Занятия "Лесной школы" как форма взаимодействия классного руководителя с педагогами, работающими в классе
методическая разработка по теме
Описание опыта сотрудничества классного руководителя и педагогов-предметников, преподающих в данном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnaya_shkola.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия «Лесной школы» как форма взаимодействия классного руководителя с педагогами, работающими в классе.
Бондарева В.И., учитель биологии, Кузьмина И.В., учитель истории,
Скуратова Л.Н. учитель географии,
МОУ СОШ №2 г.о. Жуковский
С 1999 года сообщество классных руководителей МОУ СОШ №2 г.о. Жуковский проводят занятия «Лесной школы» для учащихся 5-8 классов. Занятия проводятся осенью и весной в ближайшем лесном массиве, в Воронцовском парке или на территории храма Иоанна Предтечи в посёлке Наркомвод.
Целью проведения «Лесной школы» является:
- сплочение ученического коллектива;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;
- активизация познавательной активности обучающихся;
- внеурочная занятость обучающихся.
Решаются следующие задачи:
1. Показать связь всех учебных дисциплин с природой;
2. Отработка практических навыков;
3. Знакомство с экологическими проблемами городских лесных массивов и поиск возможностей их решения;
4. Знакомство с историей и природой родного края;
5. Оздоровление и отдых детей.
Первым уроком в «Лесной школе» всегда по расписанию стоит экология. Так как такого предмета в учебном плане в нашей школе нет, то учитель биологии или географии коротко рассказывает об этой науке. Ребятам предлагается посмотреть вокруг и оценить, все ли в порядке с точки зрения экологии? Ребята сами говорят о мусоре на лесной поляне. Принимается коллективное решение о наведении порядка в «лесном классе». Мы собираем мусор во взятые из дома мешки (фото 1, 2), а когда уходим из леса, выбрасываем их на помойку.
Фото 1. Урок экологии. Фото 2. Чистим «лесной класс».
Далее уроки «Лесной школы» проходят в зависимости от того, какие преподаватели участвуют в занятии и где оно проходит. Все задания проводятся в игровой форме. Ребята обязательно знакомятся с историей и особенностями места, где проводится занятие.
Если на данном занятии присутствует историк (фото 3), то он, например, дает задание: вспомнить и показать, как древние люди могли использовать лесные богатства в своей жизни, или попросить ребят представить себя в роли феодалов, собирающих дань.
На занятиях «Лесной школы» у ребят есть возможность прикоснуться к истории в полном смысле этого слова. Например, покататься на переправе времён Ивана Грозного в посёлке Наркомвод (фото 4) или посетить настоящий дворец в классическом английском стиле в посёлке Быково, обнять 300-летний дуб в Воронцовком парке, что помнит многие события.
Фото 3.Урок истории Фото 4. На переправе Ивана Грозного
Литераторы на занятиях «Лесной школы» дают свои задания. Например, просят вспомнить поговорки, загадки про лес и лесных обитателей или написать мини-сочинение от лица какого-либо лесного персонажа (фото 5). Учителя по изобразительному искусству просят нарисовать лесных жителей, математики - решить какие-либо экологические расчетные задачи (фото 6). Задание зависит от возраста, уровня подготовки учеников и фантазии учителей.
Фото 5. Рассказ белочки Фото 6. «Лесная математика» Фото 7. Биология
Отлично проходят на природе уроки природоведения, биологии (фото 7) и географии (фото 8). Ребята с большим удовольствием участвуют в биологических викторинах и конкурсах, определяют растения с помощью атласа – определителя, собирают природный материал для коллекций. Конечно, не обходится «Лесная школа» без уроков пения и физкультуры! Очень весело петь командой песни о природе (фото 9) или наперегонки собирать шишки (фото 10)!
Фото 8. География Фото 9. Урок пения Фото 10. Физкультура
Перекусив в «лесной столовой» за общим столом мамиными припасами, все довольные возвращаются в город. В результате таких занятий учащиеся на собственном опыте осознают связь всех получаемых в школе знаний с практической жизнью. Становится ясно, что все школьные предметы взаимосвязаны и пригодятся им при решении жизненных ситуаций. Понимание этого происходит в игровой и ненавязчивой форме, и поэтому усваивается детьми легко, как самостоятельно приобретённое знание. Важным результатом таких занятий является сплочение ученического коллектива, формирование умения взаимодействовать в ходе выполнения совместной работы.
Занятия пробуждают интерес и желание узнать больше об истории и природе родного края, обратить внимание на то, что ранее и не замечал.
Практика проведения занятий «Лесной школы» показала как, не привлекая дополнительного финансирования и используя здоровьесберегающие технологии, можно организовать внеурочную деятельность обучающихся, организовать работу по сплочению ученического коллектива, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Данный опыт применим в любой школе и любыми педагогами. Единственным условием является только наличие желание у педагога и немного свободного времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)
Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...
Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"
Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.
Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся....
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...