Проектная деятельность в воспитательной системе педагога
статья на тему

В статье отражен опыт работы классного руководителя с использованием технологии проектной деятельности. Раскрыто понятие "проект" с точки зрения теории, далее рассмотрены этапы работы над тем или иным проектом, описан ход работы с целями и задачами каждого этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_civenko.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в воспитательной системе педагога

(из опыта работы)

Цивенко Н.Б.,

МБОУ «СОШ № 29»

г.Магадан

Сегодня важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные пути решения. Это и призван решить проект национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».  

Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить современная школа. Школа должна готовить новую модель выпускника, готового и способного к  технологическим, организационным, социальным инновациям; обладающего высокой социальной активностью; способного быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентностного в осуществлении социальных взаимодействий, способствующего быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Основное предназначение педагога я вижу в том, чтобы помогать растущему человеку, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности, для развития его самостоятельности. Для осуществления самостоятельности требуются новые методы в деятельности педагога. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов  в зарубежной и отечественной педпрактике принадлежит  сегодня  методу проектов.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Воспитательная система класса – плодотворная почва для применения данной технологии. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать самостоятельность, получить новые знания, обменяться накопленным опытом. Совместно с учениками нами были реализованы различные по тематике и направленности проекты. Так, в 2008-2009 уч. году нами был реализован информационно-творческий проект  «Листая страницы Колымской столицы» (исследование истории освоения Колымской столицы, в рамках изучения регионального компонента, участники проекта - учащиеся 2-а, 3-а кл., 5-а кл.). Цель - формирование гражданской позиции учащихся, приобщение к  культурно-историческому наследию нашего региона, гордости за свою малую Родину. Задачи - сформировать умение работать с информацией, находить  источники, из которых ее можно почерпнуть; - научить проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе. Нами были определены следующие этапы работы над проектом.

     1. Предпроект. В ходе данного этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта. Первым нашим шагом являлась актуализация  идеи создания сборника творческих работ, посвященного празднованию 70-летия города Магадана в сознании участников проектной группы. Нами была создана экспертная группа из учеников 2-а, 3-а, 5-а классов.

  1. Планирование работы над проектом. Все участники проекта были разделены на три группы:                                                                
  1. историки (задача – работа с историческими фактами и           сведениями);
  2. литераторы (задача – написание творческих работ, посвященных городу, области, людям, которые внесли значительный вклад в развитие региона);
  3. художники-оформители (задача – создать дизайн для творческого сборника).

            На данном этапе предполагается определение временных рамок (в течение 3 недель участники проекта собирали необходимый материал об истории развития города, группа литераторов провела конкурс сочинений и творческих работ «Мой Магадан», группа художников-оформителей провели конкурс рисунков и фоторабот «Город мой прекрасен», а также организовала сбор фотографий с изображением видов города и его окрестностей. Участники проекта обратились в галерею Памяти «Лица Колымы» для получения необходимой информации, а также в МОДБ, библиотекари продемонстрировали исторические документальные фильмы об освоении Колымы, подготовили выставку фотографий с видами города и области).

 3. Аналитический этап.  Основной задачей данного этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования,  получение и анализ информации. На данном этапе происходит уточнение намеченной цели и задач, а также поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта. Действия экспертов (для более продуктивной работы) были разбиты на шаги:

  1. обмен информацией с другими лицами (учащимися, консультантами). Учащиеся проводили беседы с учителем истории Трушниковой М.Ю., которая познакомила участников проекта с  необходимой литературой, имеющейся в музее школы. Также для участников проекта была организована экскурсия в школьный музей «Галерея Памяти «Лица Колымы».
  2. сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. Совместно с координаторами проекта были выявлены наиболее значимые факты в истории города. Создан план по дальнейшему отбору информации.

4. Этап обобщения. Систематизация, структурирование полученной информации, построение логической схемы выводов для подведения итогов. Задача координаторов проекта на данном этапе заключалась в следующем: предоставить детям максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта. Эксперты проекта подготовили отчеты о проделанной работе в виде документации: протоколы заседаний, план работы, схемы, фотоматериалы. Вся документация была оформлена в портфолио.

  5. Завершающий этап проектной деятельности – рефлексия. 

           Главная цель этого этапа – анализ самими участниками проделанной работы. Совместно с детьми мы рассмотрели все стадии проекта, обсудили встретившиеся трудности (а их было не мало!), приняли к сведению замечания  консультантов.

Итогом информационно-творческого проекта стал сборник творческих работ учащихся «Листая страницы Колымской столицы», посвященный празднованию 70-летия города Магадана. Сборник был передан в музей школы, а также в филиал ЦБС № 7. Все работы, вошедшие в сборник, посвящены истории и современности города и области, и, конечно, людям, которые стали частью истории Колымского края. Для каждого участника данного проекта  появилась уникальная возможность проявить инициативную позицию, узнать историю нашего региона.   Именно в этом, кроется одна из возможностей формирования активной жизненной позиции каждого молодого гражданина РОССИИ.

Таким образом, мною был сделан вывод о том, что работа над проектом способствует воспитанию у детей значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность), чувство ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации. Достаточно плодотворно влияет на учеников работа в разновозрастных группах (проект «Листая страницы Колымской столицы» реализовывался совместно с учениками 2-а, 3-а, 5-а кл. – все классы занимаются по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – система развивающего обучения, а данной системе присуща работа с разновозрастными группами). Таким образом,  можно сделать вывод о том, что проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. 

Особенно запомнился ребятам 5-а класса в 2010-2011 уч. году  социальный проект «России важен каждый».   Цель проекта: привлечь внимание школьников к демографическим проблемам мира, своего региона, к историческому опыту переписей населения, способствовать развитию долга и патриотизма у учащихся.

           Мы с ребятами осуществляли проект следующим образом: класс был разделен на три группы. Первая группа были теоретиками, перед ними стояла задача – провести информационно-разъяснительную работу с «населением». Вторая группа детей выступили в роли переписчиков. Им необходимо было подготовить материал, на основе которого составлялись анкеты для «населения». При составлении анкет ребята использовали всю свою фантазию. Вопросы были различные, например: «Посещал ли ты детский сад? Кто ведет домашнее хозяйство? Чем занимаются взрослые члены твоей семьи? Как ты относишься к нынешнему президенту страны?». Переписчики подошли к заданию творчески: оформили красочно свои работы, а некоторые придумали лозунги, такие как: «Внеси себя в историю России! Все важны нашей стране! Лишних нет!». И третья группа детей – «население». Когда переписчики закончили сбор данных, из трех групп были выбраны эксперты, которые обработали анкеты и подготовили анализ результатов. Затем всем участникам проекта было предложено выпустить листовку, которая отражала бы суть, идею переписи – 2010 года. Таким образом, все участники проекта выступили в разных ролях и раскрыли важность значения данного мероприятия. К нашему проекту присоединились представители  Магаданстата - Житорюк О.И., которая неоднократно проводила встречи с учениками класса, участвовала в акции «России важен каждый», присутствовала на открытом классном часе «История переписи. Как все начиналось».

        Занимаясь уже в течение 7 лет проектной деятельностью,  я видела, как развивается у детей инициативность, способность самостоятельно принимать решения, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные пути решения. Мои ученики становятся участниками и победителями творческих вечеров, научно-практических конференций, городских интеллектуальных олимпиад учащихся развивающего обучения: лауреаты городского конкурса на лучшую творческую работу в рамках Всероссийской переписи населения-2010 (Положиева Э., Макарова А., Попов А.) – октябрь, 2010 г., лауреаты городского конкурса в рамках акции «За ЗОЖ» (весь класс), октябрь, 2010 г., лауреаты городского конкурса творческих работ по профилактики правонарушений (весь класс), ноябрь, 2010 г., группа учащихся (Положиева Э., Бобух Е., Попов А.) с исследовательским проектом «Образ медведя в многовековой мудрости русского народа» заняла 2 место в школьной научно-практической конференции, январь, 2011 г., участники, призеры Всероссийского конкурса-игры «Русский медвежонок. Языкознание для всех» (16 человек, февраль 2011 г.), Положиева Э. – 1 место в России в игре-конкурсе «Золотое Руно», май 2011 г. Особенно удачно, на мой взгляд, реализуются творческие проекты, т.к. именно здесь учащиеся имеют возможность раскрыть в полной мере весь свой творческий потенциал. За шесть лет работы  нами реализованы и продемонстрированы на городской интеллектуальной олимпиаде учащихся развивающего обучения следующие проекты: «Творчество М. Шолохова в современной интерпретации. По страницам шолоховских произведений» (2006 г. – 3 место), «Исторические уроки эпохи Петра Великого» (2007 г. – 1 место), «Самые знаменитые семьи. Семья Кончаловских-Суриковых-Михалковых» (2008 г. – 2 место), «Проблемы взаимоотношения молодежи и общества, молодежи и государства на страницах истории или классической литературы» (2009 г. – 1 место), «Нам дороги эти позабыть нельзя» (2010 г. – 1 место), «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы» (2011 г. – 1 место).

        Таким образом, мои ученики на сегодняшний день успешны, активны, самостоятельны; они способны отстоять собственную точку зрения, владеют приемами и формами ведения дискуссии, ставят намеченные цели и достигают их, находят нестандартные пути решения любой поставленной задачи. Именно это и призван решить сегодня в современной школе проект национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».  

Библиография

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М., 2000.

3. Килпатрик В.Х. Основы метода. – М. – Л., 1928.

4.На путях к методу проектов/ Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В.  

   Крупениной. – М., 1930.)

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе  

    образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

6. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю// Школа и

    производство. – 2002. - № 1. – С. 14-16.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

    Практическое пособие для работников общеобразовательных

    учреждений. – М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обес...

Презентация "Визитка класса". Проектная деятельность в воспитательной работе.

Презентация подготовлена к отчетному собранию в конце учебного года....

Технология проектной деятельности в воспитательном процессе.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образова...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения...

Проектная деятельность как актуальная система интеграции урока и внеурочной деятельности.

Описание проекта,направленного на развитие интереса к исследовательской деятельности учащихся....

Выступление на педсовете: "Проектная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ОВЗ"

Проектная технология используется как в урочной , так и в воспитательной работе....