воспитательная система класса
материал на тему

Гацукович Наталья Владимировна

 

Системообразующий вид деятельности – саморазвитие, самопознание, самореализация через включение воспитанников в проектно- исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Педагогический  лицей»

Концепция воспитательной системы 5 л класса «Созвездие»

Классный руководитель Гацукович Наталья Владимировна,

учитель истории высшей категории

Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

1. Общие сведения о классе.

В классе 27 человек ;  

 из  них  девочек- 12 , мальчиков –15

1998 г.р.-1, в том числе девочек   - 1

1999 г.р.- 25,  в том числе девочек   - 10

2000 г.р. -1, в том числе девочек – 1.

Коллектив класса существует с начальной школы. В 5-ый класс пришли несколько новичков: Андреев Денис, Бельченков Андрей и Московная Таня из параллельного класса, Ильина Маша и Хатит Таисия – из гимназии. Все вновь прибывшие прекрасно вписались в новый коллектив, чувствуют себя вполне удовлетворительно.  Все ребята одного возраста. Все дети учатся в меру своих возможностей: 3 отличника, 12 хорошистов,  5 человек имели в начальной школе по одной тройке ( Мишенкова К. –чтение, Никитина В. - физк., Спиридонов В. – изо, Суворова Н, Шаборшанов И. – матем.)

По качеству знаний класс занимает 1-2 место в лицее. А вот с дисциплиной есть проблемы. Ребята очень  подвижные, шумные, бойкие. Поэтому на уроках их необходимо постоянно загружать работой, чтобы не было времени отвлекаться, а на перемене требуется постоянный присмотр. Иначе возникают ссоры, потасовки. Тревогу вызывают Александров А., Бородащенко Н., Васькин В., Бойков А., Бобков К.. Мальчики не всегда внимательны на уроках, небрежно выполняют дом. задания, получают замечания от учителей.

Классному  руководителю приходится прилагать немало усилий, чтобы обеспечить дисциплину в классе. Отношения  учащихся и классного руководителя складываются неплохо: ребята открыты для общения, охотно идут на контакт, делятся своими проблемами и успехами.

2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

Интересно, что лидерство в классе в разных делах принадлежит разным  группам, в зависимости от того,  кто что лучше умеет делать. Но безусловным лидером, несмотря на то, что новенькая, стала Ильина Маша. Ее выбрали командиром класса, с ней все хотят дружить. Руководит всеми делами совет класса во главе  с классным руководителем.  К изолированным я отнесу Александрова Артема – он не ладит с ребятами, кричит; замкнутыми кажутся Макеева Анжела, Бельченков Андрей. Они мало общаются с одноклассниками, но охотно общаются со взрослыми.  Чтобы вовлечь их в жизнь коллектива, постоянно привлекаю для выполнения временных поручений, даю возможность выступить на классном часе и т.д.

3. Характер общения учащихся в группе.

Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива достаточно высокая. Ребята переживают друг за друга и коллектив в целом. Взаимоотношения между мальчиками и девочками пока вызывают некоторую тревогу. Но в этом направлении проводится большая работа. Уже стало меньше взаимных претензий. Учимся уважать друг друга.

Дружный коллектив сложился благодаря старанию первой учительницы. В предыдущем учебном году я знакомилась с классом: посещала внеклассные мероприятия, беседовала с учителем. Я думаю, что преемственность помогла построить мою воспитательную работу на данном этапе. Таким образом, своей задачей я считаю поддержать и сохранить традиции общения, сложившиеся в классе, помочь  ребятам прожить  школьные годы в дружной теплой атмосфере, остаться друзьями в дальнейшем.

Достичь этой цели, по моему мнению, можно общими усилиями, в процессе коллективной деятельности, основанной на принципах уважения друг к другу. Важно поощрять и развивать интерес к особенностям каждого члена классного коллектива.

Работу в данном направлении я провожу как с детьми, так и с родителями, так как считаю, что воспитание происходит, прежде всего, в семье. Задача школы – поддерживать, сотрудничать и корректировать в случае необходимости становление личности.

4. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.

Внимание учащихся на уроке непостоянно. Учителям – предметникам необходимо тщательно продумывать нагрузку для учеников в течение урока. Есть ученики с неустойчивым, рассеянным вниманием – Александров А., Бобков К., Спиридонов В., Питикин А., Чернов Н., Бородащенко Н.. Память учащихся достаточно развита, учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала практически нет. Много сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.  Ученики с замедленным темпом мыслительной деятельности,  требующие индивидуального подхода, это -  Александров А., Бобков К., Бородащенко Н..  Работоспособность коллектива очень высокая, ученики владеют навыками самостоятельного умственного труда.

5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

В классном коллективе много учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Очень хорошо рисуют Смольченкова Марина, Ярышкин Игорь; занимается музыкой Бельченков Андрей; поют Колмакова Ольга и Никитина Вика. Многие мальчики серьезно занимаются спортом. Больших успехов в легкой атлетике добивается Андреев Денис. Он занял на губернаторских соревнованиях 2 место в области.  Коллектив способен  к творческому решению задач, ярко выражена потребность коллектива в творческой деятельности.

                                           

Раздел 2. Цель и задачи воспитательной системы класса

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Формирование целостной, гармоничной личности.

  1. Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

  1. Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности через проектно-исследовательскую деятельность класса.

ОСНОВНЫЕ   ЗАДАЧИ.

  1. Формирование здорового образа жизни.
  2. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
  3. Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая выступает системообразующим и системоинтегрирующим фактором воспитательной системы класса, и способствует самопознанию и реализации ребенком своих возможностей и творческих способностей.
  4. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

Раздел 3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества

Прогрессивные идеи воспитания в современных условиях, принятые классным руководителем:

  1. Гуманистическая парадигма воспитания;
  2. Идея «безусловного принятия» воспитанника;
  3. Идея «педагогической поддержки» воспитанника;
  4. «Педагогика свободы»;
  5. Деятельность – основа воспитания;
  6. Самоактуализация личности – цель воспитания;
  7. Личностно-ориентированный подход в условиях КТД;
  8. «Диалог культур»

…Воспитать человека…нельзя!? Можно (и нужно!) создать условия для его саморазвития!

Законы коллектива:

  1. закон «О-О» (начинай дело в   назначенное время)
  2. закон поднятой руки
  3. уходя – оглянись: порядок ли остался за тобой.

Традиции:

  1. традиция орлятского круга

  1. доброго отношения к людям.

  1. три «зачем»:
  1. Каждое дело творчески, а иначе зачем?
  2. Каждое дело с пользой, а иначе зачем?
  3. Каждое дело людям, а иначе зачем?

4.    три «само»

  1. самоуправление
  2. самоинициатива
  3. самодисциплина

Девиз класса:

Наш класс – это просто созвездие звезд.

Об этом пока знаем только мы сами.

Но скоро они зажгутся всерьёз

С нашими именами.

Речёвка:

Можно по-разному на свете жить:

В горе жить и  радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости…

А можно иначе:

С рассветом вставать

И, не мечтая, о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Раздел 4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса

Этапы становления и развития воспитательной системы включают в себя:

-         первый этап – проектирование ( 5 класс, 2010-2011 уч.год);

Цель. Обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания  в коллективе через создание детско-взрослой общности  классного коллектива.

Задачи:

1.     Изучение психолого-педагогических особенностей  ребенка, его семьи.

2.     Создание социального портрета ученика, его родителя.

3.     Реализация системы работы классного руководителя через  функции педагогического просвещения.

-         второй этап – становление (6 класс, 2011-2012 уч.год);

Цель:  создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их  способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Задачи:

1.     Создание  Большого совета, координирующего  совместную деятельность по управлению воспитательным процессом.

2.     Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

3.     Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через  включение обучающихся в классно – семейные проекты.

-         третий этап – стабильное функционирование (7 -8 класс, 2012-2014 уч.год);

Цель: Создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных  взаимоотношений.

Задачи:

1.     Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

2.     Создание банка идей по социальному проектированию.

-         четвёртый этап – коренное обновление или завершение функционирования (9 класс,  2014-2015 уч.год)

Функции  воспитательной системы.

Как наиболее значимые я выделила следующие функции:

- образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;

воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм). Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения. 
-
коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;

- защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;

- адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;

- интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;

оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.

Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента.

Системообразующий вид деятельности – саморазвитие, самопознание, самореализация через включение воспитанников в проектно- исследовательскую работу.

Направления исследований

Я  и моя семья  -  5 класс

Город Великие Луки  - 6 класс

Псковская область  - 7 класс

Россия   - 8 класс

Планета Земля  - 9 класс

5-6 класс:

  1. Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
  2. Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики.
  3. Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.

7-9 класс:

  1. Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
  2. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
  3. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.

Как воспитать юного исследователя?

Слагаемые воспитания юного исследователя:

  1. Развитие отношения к познанию и творчеству
  2. Обеспечение пяти «Точек опоры» («Я» как ценность, Дело, Люди, Природа,  Культура)
  3. Воспитание культуры здоровья (здоровый образ жизни)
  4. Развитие качеств самоактуализирующейся личности
  5. Вооружение методиками научного исследования
  6. Освоение современных информационных технологий
  7. Оказание педагогической поддержки в решении его проблем
  8. Обеспечение достойной позиции среди сверстников и взрослых
  9. Стимулирование развития интеллигентности
  10. Воспитание человека счастливого

Юный исследователь: кто он? Какой?

Его позитивные качества:

Но вместе с тем ОН:

  1. Любознателен, увлечён наукой;
  2. Творческая натура;
  3. Целенаправлен; концентрирован на идее, своей работе;
  4. Самодостаточен, независим;
  5. Обладает высокой самооценкой и уровнем притязаний;
  6. Обладает чувством собственного достоинства; гордится  своими достижениями;
  7. Озабочен своим главным делом, которому отдаёт всего себя;
  8. Может работать на высшем пределе возможностей – физических и психических.
  1. Невнимателен к другим сферам;
  2. В реальной жизни м.б. неадекватен;
  3. Неуспешен в других делах (в т.ч. школьных, домашних, досуговых…);
  4. Неавторитетен в среде сверстников;
  5. Заносчив, не считается с мнением окружающих – сверстников и взрослых;
  6. Нередко становится предметом неприязненных отношений окружающих и даже буллинга;
  7. Имеет статус «белой вороны» среди сверстников и взрослых;
  8. Возникают множественные проблемы со здоровьем.

Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.

Педагогические средства:

  1. Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
  2. Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
  3. Мобилизационно-побудительные (актуализация, убеждение),
  4. Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
  5. Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
  6. Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
  7. Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребенка в различных сферах.

Специальные приёмы создания душевного комфорта в процессе воспитания

  1. Приучать себя и детей постоянно думать о хорошем в жизни;
  2. Чаще «включать внутреннее свечение»,
  3. Рефлексия и релаксация;
  4. Создание «своего» уголка, где хорошо;
  5. Поездки, путешествия, экскурсии…;
  6. Разведение пламени огня  (разное);
  7. Слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, пение…;
  8. Танцы, ритмические движения, игры;
  9. Общение с любимыми людьми, с природой, маленькими детьми, с животными…;
  10. Различные закаливающие процедуры;
  11. Решение интеллектуальных задач;
  12. Занятия  полезной деятельностью  и своим хобби;
  13. Писание дневников, писем, стихов, рассказов (с анализом ситуации)….
  14. Акции и проекты.

Самоуправление

В любой деятельности важно, чтобы ребёнок стал не объектом, а

активным субъектом воспитательного процесса. Достичь этого можно через организацию самоуправления в классном коллективе.

Самоуправление в классе осуществляется на базе малых инициативных групп с чередованием поручений.  Класс разбит на группы – экипажи,  где есть командир, отвечающий за работу группы.  Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.

Внутренние и внешние связи и отношения членов сообщества

Большую роль в жизнедеятельности класса играет взаимодействие классного руководителя, педагогов, работающих в этом классе, и родителей.

Следует отметить, что социальный климат в классе достаточно благополучный: в основном семьи полные, родители имеют высшее образование и работают в сфере служащих и предпринимательства.

Родители заинтересованы в получении хорошего образования для своих детей, поэтому являются не «случайными прохожими», а активными участниками жизнедеятельности класса. Они оказывают помощь в организации разных дел в классе. А также материальную помощь.

Кроме того, класс активно сотрудничает с 10 ле. Это класс педагогического профиля. Ребята вместе участвуют в разработке и осуществлении проектов.

В дальнейшем планируем работать в начальной  школе в качестве вожатых.

Раздел 5. Критерии эффективности воспитательной системы класса.

Критерии эффективности

Показатели

Способы изучения

Удовлетворенность Учащихся, родителей жизнедеятельностью в классе и результатами воспитательного процесса

Удовлетворенность учащихся

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев)

Удовлетворенность родителей

Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы (А.А. Андреев)

Включенность и эмоциональное благополучие учащихся в образовательном процессе

Включенность учеников

Диагностика включенности и благополучия учащихся

Эмоциональное благополучие учащихся

Самоактуализированность личности

Стремление к самопознанию и самовыражению

Наличие положительной самооценки

Методика Ю.И. Киселева «Самооценка личности»

Низкий уровень тревожности

Опросник школьной тревожности Филлипса

Креативность

Тест П.Торренса

Нравственная направленность

Социальная (общественная активность) активность

Сформированность основных нравственных качеств

Методика определения общественной активности учащихся (сост. Е.Н. Степанов)

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Сформированность благоприятного климата в классном коллективе

Удовлетворенность учащихся различными сторонами жизни

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе

Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. и др.)

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Жедунова Л.Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...