Воспитательная система класса
материал (10 класс) по теме
Воспитательная система рассчитана на 2 года- 10-11 класс. Возможна коррекция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_11_b_kazanceva.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель: Казанцева Нина Николаевна
Воспитательная система класса «Республика ШКИД».
«Надо видеть себя в детях,
чтобы помочь им стать взрослыми,
надо принимать их как
повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться
самому, надо, наконец, жить
жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом.»
Ш.А.Амонашвили
Начинается новый этап в жизни класса – этап взросления. В него учащиеся войдут уже старшеклассниками, благополучно миновав границу среднего звена. Первые и последние годы – самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ жизни, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека.
Поэтому, на мой взгляд, план воспитательной работы целесообразно заменить программой воспитательной работы, причем охватывая сразу два года обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются неизменными при достижении поставленных целей воспитательной работы.
Воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.
В своей деятельности я исхожу из следующих определений воспитания:
1. Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием лич-
ности, основанный на эффективном взаимодействии воспитате-
лей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
2. Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
3. Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, нужно создать такие условия, которые будут способствовать формированию у ребенка определенных нравственных качеств.
1. Пояснительная записка.
В 10 классе я первый год являюсь классным руководителем. Ко мне учащиеся пришли уже подростками со своими взглядами на жизнь в целом и на отношения в коллективе.. В связи с переменами в количественном отношении произошли изменения и в коллективе класса. Поэтому возникла проблема с формированием целостного классного коллектива. Исходя из этого, первоочередной задачей я поставила в 10 классе формирование классного коллектива через участие в коллективных творческих делах. Однако, продумывая программу воспитательной работы на два года, я конечной целью ставлю овладение учащимися умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии, справедливо считая, что десятиклассники уже достаточно взрослые люди для того, чтобы суметь найти свой путь в социуме.
Исходя из того, что проблема, над которой работает наша школа «Дифференциация педагогического процесса в школе как условие жизненного самоопределения учащихся», всю свою работу направляю на формирование первоначальных жизненных планов своих учеников.
Я уверена, что мои воспитанники будут САМОстоятельными и САМОдеятельными личностями, понявшими свою САМОценность, достигшими САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.
2. Ценностное основание воспитательной системы.
Ведущая идея воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.
Главный целевой ориентир системы – содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Цель реализуется в задачах:
- способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
- внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление;
- пробудить интерес ученика к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через открытие, осознание и принятие таких ценностей, как:
- Любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познавать и самого себя).
- Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен).
- Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения).
- Толерантность (уважение и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности).
- Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижение намеченных целей).
- Самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться).
- Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение)
- Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Учащиеся в ходе реализации программы руководствуются
Законом 3-х С:
- Самонаблюдение – умение отслеживать, удается ли сохранить гармонию, единство между своими взглядами, убеждениями, суждениями и повседневными поступками. Самонаблюдение помогает сформировать систему требований к себе.
- Самоанализ – требует искренности в отношениях с самим собой, воли и непрерывной тренировки. Самоанализ служит основой для формирования у ученика адекватной самооценки.
- Самооценивание – является важным регулятором поведения личности. От нее зависит характер отношений с окружающими, наличие или отсутствие критичности, требовательности к себе, правильное понимание своих успехов и неудач.
На становление жизненных позиций учащихся особое влияние оказывает ученическое самоуправление. Создание в школе новой структуры самоуправления определенным образом влияет и на классное самоуправление. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в социуме во многом определяется тем, какие роли они играли в ученическом самоуправлении. Именно поэтому , создавая органы самоуправления, я ставила цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Распределение абсолютно всех учащихся по различным творческим группам формирует такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности.
3. Основные направления воспитательной работы.
- Духовно-нравственное.
Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых учащиеся знакомятся с историей своей семьи, поселка, области, страны. Проводятся классные часы из цикла «Край зовется нежно: Русская Поляна», «Моя историческая Родина», «Раздумья о России»(посвященный Д.С.Лихачеву), беседы «Мои права и обязанности», встречи с пограничниками, встречи с работниками службы по защите прав потребителей и др. Большое значение в воспитании гражданского самосознания играет участие ребят в проведении Весенней Недели Добра.
- Спортивно-оздоровительное .
Основная цель этого направления – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование стремления к здоровому образу жизни. Поэтому мною предусмотрены следующие мероприятия: участие детей в осеннем и весеннем марафоне, походы выходного дня 27 сентября (Всемирный День Туризма), привлечение ребят к занятиям в секциях по баскетболу, волейболу, футболу, участие в Кроссе Наций, занятие в клубе «Турист», подготовка к областным соревнованиям «Школа безопасности».
- Общеинтеллектуальное.
Важное место отводится ежедневным контактам с учителями-предметниками, отслеживанием успешности обучения учащихся. В работе опираюсь на данные психолого-педагогических консилиумов, простраиваю индивидуальные образовательные маршруты учащихся. Обязательно участие ребят в интеллектуальном марафоне, в школьных и районных олимпиадах по предметам. Большое значение придаю работе с одаренными детьми. Учитывая познавательные интересы детей, определяю их в Научное Общество Учащихся. Обязательно участие в областных и Всероссийских конкурсах.
- Общеинтеллектуальное.
Учитывая, что полноценная личность должна быть всесторонне образована, жить яркой жизнью, тонко чувствовать природу музыку, искусство, знать и любить литературу, много внимания уделяю этому направлению. Планирую и провожу различные мероприятия: поездки в театр, литературные гостиные, проведение вечеров, привлекаю учащихся к участию в различного рода общешкольным мероприятиям.
- Социальное.
Наша школа реализует программу экспериментальной работы по проблеме «Дифференциация педагогического процесса в школе как условие жизненного самоопределения учащихся». Поэтому многие свои действия я ориентирую на формирование у учащихся ясного видения своего будущего. С этой целью провожу цикл бесед: «Что такое призвание и как его найти?», «Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность?», планирую встречи с работниками разных предприятий Русской Поляны, провожу диагностику и индивидуальные беседы. Использую при этом книгу Павловой Т.Л. «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости». В 11 классе целенаправленно провожу тестирование не только учащихся, но и их родителей на родительских собраниях и в индивидуальных беседах.
- Работа с родителями.
Организация воспитательной работы направлена на изменение условий деятельности учащихся. Но любые преобразования в классе затрагивают еще одну группу: родителей. Планирую проведение совместных родительских собраний. Обязательно участие родителей в классных и школьных мероприятиях. Постоянный контакт осуществляю через индивидуальные беседы. Считаю, что без специального планирования работы с родителями невозможно решение школьных проблем.
Предполагаю, что в итоге реализации моей программы сформируется личность
- способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- готовая к осознанному выбору и освоению профессии с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
- способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
- способная реализовать в жизни «Я-концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;
- обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...