Классный час на тему: Отцы и дети
классный час (10 класс) по теме
В наше время становится все труднее и труднее воспитать уважение к пожилым людям, старшему поколению. В молодости практически не задумываются о том, что старость коснется каждого. Не говорить об этом - значит упустить в воспитании молодого поколения очень важные моменты нашей жизни, так как без прошлого нет настоящего. Важное значение имеют взаимоотношения и взаимопонимание поколений в семье. Почему молодое поколение все чаще и чаще предпочитают жить отдельно? Эти вопросы очень злободневны. На этом классном часе давайте порассуждаем, немного поспорим, посмотрим на себя со стороны, вспомним классические истины и свой опыт, который накапливается по крупицам и делает человека мудрым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otcy_i_deti_lagoda_l.v..doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
.
Автор: Лагода
Лариса Викторовна,
классный руководитель 10 класса
МОУ « Таврическая гимназия»
Таврического муниципального
района Омской области
Адрес: 646800 Омская область
Таврический район
р.п. Таврическое,
ул. Пролетарская, 29 «А»
Телефон: (38151) 2-24-42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время становится все труднее и труднее воспитать уважение к пожилым людям, старшему поколению. В молодости практически не задумываются о том, что старость коснется каждого. Не говорить об этом - значит упустить в воспитании молодого поколения очень важные моменты нашей жизни, так как без прошлого нет настоящего. Важное значение имеют взаимоотношения и взаимопонимание поколений в семье. Почему молодое поколение все чаще и чаще предпочитают жить отдельно? Эти вопросы очень злободневны. На этом классном часе давайте порассуждаем, немного поспорим, посмотрим на себя со стороны, вспомним классические истины и свой опыт, который накапливается по крупицам и делает человека мудрым.
Цель:
- способствовать формированию уважения к старшим и почитания семейных традиций как условия духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
- способствовать развитию добрых внутрисемейных отношений;
- определить важную роль старшего поколения в воспитании молодежи;
- повысить интерес учащихся к духовной культуре;
- познакомить учащихся с работами местных поэтов.
Аудитория:
10 класс.
Время проведения:
1 четверть.
При подготовке классного часа проводится предварительная работа с группой учащихся по отдельным вопросам: подготовка мультимедийной презентации, заучивание наизусть текста и стихотворений местных поэтов.
В ходе проведения классного часа используются информационные технологии, наглядно-иллюстративный метод, ребята работают над анкетами, проявляя свои литературные способности, предлагают свою версию окончания рассказа В.А. Сухомлинского. Занятие проводится в виде беседы с элементами дискуссии. На занятие могут быть приглашены родители, дедушки и бабушки учащихся.
Ожидаемый результат:
- духовно-нравственное воспитание молодёжи через уважительное отношение к к старшему поколению, налаживание внутрисемейных отношений.
Классный час «Отцы и дети»
Мы были молодыми, смелыми…
Вы – юностью одарены…
Всё, всё, что мы для вас не сделали,
Должны вы сделать для страны
/ К. Рябинин /
Перед началом встречи на экране демонстрируется презентация с фотографиями дедушек и бабушек, родителей в окружении их детей и внуков. Звучат мелодии песен « Дорогие мои старики» и « Мои года - моё богатство»
Ученица зачитывает стихотворение К. Рябинина.
Таврической молодёжи
Мы были молоды когда-то…
Вы – юностью одарены…
И сорок первый и сорок пятый-
Наш быт и явь - не бред, не сны.
Не падала нам с неба манная…
В снегах шла за зимой - зима
Храмы разрушены саманные
Где набирались мы ума.
Где запевал Иван Линеенко,
Тот хор я слышу и сейчас…
О сколько золота рассеянно
В сердцах у каждого из нас!
И днями, вечерами зимними
В любой Таврической избе
Наши уроки были гимнами
Народу, Родине, судьбе.
Пришедшие с фронтов с победою
И с болью ран, обид, потерь,
Мы шли на бой со всеми бедами
В сегодня открывая дверь
Мы были молодыми, смелыми…
Вы- юностью одарены
Всё, всё, что мы для вас не сделали,
Должны вы сделать для страны.
Классный руководитель:
Эти слова - напутствие от старшего поколения нам, молодым, принадлежат известному в Омской области педагогу литератору Константину Афанасьевичу Рябинину. Не даром сегодняшнюю нашу встречу мы начали с этих замечательных строк, ведь речь пойдет о нашем старшем поколении, о их нелёгкой судьбе, о их великой значимости в нашей современной жизни, об отношении молодого поколения к старшим товарищам. Хочу у Вас спросить:
КТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ САМЫМ БЛИЗКИМ ДРУГОМ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА НАХОДИТСЯ РЯДОМ С ВАМИ В ТЯЖЁЛУЮ МИНУТУ? К КОМУ БЫ ВЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБРАТИЛИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЗА СОВЕТОМ? КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НИКОГДА НЕ ПРЕДАСТ, НЕ ПОДВЕДЕТ?
/ Учащиеся поднимают цветные карточки/
Красная - мама, папа, дедушка, бабушка ( др. родственники), т.е. люди старшего поколения
Синяя - друзья, одноклассники( т.е. ровесники)
Зеленая – любой, кто оказался рядом.
Жёлтая – сам выхожу из сложившейся ситуации.
( В классе большая часть учеников подняла красные карточки)
Классный руководитель:
- Почему в трудную минуту мы за советом обращаемся к старшим товарищам (зачастую это пожилые люди)?
Ответы учащихся:- Потому что они мудрее;
- У них большой жизненный опыт;
- Они добрые и доброжелательные, не завистливы;
- умеют выслушать и всегда помогут, не отвернутся в
в трудную минуту.
Классный руководитель:
- Я полностью с вами согласна, действительно, не силой мышц, не проворностью, не ловкостью тела издревле вершились ВЕЛИКИЕ дела, а мудростью, авторитетом, здравомыслием. Истории известны случаи, когда величайшие государства рушились по вине людей молодых, и охранялись и восстанавливались усилиями стариков
Известный древнегреческий поэт – драматург Софокл однажды сказал: «Молодости свойственна опрометчивость и резкость в суждениях, а пожилому человеку – дальновидность».
Бывают в жизни стариков и горькие минуты:
Цецилий: « Я вижу, в старости всего печальней чувство,
Что в эти лета сами мы другим противны»
Как Вы считаете: ЧЬИ СЕМЬИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ С ДЕДУШКАМИ И БАБУШКАМИ: В ОДНОМ ДОМЕ, В ОДНОЙ КВАРТИРЕ, ЕЖЕДНЕВНО БОК О БОК? В европейских странах уже давно молодое поколение живет отдельно от родителей с 16-17 лет, но о полезности, необходимости этого можно поспорить.
Учащиеся поднимают цветные карточки:
Красная – живем все вместе
Желтая – живем в одном поселке, но в разных квартирах;
Синяя - живем в разных населенных пунктах.
Учащиеся и родители обсуждают поднятую проблему.
Демонстрируется фрагмент к/фильма « По семейным обстоятельствам» ( беседа одной из главных героинь со стариком , несущим минеральную воду своему сыну, по лестничным пролетам)
Классный руководитель:
- Почему молодые люди не хотят жить со старшим поколением?
Ученики высказывают свои версии , наиболее встречающиеся можно выписать на доске и обсудить. В ходе дискуссии выясняется, что все предложенные версии не существенны. Пожилое поколение не может помешать работе, отдыху, продвижению по карьерной лестнице, тем более, в воспитании детей. Напротив, своими советами и делами они лишь помогут молодым в становлении, передавая им свой опыт.
Основной причиной непонимания родителей и детей является, наверное, непонимание друг друга. А может мы «не знаем» наших близких?
Учащиеся заполняют анкету «Знаем ли мы своих родителей?» (см. приложение 1). Родителям предлагается заполнить подобную анкету (см. приложение 2): анкета «Знаю ли я своего ребенка?»).
Классный руководитель зачитывает незаконченный мини-рассказ В.А. Сухомлинского «Зеленая кастрюля» (см. приложение 3) и предлагает детям (и родителям) закончить по смыслу этот рассказ.
По результатам этой работы проходит обсуждение.
Ученик читает стихотворение поэтессы Таврического района В. Останиной
« МИЛОСЕРДИЕ»
Милосердие ваших рук
Я не знаю чем соизмерить
Жаль, не сразу поймешь, не вдруг,
Что рукам этим можно верить
…
Позавидовать могут моря
Треволненьям ее и терпенью
Все что было, что будет- не зря
Все во имя любви и спасенья
К вам приходим, сдаёмся в плен
Если силы почти на исходе
Возле вас отстрадав, отболев
Снова радугу в небе находим.
Дети (и родители) делятся своими впечатлениями, высказывают пожелания друг другу.
Звучит музыка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для ребят
Знаешь ли ты???
- Как твои родители учились в школе?
- Чем они увлекались в школьные годы?
- Какое образование у твоих родителей?
- Известна ли тебе романтическая история знакомства твоих родителей? Сколько им тогда было лет?
- Как папа ухаживал за твоей мамой? Как долго они встречались?
- Сколько лет было твоим родителям, когда они поженились?
- Поженившись, они работали или учились?
- Помнишь ли ты себя маленьким (кой)?
- Чем занимаются на работе твои родители? Нравится ли им работа? Сильно ли они устают?
- Чем занимаются твои родители в свободное от работы время? Чем увлекаются? Много ли у них друзей?
- Чем занимаются твои бабушки и дедушки? Часто ли ты с ними общаешься?
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям? Бабушке и дедушке?
- Понимают ли тебя в семье?
- Твое самое яркое воспоминание детства?
- Что попросили бы твои родители у золотой рыбки?
- В чем бы ты хотел быть похожим на папу(маму), бабушку(дедушку)?
Желаем взаимопонимания!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Знаете ли вы???
- Как ваш ребенок учится в школе?
- Соответствует ли его успеваемость его усилиям и уровню знаний?
- Ваш ребенок лидер в коллективе или нет?
- Соответствует ли его положение в классе собственной самооценке? Принижает или превышает он себя?
- Чем занимается ваш ребенок в свободное от учебы время?
- Чем увлекается ваша дочь (сын)?
- Какую компанию предпочитает ваш ребенок: одноклассников, дворовую, по увлечению? Знаете ли вы этих ребят?
- Есть ли у вашего ребенка друг ( подруга)? Нравится ли он вам?
- Влюблен ли ваш ребенок?
- Делится ли с вами ребенок своими проблемами, переживаниями? Просит ли вашего совета
- Понимаете ли вы своего ребенка?
- Вы помните себя в его возрасте?
- Что вы предпочитаете в отношениях с вашим ребенком: сочувствие, сопереживание или давление и борьбу с его недостатками?
- Ваши родители- бабушки и дедушки- находят общий язык с внуками?
- Кем хочет стать в будущем ваш ребенок? Что он для этого делает сейчас?
- Добровольно или принудительно вы участвуете в обсуждении выбора его учебы, работы, профессии?
Желаем взаимопонимания!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«ЗЕЛЕНАЯ КАСТРЮЛЯ»
Каждый вечер Толя идёт к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться его глазёнки, она берёт внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика.
Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: « Почему у Вас, бабушка, грустные глаза?»- но она молчит.
Сегодня Толя проснулся очень рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет. Мальчик знал, что в зелёной кастрюле мама варила только бабушке.
Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зелёной кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у порога. Там бабушка обедала.
Толе стало очень жаль бабушку. Он сказал:
- Мама, я хочу супа из зелёной кастрюли.
Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала:
- Не выдумывай.
Толя расплакался.
- Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только с бабушкой.
Он ушёл из-за большого стола и , сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из её тарелки.
В комнате стало очень тихо.
Отец и мать положили ложки на стол.
Бабушка плакала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского
Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского...
Классный час на тему: "Отцы и дети. Хочу, чтобы был мир и покой..."
Классный час, посвященный теме Великой Отечественной Войны....
Сценарий классного часа на тему: "Отцы и дети". 9 класс.
Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные си...
Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»
Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»...
Урок литературы с применением кейс-технологии "Тема отцов и детей в русской литературе"
Один из заключительных уроков в системе изучения романа "Война и мир". «Тема отцов и детей в русской литературе». Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...