Выступление в педагогическом совете по теме:Личностно ориентированный и компетентностный подход в воспитании старшеклассников"
методическая разработка (10 класс) по теме
Для учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannyy_i_kompetentnostnyy_podhod.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированный и компетентностный подход
в воспитании старшеклассников
Ранняя юность – время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциала и перспектив развития.
Педагоги, работающие с юношеским возрастом, находятся в двойственном положении. С одной стороны, совершенно понятно, что эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительности отношений между воспитателем и старшеклассником, с другой стороны, старший школьный возраст – это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта в построении взаимоотношений с ним.
В школьном образовании необходимы такие методы воспитательной работы, которые, имея групповые формы проведения, были бы адресованы каждому отдельно взятому старшекласснику. Зачем это нужно делать в условиях школы? Ответ на этот вопрос предложил Э.Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, - утверждал он, - должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он осознаёт, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду». Я своей системой воспитательной работы, обращённой к индивидуальным интересам воспитанников, способствую успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия.
Воспитательная система– это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития всех членов классного сообщества.
Компоненты воспитательной системы:
· Ценностно-ориентационный: содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и развитие индивидуальности
· Функционально-деятельностный: организация ученического самоуправления и систематизация воспитательных мероприятий по напрпвлениям, связанных с развитием личности
· Диагностико-результативный: критерии эффективности воспитательной системы, методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы
В основе моей воспитательной системы лежит процесс совместной деятельности с учащимися и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, для успешной реализации которого необходимо соблюдение ряда принципов педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности и непрерывности. Являясь сторонницей использования личностно ориентированного и деятельностного подхода в воспитании, я «включаю» старшеклассников в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, профориентационная (ролевая), художественно-творческая, оздоровительная, коммуникативная и рефлексивно-оценочная.
Основные направления моей воспитательной системы:
· Нравственное развитие– реализация основ нравственного и патриотического воспитания
· Интеллектуальное развитие– развитие интеллектуальных способностей
· Творческое развитие– создание условий для развития творческих способностей и воспитание художественно-эстетического вкуса
· Физическое развитие– программирование деятельности школьников по физическому развитию и укреплению здоровья
Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного «Я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы …
Понять свою самость – это, прежде всего, усмотреть её идеальную, самоценную, осмысленную необходимость бытия. Таким образом, можно сделать вывод, что у старшеклассников имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе сжизненных целей и ценностей.
При решении этих непростых задач возникают определённые препятствия, обусловленные противоречиями этого возраста, а именно:
а) незавершённость физического развития, ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров; неустойчивость эмоциональной сферы; высокий уровень ситуативной тревожности;
б) недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; остаточный подростковый негативизм;
в) несформированность навыков общения; эгоизм, критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей; неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета;
г) незавершённость процесса социальной адаптации, окончательного выбора профессии.
В классе 16 учеников из малообеспеченных семей. В социализации личности каждого огромную роль играет воспитательная работа в классе. В учащиеся посещают предметные кружки, спортивные секции и принимают активное участие во всех классных и школьных мероприятиях.
Задача моя на этом этапе, по меньшей мере, - не мешать проявлениям самостоятельности юношей и девушек, а по большому счёту – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности и опасности юношеского возраста. Здесь немаловажную роль играет соблюдение личностно ориентированных принципов воспитательной системы класса:
- безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон
- терпение и толерантность в достижении результатов воспитания
- беспристрастность в оценке поступков учащихся
- диалогичность и открытость в общении с воспитанниками.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется всё возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда следует, что компетентностный подход в воспитательной деятельности заключается в том, чтобы помочь молодому поколению самостоятельно решать проблемы в незнакомых условиях, ориентироваться в новых ситуациях своей дальнейшей профессиональной, личной и общественной жизни.
Закончить свою выступление мне бы хотелось одной замечательной цитатой.
Всё, что я хотел бы знать, - это яблоня.
Всё, что я знаю, - ветвь яблони.
Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко,
Но из любой семечки может вырасти яблоня.
Ж.Эрве - Базен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Концепция развития воспитания в системе образования". Выступление на педагогическом совете
Уважаемые коллеги!Современный период развития системы образования отличается с одной стороны прорывными идеями, а с другой – возможностью и главное, необходимостью, вернуться к опыту школы, посм...
Выступление на педагогическом совете по теме « Психическое и физическое здоровье детей – основа их взаимодействия и основа личностно- ориентированного обучения»
Данное выступление поможет коллегам подготовится к педагогическому совету....
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Выступление на педагогическом совете "Модель персонифицированной системы воспитания" Мониторинг в персонифицированной системе воспитания
Выступление на педагогическом совете"Модель персонифицированной системы воспитания"Мониторинг в персонифицированной системе воспитания...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Педагогический совет по теме: «Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие школы и семьи»
Тема педсовета выбрана потому, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, на...