Час общения "Что в имени тебе моем... ."
классный час (5 класс) на тему

Данный час общения применим в 5 классе. Очень помогает знакомиться с классом  , наладить контакт , привлечь внимание ребят к собственному «Я».

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chto_v_imeni....zip140.77 КБ

Предварительный просмотр:

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А

Автор –  Волкова Наталья Федоровна, учитель немецкого языка.

МБОУ:  Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1.

Адрес учреждения:  347780,  Ростовская область,   Веселовский район,.  П. Веселый , пер .Комсомольский,57

 

Час общения:

«Что в имени тебе моём…»

Цели: Углубление и расширение кругозора учащихся, развитие у учащихся  умения понимать и ценить мир.

Подготовка к встрече:

  1. Домашнее задание учащимся
  1. Узнать этимологию своего имени.
  2. Подготовить сообщение о своих великих тезках.
  1. Карточки с играми
  2. Листы формата А-4, цветные карандаши.

Ход встречи:                                                                                                                                                               

Вед: Есть такая простая истина :  «Для человека лучшая музыка – звук его имени.»

   Цель нашей встречи познакомиться с историей возникновения, создания имён, с их путешествиями по странам и народам, рассказать о деятельности людей с известными именами о второй жизни имён и, конечно же,  поговорить о ваших именах.

Дохристианский период (языческий). Среди древнерусских имён были такие, которые дошли до наших дней.

Давайте посмотрим, как они образованы.

   Владислав (владеющий славой), Всеволод (владеющий всем), Вячеслав (большая слава).

А какие имена язык утратив, не донес до наших дней. Это имена – прозвания, имена – прозвище, которые раскрывают богатство русского языка, широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека. Его форму, общительность, грубоватую простоту, язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

   Имена - прозвания включали: весь числовой от 1 до 10;

Первак, Вторак, Третьяк;

 цвет волос и кожи:

Беляк, Белуха, Чернява, Черныш и т. д

Особенности телосложения:

Толстой, Малой, Головак, Лобак;

Особенности характера  поведения ребёнка:

Бессон, Крик, Молчан, Смеяна;

       Имена – прозвища давались после вступления его во взрослую жизнь, причём это не только имена, зависящие от деятельности и нрава человека, но и «случайные» не предписанные ничем имена:

Волк, Щука – хищный, коварный;

Блоха – маленький, злой;

Кузнец – занятия;

Тула, Мордвин – происхождение.

У человека в древней Руси нередко было несколько имён: внутрисемейные, несемейные, охранные, оберегающие от гибели и злых духов (Медведь,  Гроза, Злоба, Некрас).

Иногда специально давались плохие имена, чтобы отвлечь злых духов.

Исторические деятели дохристианской Руси – это князья: Игорь, Олег, Ольга – все эти имена имеют скандинавские корни.

Христианская Русь.

   Время крещения – это, во-первых, князь Владимир. Христианизация населения Руси и обязательный при этом обряд крещения сопутствовали наречению людей новыми христианскими личными именами, перечни, которых были переданы византийской христианской церковью с религиозными обрядами.

Христианские имена были такими же прозваниями людей греков, евреев, римлян, египтян, как и древнерусские имена–прозвища, но попали они в древнерусский язык не в переводах, а в подлинниках иноязычных звучаниях .Личные имена–прозвища древних русичей в точности соответствуют в переводе тем именам, которые пришли из Византии. Например, греческий Агафон (добрый) – соответствует русскому Добрыня, латинский Павел (малый) - соответствует русскому  Малой.

Принятие новых русских имён русским народам шло медленно и тяжело, т.к. никто не хотел отказываться от своего родного, близкого.

До 17 века можно было встретить у человека 2 имени русское и данное по святцам.

Имя давали ребенку по святцам, какое имя приходилось на день  рождения. Родители, как правило, не имели права  выбора. Иногда даже было в семье двое детей с одинаковыми именами.

  (Учащийся читает стихотворение  М. Владимова «Был в старину такой обычай».)

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима.

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь- Иероним!

 Вед: А теперь скажите, почему вы носите такое имя?

   (Учащиеся  рассказывают, кто и почему дал ему такое имя.)

           

Вед: С Х по ХХ век не характерны резкие изменения в именнике, было только условное деление на княжеские, дворянские, купеческие, крестьянские имена , а также

 загрязнение имён иностранными аналогами под влиянием французской, английской, немецкой культуры.

   Мари -  Мария; Петер- Петр, Пьер; Анатоль – Анатолий.

Большинство имён наших ребят также заимствованные, но уже адаптированные, т.е. подходят к русскому языку. Сейчас каждый расскажет о своем имени:

( Все сообщают этимологию своего имени)

Артур – кельт.(могучий, сильный)

Алексей – греч. (защитник, помощник)

Александр – греч. (защитник людей)

Сергей – лат.

Валерий – лат. (бодрый, крепкий)

Роман – лат., греч. (крепкий)

Евгений – греч. (благородный) и т.д.

Вед: Знаете ли вы великих людей прошлого или настоящего, которые носили или носят это же имя . Чем они его прославили?

 (Информация  учащихся о своих великих тезках)   

Вед: Многие литературные произведения несут тоже имена в своих названиях: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» -А .С . Пушкин; «Бела» -  М. Ю .Лермонтов; «Ася» - И.      С.Тургенев.

Последняя, условная эпоха – век ХХ – в 20 – 30 годах именник пополнялся огромным кол-вом новых имён, связанных с коренным преобразованием в обществе, экономике, отделилась церковь от государства. Дети стали носить странные, труднопроизносимые имена: Тикси, Вольт, Октябрина, Гертруда, Изольда.

Надо выбирать имя по его благозвучию, соответственно отчеству, эпохе. А то получится как описал в стихотворении «Имена».  Ю. Благой .

(Ученик читает стих.)

        Дед,

        стараясь для внучонка,

        Нахватал из разных мест

        Ряд имен, звучащих звонко:

        Товий… Муций… Свен… Орест…

        Зять решил по ходу прений

        Повернуть вопрос ребром:

        Назовем посовременней-

        Гелий… Атом… Космодром…

        Дочь ,захваченная спором,

        Шумно лезет на рожон

        С целым импортным набором :

        Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…

        Бабка с нехристями знаться

        Не желает и сама

        Вносит лепту , глядя в святцы:

        Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

        Сочинительством премудрым

        Занимались вчетвером

        Ночь проспорили, а утром

         Мальчик назван был Петром.

Вед: Наш современный именник включает немного имён, но можно твёрдо сказать, что они  прошли через века. К числу самых распространённых относятся: Александр, Алексей, Андрей, Владимир.

Сегодня возвращаются неправомерно забытые имена: Никита, Степан, Захар, Дарья.                              Сейчас время игры.  Здесь еще раз прозвучат  имена наших ребят.

  1. Назовите различные варианты своего имени.
  2. Наибольшее количество имён на свою букву.
  3. Какие имена  здесь написаны? (карточки).

(Учащиеся работают в группах).

р– а – у – р – т (Артур)

л – а – й – в – е – р – и (Валерий)

е – й – с – р – е – г  (Сергей)

е – л – с – а – к – а – н – д – а – р (Александра).

  1. Кто это? Назовите имя этого человека из нашего класса.
  1. Элегантные костюмы, громкий голос,  «благородный» (греч.)
  2. Черноглазый,  спокойный, мечтательный, спортивный, «могуществиный, сильный».
  3. Трудолюбивый, догадливый, аккуратный, «защитник, помощник»

(Учащиеся далее самостоятельно продолжают игру ,представляя кого- либо из класса. Остальные угадывают и называют имя)

Вед: А теперь ответьте на вопрос: «Почему моё имя достойно уважения?». 

Нарисуйте на листах солнышко, в центре напишите своё имя. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, что бы было как можно больше лучей. Чье « солнышко» будет ярче светить?

( Ребята, выполнив задание, зачитывают его и  прикрепляют  на доску , что бы все могли увидеть)

 Вед: В заключении хочется напомнить: «Не имя делает человека, а человек имя!»

 

 

         

 

                                       Список литературы

1.Дереклеева Н. И.  Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.-М. Вако ,2006.

2. Кульневич Н.В. Воспитательная работа в современной школе. – М .ТЦ Учитель,2000.

3. Мясникова М. Н. Программы психологического сопровождения подростков. –Ростов-на- Дону. 2002.

4 .Ремчукова И. Б.  Классные часы в 6-7 классе .Волгоград , Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - "Что в имени тебе моем?"

Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств"....

внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"

данное мероприятие поможет  в проведении классного часа,  в неделе русского языка....

Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"

Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....

Что в имени тебе моем?..

Презентация к классному часу о происхождении имен ребят  в классе....

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

устный журнал "Что в имени тебе моем?"

урок внеклассного чтения по русскому языку для 6 класса.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....

Что в имени тебе моем

Презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку в 6 классе.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....