Методическая помощь классному руководителю 9 класса
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Оформление документации для классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 820.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. «Без меры и лаптя не сплетешь» - говорит русская пословица. Старинные русские меры, такие как длина, площадь, объем, меры денежного обращения встречаются в учебных пособиях, литературных и исторических произведениях, пословицах, поговорках, математических задачах. И чтобы правильно трактовать текст, мы должны иметь представление о том, какие мерные единицы были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом. Поэтому возникла необходимость исследовать историю появления и развития старинных русских мер и их существование (применение) вплоть до настоящего времени. Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины, веса, объёма и площади, выявлении соотношений между ними. В ходе исследования проведено анкетирование, по вопросам: знают ли современники старинные русские меры, как и где они используются. Цель работы: - изучение истории мер длины, веса, объёма и площади, вычисление соотношения между различными мерами длины, веса, объёма и площади;
Задачи: - проследить историю возникновения древней системы мер; - познакомиться со старинными русскими мерами, - систематизировать полученную собранную информацию о русских мерах по их видам; - определить употребление старинных мер в современном языке; - провести анкетирование среди учащихся школы разных возрастов, для выявления знаний старинных русских мер и применения их в настоящее время. Объект исследования: древние меры веса, длины, объёма и площади. Предмет исследования: соотношения между древними мерами длины, площади, объема и веса. Методы исследования: анализ литературных и интернет - источников, метод сопоставления, аналитический метод, метод анкетирования. Начиная свою исследовательскую работу, был проведен опрос учащихся 5 – 11 классов на тему «Какие старинные единицы длины, веса, объёма и площади вам известны». Полученные результаты представлены в виде диаграммы. (См. приложение № 1) С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Рассмотрим задачи, связанные с использованием русских мер длины. Сюжеты данных задач не придумывались специально, одни из них были подсказаны из жизни, а другие - любопытными историческими факторами. Помимо исторических задач, приведены также задачи литературные. Основная русская дометрическая мера объема жидкостей – ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 20 водочных бутылок (0,6) = 16 винных бутылок (0,75) = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 литров (15 л – по другим источникам, редко). Бочка, как мера жидкостей, применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л) На Руси использовались в торговле следующие меры веса (старорусские):
• берковец = 10 пудов
• пуд = 40 фунтов = 16,38 кг
• фунт (гривна) = 96 золотников = 0,41 кг
• лот = 3 золотника = 12,797 г
• золотник = 4,27 г
• доля = 0,044 г
За меру площади часто принимали количество ржи, необходимое для засева этой площади. Чаще применялась урожайная мера — копна. Трудовые и посевные меры выражались через геометрическую меру — десятину.
Десяти на местами называлась коробьей. Таким образом, система русских мер, зародилась с появлением торговли, обмена и земледелия. Стоит отметить и то, что значение мер постепенно менялось, приобретая более совершенный вид. Изучив необходимый теоретический материал, мы измерили массу тела и рост наших одноклассников и перевели их в различные старинные меры массы и длины. (См. приложение № 2) В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок. «Пишешь аршинными буквами» — крупно «Коломенская верста» — шутливое название очень высокого человека. «Косая сажень в плечах» — широкоплечий. В поэзии:
Умом Россию не понять, Аршином общим (казённым) – не измерить. Тютчев Ф.И. Таким образом, современное общество не только по – прежнему встречается со старыми единицами измерения в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению. В ходе работы были изучены различные документальные источники по данной теме, выяснилось, что для различных практических ситуаций на Руси использовались всевозможные меры длины, объёма, площади, веса. Должны ли мы знать и помнить старинные меры? В современном мире в этом фактически нет необходимости, такие меры не всегда удобны при расчетах, но старинные русские меры как длины, площади, объема, встречаются в литературных произведениях, пословицах, поговорках, математических задачах. И чтобы правильно трактовать текст, мы должны иметь представление о том, какие мерные единицы были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом. Каждый культурный человек должен если не знать, то хотя бы интересоваться историей своей страны. В процессе поиска пришлось просмотреть очень много интересного и познавательного материала, и было бы очень жалко, если этот материал останется невостребованный другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-152426-1428164052.jpg)
Методическая помощь классному руководителю
План воспитательной работы затрагивает основные направления работы нашей Гимназии в 2012-2013 учебном году, может оказать помощь классному руководителю присоставлении плана работы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142761-1352737733.jpg)
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-207738-1361387159.jpg)
В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".
Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-71531-1473846912.jpg)
Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)
Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...
Методическая рекомендация "В помощь классному руководителю"
Содержание страницы 1. Анкета «Информация о классном руководителе» 2. Документация классного руководителя 3. План воспитательной работы классного руководителя 4. Документация классного руковод...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1296530-1607526108.jpg)
Методические материалы в помощь классному руководителю и учителям - предметникам
Образцы справок, анализов...