Классный час "Юнги ВОВ"
классный час (7 класс) на тему
Тема: «Юнги Великой Отечественной Войны»
Цель: Развитие умения работать в коллективе, интеллектуального уровня учащихся, коммуникативных навыков;
Формирование гражданской позиции, воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к истории своей страны, её гороям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Юнги Великой Отечественной Войны»
Цель: Развитие умения работать в коллективе, интеллектуального уровня учащихся, коммуникативных навыков;
Формирование гражданской позиции, воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к истории своей страны, её гороям.
Учитель: В Москве есть необычный памятник. Мальчишка в бескозырке, уст ремлённый вперед. Памятник Соловецким юнгам. Кто они, эти юнги? Шла Великая Отечественная война. Мальчишки 12-15 лет, потерявшие отцов, а то и обоих родителей, рвались на фронт. Они осаждали воен коматы с просьбой взять их хотя бы юнгами или сынами полков. И их брали. Отправляли в школы юнг. Одной из них была Соловецкая школа, открытая по приказу адмирала Н.Г. Кузнецова в августе 1942 г. Вопрос учащимся: «Что вам известно об адмирале Н.Г. Кузнецове и почему он настаивал на открытии школы юнг?»
Фонограмма «Прощание славянки»
1. Ученик: Был сорок первый, был сорок пятый.
Война прокатилась волной по земле.
И юнгами стали в ряды с моряками
Мальчишки, мальчишки двенадцати лет.
Учитель: Но прежде чем сесть за парты, им пришлось пройти неожиданные ис пытания. В суровом и пустынном северном краю они валили вековой лес, корчевали пни, ворочали камни-валуны, долбили гранитные пли ты — строили себе жильё, столовую, учебные классы, рыли окопы, укры тия. А по ночам по тревоге, при налёте фашистской авиации, поднима лись и выполняли боевую задачу - обеспечивали оборону Соловецких островов в составе созданного для этой цели из юнг полка.
2. Ученик: Война была жестокою и тяжкой,
Но нам на суше не хотелось быть.
Гордились мы единственной тельняшкой,
Которая была, чтоб в очередь носить.
Тельняшка всем нам придавала смелость,
Учила нас любить военный флот.
И каждому из нас хотелось Защищать свою страну и свой народ.
Учитель: Первого сентября 1942 года начались занятия. Они проходили в клас сах, на плацу и на воде. Даже после бессонных ночей занятия начина лись строго по расписанию. Порядок был суровый. Воспитывались со бранность и ответственность. Ребята осваивали флотскую службу с огромным желанием. В сентябре 1943 года состоялся первый выпуск.
3. Ученик: На плацу перед штабом в строю стояли за год возмужавшие, вы росшие и окрепшие, хорошо овладевшие знаниями моряки. И были среди нас сигнальщики, минёры. Радисты, рулевые, боцмана.
В тельняшках шли мы в дальние просторы.
И рвались в бой, чтоб кончилась война.
Они по-прежнему оставались озорными мальчишками, но это уже мальчишки-воины, которые рвались на корабли и суда сражающиеся с фашистами
4. Ученик: Начальник школы Николай Юрьевич Авраамов зачитал приказ адмирала Н.Г. Кузнецова о направлении на флоты и флотилии В строю стояли будущие знаменитости - адмирал и герой Советского Союза Вадим Коробов, народный артист СССР Борис Штоколов, писатель, автор многих исторических романов и книги «Мальчики с бантиками» Валентин Пикуль.
Каждому вручалось свидетельство об окончании Соловецкой школы юнг. Перед отъездом к месту назначения юнги дали клятву на верность воинскому долгу. Вот слова из этой клятвы: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины». И клятву свою сдержали. Они выдержали проверку честью и до конца. Вошли в историю флота, России.
5. Ученик: Нас на прочность война испытала,
Шли мы в бой, чтоб Победу добыть! И страну, что таких воспитала, Не сумели фашисты сломить!
6. Ученик: Среди них в особом ряду стоит подвиг Саши Ковалёва. В начале мая 1944 года газета «Краснофлотец» ярко рассказала о подвиге юного моряка. Соловецкий юнга Саша Ковалёв был назначен мотористом на катер ТКА-209 на Северный флот. За четыре месяца Саша участвовал в двадцати боевых походах. За мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды и медалью Ушакова. В начале мая 1944 года ТКА-217 и ТКА-209, на котором служил Саша, преодолев сплошную стену заградительного огня, атаковали конвой противника и потопили два корабля. В разгар боя осколком снаряда на катере был пробит коллектор двигателя, и стала бить горячая струя масла и бензина. С минуты на минуту перегревшийся мотор мог взорваться, и неподвижный катер стал бы хорошей мишенью для врага. И тогда погибли бы все.
Не задумываясь, Саша Ковалев бросил на коллектор телогрейку и грудью навалился на пробоину. И не трогался с места, терпя неимоверную боль от семидесятиградусной жидкости, пока не подоспел на помощь моторист Юрий Мысловский. Экипаж и катер были спасены. ТКА-209 вышел из боя победителем. Саша Ковалев остался жив. За мужество и героизм он был награждён орденом Отечественной войны I степени, но получить награду не успел. 9 мая 1944 года катер ТКА-209 совместно с другими катерами начали переводить на основную базу для ремонта. Во время да на катере неожиданно взорвалась кормовая бензоцистерна. При взрыве погибли мичман Дмитрий Капралов и Саша Ковалев. Подвиг Саши Ковалёва вошёл в историю Северного флота. Именем Саши Ковалёва названы улица в городе Североморске, школа в поселке Гранитный. Есть в Баренцевом море квадрат, носящий имя Саши Ковалёва. На крутом берегу беспокойного полярного моря высится скромный обелиск. Его возводили матросы. На граните высечены слова: «Вечная память героям-катерникам - се вероморцам, павшим в бою за советскую родину в Отечественную войну 1941-1945 годов». Рядом, на мраморной доске, портрет юно го моряка. Под ним надпись: «Юнга Саша Ковалёв погиб в море при выполнении задачи 9 мая 1944 года».
7. Ученик: В 1944 году фашистские подводные лодки продолжали пиратствовать
у наших берегов. Они охотились у полуострова Рыбачий за
транспортными судами, перевозившими оборонные грузы из портов Кольского полуострова. Экипажу катера МО-433, на котором
служил радистом шестнадцатилетний соловецкий юнга Роберт Русаков, часто поручали сопровождение и охрану этих транспортов от немецких субмарин. Моряки знали, что могут и не вернуться. И как часто их вдохновляли полные мужества и отваги слова песни.
Звучит песня:
Прощайте скалистые горы, Корабль мой упрямо качает
На подвиг Отчизна зовёт. Крутая морская волна
Мы вышли в открытое море, Поднимет и снова бросает
В суровый и дальний поход. В кипящую бездну она.
А волны и стонут, и плещут, И бьются о борт корабля. И радостно встретит героев Ры бачий -Родимая наша земля.
Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня!
Я знаю, друзья, что не жить мне
Как море мертво без меня..
8. Ученик: Служба на катере в Баренцевом море зимой крайне тяжела. Палуба становится скользкой ото льда. Опасность полететь в ледяную воду ещё больше возрастает. Но несмотря на всю сложность, команда МО-433 бесперебойно выполняла все поручаемые ей боевые задания. С октября 1944 года по май 1945 года, когда на катере служил юнга Ро берт Русаков, было выполнено 127 боевых задач. Бывали и экстренные случаи. 30 апреля 1945 года. Усталая коман да возвращается с тяжёлого задания, радуется завтрашнему пер вомайскому отдыху. И вдруг прозвучала боевая тревога. Взревев моторами, катер на полном ходу вылетел из бухты в Кольский за лив. Там, среди огня, с трудом на плаву держался корабль, горело разлившееся на воле топливо. Среди очагов огня и корабельных обломков плавало несколько спасательных плотов. На них находи лись уцелевшие члены экипажа. В считанные минуты было поднято на катер 22 пострадавших моряка. И катер, выжимая из своих мо торов всю заложенную в них мощь, понёсся в Полярный, где нахо дился госпиталь. Это была очень трудновыполнимая задача, так как катер мог в любой момент погибнуть от взрыва глубинных бомб. Моряки катера МО-433 проявили беспредельное мужество. Среди них был и юнга Роберт Русаков.
Вопрос учащимся:
Учитель: «Ребята, как вы думаете, а если сейчас над на шей Родиной нависнет угроза, найдутся ли среди ваших сверстни ков такие же отважные защитники Родины?»
9.Ученик: Бывшие юнги, ветераны войны, и сейчас болеют душой за нынешнее поколение. Они хотят передать молодёжи ту силу воли, мужество, са моотверженность, которые пронесли через тяжкие годы войны, защи щая свою Родину, свою землю от фашизма. Виль Байкин, бывший со ловецкий юнга, за активное участие в ветеранском движении, вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи поощрен благодарствен ным письмом Президента Татарстана Минтимира Шаймиева.
10. Ученик: Виталий Григорьевич Гузанов, воспитанник Соловецкой школы юнг, участник Великой Отечественной войны, писатель-маринист издал 35 книг, девять из которых переведены на разные языки. Некоторые его произведения удостоены международной премии «Золотой кортик», премии имени писателя-историка Валентина Пикуля.
Учитель: Всей своей деятельностью ветераны-юнги, обращаясь к молодежи, выражают своё самое сокровенное желание - чтобы молодое поколение было так же предано Родине, как мальчишки –юнги 1941-1945 годов.
Юнги будущего флота,
Юнги неизвестных островов!
Наш пример вам - крылья для полёта,
Школа настоящих моряков.
Подведение итогов: Вопрос учащимся: «Почему сегодня как никогда встал вопрос о поднятии престижа Российской армии и флота, и что значит быть патриотом в наши дни?»
Звучит песня «Священная война» «Бушует полярное море».
Учитель: Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших,
Минутой обнимем одной.
Закончить наш урок я предлагаю минутой молчания в память обо всех жертвах Великой Отечественной войны.
Классный час
Тема: «Юнги Великой
Отечественной Войны»
Подготовил: классный руководитель
7 класса
Семёнова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...