"Красота сердца"
классный час по теме

Тюкова Елена Геннадьевна

Сердце - одно из самых загадочных достоинств человека. С древности с сердцем связывали лучшие человеческие стремления и высокие душевные качества. Классный час "Красота сердца" напомнит детям о том сокровище, которое всегда с рядом, которое всегда готово ответить миру и напомнить о добре и красоте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_serdca.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №89»

Классный час

КРАСОТА СЕРДЦА

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Тюкова Елена Геннадьевна

ЗАТО Северск -2010г.


Классный час

Красота сердца

Цель: раскрыть смысл понятия «Красота сердца».

Задачи:

Обучающие: учить проводить аналогии; обогащать словарный запас; отрабатывать умение вести диалог.

Развивающие: развивать творческие способности, стимулировать интеллектуальное развитие учащихся.

Воспитательные: воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие; содействовать воспитанию культуры познавательной деятельности.

Оборудование: рисунок солнышка, рисунок сердца, карточки со словами: сердце, середина, сердцевина; рисунок солнечной системы; словарь В.И. Даля;  красная цветная бумага размером 10 x 10 для выполнения оригами; инструментальная музыка «Ромео и Джульетта» (Нина Ротта, Франко Дзеффирелли, Ричард Клайдерман.)

Тип урока: урок-беседа.

Эпиграф: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир.» (И.Ильин)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие. Желаем здравствовать, прилагая руку к сердцу.
  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

1. Беседа. (На доске рисунок солнышка.)

- Сегодня я приветствую вас, прилагая руку свою к сердцу, от всей души желая вам здоровья, как когда-то приветствовали при встрече друг друга наши предки.

      – Почему, как вы понимаете, руку клали именно на сердце? (Ответы)

-  От всего сердца – значит от всего добра его и тепла, и света.  

2.  Чтение стихотворения.

Ты сердце – солнце-солнц,

          Звезда добра, любви,

Ты сердце - солнце-солнц,

Обитель красоты.

В тебе сияет  свет

Духовной высоты.

Ты сердце – солнце солнц,

Даритель красоты!

3. Беседа по стихотворению.

- Что значит сердце – солнце-солнц? Почему оно сравнивается с солнцем? (Ответы.)

- Конечно, сердце, как и солнце способно дарить свет и теплоту людям. Ведь недаром говорят о сердце горячем, тёплом, огненном. Чье сердце обычно сравнивают с солнышком? (Ответ: добрых людей, любящих, сердце мамы). Верно, а какие качества живут в таком сердце? (добро, любовь, сострадание, справедливость, трудолюбие и т.д.)

Значит, сердце наше и впрямь «звезда добра, любви», а такие качества делают человека каким? (Ответ: красивым). Правильно, красивым, как солнце.  

1) Солнце – сердце солнечной системы.

- Любите ли вы солнце? Почему? (Ответы детей)

- Конечно, солнце дарит нам столько тепла и света, что его хватает на многие тысячи лет жизни нашей планеты. Да и какое лето без тёплого солнца? Да и жизнь без него в нашей солнечной системе невозможна. Как вы считаете, почему? (Ответы детей.)

- Да, солнце поддерживает жизнь своим теплом и светом.

- Вспомним, как выглядит наша солнечная система, определим, какое место занимает солнце среди всех остальных планет. (Смотрим на изображение солнечной системы). (Ответы: солнце находится в самом центре нашей солнечной системы, в середине.)

- Верно, в центре, т.е. в середине, в сердцевине (посмотрите на корень слов). Так что напоминает солнце, беспрерывно дарящее жизнь всему живому? (Ответ: сердце нашей Вселенной).

-  Молодцы, сейчас вы подтвердили мнение ученых, определивших солнце, как сердце всей солнечной системы. Приложите руку к груди. Где находится наше сердечко? Здесь слева. Оно, как и солнце во Вселенной, есть золотая середина наша. Учёные доказали, что  сердце человека по силе своего излучениям равно свету 5.000 солнц! И оно единственное в нашем теле никогда не стареет. (Помните «сердце – солнце-солнц»?)

     - Здесь секреты сердца только начинаются. Давайте  попробуем открыть одну из      вечных тайн нашего сердца -  его  необыкновенную красоту?  

2) Что такое сердце.

- Как вы понимаете, что есть человеческое сердце (Ответы детей).

- Да, вы правы. Многие и сегодня и считают, что сердце – это только насос, для перекачки крови. Но если это так, то почему мудрость веков в пословицах и поговорках, в высказываниях мудрых  отдаёт сердцу одно из самых важных мест в жизни человека? Говорят: сердцем чувствую, по сердцу пришлось, сердце сердцу весть подает, чует сердце друга и недруга, у сердца уши есть; что к огню ближе, то жарче; что к сердцу ближе, то больнее. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Посмотрим, какое ещё значение дает этому понятию В.И. Даль.

Сердце – в нравственном значении оно есть представитель любви, воли, страсти, нравственного, духовного начала, противоположно умственному, разуму, мозгу: всякое внутреннее чувство сказывается в сердце.  

- Так что ещё есть сердце?  (Ответы)

3) Сердце и мышление

- Почему сердце противоположно разуму? (Ответы: сердце чувствует, переживает, страдает, а разум мыслит, он лишен чувств). Как ни покажется странным, но оказывается, что сердце обладает своим мозгом и способно посылать свои импульсы в головной мозг. Но, как вы считаете, а связаны ли мысли с сердцем? Какими они бывают? (Ответы: мысли могут быть добрые или не очень, в зависимости от сердечных переживаний).

- В персидских хрониках говориться о неком старце: «И положил с вечера мысль на сердце, а за утро дал решение». Как можно понять это высказывание? (Ответ: сердце помогло найти решение, верный ответ, сердце помогает мыслить).  

- Получается, что даже наше мышление, его качество – доброе или злое, красивое или безобразное – зависят от того, какое у нас сердце.

- Говорят, ум ведёт к мудрости, т.е. к сердцу. А мы знаем, что «Мудрость (…)есть слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства» (В.И.Даль).  

- Видите, мудрость есть и нравственность. А что значит быть нравственным? (Ответы)

- Обратимся вновь к Далю. Нравственный – духовный, душевный; добродетельный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем человека.

- Исходя из этого определения, скажите, пожалуйста,  кто такой нравственный человек? (Ответ: человек, чистый сердцем, совестливый).

- Мудрое сердце нравственного человека и мышление тесно связаны. Отсюда, чтобы оздоровить сердце нужно оздоровить … (мышление), а чтобы стать мудрым, нужно всегда обращаться к …(сердцу). Только такое сотрудничество разума и сердца делает человека по-настоящему мудрым.  Недаром говорят: «Сердце может прибавить ума, но ум не может прибавить сердца».

4) Сердце – даритель красоты

- В литературе сохранилось множество свидетельств о силе сердечной красоты. В одной из сказок Максима Горького рассказывается о юноше по имени Данко. Когда его народ был изгнан с родной земли, только Данко  нашел в себе силы повести людей к новой земле. Путь был очень тяжёл, и люди стали не доверять своему спасителю. Тогда он вынул своё горящее, как солнце сердце, полное любви и преданности  к доверившимся ему, и светом его осветил путь народу к новой земле.

- Настолько велика была любовь и самоотверженность сердца  Данко, что оно зажгло веру в сердца других. Как вы считаете, почему сердце героя сказки сияло, как солнце?  (Ответ: сердце Данко горело светом любви, он очень хотел указать путь людям, спасти их).  

- Как мы называем человека, который самоотверженно отдает жизнь свою на общее благо? (Ответ: героем.)

- Почему героям удаются их подвиги? Потому что они думают, прежде всего, о ком? (Ответы: о других, об общем благе)

- Молодцы, только самоотверженные сердца, в которых нет самости и эгоизма, способны на подвиг, потому и путь сердца – это служение общему благу. А кого вы могли бы теперь после услышанного  назвать героями ? (Ответы: родители, врачи, войны, учителя, строители и т.д.)

- То есть, все, кто несут добро своего труда  людям – герои. А вы ими можете стать? Конечно, нужно только всегда помнить, что внутри каждого из нас живёт живое доброе, чистое сердце –  «обитель и даритель красоты». Ведь ни один орган в нашем теле, пока не заболит, никак не проявляет себя, а сердце? (Ответ: оно постоянно стучит, мы чувствуем его пульс, ритм.)

- Правильно!  Оно постоянно словно напоминает о себе. Например, когда мы очень взволнованны – влюблены, огорчены или радуемся, сердце бьётся быстро-быстро,  а когда мы спокойны, и оно бьётся ровно и ритмично.

- Говорят, что сердце не подвержено старости, но оно может заболеть. Скажите, пожалуйста, почему? (Ответы: от злости, от горя, от любви, от сильных переживаний.)

- Конечно,  сердце нужно беречь и наполнять его добром, красотой и любовью через свои мысли, слова и дела.  Для того, чтобы сердце всегда было здоровым и красивым, нужно выполнять 4 правила, угадайте какие? (Ответы.)

1. Желать каждый день сердцу здоровья – здороваться с ним;

2. Наполнять сердце любовью – любить его и дарить любовь своим родным и близким;

3. Не допускать в сердце обид и воспитывать в нём терпение, уметь прощать;  

4. Почаще радоваться жизни, находить радость в служении общему благу.  

  1. Творческая работа

- Насколько удивителен человек, настолько и необыкновенно его сердце. Давайте сделаем сердечко – каждый своё -  в подарок своим близким. (Дети работают под музыку.)

 

III. Завершение занятия.

- Ребята, сегодня мы говорили о  необыкновенной красоте человеческого сердца.  

- Так в чём же красота сердца? (Ответы детей.)

- Красота сердца раскрывается в  добром отношении к людям, к миру. Через сердечные мысли, слова и дела мы можем приносить красоту своих сердец и тем самым делать мир лучше.  

- Подарите свои бумажные сердечки сегодня тем, кто вам дорог, поделитесь красотой своего сердца.

- Спасибо за урок!


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе «О красоте души и сердца» (ко дню пожилого человека)

Очень добрый классный час совместно с бабушками и дедушками помог ещё больше сблизиться разным поколениям....

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

К. час "О красоте души и сердца"

Классный час с приглашением бабушек. Для них звучат стихи, песни, сценка. Бабушки участвуют в конкурсах....

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...