Час общения "Что в имени тебе моем... ."
классный час (5 класс) на тему
Данный час общения применим в 5 классе. Очень помогает знакомиться с классом , наладить контакт , привлечь внимание ребят к собственному «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_imeni....zip | 140.77 КБ |
Предварительный просмотр:
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Автор – Волкова Наталья Федоровна, учитель немецкого языка.
МБОУ: Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1.
Адрес учреждения: 347780, Ростовская область, Веселовский район,. П. Веселый , пер .Комсомольский,57
Час общения:
«Что в имени тебе моём…»
Цели: Углубление и расширение кругозора учащихся, развитие у учащихся умения понимать и ценить мир.
Подготовка к встрече:
- Домашнее задание учащимся
- Узнать этимологию своего имени.
- Подготовить сообщение о своих великих тезках.
- Карточки с играми
- Листы формата А-4, цветные карандаши.
Ход встречи:
Вед: Есть такая простая истина : «Для человека лучшая музыка – звук его имени.»
Цель нашей встречи познакомиться с историей возникновения, создания имён, с их путешествиями по странам и народам, рассказать о деятельности людей с известными именами о второй жизни имён и, конечно же, поговорить о ваших именах.
Дохристианский период (языческий). Среди древнерусских имён были такие, которые дошли до наших дней.
Давайте посмотрим, как они образованы.
Владислав (владеющий славой), Всеволод (владеющий всем), Вячеслав (большая слава).
А какие имена язык утратив, не донес до наших дней. Это имена – прозвания, имена – прозвище, которые раскрывают богатство русского языка, широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека. Его форму, общительность, грубоватую простоту, язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.
Имена - прозвания включали: весь числовой от 1 до 10;
Первак, Вторак, Третьяк;
цвет волос и кожи:
Беляк, Белуха, Чернява, Черныш и т. д
Особенности телосложения:
Толстой, Малой, Головак, Лобак;
Особенности характера поведения ребёнка:
Бессон, Крик, Молчан, Смеяна;
Имена – прозвища давались после вступления его во взрослую жизнь, причём это не только имена, зависящие от деятельности и нрава человека, но и «случайные» не предписанные ничем имена:
Волк, Щука – хищный, коварный;
Блоха – маленький, злой;
Кузнец – занятия;
Тула, Мордвин – происхождение.
У человека в древней Руси нередко было несколько имён: внутрисемейные, несемейные, охранные, оберегающие от гибели и злых духов (Медведь, Гроза, Злоба, Некрас).
Иногда специально давались плохие имена, чтобы отвлечь злых духов.
Исторические деятели дохристианской Руси – это князья: Игорь, Олег, Ольга – все эти имена имеют скандинавские корни.
Христианская Русь.
Время крещения – это, во-первых, князь Владимир. Христианизация населения Руси и обязательный при этом обряд крещения сопутствовали наречению людей новыми христианскими личными именами, перечни, которых были переданы византийской христианской церковью с религиозными обрядами.
Христианские имена были такими же прозваниями людей греков, евреев, римлян, египтян, как и древнерусские имена–прозвища, но попали они в древнерусский язык не в переводах, а в подлинниках иноязычных звучаниях .Личные имена–прозвища древних русичей в точности соответствуют в переводе тем именам, которые пришли из Византии. Например, греческий Агафон (добрый) – соответствует русскому Добрыня, латинский Павел (малый) - соответствует русскому Малой.
Принятие новых русских имён русским народам шло медленно и тяжело, т.к. никто не хотел отказываться от своего родного, близкого.
До 17 века можно было встретить у человека 2 имени русское и данное по святцам.
Имя давали ребенку по святцам, какое имя приходилось на день рождения. Родители, как правило, не имели права выбора. Иногда даже было в семье двое детей с одинаковыми именами.
(Учащийся читает стихотворение М. Владимова «Был в старину такой обычай».)
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима.
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь- Иероним!
Вед: А теперь скажите, почему вы носите такое имя?
(Учащиеся рассказывают, кто и почему дал ему такое имя.)
Вед: С Х по ХХ век не характерны резкие изменения в именнике, было только условное деление на княжеские, дворянские, купеческие, крестьянские имена , а также
загрязнение имён иностранными аналогами под влиянием французской, английской, немецкой культуры.
Мари - Мария; Петер- Петр, Пьер; Анатоль – Анатолий.
Большинство имён наших ребят также заимствованные, но уже адаптированные, т.е. подходят к русскому языку. Сейчас каждый расскажет о своем имени:
( Все сообщают этимологию своего имени)
Артур – кельт.(могучий, сильный)
Алексей – греч. (защитник, помощник)
Александр – греч. (защитник людей)
Сергей – лат.
Валерий – лат. (бодрый, крепкий)
Роман – лат., греч. (крепкий)
Евгений – греч. (благородный) и т.д.
Вед: Знаете ли вы великих людей прошлого или настоящего, которые носили или носят это же имя . Чем они его прославили?
(Информация учащихся о своих великих тезках)
Вед: Многие литературные произведения несут тоже имена в своих названиях: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» -А .С . Пушкин; «Бела» - М. Ю .Лермонтов; «Ася» - И. С.Тургенев.
Последняя, условная эпоха – век ХХ – в 20 – 30 годах именник пополнялся огромным кол-вом новых имён, связанных с коренным преобразованием в обществе, экономике, отделилась церковь от государства. Дети стали носить странные, труднопроизносимые имена: Тикси, Вольт, Октябрина, Гертруда, Изольда.
Надо выбирать имя по его благозвучию, соответственно отчеству, эпохе. А то получится как описал в стихотворении «Имена». Ю. Благой .
(Ученик читает стих.)
Дед,
стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий… Муций… Свен… Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовем посовременней-
Гелий… Атом… Космодром…
Дочь ,захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором :
Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту , глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Вед: Наш современный именник включает немного имён, но можно твёрдо сказать, что они прошли через века. К числу самых распространённых относятся: Александр, Алексей, Андрей, Владимир.
Сегодня возвращаются неправомерно забытые имена: Никита, Степан, Захар, Дарья. Сейчас время игры. Здесь еще раз прозвучат имена наших ребят.
- Назовите различные варианты своего имени.
- Наибольшее количество имён на свою букву.
- Какие имена здесь написаны? (карточки).
(Учащиеся работают в группах).
р– а – у – р – т (Артур)
л – а – й – в – е – р – и (Валерий)
е – й – с – р – е – г (Сергей)
е – л – с – а – к – а – н – д – а – р (Александра).
- Кто это? Назовите имя этого человека из нашего класса.
- Элегантные костюмы, громкий голос, «благородный» (греч.)
- Черноглазый, спокойный, мечтательный, спортивный, «могуществиный, сильный».
- Трудолюбивый, догадливый, аккуратный, «защитник, помощник»
(Учащиеся далее самостоятельно продолжают игру ,представляя кого- либо из класса. Остальные угадывают и называют имя)
Вед: А теперь ответьте на вопрос: «Почему моё имя достойно уважения?».
Нарисуйте на листах солнышко, в центре напишите своё имя. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, что бы было как можно больше лучей. Чье « солнышко» будет ярче светить?
( Ребята, выполнив задание, зачитывают его и прикрепляют на доску , что бы все могли увидеть)
Вед: В заключении хочется напомнить: «Не имя делает человека, а человек имя!»
Список литературы
1.Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.-М. Вако ,2006.
2. Кульневич Н.В. Воспитательная работа в современной школе. – М .ТЦ Учитель,2000.
3. Мясникова М. Н. Программы психологического сопровождения подростков. –Ростов-на- Дону. 2002.
4 .Ремчукова И. Б. Классные часы в 6-7 классе .Волгоград , Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час - "Что в имени тебе моем?"
Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств"....
внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"
данное мероприятие поможет в проведении классного часа, в неделе русского языка....
Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"
Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....
Что в имени тебе моем?..
Презентация к классному часу о происхождении имен ребят в классе....
Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы
Устный лингвистический журнал проведен нами в рамках школьной Недели русского языка в шестом классе. Подобная форма внеклассно-предметной работы помогае...
устный журнал "Что в имени тебе моем?"
урок внеклассного чтения по русскому языку для 6 класса.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....
Что в имени тебе моем
Презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку в 6 классе.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....