Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского
статья по литературе (10 класс) по теме

Китова Анастасия Васильевна

Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_otcov_i_detey.rar34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского

Содержание

Введение                                                                                                                                         3

Глава I. Тема «отцов и детей в русской литературе.

  1. Тема «отцов и детей» в русской литературе XIX века.                                      5
  2. Место темы «отцов и детей» в творчестве Ф.М.Достоевского.                        9

Глава II. Тема отцов и детей в романах Ф.М. Достоевского.

        2.1. Истоки проблемы «отцов и детей» в мировоззрении писателя.                           15

        2.2. «Униженные и оскорбленные».                                                                               16

        2.3. «Преступление и наказание».                                                                                  18

            2.4. «Братья Карамазовы»                                                                                               20

Заключение                                                                                                                                  24

Список литературы                                                                                                                      26

Введение

        Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский – целая эпоха, огромный мир образов и проблем.  Поэтому творчество Достоевского имеет всемирный интерес, а сам Достоевский  репутацию «первого писателя» Перед Достоевским  лежали открытыми книги человеческих судеб. «Он был необычайно богат, от него идет много линий и каждый может пользоваться им для своих целей», - писал Н.А.Бердяев.  Это был писатель-антрополог. И весь спектр человеческих проблем исследован писателем.  И одна из глобальных тем русской жизни – отношения « отцов и детей» занимает в творчестве писателя одно из важных мест. Испокон веку взаимоотношения «отцов и детей» считаются одной из самых острых в человеческой истории. Поэтому данная тема всегда была и остается животрепещущей во всей мировой и отечественной литературе. В наступившем 21 веке внимание к ней не ослабевает. Отсюда и актуальность исследования этой темы. Великий писатель-гуманист Федор Михайлович призывал к установлению между людьми «родственных отношений как самых высших, чистейших», говорил о необходимости расширения родственной любви за пределы семьи, на других, ибо и с этими другими мы – тоже братья, только «забывшие о своем родстве», о своем происхождении от одного праотца.        Достоевский полагал, что «вся жизнь есть не что иное, как вечное применение и вечная борьба двух непрестанно разъединенных и непрестанно сливающихся семейных начал».    

        Уже в черновиках к роману «Братья Карамазовы» развивается мысль о семействе как ячейке соборности, той живоносной, спасительной клеточке, из которой разрастается организм всеобщего единения и братства. Если писатель когда-то призывал своих родных – сестру Веру, племянницу Соню, - «любить друг друга», «не расходиться», составить «общую семью», то теперь он говорит о расширении общей семьи и на тех, кто по крови своей стоит за пределами рода. «Новый организм», возникающий в результате расширения семейства, и есть то соборное многоединство, в котором любовь становится единственной основой связи людей. Это высшая религиозная форма общественности, какую только может помыслить себе человек.

        В настоящей работе в качестве объекта исследования рассматриваются романы Ф.М.Достоевского, принадлежащие разным периодам его творчества: «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание».

        Предметом нашего исследования является тема «отцов и детей» в творчестве Ф.М.Достоевского.

        Цель исследования: определить место и  значение темы  в творчестве писателя и особенности видения проблемы «отцов и детей» Достоевским.        

Цель предполагает решение следующих конкретных задач:

        - проследить развитие данной темы в произведениях писателей-предшественников и современников Достоевского;

           -     выявить место данной темы в русской литературе;

        -      проанализировать критическую литературу по данной теме;

        -    выявить круг произведений Достоевского, затрагивающих данную тему ;

         - определить особенности видения проблемы отцов и детей в творчестве писателя.

        Методы исследования:

        - изучение и анализ научной литературы;

        - анализ;

        - синтез

        Источники исследования -         работы русских философов Федорова Н.Ф., Бердяева Н.А.,  Кантора В.В. а также исследователей творчества Достоевского Долинина и др.        Тема отцов и детей занимает большое место в творчестве Достоевского, и тем не менее в работах о Достоевском она исследуется вскользь, недостаточно полно. Мы предприняли скромную попытку восполнить пробел в исследовании данной проблемы и представить ее контекст. В этом заключается теоретическая значимость нашего исследования.  Практическая значимость работы – в том, что  материал исследования может быть использован на уроках литературы по данной теме, по творчеству писателя.

        Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения.

  1. Тема  взаимоотношения «отцов и детей» в русской литературе XIX века.

          Тема взаимоотношения «отцов» и «детей» имеет в мировой и отечественной словесности давние традиции. Многие авторы пытались найти ее первоисточник. А.А.Аникин считает, что имя этой теме дал одноименный  роман И.С.Тургенева. Однако эта тема имеет место в произведениях, написанных задолго до романа Тургенева и  «поставлена в русской литературе столь широко и значительно, что можно всех ведущих героев представить в двух ракурсах: как отцов, детей или же героев- одиночек, вне рода- племени».

        В русскую классику  19 века тема отцов и детей входит с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума». Перед нами милый, добропорядочный, гостеприимный семьянин Фамусов («безродного пригрел и ввел в свое семейство», т.е. Молчалина; дал приют в своем доме сыну своего умершего друга – Чацкому; любит  и растит один дочь: жена была легкомысленна и  воспитанием дочери не занималась). Фамусов декларирует идеалы наследования, традиций («Учились бы, как делали отцы…»). И все это неплохо и само по себе достойно, правильно. Весь вопрос в том, чему и кому подражать. «Отцы показывают отсутствие образца и примера, лишая потомков возможности наследовать некий достойный, уважавшийся бы ими образ жизни». Учеником и единомышленником Фамусова оказывается Молчалин. Он почитает отца («Мне завещал отец…»), но отцовский завет оказывается инструментом приспособленчества, хитрости, изворотливости. Единомыслие с Фамусовым  вызвано корыстным желанием вписаться в круг фамусовского общества, чтобы «достичь степеней известных».  Другая часть молодого поколения  идет своей дорогой, не чтит отцовских заветов, громит прежние ценности, у них свои идеалы и убеждения, новые, независимые, которые они отстаивают решительно и страстно. Чацкий и София отстаивают право жить самостоятельно, отвергают практические идеалы, служащие делу личного преуспеяния.  Идейные разногласия становятся причиной ссоры, которая возникает в доме Фамусова, разводит близких людей, живущих в одном доме, по разные стороны. Отцы показывают отсутствие образца и примера, лишая потомков возможности наследовать некий достойный, уважавшийся бы ими образ жизни.

         Небезразличен к проблеме «отцов и детей» и А.С. Пушкин. Уважительные, доверительные отношения между родителями и детьми показаны в «Капитанской дочке». Гринев рос свободно, «недорослем», его не обременяли учением и нравоучением. Но общая атмосфера семьи была  высоконравственной. Завет отца  сыну - «береги честь смолоду» Гринев воплотил в своей жизненной судьбе. Глубоко обижен и мстит за своего отца Дубровский. Есть в творчестве Пушкина и место конфликтам между кровными родственниками («Скупой рыцарь»).  Отец и сын враждуют, и причина этой вражды -  деньги. «Ужасный век, ужасные сердца», - восклицает герцог.

             Непросто складываются отношения дочери и отца в «Станционном смотрителе». Дочь - единственная отрада и опора отца маленького чиновника Самсона Вырина - пускается во все тяжкие на стороне, устраивает свое счастье и забывает отца. Его жизнь без дочери – сплошная драма. Он угасает. Ему кажется, что дочь его потеряна для него безвозвратно, метет где-нибудь улицы в Петербурге. Сознание, что она несчастна, отравляет его жизнь. Бедный отец умирает, так и не встретившись больше со своей дочерью. Дочь приезжает очень поздно и плачет на могиле отца. Дочь виновата: она бросила отца, устроив свою судьбу, она  могла бы приехать раньше и помочь ему. В то же время отец хотел привязать свою дочь к дому, лишая ее права личного счастья. В этой повести Пушкин проводит мысль о взаимной ответственности «отцов» и «детей».  

        Напряженно и трагично звучит тема сиротства в творчестве Лермонтова. Настойчивый интерес к теме вызван личной семейной драмой поэта. Образ отца, не выполнившего своих обязанностей по отношению к детям, дан в поэме Лермонтова «Сашка»: «Умел он помнить, кто его обидел,/ И потому отца возненавидел». Здесь отец- слабое, но жестокое существо, сам обманут в браке, безответственен и безразличен к детям («Детей вне брака прижитых./… Раскидывал по свету, где случится»). В восприятии Сашки отец- источник порочности и унижений для сына. Поднята тема семейных отношений в драме Лермонтова «Странный человек». Распавшаяся семья, жестокосердный отец, страдания сына, любящего мать, – вот коллизии этой пьесы.

           В творчестве Н.В.Гоголя центральным произведением для данной темы является повесть «Тарас Бульба». Отец любит детей, хочет видеть их добрыми казаками, передать им в наследство традиции вольного казачества. И дети заворожены его идеалами. Между ними взаимопонимание, обоюдное уважение. Полное доверие в отношениях отца и сына не омрачено знаменитой потасовкой при первой же встрече Тараса с сыновьями. Остап не на шутку задет насмешками отца и грозит его поколотить: «Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.- Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил». Идеалом казачества является вольность, преданность своей земле, родине, товарищество  и справедливость. Глубокую симпатию вызывает Остап, обладающий волей, мужеством, несломленный в неравной борьбе с врагами и пронесший идеалы Запорожской Сечи во всей их высоте. И, однако, отношения между отцами и детьми не столь идилличны и дают трещину. Эстетически развитому, более утонченному, мягкому Андрию нужны другие ценности. Любовь к полячке, преклонение перед красотой, неприятие грубости казацкой вольности заставляют его предать отца, родину: «Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец - теперь не отец мне, брат- не брат, товарищ- не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми». Это серьезный протест против отца, и не начал ли он зарождаться еще в доме Тараса, когда тот так жестоко причиняет боль матери, уводя тут же сыновей навсегда, к смерти. И именно к Андрию бросается мать, «примкнув к седлу его», а молодые казаки лишь «утирали слезы, боясь отца своего». Отец не хочет признать этих ценностей, убивая сына как изменника. Андрий в сложной, трагической ситуации выбора: ему нельзя предать любовь, но и предать родину, мать тоже  позорно. Андрий делает выбор, не раскаиваясь в предательстве – вот что плохо. Трагичность гоголевских героев - в их обоюдной неправоте, отец не признает иных ценностей, проявляя насилие,  но и нарушение сыновней верности столь тяжкое преступление, что Андрий будет совершенно надломлен, беспомощен при встрече с отцом на поле боя.  В яркой,  романтической повести Гоголя конфликт между отцом и сыном   приобретает поистине трагические и масштабные черты.

        «Семейная хроника» С.Т.Аксакова – одна из самых «семейных» книг в русской литературе. Поэтическая и теплая атмосфера дома, картины усадебной жизни, рождающие чувство прекрасного, праздника, обоюдная нежность и забота друг о друге, духовное и душевное родство родителей и детей, идиллические отношения с крестьянами наполняют жизнь героев произведения, рождают в них чувство уверенности, любви к жизни.

          Следующая страница в освещении этой темы – творчество И.А. Гончарова. Любовно нарисован Гончаровым дом в «Обыкновенной истории» и в «Обломове». Мать, любящая, оберегающая сына, символ нежности, преданности в «Обыкновенной истории»; память о доме, о детстве как об утраченном золотом рае, о любящих и заботливых родителях в «Обломове, согревающая его в далеком Петербурге, - все это говорящие детали образа Дома. Та чистота, сердечность, «хрустальность души», которая так восхищает нас в Обломове, – это результаты той семейственности, той теплоты, которую мы видим  в доме Обломова, в его родовом гнезде. Повороты данной темы, изнанка семейной идиллии, опеки старших над младшими – это «несовершеннолетие» героев, лишенных самостоятельности, которая приводит их к неумению построить жизнь. В романе «Обрыв» - еще одна семейная  история. Молодое поколение очень разное. Марфенька следует  идеалам бабушки, принимая их всей душой, не мысля, что можно идти другой дорогой.        Образ этой девушки с ее идеалом семейного счастья, с высоким о ней представлением, с идеалом домашней жизни,  (домостроевским идеалом) нарисован автором с большой теплотой. Вера другая, критичная, самостоятельная, независимая, увлекается новыми идеями, видит ложь старины. Она  в «состоянии конфликта с прошлым». Однако в финале все заканчивается примирением поколений на основе общей правды, взаимных уступок, мудрого диалога, излюбленного Гончаровым идеала «золотой середины».

            Пьесы А.Н.Островского – настоящая семейная энциклопедия. Семья – та площадка, где разворачиваются  события. Островский рисует и деспотизм семейных отношений, и стремление молодежи выйти из-под диктата старших и идиллию отношений, и корыстное предательство детей, столкновения своевольных и безответных, «волков» и «овец», браки по расчету, семейные радости, праздники, ссоры, семейные обычаи, крушение патриархальной семьи и появление новой буржуазной семьи. Купеческая семья под пером Островского является моделью российской государственности, российской истории, отражая, как в зеркале, все ее и его шаги. И во всех пьесах – конфликты старших и младших. Наиболее показательной пьесой является знаменитая «Гроза». Перед нами два поколения героев. Старшее поколение не дает «воли младшим», живет по «Домострою», а молодежь хочет идти своей дорогой, заявляет о своих правах. Конфликт в семье Кабановых приобретает по-настоящему трагический характер и имеет психологические и идеологические корни. Печальны последствия конфликта: разрушена патриархальная семья, гибнет главная героиня. И хотя главные причины гибели Катерины – нравственные (самонаказание героини), психологическая несовместимость с микроклиматом кабановской семьи и идейная несогласие (желание любить по своему выбору) с установлениями прошлого сыграли не последнюю роль в ее трагическом исходе.

         Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» - один из самых ярких романов, изображающих идейное столкновение поколений.  Отцы у Тургенева, в общем-то, достойные, хорошие люди: честные. Порядочные, доброжелательные.  Но старое поколение не выработало спасительной цели, хотя и болело всю жизнь «жаждою великих идей».          Поэтому обвинения  Базарова в адрес отцов справедливы и аргументированы: романтизм, отвлеченное мечтательство, безынициативность, инертность, «сидите сложа руки и ничего не делаете». Новое поколение выдвигает идеалы дела, труда, страстно жаждет изменений.  Нужно отринуть все утопические кумиры прошлого. Однако само молодое поколение тоже ошибается. Его экстремистская политика отрицания традиций, душевной жизни, живых человеческих чувств, в конце концов, людей, исповедующих эти чувства, глубоко ошибочна. В сущности, новые люди в своей непримиримой политике провоцируют гражданскую войну. Когда оба поколения, осужденные жить в одно время,  не хотят признать идеалы друг друга, не умеют прислушиваться к друг другу, исполнить сыновний долг признания и отцовский долг быть терпимым к молодости, принципы взаимного уважения, это чревато «схваткой»,  по выражению писателя. Главная мысль Тургенева – мысль о компромиссе, а трагическая история Базарова – это результат его идейных и человеческих  ошибок.

             Литература третьей трети 19 века охотно приобщилась к этой теме, ставшей уже традиционной для русской литературы. В романе  «Господа Головлевы» перед нами вновь «случайная семья».  Все члены семьи – враги друг друга. Жажда собственности убила в них все родственные чувства. «Семьи в наличии нет», - констатирует М.Е.Салтыков-Щедрин, автор романа  лживым уверениям государства, провозгласившего принцип семейственности в ответ на новые веяния времени, исходящие от нигилизма.

               Наконец, еще один писатель, исследующий «мысль семейную». В «Войне и мире» перед нами настоящие семьи Ростовых и Болконских. Духовные и душевные идеалы отцов наследуют дети. Князь Андрей идет «дорогой чести»,  как и его отец. Дети Ростовых любят родителей, а родители их, и в семье лад и согласие. Отец Пьера винится перед сыном, которому «недодал при жизни». А дети Курагиных такие же, как их отец: равнодушны ко всему, кроме своих удовольствий. Генная связь в романе Толстого очень высока. Важна атмосфера семьи, представления об идеалах – от этого зависит судьба, мораль детей. В «Анне Карениной»  - поставлена проблема современного брака. Старый, обветшалый брак с его обязанностями перед детьми оказывается более нравственным и жизнеспособным, нежели свободный гражданский брак, проповедуемый современностью и ставший причиной гибели  героини и сиротства ее сына.

            Оказался возможен диалог между поколениями, и больше  - между временами,  в оптимистическом рассказе А.П.Чехова «Студент»  

          Итак, мы видим, что тема «отцов и детей»  в различных ее ракурсах, поворотах, нюансах, позитивных и негативных решениях находится на магистральной линии среди тематического  богатства русской литературы. Противостояние младших старщим становится конфликтом века.

   

  1. Место темы взаимоотношений отцов и детей в творчестве Достоевского

               Тема «отцов и детей» в творчестве Федора Михайловича занимает особое место. Уже в ранних произведений Достоевский призывает всех людей к воссоединению, к преодолению вражды. Через семью он показывает модель отношений в России.

        Семья разваливалась, все отношения и связи стали случайными, бедные стали гонимы и несчастны, женщины превратились в орудие наслаждения, дети лишились родительской любви, жаления и правильного воспитания, без которых они не могли нормально расти, развиваться и создавать преемственность поколений, обеспечивающую будущее. Переломная, переходная эпоха в истории России в средине XIX столетия с неотступной настойчивостью поставила перед мыслящим созданием проблемы отцов и детей. Волновала эта проблема и Достоевского. Она присутствует в «Неточке Незвановой», «Униженные и оскорбленные», она стоит на переднем плане в «Бесах», в «Подростке» и «Братьях Карамазовых», и в других романах Достоевского, причем в каждом из романов решается по-особому.

        Разлад и непонимание поколений обусловлены самим порядком природы, в котором всякое последующее неизбежно и неутомимо вытесняет предыдущее: так это для всех существ земли – и низших, бессознательных тварей, и высшего, сознательного, чувствующего существа. Дети отрицают идеалы отцов, а отцы не приемлют их устремлений. Драма поколений из сферы онтологической переводится в сферу философии истории, ее корни ищутся не на уровне, так сказать, физическом («Изнеможение в кости» - старость, дряхлость), а на уровне социальном и религиозно-нравственном, когда «изнеможение в кости» - это барскость, изнеженность русского дворянского «культурного слоя», и следствие его отрыва от почвы, религиозной неукорененности, безверия. Утрата в русском образованном обществе и русском семействе «всякой общей идеи», всеобщий «беспорядок» и «неблагообразие», потеря национальных и общественных ориентиров, шалость, убеждений и идеалов – вот что особенно волнует писателя.

        Старое поколение не выработало спасительной цели, хотя и болело всю жизнь жаждой великий идей». Не выработало, а потому и не передать «новому в назидание и руководство», обрекая его тем самым на еще один, бесплатный, а то и опасный, виток блужданий, на отрицание и отчаяние, на ложные, дробные, миражные идеи и идеалы, которые неизбежно роятся в юной душе.

Вопрос о разрыве поколений волновал писателя. Еще в начале 1870-х годов Достоевский задумывает роман об «отцах и детях», замысел которого частично воплотился в «Подростке». Но тема эта прозвучала в творчестве Достоевского значительно раньше. Вопрос о «случайных семействах» волнут писателя и в одном из последних его произведений – в «Дневнике писателя».  

        «Проматывающийся отец» не думает о своих детях,  не дает им возможности повзрослеть, подойти к своим отношениям с миром ответственно. Не распоряжаясь наследством, хотя постоянно ожидая его, надеясь на него, дети находятся на положении вечных приживалов, как, к примеру будущий император Павел при Екатерине, которая, несмотря на его совершеннолетие, не уступила ему корону. Такой же большой, нелепый и неуклюжий недоросль – Пьер в «Войне и мире» Л.Н.Толстого.

        Множество родовых семейств русских и неудержимою силою переходят массами в семейства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе».

        С утратой «всесоединяющей мысли» в обществе расшатываются все нравственные основания, и грань между добром и злом, благородством и низостью, честью и бесчестием становиться зыбкой, условной. Достоевский видел, что дворянская культура выродилась в карамазовщину, что капиталистическая система уничтожает всякую нравственность, он ненавидел буржуазный индивидуализм, он переживал страдания и боль людей как свое собственное страдание и свою собственную боль.

        Семья – столп, на котором держится государство, семья свята. Семья не есть нечто формальное, определяемое параграфами дореформенного или пореформенного закона. Семья созидается любовью. И пояснял: «Эти созидания (дети) тогда только вторгаются в душу нашу и прирастают к нашему сердцу, когда мы, родив их, следим за ними с детства, не разлучаясь, с первой улыбки их, а затем продолжаем родниться взаимно душою каждый день, каждый час в продолжение всей жизни нашей. Вот это семья, вот  это святыня!»

        В произведениях Достоевского речь идет  не только о семейных отношениях, но и социальных изменениях. Именно это является главным предметом размышлений Достоевского во время работы над романами. Он включает в свои романы и повести ряд сюжетов (всего их не более десятков), подобных друг другу по структуре, -  это истории детей и подростков пострадавших от унизительного наказания, беспричинно убитых или покончивших жизнь самоубийством, То, что изображение страдающих детей имеет у Достоевского место быть, яснее всего видно на  примере одного из рассказов Макара Долгорукого в романе «Подросток», где купец заказывает картину самоубийства своего восьмилетнего приемного сына. В галерее «прелестных картинок» Ивана Карамазова эти сцены ужасов достигают своей кульминации: ребенок, застреленный во время игры; крепостной мальчик, затравленный собаками; девочка, которую родители заставили есть экскременты и заперли на всю ночь в отхожем месте.        

Так же не последнее место в творчестве писателя занимает тема «сиротства». Достоевскому важно не только точно изобразить настоящую жизнь, но и заставить задуматься и призвать к ответу за страдания одного ребенка, чьи «слезки» стоят больше «всего мира познания». Мученичество невинных разрывает полотно действительности, на котором их страдания изображены более чем достоверно. В «Дневнике писателя» Достоевский описывает влияние на малолетних «мрачных картин» улицы. Дети, брошенные родителями, вынуждены идти на улицу, и эти «детские души» видят нищету, голод, холод, разврат. Несмотря на то, что Достоевский советует педагогам, чтобы они «искоренили» эти впечатления, его персонажи, и молодые, и старые, воспринимают унижение и мучение детей как картины – образы страдания, «которые ужас делает священными и незабываемыми, словно зарубки в памяти». Дети – сироты больше всех страдают, как будто цель их существования только в том, чтобы умереть при самых невыносимых обстоятельствах. В своих романах Достоевский обращает особое  внимание на детей и подростков, оказавшихся не нужными своим родителям по вине современной «случайной семьи». Один из впечатляющих рассказов Достоевского о сиротстве детей - «Мальчик у Христа на елке». В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы видим  отверженного миром взрослых, страдающего ребенка. После смерти матери ребенок оказался не нужным никому. Достоевский подробнейшим образом описывает переживания мальчика на последнем земном пути перед тем, как он попадает к Господу Богу на небо. Достоевский достигает почти нестерпимой силы воздействия на читательское сердце различными путями. В первом случае мальчик хотя и гоним или оставлен без помощи всеми встречными людьми, но его жизненный опыт так невелик, а доброе сердце и обстановка большого города, его праздничных улиц настолько скрашивают происходящее, что он как будто бы и не чувствует трагизма ситуации, в которой оказался. Его ощущения голода постоянно перебиваются радостными праздничными эмоциями, зрелищем рождественских елок за стеклами окон и витрин, «живых» игрушек и праздничных столов. Его опыта едва хватает на то, чтобы догадаться, хотя и не сразу, что игрушечные музыканты за стеклом витрины вовсе не живые человечки, а заводные механизмы. Но, порадовавшись на заводных куколок, мальчик позже вполне ощутит на себе тягость общения с «механическими» людьми, населяющими миллионный город и механически празднующих день рождения. Того, кто учил людей оставить механичность и жить по любви. «Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, только Сыну Человеческому негде приклонить головы»  - эта евангельская аграфа Христа могла бы стать эпиграфом к небольшому рассказу Достоевского о ребенке, замерзшем насмерть в рождественскую ночь. Умершие в ту ночь дети не лишаются сострадания к своим грешным матерям, с которыми встретились на елке у Христа в небе. Ребенок умирает в одиночестве, оплаканный одиноким читателем, ибо такой рассказ почти невозможно, или весьма трудно прочесть вслух перед аудиторией. Но на небесной елке у Христа таких детей оказывается много. Они радуются небесному празднику, летают, как ангелы, и утешают своих плачущих грешных матерей, потому что им там так хорошо, - Достоевский усиливает воздействие на читателя приемом контрастного описания радости невинно пострадавших детей.

В рассказе «Сон смешного человека» ребенок лишь в один момент его горькой жизни. Плачущая девочка просит помощи у прохожего, который ее грубо отгоняет от себя. Оказывается, целый мир, полный добра и света, может растлить и нравственно разрушить один единственный человек, который только лишь отказал ребенку в помощи.

Отвержение страдающего младенства в таком чистом виде, как мы это видим в названных рассказах встречается у Достоевского редко. Но сам мотив отвержения в прикровенном виде имеется почти в любом крупном произведении писателя. В романе «Бедные люди» это мальчик, просящий подаяние, и дети чиновника Горшкова, в «Униженных оскорбленных» это Нелли, в «Неточке Незвановой» - сама Неточка, в «Преступлении и наказании» - предполагаемый младенец Лизаветы, спасенные Раскольниковым на пожаре дети, сам Родион в шестилетнем возрасте ставший свидетелем убийства лошади. В «Бесах» это придуманный ребеночек Марьи Ставрогиной, которая, по ее словам, его в «пруд снесла», и реальный младенец Марьи Шатовой. В романе «Подросток»  это младенец – сирота, которого подобрал Аркадий Долгорукий, ухаживал за ним, но был вынужден сдать в приют.

Будущее воздействует на настоящее: дети, берегущие родителей, словно своих детей – вот одна из поразительных и грандиозных мифологий творчества Достоевского.

Дети являются молитвенниками за взрослых (как Поля за Раскольникова, дети в рассказе «Мальчик у Христа на елке» или Илюша за своего отца в романе «Братья Карамазовы») потому, что они несравнимо чище взрослых и тем самым ближе к небесному ангельскому чину.

               Просто дети и «дети Божии» в художественном мире Достоевского сближаются. В понятии «дети Божии» входят и те взрослые персонажи, которые сострадательной праведностью и духовной чистотой своей близки детям. Дети у Достоевского это уже дети Божии, а взрослые отклонились от этого предначертания и должны совершить определенные усилия, чтобы вновь стать «детьми Божиими».

Дети у Достоевского особенные. Они рано взрослеют. У писателя детям даны знания, и они вынуждены принимать те решения, которые будут определять судьбы взрослых героев – именно в этом и состоит их «инициация», их истинное взросление.

        Всех своих главных героев Достоевский показывает в динамике развития, начиная с раннего детства: Наташа Ихменева и Иван Петрович (в «Униженных и оскорбленных»), князь Мышкин и Настасья Филипповна (в «Идиоте»), Николай Ставрогин (в «Бесах»), Аркадий Долгорукий (в «Подростке»), братья Карамазовы и Смердяков (в «Братьях Карамазовых»).

             Через все романы Достоевского проходит образ матери, кроткой, тихой, смирной. Со своей матерью отношения у Федора Михайловича были теплыми, доверительными. Ему было обидно за то, как относился к ней отец. Во всех романах мать предстает как мученица, верующая и просящая у Бога за всех мучающихся.

             Достоевский, которому не давали покоя размышления о детских страданиях, говорит, что бедность  не беда, если рождающийся ребенок «принят» по-божески, в чистые праведные руки, с христианской любовью к нему взрослых людей.

                  Ребенок, от которого хотя бы в воображении отказалась мать, уведет ее за собой, как сталось с Марьей Ставрогиной; рожденный от насильника - обратит насилие против своего родителя, как это сделал Смердяков, оскорбленная девочка приведет к гибели своего оскорбителя, как случилось со Свидригайловым и Ставрогиным. При этом возникает знаменательный параллелизм характера  и образа смерти оскорбленной и оскорбителя. Матреша, соблазненная Ставрогиным, повесилась, повесился впоследствии и Ставрогин. Девочка, оскорбленная Свидригайловым,  утопилась, и хотя он сам застрелился, но гибель его обрамлена долгим, всю ночь идущим дождем, ставшим своеобразным напоминанием о характере смерти девочки. А перед самоубийством в одном из кошмарных сновидений Свидригайлов видит девочку-утопленницу в мокром платье лежащей в гробу.

2.1. Истоки проблемы «отцов и детей»

             Тема отцов и детей нашла отражение во многих произведениях Ф.М. Достоевского. Федор Михайлович, как и многие другие писатели, говорил о распаде родственных связей, признаки которого мы можем увидеть уже в самой  семье Достоевских.

               Отец Достоевского был человек холодный, угрюмый  и жестокий. Отец был страшно жесток с крестьянами, и это, конечно, запомнилось Достоевскому, как и бесконечная жестокость отца с домашними. Мать – добрая, мягкая,  возвышенная душа - мало походила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером., но была замучена деспотизмом и ревностью отца. Сыновья рано научились жалеть ее. К матери своей Федор Михайлович относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения.

           Но мать любила отца. Может быть, в романах Достоевского потому так много прекрасных женщин, так много преданной, страдающей, мучительной любви. Семью свою Михаил Андреевич держал в строгости и причудливо следил за поведением каждого из ее членов.

        Федор Достоевский был  вторым сыном в семье. Старший брат Михаил до самой своей смерти оставался самым близким человеком для Федора Михайловича.  В семье было еще пятеро младших:  три сестры и два брата. Всю жизнь Достоевский трогательно заботился о своей сестре. Отношения между братьями и сестрами были очень доверительные, нежные. Семья, кровные родственные связи были всегда предметом культа Достоевского. Федора Михайловича мучила мысль о будущем братьев. Эти свои мучительные заботы он передал гораздо позже Раскольникову, терзаемому мыслью о сестре. Достоевскому не хотелось, чтобы его братьев и сестер воспитывали богатые родственники. Но, к сожалению Федора Михайловича, его братья и сестры были устроены к родственникам, которых он не любил и презирал.

              Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Гостей в доме почти не принимали. Исключение составляли лишь некоторые сослуживцы и родственники матери. Атмосфера в доме царила довольно тягостная. Еще в раннем возрасте будущий писатель почувствовал деспотический характер своего отца. В одной из черновых записей к роману «Подросток» Достоевский писал: «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, а главное уже в детстве начинающие понимать беспорядочность и случайность основ всей их жизни, отсутствие установившейся  формы и родового предания». Это писатель сказал о самом себе.

          Еще мальчиком Федор Михайлович научился жить литературой. Но отец презирал «стихоописание» и не интересовался душевным миром своих детей. Он хотел для сыновей денежной карьеры; поступление в Инженерное училище было решено им, сыновья не смели сопротивляться воле отца.        Михаил Андреевич был убит при таинственных обстоятельствах. Смерть отца была для Достоевского ударом. Он хотя и не был близким ему, но он был отцом его, и писателю было очень больно за судьбу отца.

2.2. Взаимоотношения  отцов  и детей в романе «Униженные и оскорбленные»

             В основе сюжета романа «Униженные и оскорбленные» лежат трагические истории трех семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-англичанина Смита, разоренных и обездоленных богатым авантюристом князем Валковским.         Сама семья Валковского «случайная». Князь – человек жестокий, злой, циничный. Для него нет ничего святого, ради извлечения собственной выгоды он не останавливается ни перед чем. Он озабочен только самим собой, собственной выгодой и наживой. Для достижения своих целей Валковский использует любые средства, даже собственных детей. Ему не известны такие чувства, как отцовство, любовь к детям, искренность, хотя внешне он и любит своего сына Алешу.  Валковский ограбил и бросил свою первую жену с маленькой дочкой, обобрал сына и его невесту, возбудил уголовное дело против честного Ихменева.  Основная черта его характера – безграничный эгоизм: «Все для меня, и весь мир для меня создан», - говорит Валковский. Князь устраняет всех, кто мешает его планам: жену с ребенком, сына.

        Подобные истории, по мнению Достоевского, встречаются в Петербурге на каждом шагу и не являются чем-либо из ряда вон выходящим. Рассказывая о судьбе дочери Смита и его маленькой внучке Нелли, писатель заключает, что «эта была …. одна из тех мрачных и  мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни».

        Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, где правят гордые и злые эгоисты, единственной защитой «униженных и оскорбленных» от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание. Писатель призывает руководствоваться христианским учением  о любви к ближнему и всепрощении.

        Так, выслушав рассказ маленькой Нелли о своей матери, проклятой Смитом, старик Ихменев прощает свою Наташу: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть теперь торжествуют, эти черствые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросают в нас камни…».

        Николай Сергеевич Ихменев – хороший честный, скромный человек. Свою дочь Наташу очень любит. Ихменев прожил жизнь в «наивно-романтическом» мире. И он не был готов столкновению с эгоистическим миром Валковских. Старик постоянно думает о дочери, которая отвергнута миром, так как не венчана с Алешей. Ему хочется броситься к дочери, но он не может простить ей оскорбления, нанесенного бегством. Но и разлюбить ее тоже не может. О Наташе он думает, и оскорбленная часть спорит в его душе с любовью. Страх за дочь заставляет Николая Сергеевича пожалеть чужую девочку, внучку Смита. Увидев на улице с протянутой рукой Нелли, Ихменев отдает ей все, что есть у него в кошельке.

        «- Это я, видишь, Ваня, смотреть не могу, - начал он после довольно продолжительного сердитого молчания, - как эти маленькие невинные создания дрогнут от холоду на улице… из-за проклятых матерей и отцов…»

        Старик сразу же вспоминает свою Наташу. Ведь у неё тоже могут быть дети, которые будут также,  как  Нелли, просить милостыню.

        Николай Сергеевич прощает дочь потому, что перед его глазами прошла история бедной Нелли, мать которой также  выгонял отец из дому, что причинило несказанные страдания девочке. Нелли – озлобленный ребенок, измученный         жизнью, бесконечно унижаемый и голодный. Даже умирая, девочка не может простить отца – негодяя  и выполняет завет матери,  ненавидя его всеми силами души. Валковский коверкает жизнь и своему сыну от второго брака, Алеше. Младший Валковский слабовольный. Он, подталкиваемый отцом, губит Наташу. Она понимает, что Алеша такой же, как его отец, что с ним семьи не получится: ведь он подобие Волковского. С ним, с Алешей, у Наташи может получиться лишь «случайное» семейство, не более того. Возвращение к отцу спасает Наташу от гибели.

2.3. Взаимоотношения  отцов  и детей в романе «Преступление и наказание»

                В романе «Преступление и наказание», написанном в 1865-66гг., социальные мотивы получили углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы главного героя Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести… чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям…» Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных – философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.

        В «Преступлении и наказании» мы вновь сталкиваемся со «случайным» семейством, с отсутствием родственных связей между отцами и их детьми. Примером может служить семья Свидригайлова. «Дети мои остались у тетки; они богаты; а я им лично не надобен. Да и какой я отец!».

        Эта реплика подчеркивает безжизненность Свидригайлова, его человеческое  падение. Ему легче отказаться  от своих детей, предоставив их другим людям, нежели самому воспитывать. Свидригайлов тешит себя мыслью, что у тетки им лучше, чем с родным отцом. Он даже не интересуется их жизнью. Свидригайлов утратил связь со своими детьми, а значит кровные, родственные связи тоже потеряны. С образом Свидригайлова можно связать определение «расслабленный отец». Всякое ослабление отцовства у Достоевского – это причина упадка. Жизнь рушится там, где слабеет присутствие отца. Даже невеста Свидригайлову найдется в ущербной семье. С другой стороны, даже воспоминания об отце способны поддерживать несчастных героев романа: Катерина Ивановна всю жизнь гордилась тем, что она полковничья дочь. В свое время Катерина Ивановна пренебрегла желанием отца и вышла замуж без его благословения. Она сама рвет всякие отношения с отцом и уходит из дома. Но в глубине души женщина нуждается в его прощении. До конца жизни Катерина Ивановна ждет, что отец позовет ее, но этого не происходит, и она гибнет.

        Детство Родиона Раскольникова представлено через его сон. Именно во сне он видит своего отца, который ведет Родиона за руку. Они идут на кладбище, где любил бывать мальчик и где все исполнено святости: родовые могилы, старинная любимая им церковь – все пробуждает Бога в душе Раскольникова: «Он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал её». Словом, отец ведет сына по праведному пути, а вокруг – страшный греховный мир: «Он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак». Во сне разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади. От окровавленной лошади Родиона уводит отец. Раскольников плачет и просит защиты у отца. Отец предстает как носитель добра и силы. Но даже он не может пойти против толпы, отсюда вытекает вывод: отец бессилен в торжестве зла.

        Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.

        Отца у Раскольникова уже нет, он сирота. Зато у него есть мать и сестра, которые любят Родиона и готовы все сделать для него, хотя сами голодают и нуждаются в помощи. Они решаются  на страшный шаг: Дуня готова стать женой негодяя и развратника. Но Раскольников не  может принять этой жертвы. Тут меньше действует его гордость, а больше любовь к сестре и матери. Родственные связи в семействе  Раскольниковых не утрачены.  Назвать такую семью «случайной», пожалуй, нельзя.

        Обратимся к семье Мармеладовых. Главу семейства можно назвать слабым отцом, который не заботиться о своих детях. Он занят самим собой. Катерина Ивановна живет мечтами, но на ее плечах держится семья. Мармеладов несет лишь несчастья своей семье, тем не менее, никто из детей не выскажет ему никакого упрека. Даже сам его странный брак с Катериной Ивановной может быть понят не только через необходимость «некуда пойти» человеку, но и троих приемных детей он подлинный папаша, за которого все молятся наравне с молитвой за  родного отца. По Достоевскому, любовь не должна противоречить страданиям, источником которых будет и отец. Это именно христианское состояние: любовь не вопреки страданиям, а именно как чувство к ближнему, страданиями очищенное. Поэтому только любовь связывает Мармеладова и его дочь Соню и его приемных детей. Здесь важно не только кровное отцовство, но и духовное. Мармеладов учит детей Закону Божьему. Дает надежду Сони на прощение перед Богом. Сам он грешник, как и его дочь. Соня любит своего отца, таким, какой он есть и не осуждает его. После смерти Мармеладова Свидригайлов устраивает  судьбу сирот. Не смог позаботиться о своих детях, так хоть чужим помочь. Отсюда вытекает вывод – Свидригайлов скучает по своим детям, тоскует по отцовству. В романе «Преступление и наказание» конфликт «отцов и детей» отсутствует. Отцовство – чисто духовная тема: отец это ближайший из близких, его присутствие символизирует отношение человека к людям, к миру. Разрыв этой связи ведет к разрыву и с людьми. Возвращение к миру, к жизни происходит в Раскольникове через обращение к Соне,  истинной дочери своего отца. Безотцовщина опустошает, связь с самым падшим отцом связывает с Богом, пусть и не суля никакого земного блага.

2.4. Взаимоотношения  отцов  и детей в романе «Братья Карамазовы»

Ф.М.Достоевский не только развивал излюбленные идеи и потому «повторялся» из произведения в произведение, но и впитывал в себя все новые жизненные впечатления и следил за раздвижением коренных русских типов, вовлекая читателя в процесс познания их эволюции. «Братья Карамазовы» (1879 – 1880) – последний и самый великий роман Ф.М. Достоевского продолжает развивать любимые темы писателя.

        «Случайное» семейство Карамазовых располагается, и сам распад этой «ячейки общества» сообщает нам, что это не единственный случай.        В семье Карамазовых нашли отражение наиболее характерные черты морального состояния русского пореформенного дворянства, его бездуховность и необузданность эгоистических устремлений. Все, что совершается в карамазовском семействе, Достоевский связывает и соотносит с процессами, происходящими во всем мире. «Посмотрите на этого несчастного, разнузданного и развратного старика, этого «отца семейства», столь печально покончившего свое существование. Родовой дворянин, начавший карьеру бедненьким приживальщиком… С годами, то есть с нарастанием капитальчика, он ободряется… Духовная сторона вся похерена, а жажда жизни чрезвычайная. Свелось на то, что, кроме сладострастных наслаждений, он ничего в жизни и не видит, так учит и детей своих. Отеческих духовных каких-нибудь обязанностей – никаких. Он  над ними смеется, он воспитывает своих маленьких детей на заднем дворе и рад, что их от нег уводят. Забывает об них даже вовсе  Он обсчитывает родного сына, и на его же деньги, наследство матери его, у сына же своего, любовницу…

Вспомним, однако,  что это отец, и один из современных отцов. Обижу ли общество, сказав, что это один из многих современных отцов? Увы, столь многие из современных отцов лишь не высказываются столь цинически, как ибо лучше воспитаны, лучше образованы, а в сущности – почти такой же, как и он, философии… Но вот, однако, дети этого старика семейства:  один перед нами на скамье подсудимых…. Старший – есть один из современных молодых людей с блестящим образованием, с умом довольно сильным, уже ни во что, однако, не верующим, многое слишком уже многое в жизни отвергшим и похерившим, точь-в-точь, как и родитель его…».

        Повсюду писатель видит хаос, внутреннее  разложение, социальную деградацию, распад семьи, рост эгоизма и своеволия, полную утрату нравственных норма и духовных ценностей. Наиболее полно все это воспроизведено в образе главы «карамазовского семейства» Федора  Павловича Карамазова. Подлость, корыстолюбие и алчность, цинизм и сладострастие – вот далеко не полный перечень черт, характеризующих его. В Федоре Павловиче, Достоевский  воплотил все самое грязное, бесчеловечное, растленное, что было накоплено дворянство в период крепостничества и новых буржуазных отношений, показал черты дворянского вырождения, распада родственных связей, «силу низости карамазовском». Федор Павлович Карамазов олицетворяет источник всяческого растления и вместе с тем – погибель зараженного безверием и развратом социального организма. Все, что на себе печать идеала, - вера, высокие убеждения, человеческое достоинство, чистота  и красота женщины, любовь, семья – все попрано, предано поручению, в том числе и собственное «я» героя.

        Основной конфликт романа состоит в становлении главы семьи Федора Павловича Карамазова и четырех его сыновей: законных – Дмитрия, Ивана, Алексея и побочного – Смердякова, прижитого от нищенки Лизаветы. Сыновья были брошены отцом на произвол судьбы. «Конечно, можно представить себе, каким воспитателем и отцом мог быть такой человек. С ним как с отцом случиться, то есть он вовсе и совершенно бросил своего ребенка, прижитого с Аделаидой Ивановной, не по злобе  к нему или не из каких-нибудь оскорблено-супружеских чувств, а просто потому, что забыл о нем совершенно…..

        После смерти второй жены с обоими мальчиками случилось почти точь-в-точь то же самое, что и с первым, Митей: они были совершенно забыты и заброшены отцом и попали все к тому же Григорию и также к нему в избу». Став взрослыми, дети ничего, кроме неприязни и даже ненависти, к своему отцу не испытывают. Связаны между собой братья по-разному: Дмитрий и Иван оба ненавидят отцы, но они соперники по дележу наследства, и соперники в отношениях к Катерине Ивановне. Дмитрий хорошо знает, что он во многом повторение своего отца. Но сын еще не опустился на крайнюю ступень падения. В нем сочетаются противоположные начала: добро и зло, благородство и низость. Отца своего Митя обвиняет в Том, что он ограбил его. К тому же Федор Павлович мешает ему добиться благосклонности Грушеньки. И не один раз в раздражении Митя говорил, что может убить отца. Пойти на один из самых страшных грехов – убийство «родителя». Дмитрий отца называет «псом» и «Езопом», что значит шут и «урод». Сам облик отца вызывает у его сына негативно-уничтожающее чувства: «Может быть, не убью, а может, убью. Боюсь, что ненавистен он вдруг мне станет своим лицом в ту самую минуту. Ненавижу я его кадык, его нос, его глаза, его бесстыжую насмешку. Личное омерзение чувствую. Вот этого боюсь. Вот и не удержусь…».

        Не отстает от него и брат Иван в своих «родственных» чувствах, замечая об отце и брате Дмитрии: «Один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога». В конце концов, незаконный сын старика Карамазова Смердяков убивает отца. Но весь роман – о степени вины каждого из братьев в этом отцеубийстве. Круг разложения, таким образом, замкнулся. В Смердякове Достоевский пророчески указывает на множащуюся породу «вымороченных» людей, оторванных от национальных и общечеловеческих корней, лишенных уже не только веры, убеждений, сердечных  привязанностей, но и самой способности и потребности их иметь.

        Преступления Дмитрий не совершил. Однако, он осознает свою вину уже за то, что у него могла возникнуть мысль об отцеубийстве. Он приходит к выводу, что подобная идея могла возникнуть только в жестоком и несправедливом мире. Дмитрий Федорович начинает осознавать свою ответственность за происходящее и необратимость самому исправить зло, царящее в мире. Он решает пострадать за всех, потому что все виноваты. Любовь к людям Ф.М.Достоевский понимает не как любовь к «дальнему» человечеству, а как любовь к каждому человеку со всеми его слабостями и пороками. Иван Карамазов  не верил, что так любить, возможно, ибо это очень трудно, может быть, ничего более трудного и нет на Земле.

        В семействе Карамазова разорваны всякие родственные отношения, да их и не было с самого начала. Алеша единственный кто пытается соединить братьев. С детства он был воспитан старцем и впитал в себя все самое лучшее. Алеша принимал отца таким, какой он был и пытался найти в нем что-нибудь хорошее. И Федор Павлович начинал доверять Алеше, чего не было у него с другими сыновьями.

        Свою мать Иван и Дмитрий не знали. В отличие от братьев у Алеши с матерью связаны все самые светлые  и сильные воспоминания. Образ гонимой и страдающей матери, которая пытается защитить,  спасти свое дитя протягивает его под покров богородицы, как бы неким намеком совпадает с образом, в котором человечество воплотило идею просветленного, высокого материнства.  «Везде  в лице божьей матери, писал великий русский романист И.А.Гончаров, - является тип чистейшей и нежнейшей матери во всей ее материнской   - и только материнской красоте, без примести всякой другой любви, всякого другого земного чувства». Образ страдающей матери, как образ высокого нравственного страдания, всю жизнь не оставляет Алешу.

Заключение

            «Отцы и дети»- одна из самых драматических и актуальных тем русской классики, именно поэтому она нашла свое выражение почти во всех  знаковых произведениях русских писателей 19 века.  Эта тема стала поистине темой века. Семья воспринималась  русскими писателями как модель общества, как его зеркало. Кризис русской нравственности, кризис русской духовности, религиозности, наконец, политический кризис, социальные процессы русского общества больно ударили по русской семье. Великий русский философ Н.Ф.Федоров, главной заботой которого было восстановление принципа братскости и семейственности, сначала кровного, а потом и всечеловеческого, писал: «Нигде антагонизм молодого со старым не дошел до такой крайности, как у нас».

Русская литература рассматривала отношения и конфликты родителей и детей в различных плоскостях: религиозных, психологических нравственных, идейных, политических, моральных. Она говорила об отношениях кровных родственников и отношениях между старшим и младшим поколением. Основными причинами распада семьи русские писатели считают

     а) социальные и политические процессы, происходящие в обществе:  расслоение общества на бедных и богатых, стремительная капитализация России, заразившая чистоганом русскую семью и рушащая  ее «устои»; кризис патриархальной семьи и неспособность государства удержать семью, создать новые культы семьи; отсутствие настоящей заботы государства о русской семье;  кризис института дворянства, «сидящего сложа руки и ничего не делающего»; идейные и этические расхождения поколений; нигилистические представления  с их ложно понятой свободой от обязательств перед людьми, с их критикой брака и семьи;

    б)  «духовное повреждение человечества», обнажающее низменные инстинкты, греховное начало в человеке; ослабление веры.

         Достоевский был писателем, стоящим в эпицентре всех горячих проблем русской жизни. Критерием оценки произведения он считал злободневность. И так как проблема русской семьи была актуальной,  Достоевский не мог не обратиться к этой теме. «Беспорядок в русской семье» он ощутил уже в собственной семье. Произведения писателя проникнуты болью за семью. Он считал, что сама смута, которую он наблюдал в России, вызвана «случайностью» браков, безответственностью родителей, эгоистическими инстинктами людей. Брошенные отцами, которые решают свои проблемы,  дети носят в душе рану, уязвлены равнодушием отцов и начинают их ненавидеть. Без отцовского участия трудно детям найти правильную дорогу. Судьбы их покорежены. В трагедиях детей виноваты отцы. Само же «духовное повреждение отцов» вызвано кризисом веры в современном обществе. Поэтому теряются все нравственные основания и понятия, грань между добром и злом становится зыбкой.  Распадается идея всеединства людей, связь времен, духовное единение.

       Но Достоевский верит в человека, верит, что у России есть созидательные силы, которые нужно мобилизовать, чтобы   противостоять духовному распаду общества, хаосу, обособлению, верит, что можно обрести духовную гармонию, что в душах людей живет совесть и идеал прекрасных форм человеческих отношений, к которому они придут, верит, что «сияющий образ Христа» спасет человечество  и оно обретет утраченную связь, желанное всеединство, а с ним и подлинное счастье. С этой верой связана оптимистическая и светлая нота, которая явственно ощутима в произведениях Достоевского. В своих романах они показывает нам возможность это единения людей и счастья.

Список литературы

Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1887, июль-август. – М., 1969. с. 98.

Левицкий С.А.Очерки по истории русской философии. М., «Канон» 1996 с.108

Аникин А.А. Тема «отцов и детей» в русской классике- Интернет: top 100/Histori/ rate 11.0.shtml..ru.с. 3

Пушкин А.С. Полное собрание сочинения. Т.8. М.: Правда, 1984. с. 268

Лермонтов М.Ю. Полное собр. соч. – М.: Гослитиздат, 1978. с. 94.

Миллер О. Дети в сочинениях Ф.М.Достоевского// Миллер О. Русские писатели после Гоголя. СПб.; М.; 1886. Т. 1. с. 300.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. Т. 3. Униженные и оскорбленные. М., 1996. с. 176.

 Достоевский Ф.М.Преступление и наказание. – Собр. соч., т. 5. М., 2007. с. 315.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: Отцы и дети

В наше время становится все труднее и труднее воспитать уважение к пожилым людям, старшему поколению. В молодости практически не задумываются о том, что старость коснется каждого. Не говорить об...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Дети в творчестве Ф.М.Достоевского".

"В сегодняшнем мире... тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму",- писал Ч.Айтматов. Эти слова писателя проходят красной нитью через весь урок. Среди "униженных ...

Классный час на тему: "Отцы и дети. Хочу, чтобы был мир и покой..."

Классный час, посвященный теме Великой Отечественной Войны....

Сценарий классного часа на тему: "Отцы и дети". 9 класс.

Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаи­моотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные си...

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»...

Тема "Отцов и детей", ее влиятние на выбор профессии офицера

                                                      ...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...