Беседы с родителями
статья (классное руководство, 10 класс) по теме

Зверкова  Марина Николаевна

Рекомендации родителям , беседы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Deti_strudnostyami_v_obuchenii.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с трудностями в обучении.

 Почему детям трудно в школе?

Н.Г.Манелис,  психолог

Комплекса социальной помощи

детям и подросткам,

 г. Москва

 
Быть школьником - непростая профессия. Особенно это касается учащихся начальной школы. Почему же у ребят возникают проблемы и как им могут помочь родители? Давайте попробуем разобраться.

Большая часть нашей жизни так или иначе связана со школой. Все мы когда-то учились в школе, десять или одиннадцать лет в нее ходят наши дети. Но как часто это время превращается в кошмар. Дневник пестрит замечаниями, в тетрадях двойки. Почти все свободное время тратится на приготовление уроков. Некогда заняться спортом, посмотреть кино, просто поболтать. Все разговоры крутятся вокруг школьных проблем. Настроение хронически испорчено. А что говорить о родительских собраниях! Врагу не пожелаешь этой пытки. Да и детям не легче. Пока они маленькие, в школу идут более менее безропотно, хотя и без особого удовольствия. А потом? Начинаются прогулы, опоздания. И вот отношения родителей и детей уже окончательно испорчены. Ребенок ищет способы справиться с трудностями и, как правило, находит их в компании себе подобных, что, конечно же не устраивает родителей. Клубок проблем, все больше запутывается…

Что же делать?

Прежде всего давайте скажем себе: «Так быть не должно. Нельзя всю свою жизнь превращать в борьбу с собственным ребенком. Нужно ему помочь решить его проблему».

Теперь нужно определить, в чем же собственно эта проблема заключается. Почти все школьные трудности можно разделить на три большие группы.

Во-первых, это, так называемые, трудности усвоения школьных навыков. Ребенку может не даваться математика, чтение или русский язык.

Во-вторых, это проблемы, связанные с поведением. В этом случае затруднено усвоение социальных норм, ребенку трудно привыкнуть к правилам поведения в школе, часто нарушено общение со сверстниками.

Наконец, третья группа проблем связана с соматическим здоровьем – ребенок бесконечно болеет.


Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее.

Предположим, у ребенка серьезные трудности вызывает обучение русскому языку. В тетрадях куча, на первый взгляд, самых нелепых ошибок. Кажется, что эти ошибки связаны с невнимательностью, потому что в них нет никакого смысла, нет закономерности. И все же стоит попробовать их проанализировать. Для этого возьмите несколько наименее удачных письменных работ и выпишите встретившиеся там ошибки, в том числе и исправленные самим ребенком. А теперь посмотрите, к какому классу из перечисленных ниже их можно отнести.

1. При письме смешиваются (заменяются) следующие буквы
З – С, Д – Т, Б – П, К – Г – Х, В – Ф. Например, ребенок пишет: коза, вместо коса, точка, вместо дочка, бочка, вместо почка и т.п. Часто встречаются, такие замены как О - У, Ё – Ю, Р - Л, З - Ж, Ц -Т, Ч -Щ, Ч -Т.


Ошибки такого рода не являются случайными. В данном случае заменяются буквы, обозначающие звуки, сходные либо по звучанию (например, б-п, д-т, с-з), либо по артикуляции (например р-л, з-ж, ц-т).

2. Наблюдается такие замены букв, как и–у, б–д, ж–х, Н–К (заглавные), У –Ч (заглавные). В этом случае ребенок путает буквы, близкие по написанию. Часто такой ребенок испытывает сложности при ориентировке на тетрадном листе (не может найти места, откуда нужно начать писать, например начинает писать с середины или внизу листа).

3. Замены и пропуск гласных, в том числе и находящихся под ударением. Иногда такие дети вообще начинают писать одними согласными, а позже допускают ошибки преимущественно в гласных. ( например, «тровка, я сгодя хдла» – я сегодня ходила).

4. Слитное написание слов. Обычно это служебные слова (предлоги и союзы) , но иногда вместе пишутся и самостоятельные слова. Несколько реже встречается раздельное написание частей слова (я сный, и дет).

Эти и другие типы ошибок не являются случайными и обусловлены вполне определенной причиной. Призывы как можно больше читать, быть внимательнее, бесконечное выполнение упражнений и письмо под диктовку, вряд ли приведут к успеху, поскольку никак на эту причину не воздействуют. Помочь в этих случаях могут логопед и нейропсихолог.

Эти же специалисты работают и с трудностями при обучении чтению. Анализируя умение своего ребенка читать, обратите внимание на следующие моменты: как часто он путает буквы при чтении (обычно эти ошибки аналогичны тем, которые встречаются при письме), наблюдается ли зеркальное (справа налево) чтение, например, вместо слова «он», ребенок читает «но», насколько он понимает смысл прочитанного.

Обязательно постарайтесь оказать своим детям необходимую помощь. Ведь каждый день они сталкиваются с неудачей, испытывая серьезные трудности с тем, что их одноклассникам дается легко. Они чувствуют себя беспомощно и неуверенно, иногда замыкаются, становятся робкими и необщительными. В других случаях может появиться раздражительность и даже агрессивность. А может быть ребенок попытается компенсировать свой неуспех другим, не всегда приемлемым способом. В любом случае все эти проблемы стоит обсудить со специалистом.

Трудности усвоения школьных навыков иногда сочетаются и с нарушением поведения, что, разумеется, еще больше осложняет ему жизнь и в школе, и дома. Одним из наиболее распространенных видов нарушений поведения является, так называемый, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Если следующие особенности поведения являются типичными для ребенка, то скорее всего речь идет именно об этом синдроме.


1. Часто создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

2. Ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу и повседневные дела (не из чувства протеста).

3. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома.

4. Часто легко отвлекается на внешние стимулы.

5. С трудом сохраняет внимание во время занятий или игр.

6. Избегает или очень не любит таких заданий, как домашняя работа, требующих постоянных умственных усилий.

7. Часто беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.

8. Покидает свое место в классе или в другой ситуации, когда требуется оставаться на месте.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Часто мешает другим, пристает к окружающим, например, вмешивается в игры других детей.

11. Часто выпаливает ответы до того, как выслушает вопросы.

12. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

13. Не может дожидаться своей очереди в играх.

14. Слишком много разговаривает.

15. Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений. (Например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Очень часто таких детей воспринимают как избалованных и плохо воспитанных. Причем, в качестве аргумента обычно приводят следующий: «Если он чем-нибудь увлечен, например, смотрит фильм, или играет в свой любимый конструктор, то совершенно не отвлекается и вообще ничего не видит и не слышит вокруг себя. До него не докричишься. Значит может, если захочет!» На самом деле, такое поведение тоже может свидетельствовать о недостатках внимания. Ведь ребенок и в таких ситуациях не может распределять внимание – он полностью поглощен тем, что его захватило в этот момент.

У таких детей, как правило возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Из-за их непоседливости, несдержанности, многоречивости – они источник беспокойства для учителя, поскольку часто мешают вести урок. Нередко возникают и конфликты с детьми, т.к. ребенку трудно соблюдать правила игры, он может не задумываясь взять чужие вещи и т.п. В результате он становится нежеланным и отвергаемым. Пытаясь наладить отношения со сверстниками, такой ребенок может взять на себя роль классного шута, но общаться с ним предпочитают лишь дети более младшего возраста или сверстники с аналогичными проблемами.

Обычно не меньше проблем у ребенка и в семье. Родителей раздражает то, что ребенок непослушен, недисциплинирован, беспокоен. Ему трудно сосредоточиться при выполнении домашних заданий, он постоянно отвлекается, поэтому приготовление уроков может растягиваться на многие часы. Источником беспокойства является и то, что такой ребенок часто совершает необдуманные действия, представляющие потенциальную опасность для себя и окружающих. Наказания и замечания обычно не дают желаемого результата. К описанным проблемам к тому же нередко присоединяется низкая успеваемость, а также лживость, агрессивность и склонность к воровству.

Конечно же такой ребенок нуждается в помощи, которая может быть оказана ему прежде всего врачом – невропатологом. Кроме того, для таких детей разработаны специальные психологические и педагогические программы коррекции поведения.

Существуют и общие рекомендации для родителей детей с гиперактивностью и нарушением внимания.

1. Старайтесь хвалить ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи, пусть даже и незначительные. Это позволит укрепить его уверенность в своих силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Старайтесь говорить сдержанно и спокойно.

4. На определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание.

5. Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, так, чтобы время приема пищи, выполнения уроков и сна соответствовало этому распорядку.

6. По возможности избегайте мест большого скопления людей, которые оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

7. Во время игр постарайтесь ограничить ребенка одним партнером.

8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе.

10. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

11. Постоянно учитывайте особенности ребенка.

Эти рекомендации, конечно же носят самый общий характер. В каждом конкретном случае необходимо создавать реальные четкие программы. Делать это лучше всего с помощью профессионалов.

С трудностями общения сталкиваются не только дети с гиперактивностью. Пожалуй, не реже можно встретить детей, которые не имеют друзей, прежде всего из-за того, что у них практически отсутствуют общие интересы со сверстниками. Такие дети обычно поглощены своими собственными, часто довольно необычными пристрастиями. Например, они увлекаются коллекционированием каких-то необычных предметов, изучением расписаний поездов или афиш. Они годами могут, играть в одни и те же игры, говорить на одни и те же темы, рисовать одни и те же рисунки. Кстати, сюжеты этих рисунков обычно связаны с катастрофами, пожарами, стихийными бедствиями и т п. Такой характер рисунков на самом деле отражает наличие страхов, присущих ребенку. Вообще страхи часто сопутствуют этим детям, но проявляться они могут не только и даже не столько в избегании «угрожающих» ситуаций, сколько в непреодолимом влечении говорить о них. Часто при этом наблюдается выраженная вербальная агрессия: ребенок долго и подробно рассуждает о том, что он сделает со своими врагами.

Речь таких детей часто изобилует выражениями из «взрослой» речи. Самая большая проблема в их речевом развитии заключается в том, что им трудно вести диалог, поскольку они предпочитают говорить о своем и при этом не ориентируются на других. Нередко они вступают в разговор о том, что их интересует с незнакомыми людьми. Часто обращает на себя внимание их мимика, которая не соответствует тому, что чувствует ребенок (например, когда ему страшно или он расстроен, может начать улыбаться), интонация, по которой трудно догадаться, что чувствует ребенок. Такие дети могут избегать контакта глазами или наоборот очень пристально смотреть в глаза собеседнику, могут держаться на удалении или, наоборот, слишком близко подходить при разговоре. В любом случае у них отсутствует гибкость в использовании этих средств коммуникации.

Надо сказать, что многие из этих детей талантливы в определенных областях, например имеют абсолютный музыкальный слух, хорошо рисуют, увлекаются биологией, историей, компьютером. Нередко у них обнаруживаются способности к математике, кстати часто они очень рано овладевают навыками счета, чтения и письма. При этом на фоне такого опережающего интеллектуального развития, такие дети часто удивительно беспомощны в простейших бытовых ситуациях. Они, как правило, не чувствуют подтекста ситуации, удивительно социально наивны. Их легко обмануть, они доверчивы, часто не понимают обычных детских шуток и розыгрышей, а поэтому и становятся их объектом. Прекрасно понимая научные тексты, такие дети не любят художественную литературу, потому что не понимают метафоры и переносный смысл, которые воспринимают буквально.

Кроме того, трудности общения у таких детей во многом связаны с тем, что они не понимают намерений, установок и мотивов поведения других людей. Они как бы не в состоянии посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Это очень четко проявляется, например, в том, что такие дети долго не могут научиться играть в прятки. Ведь для того, чтобы это сделать, нужно уметь посмотреть на самого себя с точки зрения партнера по игре. Вообще непонимание того, что, то, что вижу, знаю, хочу я, и то, что видит, знает и хочет другой – это не одно и то же - является очень большой проблемой этих детей и причиной многих их неудач.

Дети, о которых идет речь, очень часто воспринимаются окружающими как избалованные и плохо воспитанные. Нередко прохожие, или попутчики в транспорте, да и родственники не отказывают себе в удовольствии сделать замечание или дать совет родителям, о том, как надо правильно воспитывать ребенка. Воспринимается это конечно очень болезненно, родители часто начинают чувствовать себя виноватыми и действительно начинают думать, что они неправильно воспитывают своего ребенка, что недостаточно строги с ним и многое ему позволяют. Нередко пытаются и изменить стиль воспитания, применяя более жесткие методы. Надо сказать, что это обычно не слишком помогает, если помогает вообще.

На самом деле прежде всего нужно понять, что такой ребенок развивается совершенно особым образом, что ему необходима помощь, для того чтобы это развитие проходило нормально и, что такую помощь можно получить, потому что существуют люди, которые умеют это делать. Обычно такими проблемами занимаются психологи, работающие в специальных центрах помощи детям.

До сих пор мы обсуждали трудности, с которыми сталкиваются дети в школе, обусловленные явными психологическими проблемами. Однако причиной школьной дезадаптации могут стать и соматические расстройства. Конечно, если ребенок страдает тяжелым хроническим заболеванием, то это не может не сказаться на его развитии, формировании отношений со сверстниками, возможностях адаптации. Психологические исследования показывают, что часто болеющие дети являются изгоями, что обусловлено хроническим отсутствием ребенка в классе – дети о нем просто забывают. Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи психологов и педагогов.

К счастью описанная выше ситуация встречается относительно редко. Значительно чаще приходится сталкиваться с заболеваниями, не приводящими к длительной изоляции ребенка. В то же время число таких заболеваний постоянно растет. Согласно многочисленным исследованиям за последние годы здоровье школьников значительно ухудшилось, что связывается с неблагополучной экологической обстановкой, социально – экономическим кризисом, ухудшением медицинского обслуживания. У школьников до 14 лет отмечается рост заболеваний желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. В старших классах наблюдается еще более интенсивный рост заболеваний, среди которых выделяются болезни эндокринной системы, аллергические заболевания, особенно бронхиальная астма, заболевания почек, близорукость. Надо сказать, что, по крайней мере, три из выше перечисленных вида расстройств, а именно бронхиальная астма, некоторые болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит) и органов кровообращения, относятся к так называемым психосоматическим заболеваниям. Именно они в последние годы стали объектом многочисленных психологических исследований. Дело в том, что особенностью психосоматических расстройств является тесная связь психологических проблем и соматических нарушений. Для этих больных характерны специфические личностные особенности, в первую очередь крайне высокий уровень тревожности, страхи, снижение коммуникативных возможностей. Несомненно, психотравмирующие ситуации не являются единственной причиной возникновения соматического заболевания, однако они играют далеко не последнюю роль в его развитии и часто являются провоцирующим фактором, приводящим к обострению болезни.

Описанные выше расстройства характеризуются структурными изменениями в больном органе и требуют специального лечения. Но к заболеваниям психосоматического круга принято относить и так называемые соматоформные нарушения – психогенные функциональные нарушения органов, при которых отсутствуют их морфологические изменения. Дети с соматоформными нарушениями часто жалуются на боли в животе, головные боли, у них без видимой причины может подниматься температура. Медицинское обследование, как правило, не выявляет каких – либо отклонений в состоянии здоровья. Но, несомненно, эти дети находятся в группе риска по психосоматическим заболеваниям.

Дети с психосоматическими расстройствами испытывают серьезные трудности школьной адаптации. С одной стороны они обусловлены состоянием здоровья. Действительно, плохое самочувствие затрудняет обучение в школе. Учитывая, что обострение болезни часто провоцируется психологическими причинами, необходимо выявлять и по возможности предотвращать стрессовые ситуации. Иногда травматическая ситуация является достаточно прозрачной, например, каждый раз перед контрольной появляются боли в животе. Понятно, что в данном случае необходимо постараться уменьшить возникающий страх, при этом следует помнить, что нельзя ругать ребенка, считая, что он притворяется. Как правило, у него действительно болит живот.Однако гораздо чаще не удается выявить прямой связи между стрессогенной ситуацией и обострением заболевания.

Во-первых, пугающей часто становиться самая безобидная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку такой ребенок в силу особенностей организации нервной системы, всегда готов реагировать тревогой.

Во-вторых, нередко причиной подобных реакций на самом деле является тесная, по сути симбиотическая, связь ребенка с матерью, которая тоже часто отличается высокой тревожностью и боязливостью и не позволяет детям развивать самостоятельность. В этих случаях формируется некий порочный круг: чем дольше ребенок пропускает занятия в школе, тем сильнее нарастает социальная изоляция, возникают отставания в учебе и опасения при возвращении в школу. Ребенок начинает бояться, что одноклассники будут считать его либо прогульщиком и лентяем, либо больным.

Надо сказать, что матери испытывают не меньшие трудности при разлуке с ребенком. Они часто реагируют раздражением или депрессией на попытки ребенка стать более самостоятельным и независимым. Поэтому в этих случаях помощь необходима не только самому ребенку, но и его семье.

Конечно, круг школьных проблем далеко не ограничивается описанными выше. На самом деле их гораздо больше. Кроме того, они имеют свойство по-разному проявляться в различные возрастные периоды. То, о чем говорилось в этой статье, чаще всего встречается в младшем школьном возрасте, хотя многие предвестники будущей школьной неуспешности можно обнаружить и в более младшем возрасте, а значит и постараться предотвратить ее. Множество новых проблем возникает и в подростковый период. Но обо всем этом – в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )

Беседа с родителями на  волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....

Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?

Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...

Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Беседа с родителями «Искусство родителей общаться с подростками»

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...