мой прекрасный.

Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не

могли отыскать «золотую серединку» - то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились уступать друг другу. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.

Может  быть, хорошие  манеры  - это  золотая  серединка,  которую нашли люди для удобства общения.

Что же такое хорошие манеры?

Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались много раз. Более чем 260 лет тому назад Петр! указал, что воспитанного человека украшают три добродетелш»приветливость, смирение и учтивость».

Английский писатель 18в. Оливер Голдсмит писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова, и порождается она здравым смыслом и добросердечием. По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

От чего прибавляется счастье в нашей жизни? (Слушаю мнение ребят).

От доброго, хорошего обращения, от доброго, хорошего отношения к нам.

Как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть. Надо сказать, что часто в самом обращении уже заложена недобрая реакция собеседника.

Стоит ли удивляться, что человек, которому ты кричишь:»Эй, кривой, пойди сюда!» - отвернется и пойдет в другую сторону.

В толковом словаре слово «кличка» объясняется так: 1)Имя домашнего 4
животного. Например: корова Буренка. Но ведь вы, ребята, не 
животные. Зачем же клички?        

А теперь побеседуем о беседе. Умеешь ли ты вести беседу? Как ты 4
думаешь, какие правила здесь нужно соблюдать?        

(Слушаю мнен ие ребят).        

Настоящая беседа напоминает игру в мяч. Брошенную кем-то реплику
надо умело подхватить и ловко отпарировать.        

Не  нужно  все  время   болтать  без  умолку.  Громогласные  болтуны ^ вызывают неприязнь окружающих.

Здесь нельзя не привести замечательные строки стихотворения Расула Гамзатова:

Чем неискусней меч, Тем он звенит грознее, Чем неразумней речь, Тем говорун шумнее. Мудрец на мир глядит, Слов даром не бросает. Глупец всегда кричит, Как будто что-то знает... Трус, как всегда, кричит, Герой молчит достойно, Уродство мельтешит...

Глупо и не скромно занимать собеседников бесконечными рассказами о самом себе.

Найди тему, интересную всем. Отвечай на мысли собеседника, а не на свои собственные.

Ясно выражай свои мысли. Если твой собеседник грустен, не обращайся к нему с шутками и веселыми историями. Если он весел и радостен, постарайся хотя бы не испортить ему настроение.

Ты в приятельской компании. Измени своей привычке перебивать и молча послушай другого. Представь, каким сейчас выглядишь в его ты глазах. Попытайся понять его душевное состояние, его мысли и чувства, его настроение.

Даже если тебе кажется, что он не прав, или ты не согласен с его мнением, задумайся: может, есть что-то важное, ценное для тебя в его словах?

И    если ты будешь практиковаться в этом все время, многие приятели будут радоваться встрече с тобой.

В Древней Руси в 12 веке в «Поучениях к детям» князь Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше умываться, а не

неистовствовать словом, ее осуждать речью, не много смеяться». Очень современны древние поучения.

Императрица Екатерина 2 заставляла придворных соблюдать правила «эрмитажного   устава».   Один   из   параграфов   призывал   «говорить

умеренно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши не болели и голова».

Не правда ли, этот совет тоже нам подходит? Во все времена было неприятно общаться с людьми сдержанными и скромными.

Один болтун остановил на улице философа Аристотеля и рассказывал ему много вздора, все время приговаривая: «Не чудно ли?» - «Это не так чудно, - Ответил философ, - как-то, что человек имеющий ноги, может стоять и слушать твое пустословие»,. Может, не очень вежливо поступил философ. Но что поделаешь? Не стоит испытывать терпение человека, даже если он мудрец.

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом Академии молчания, Только ЮОмудрецов одновременно могли . быть «молчаливыми академиками. Их девиз стоит запомнить: «Много • думай, мало говори».

В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и его; помыслы и устремления. И пусть слова «Любой из нас, прекрасен будь  душою...» звучат для нас напоминанием о том, какими мы должны • быть.

Классный час.

Тема.

Подготовила и провела:

Ахметова Н.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Здравствуйте, на здоровье, будьте здоровы!»

Здоровье – это тот подарок, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОДАРИТЬ СЕБЕ, А МОЖЕТ И ОТНЯТЬ У САМОГО СЕБЯ.        (Г. ЛАРОШФУКО)...

Классный час на тему: “Я никогда не буду курить!”

        А потому на планете Земля должны жить здоровые люди, чтобы наша планета стала светлее и краше. Только з...

Классный час «Давайте, друзья, в любую погоду, будем беречь родную природу!»

Разработка сценария классного часа «Давайте, друзья, в любую погоду, будем беречь родную природу!» (6 класс)Цель:воспитание любви и ответственного отношения к природе.Задачи:показать ...

Классный час на тему: "Питайся правильно и будь здоров!"

Классный час на тему: "Питайся правильно и будь здоров!"...

Классный час -размышление "И умирали мы,зная, - Будем живы"

Классный час для обучающихся 5-8 классов на патриотическую тему....

Классный час на тему: "Хочешь быть счастливым-будь им!"

Классный час в 7 классе на тему: "Хочешь быть счастливым - будь им!"...