Металлы и их соединения. Методическая разработка погружения для разновозрастных групп.
методическая разработка по химии (7, 8, 9 класс)
Методическая разработка погружения по теме:
«Металлы и их содеинения »
Для разновозрастных групп предпрофильной подготовки
7-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство Просвещения Комитет образования Администрации г. Усть-Илимска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Экспериментальный лицей имени Батербиева Муссы Мазановича» |
Методическая разработка погружения по теме:
«Металлы и их содеинения »
Для разновозрастных групп предпрофильной подготовки
7-9 класс
Автор: Колыванова Л.М.,
учитель химии,
МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.»
2024-2025уч.г.
Данное погружение №1 изучается разновозрастной группе 7-9кл., на втором году обучения. Вопросы погружения изучаются в системе, на основе содержательной линии:
«Химический элемент (положение в периодической системе Д.И.Менделеева, строение атома, физические и химические свойства, нахождение в природе)-
Простое вещество (состав, строение, физические и химические свойства, получение и применение)–
Соединения (состав, строение, физические и химические свойства, получение и применение».
Целью данного погружения является: формирование знаний лицеистов по химии металлов и их соединений на основе периодического закона, теории электролитической диссоциации, окислительно- восстановительных свойств
Задачи погружения:
- систематизировать и закрепить знания учащихся по неорганической химии на основе изучения щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия и их соединений;
- дать краткую характеристику металлов побочных подгрупп и их соединений;
- научить применять полученные знания для решения разнообразных заданий различного уровня сложности;
- развивать мышление учащихся через решение заданий различного уровня сложности;
- продолжить формирование навыков и культуры экспериментальной работы при работе с лабораторным оборудованием и реактивами.
Структура погружения:
Вопросы к зачету №1
Погружение №2 Неорганическая химия.
- Соединения металлов и неметаллов с точки зрения ТЭД, ОВР, периодического закона.
- Общая характеристика металлов и неметаллов на основе положения их в периодической системе химических элементов.
- Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации, окислительно- восстановительных реакций, периодического закона.. Реакции ионного обмена.
- Решение задач на избыток
- Коррозия металлов.
II. Металлы I, II, III групп, главных подгрупп: щелочные, щелочноземельные и магний, алюминий.
- Общая характеристика 1,2, 3 А подгрупп.
- Натрий, калий: химические элементы, простые вещества и их соединения (состав, строение свойства, получение, применение, нахождение в природе).
- Соли натрия и калия.
- Магний и щелочноземельные металлы: химические элементы, простые вещества и их соединения (состав, строение свойства, получение, применение, нахождение в природе).
- Соли магния и кальция. Жесткость воды.
- Алюминий и его соединения (оксид и гидроксид): состав, строение свойства, получение, применение, нахождение в природе.
- Производство алюминия.
III. Металлы побочных подгрупп: железо, и его соединения.
1. Железо, и его соединения: состав, строение, свойства, получение, применение и нахождение в природе.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Список литературы для учащихся
- Габриелян О.С. Химия для 8кл. - М: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. и др. Химия для 9 кл.- М: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
- Рудзитис Г.Е. ,Фельдман Ф.Г. Химия 8-9 класс. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение 2008г.
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы..- М.: Высшая школа, 1993г.
- Химия: Справочные материалы / Под ред. Третьякова Ю.Д. 1-3 издан. М.: Просвещение 1993г.г.
Специфическое сопровождение
Сайты:
(Сайт МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
Таблицы
- Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
- Таблица растворимости.
- Электрохимический ряд напряжений металлов.
- Таблица электроотрицательности.
Презентации
- Неметаллы
- Азот
- Водород
- Вода
- Галогены
- Халькогены
задачи погружения №1
- рассчитать молекулярную и молярную массу серной кислоты, хлорида кальция, нитрата бария, ортофосфата калия.
- рассчитать массовые доли химических элементов в веществах, названия которых даны в задании№1.
- определите массу 11,2 л водорода при н. у. ответ: 1г..
- какой объём (н. у.) занимает оксид углерода (ii) массой 5,6 г? ответ: 4,48 л.
- определите плотность оксида серы (iv) при н.у. ответ: 2,86 г/л.
- сколько моль вещества хлор содержится в 15,68 л хлора (н.у.)? ответ: 0,7 моль.
- сколько молекул содержится в 2,5 моль углекислого газа? ответ:15·1023.
- определите массу;1023молекул кислорода. ответ:128г.
- какой объем при н.у. займут ∙1023 молекул водорода? ответ#1083;.
- очень тонкий (мелкий) порошок серы удобно получить взаимодействием двух ядовитых газов: сероводорода и оксида серы (iv). каким должен быть объем оксида серы (iv), чтобы после реакции с 50л сероводорода не осталось ядовитых газов? (ответ:25л.)
- иодоводород- очень неустойчивое вещество и легко разлагается на водород и иод. какой объем водорода образуется при полном разложении 7л иодоводорода? (ответ:3,5л)
- сколько граммов осадка образуется при взаимодействии раствора медного купороса, содержащего 160г сульфата меди (ii) с необходимым количеством щелочи? (ответ: 98г.)
- какой объем углекислого газа выделиться при взаимодействии 200 кг известняка (примесями пренебречь) с необходимым количеством азотной кислоты. (ответ:44 800л)
- какая масса осадка образуется при взаимодействии 11,2л углекислого газа с известковой водой, содержащей необходимое количество гидроксида кальция. (ответ: 50г)
- какое количество водорода можно получить при взаимодействии 0,02 моль кальция с водой?
- какой объем водорода образуется при взаимодействии 650мг цинка с необходимым количеством серной кислоты. каково количество вещества кислоты?
- какое количество нитрата меди (ii) образуется при растворении в азотной кислоте 0,137 моль гидроксида меди (ii)?
- рассчитайте количество карбоната натрия, образующегося при пропускании через избыток раствора гидроксида натрия 5 моль углекислого газа.
- какая масса нитрата аммония образуется при реакции цинка с разбавленным раствором, содержащим 126г азотной кислоты?
- какая масса воды образуется при нейтрализации фосфорной кислоты раствором, содержащим 4,872г гидроксида калия?
- найдите массу силиката калия, которая образуется при сплавлении оксида кремния с 280г гидроксида калия.
- сколько граммов водорода выделится при реакции 0,23г натрия с водой?
- рассчитайте массу продукта, если в реакции провзаимодействовали полностью 48г магния и 32 г кислорода.
- рассчитайте массу продукта, если в реакции провзаимодействовали 0,2 моль магния и 0,1 моль кислорода.
- рассчитайте массу продукта, если в реакции провзаимодействовали 24г магния и 3,2 г кислорода.
- рассчитайте массу продукта, если в реакции провзаимодействовали 4,8г магния и 44,8 л кислорода.
Задания для работы в группах
1. Химический элемент
1. Определите положение и характеристики следующих х.э. в таблице: водород, литий, кислород, сера, хлор, натрий, кальций по плану: знак, период, группа, подгруппа, порядковый номер, отн. атомн. масса Аr, Ме или Неме.
2. Назовите простые вещества, образованные атомами химических элементов из задания №1.
#1057;троение атома
1). Опишите строение атома каждого х.э. 1-3 периодов ПСХЭ.
2). Какому химическому элементу соответствует распределение электронов по энергетическим уровням:
2, 8, 8, 2 а) Ca б) Мg в) Sr г)Fe
3). Какое распределение электронов по энергетическим уровням соответствует атому металла?
а) 2, 8, 5 б) 2, 4 в) 2, 8, 8, 2 г) 2, 8, 18, 6
4). Определите х.э. по следующим данным, описывающим строение атомов этих х.э.: а) в ядре 12 протонов, б) в нейтральном атоме 5 электронов, в) 3 валентных электрона на третьем уровне, г) 6 валентных электронов, 8 нейтронов.
5) Среди химических элементов самый большой радиус имеет: а) Li б) Cs в) Rb г) Na
6) Наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет: а) Mg б) K в) Al г) Ca
7).В центре атома находится… 1. Электрон 2. Ядро 3. Протон
8). Вокруг ядра движутся…1. Электроны 2. Протоны 3. Нейтроны
9) Ядро состоит из … 1. Протонов и электронов 2. Электронов и нейтронов 3. Протонов и нейтронов
10). Протоны имеют ________ заряд, а нейтроны____
1. Положительный…отрицательный #1055;оложительный….не заряжены #1054;трицательный…положительный 4. Отрицательный…не заряжены
11) . В ядре атома натрия 23 частицы, из них 12 нейтронов. Сколько в ядре протонов? Сколько электронов в нейтральном атоме?
1. 11 протонов, 23 электрона 2. 35протонов, 11электронов 3. 11 протонов, 12 электронов 4. 11 протонов, 11 электронов
12) . Атом гелия потерял один электрон. Есть ли у него заряд?
1. Атом нейтрален 2. Атом стал положительным ионом 3. Атом стал отрицательным ионом
13). На рисунке изображён атом лития. Заряжен ли он?
1. Атом нейтрален 2. Атом заряжен положительно 3. Атом заряжен отрицательно
14) Как называется частица, в которую превратился атом лития, отдав валентный электрон?
1. атом 2. катион 3. Анион 4. молекула
15) . Какой буквой на рисунке обозначены:
Ядро ___
Электрон ___
Протон ___
Нейтрон ___
16) . Какой химический элемент изображён на рисунке? 1. Литий 2. Кислород 3. Водород 4. Гелий 5. Азот
17). В ядре атома Бора 11частиц. Из них 6 нейтронов. Сколько электронов имеет нейтральный атом? Сколько протонов?
1. 11 электронов, 5 протонов 2. 5 электронов, 11протонов 3. 6 электронов, 5 протонов 4. 5 электронов, 5 протонов
18). Атом, потерявший или присоединивший электрон называется… 1. Протоном 2. Нейтроном 3. Ионом
19). Атом хлора захватил один электрон. Заряжен ли он? Как называется такая частица? Нарисуйте схему такой частицы (см. рис. выше)
1. Атом нейтрален, атом 2. Атом заряжен положительно, катион 3. Атом заряжен отрицательно, анион
3. Относительная атомная масса веществ. Химические формулы
1) Определить относительную молекулярную массу веществ: Н2, О3, HCl, H2O, H2SO4, Na3PO4, Mg (NO3)2
Например: Mr (Na 3 PO4 ) = 3 ∙ Ar(Na) + Ar(P) + 4 ∙ Ar (O) = ____________________________________
2) Определите по формулам простые вещества и сложные вещества:
Δ KOH Δ NaCl Δ S Δ H2SO4 Δ P2O5 Δ N2 Δ Na Δ Fe(OH)3 ΔCuO Δ O2 Δ K2SO4 Δ Cl2
3) Напишите формулы: а) азота, молекула которого состоит из двух атомов азота, б) глюкозы, состоящей из шести атомов углерода, двенадцати атомов водорода и шести атомов кислорода,в) мела, молекула которого состоит из одного атома кальция, одного атома углерода и трёх атомов кислорода
4. Валентность химических элементов. Расчеты по химическим формулам.
1) Определить валентность химических элементов по формуле: CO, N2O3, FeCl2, K2S, Mn2 O7,Na Cl, H2S, K2O. AlCl3, HF, SiO2, MgO, KCl, СаS MgCl2 K2S SO3 H2S СO2
2) Составить формулы сложных веществ по валентности (если валентность не указана, определяем её по таблице Менделеева)
III V IV II II
Fe O, Al Cl , K O , H I , P H Li O N O C O C O Ba O N H P H Fe Cl
3) Составить формулы следующих солей: сульфат калия, сульфат железа(III), нитрат алюминия, хлорид магния. Рассчитайте массовые доли х.э. в первом веществе.
5. Химические реакции
Закончить уравнения реакций, составив формулы по валентности продуктов реакции, расставив коэффициенты, определить тип каждой реакции
Ba(OH)2 + Na2SO4 = Ba SO4 + NaOH
H3PO4 + K = K3PO4 + H2
Na + Cl2 → NaCl
NH3 = N2 + H2
HCl + Na = H2 + NaCl
NaOH + Fe (NO3)2 → NaNO3 + Fe(OH)
Al + HCl → Al Cl + H2
Fe + Cl2 → FeCl3
K + H2O → KOH + H2
H2SO4 + NaOH → Na SO4 + H O
Ca + O2 → Ca O
Al(NO3)3 + H3PO4 → AlPO4 + HNO3
6. Расчеты по химическим уравнениям.
1. Какая масса оксида меди (II) вступила в реакцию с серной кислотой, если образовалось 16 г сульфата меди (II)? (8г.)
2. Какая масса оксида кальция образовалась, если в реакцию вступило 16г кислорода? (56г)
3. Определите массу и объём водорода, выделившегося в результате взаимодействия 6,5 г цинка с соляной кислотой. Рассчитайте массу соляной кислоты, участвующей в реакции. (0,2г; 2,24л; 7,3г)
ТЕСТ по теме: « Металлы»
К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых один верный. За верный ответ 1 балл.
Вариант №1
1. Какому химическому элементу соответствует распределение электронов по энергетическим уровням:
2, 8, 18, 8, 2 а) Ca б) Мg в) Sr г)Fe
2. Ионы железа входят в состав:
а) гемоглобина крови б) костной ткани в) серого вещества мозга г) зубов
3. Среди химических элементов самый большой радиус имеет: а) Li б) Cs в) Rb г) Na
4. Между какими веществами произойдет химическая реакция?
а) Cu +AlCl3 → б) Au + Cu(NO3)2→ в) Fe + ZnSO4 → г) Mg + ZnCl2 →
5. Какой из химических элементов наиболее активно реагирует с водой? а) Li б) Ca в) K г) Na
Вариант №2
1. Распределение электронов по энергетическим уровням атома калия соответствует ряду чисел:
а) 2, 8, 1 б) 2, 8, 18, 18, 8, 1 в) 2, 8, 8, 1 г) 2, 8, 18, 18, 1
2. Водород не выделяется при взаимодействии железа с:
а) разбавленной азотной кислотой в) разбавленной серной кислотой
б) разбавленной соляной кислотой г) водяным паром при высокой температуре.
3. В самородном состоянии в природе встречается: а) Al б) Ag в) Mg г) Zn
4. Между какими веществами произойдет химическая реакция:
а) Pb +AlCl3 → б) Fe + Mg(NO3)2→ в) Al + CaSO4 → г) Zn + FeCl 3 →
5. Какой из металлов способен вытеснить водород из воды (при комнатной температуре)?
а) Cu б) Fe в) Na г) Ag
ВАРИАНТ № 3
1. Какому химическому элементу соответствует электронная формула: 1s² 2s² 2p 3s²
а) Zn б) Ca в) Mg г) Be
2. Какой из металлов не будет взаимодействовать с соляной кислотой? а) Cu б) Fe в) Al г) Zn
3. Наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет: а) Mg б) K в) Al г) Ca
4. Между какими веществами произойдет химическая реакция
а) Zn +MgCl2 б) Pb + ZnSO4 в) Au + AgNO3 г) Fe + CuCl2
5. Тип связи в простом веществе натрия:
а) ионная б) ковалентная неполярная в) металлическая г) ковалентная полярная
ВАРИАНТ № 4
1. Какое распределение электронов по энергетическим уровням соответствует атому металла?
а) 2, 8, 5 б) 2, 4 в) 2, 8, 8, 2 г) 2, 8, 18, 6
2. Составьте уравнение реакции металлического калия с водой. Сумма коэффициентов в уравнении реакции равна: а) 7 б) 6 в) 5 г) 8
3. Что не является минералом? а) гематит б) гепатит в) магнетит г) магнезит
4. Между какими веществами произойдет химическая реакция:
а) Fe +NaCl б) Cu + FeCl2 в) Pb + Zn(NO3)2 г) Zn + CuSO4
5. Амфотерный оксид и гидроксид способен образовать металл: а) K б) Ca в) Аl г) Li
ВАРИАНТ № 5
1. Какому химическому элементу соответствует распределение электронов по энергетическим уровням: 2, 8, 8, 1 а) Na б) Cu в) K г) Ag
2. Что не является сплавом? а) хром б) мельхиор в) бронза г) сталь
3. Покрытие металла тонким слоем олова для предотвращения коррозии называют:
а) воронением б) лужением в) никелированием г) ингибированием
4. Между какими веществами не произойдет химическая реакция:
а) Fe +CuSO4 б) Li + O2 в) CO2 + Na2O г) Hg + FeCl2
5. Для обнаружения иона Fe²+ в растворе используется реагент, формула которого:
а) K4[Fe(CN) 6] б) KNCS в) K3[Fe(CN) 6] г) Na2SO4
ВАРИАНТ № 6
1. Распределение электронов по энергетическим уровням атома железа соответствует ряд чисел:
а) 2, 8, 10, 6 б) 2, 8, 8, 2 в) 2, 8, 14, 2 г) 2, 8, 5, 3
2. Исключите лишнее с точки зрения группового названия элемента: а) Be б) Ca в) Ba г) Sr
3. Какого вида металлургического процесса не существует:
а) пирометаллургия б) аэрометаллургия в) гидрометаллургия г) электрометаллургия
4. Между какими веществами не произойдет химическая реакция
а) Na + O2 б) Al + HCl в) Al + Cr2O3 г) Na2O + FeO
5. Какой из металлов не встречается в природе в свободном состоянии?
а) Cu б) Ag в) Al г) Au
Металлы. Способы получения металлов.
Задания уровня А
1. Как изменяются металлические свойства в следующем ряду элементов?
Be Mg Ca Sr Ba
1) не изменяются 3) ослабевают
2) усиливаются 4) изменяются периодически
А2. Какой из перечисленных металлов легче всего окисляется на воздухе?
1) алюминий 3) натрий
2) магний 4) бериллий
А3. В каком перечисленных соединений степень окисления марганца равна +6?
1) HMnO4 2) Mn2O3 3) KMnO4 4) Na2MnO4
А4. Восстановительными свойствами обладает:
1) Fe3+ 2) Fe2+ 3) Na 4) Na+
А5. В какой из приведённых пар оба гидроксида амфотерны?
1) Al(OH)3 и Be(OH)2 3) Al(OH)3 и NaOH
2) Zn(OH)2 и Al(OH)3 4) Zn(OH)2 и Ca(OH)2
А6. Какие гидроксиды соответствуют оксидам Li2O и Cr2O3?
1) LiOH и H2CrO4 3) Li(OH)2 и Cr(OH)3
2) LiOH и Cr(OH)2 4) LiOH и Cr(OH)3
А7. В какой паре оксиды являются соответственно основным и кислотным?
1) MnO и Mn2O7 3) MnO2 и MnO3
2) MnO3 и MnO 4) MnO3 и Mn2O7
А8. Составьте уравнение реакции алюминия с соляной кислотой. Найдите сумму коэффициентов перед формулами всех электролитов?
1) 6 | 2) 8 | 3) 10 | 4) 13 |
А9. Реакция между какими веществами соответствует следующему сокращенному ионному уравнению?
Cu 2+ +Zn Cu + Zn 2+
1) Cu и раствор ZnCl2 3) раствор CuCl2 и Zn
2) Cu(OH)2 и Zn 4) CuO и Zn
A10. Гидроксид натрия не образуется:
- при взаимодействии натрия с водой
- при электролизе водного раствора хлорида натрия
- при взаимодействии пероксида натрия с водой
- при взаимодействии растворов нитрата натрия и гидроксида калия
А11. Что усиливает коррозию металлических деталей, находящихся в воде?
- добавление в воду ингибитора коррозии
- применение для соединения деталей заклёпок из более активного металла
- применение для соединения деталей заклёпок из менее активного металла
- окрашивание деталей
А12. Каким способом нельзя устранить временную жесткость воды?
- добавлением питьевой соды
- кипячением
- добавлением известкового молока
- добавлением кальцинированной соды
А13. Какой восстановитель не используется в металлургическом производстве?
1) оксид углерода (II) 3) электрический ток
2) водород 4) оксид углерода (IV)
А14. Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений натрия
является:
1) натрий 3) гидоксид натрия
2) карбонат натрия 4) гидрокарбонат натрия
А15. При электролизе раствора хлорида калия на катоде происходит:
1) восстановление воды 3) восстановление ионов калия
2) окисление воды 4) окисление хлора
А16. При электролизе раствора нитрата серебра на катоде выделяется:
- серебро 3) серебро и водород
- водород 4) кислород и водород
Задания уровня В
В1. . При растворении алюминия в избытке щелочи образуется комплексная соль с координационным числом 4. Составьте уравнение реакции и укажите сумму коэффициентов в нем.
В2. Вещество Х в цепочке превращений является соединением меди
В ответе назовите это вещество.
В3. Каков объем углекислого газа (н.у.), выделившегося при термическом разложении карбоната магния, если при этом было получено 10 г оксида магния?
Задания уровня С
С1. Кусочек натрия опустили в раствор сульфата меди (II). Составьте уравнение реакций происходящих процессов и опишите внешние признаки реакции.
Контрольная работа (неорганическая химия).
Вариант 1
часть1
1. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации ортофосфата калия равна….
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
#1057;умма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции MnO+HСlO4→ Mn(ClO4)2+….
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
3. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации фторида меди (II) равна…
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
4. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
Co(OH)2+HNO3→ основная соль +…
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
5. Одновременно не могут находиться в растворе все ионы…
1) Fe3+, K+, Cl-, SO42- 2) Fe3+, Na+, NO3-, SO42-
3) Ca2+, Li+, NO3-, S2- 4) Ba2+, Cu2+, OH-, F-
6. Определите сумму коэффициентов в уравнении реакции
а) H2O2+H2SO4+K2S→S+K2SO4+H2O
б) KMnO4+H2SO4+FeSO4→MnSO4+Fe2(SO4)3+K2SO4+H2O
7. В реакции HCl+CaH2→H2+CaCl2 хлороводород используется как … (сильная кислота, восстановитель, окислитель, осадитель). Выберите правильный ответ (термин).
#1057;умма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
Al(OH)3+SO3→средняя соль +…
1) 4 2) 5 3) 6 4)9
9. Сульфат меди (II) реагирует по отдельности в растворе с веществами…
1) Fe, Na2S, KOH 2) Ag, K2CO3, BaCl2
3) Zn, HNO3, CaCO3 4) Al, KCl, KOH
10. После электролиза на инертных электродах 200 мл 20%-го раствора (плотность 1,22 г/мл) гидроксида калия на аноде собрали 11,2 л (н.у.) газа. Конечная массовая доля (в%) оставшегося в растворе вещества стала равной…
1) 17,4 2) 18,6 3) 21,6 4) 23,5
часть2.
1. Составьте по валентностям структурные формулы соединений: а) алюминия Al(III) с кислородом, б) железа Fe(II) с серой S(II), г) железа Fe(III) с кислородом.
2. По положению в Периодической таблице определите: а) что лучший восстановитель – натрий или калий? б) У алюминия или у магния лучше выражены металлические свойства?
3. Соединения NaCl, AlP и MgS образуют кристаллы с почти одинаковым расстоянием между положительными и отрицательными частицами. Какое из этих соединений самое твердое и имеет самую высокую температуру плавления.
4. История, которая произошла в химическом детском саду, где каждый элемент играл электронами- своими или чужими, если хватало силы забрать их у более слабого элемента. Так встретились Натрий и Хлор и решили вместе играть в игрушки- электроны. Хлор, правда, быстро забрал электроны у Натрия, который бегал за Хлором и просил отдать ему один электрончик, но Хлор был неумолим. Не успел Хлор наиграться электронами, как в “детский сад” пришли, держась за руки, два брата-хулигана и все игрушки-электроны мигом оказались у них. Кто эти братья-разбойники? Придумайте для них химическую формулу (подсказка: это двухатомная молекула). Напишите уравнение химической реакции с участием бедолаг Натрия, Хлора и братьев-хулиганов. Кто в этой реакции – восстановитель.
5. Какова массовая доля кислорода в глине Аl 2O3·m H2O?
Контрольная работа
Вариант 2
часть 1
#1057;умма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфита хрома (III) равна…
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
#1057;умма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
KOH+H3PO4 = дигидрофосфат калия …
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
3. . Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции Fe(OH)2+HBr → основная соль +…
1) 4 2) 5 3) 6 4) 9
4. Масса (в граммах) 20%-го раствора нитрата калия, необходимая для приготовления 600г 8% раствора, равна…
1) 78 2) 240 3) 680 4) 900
5. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
NaOH+N2O5→
1) 4 2) 5 3) 6 4) 9
7. Одновременно могут находиться в растворе все ионы…
1) Na+, Ca2+, PO43-, Cl- 2) Li+, Ba2+, SО42-, NO3-
3) K+, Fe3+, Cl-, SO42- 4) K+, Zn2+, S2-, SO32-
8. Определите сумму коэффициентов в уравнении реакции
а) K2CrO4+H2O+H2S→Cr(OH)3+S+KOH
б) FeSO4+HNO3→Fe(NO3)3+H2SO4+NO2+H2O
9. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции Ca(OH)2+H2SO4→кислая соль +…
1) 4 2) 5 3) 6 4)9
10. Азотная кислота реагирует по отдельности в растворе с веществами…
1) SiO2, CaO, Na2CO3 2) SO2, CuO, Zn
3) K2SiO3, P, BaCl2 4) NaCl, KOH, ZnO
#1055;ри взаимодействии бромида калия (масса 83,3 г) с концентрированной серной кислотой образуется сернистый газ и бром. Объём (мл) полученного брома с плотностью 3,12 г/мл равен…
1) 6 2) 9 3) 18 4)36
12. Продукты электролиза расплава смеси NaOH+NaCl – это … (H2, Na, O2, Cl2). Выберите продукты, в ответе укажите название элементов в порядке перечисления веществ.
13. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации нитрита натрия равна…
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
часть 2.
1. Составьте по валентностям структурные формулы соединений: а) железа Fe(II) с кислородом, б) алюминия Al(III)с серой S(II), г) железа Fe(III) с хлором.
2. Алюминий и бор принадлежат к одной III группе (и даже к одной главной подгруппе этой группы), обладают одинаковой внешней электронной оболочкой s2 p1. Тем не менее, один из них – серое порошкообразное вещество- типичный неметалл, а другой по внешнему виду - мягкий серебристо-белый металл. Объясните причину такого большого различия в свойствах этих элементов.
3. По положению в Периодической таблице определите: а) что лучший восстановитель- калий или литий? б) У магния или у кальция лучше выражены металлические свойства?
4. Соединения КCl, AlР и CaS образуют кристаллы с почти одинаковым расстоянием между положительными и отрицательными частицами. Какое из этих соединений самое твердое и имеет самую высокую температуру плавления.
5. История, которая произошла в химическом детском саду, где каждый элемент играл электронами- своими или чужими, если хватало силы забрать их у более слабого элемента. Так встретились Натрий и Хлор и решили вместе играть в игрушки- электроны. Хлор, правда, быстро забрал электроны у Натрия, который бегал за Хлором и просил отдать ему один электрончик, но Хлор был неумолим. Не успел Хлор наиграться электронами, как в “детский сад” пришли, держась за руки, два брата-хулигана и все игрушки-электроны мигом оказались у них. Кто эти братья-разбойники? Придумайте для них химическую формулу (подсказка: это двухатомная молекула). Напишите уравнение химической реакции с участием бедолаг Натрия, Хлора и братьев-хулиганов. Кто в этой реакции – восстановитель?
6. Какова массовая доля кислорода в глине, упрощенная формула которой Al2O3?
7. Укажите максимально возможное число способов получения каустической соды () (уравнения реакций с указанием условий проведения).
Промежуточная контрольная работа по теме: «Щелочные, щелочноземельные металлы и магний» (2 варианта)
1.Составьте электронные формулы нейтральных атомов и катионов:
I. калия и магния II. Кальция и натрия
2.Заполните таблицу возможных соединений для:
I. кальция и натрия II. Калия и магния
Названия соединений | Химический элемент | |
Химические формулы соединений | ||
Химический элемент | ||
Оксид | ||
Пероксид | ||
Едкий натр | ||
Едкое кали | ||
Каустическая сода | ||
Гашеная известь | ||
Негашеная известь | ||
Горькая соль | ||
Сильвинит | ||
Гидроксид |
3. Составьте уравнения химических реакций взаимодействия хлора, кислорода, серы, H2,соляной кислоты, H2O и I. кальция и лития II. Калия и бария
4. Составьте уравнения возможных химических реакций взаимодействия иодида калия, фторида натрия и
I. серной кислотой (концентрированной) II. азотной кислотой (концентрированной)
Покажите с помощью стрелки, как возрастает в ряду
Литий натрий калий рубидий цезий
I. электроотрицательность х.э., II. химич. активность простых веществ,
металлические свойства. восстановительная способность х.э.
Промежуточная контрольная работа «Алюминий и металлы побочных подгрупп» (2 варианта)
1.Составьте электронные формулы нейтральных атомов и катионов:
I. алюминия и железа (II) II. Алюминия и хрома (II)
2.Заполните таблицу для:
I. алюминия, хрома, марганца II. Алюминия, железа, марганца
Степень окисления | Химический элемент | ||
Химические формулы соединений | |||
Химический элемент | |||
0 | |||
+ 1 | |||
+ 2 | |||
+ 3 | |||
+ 4 | |||
+ 5 | |||
+ 6 | |||
+ 7 |
3. . Составьте уравнения химических реакций взаимодействия хлора, кислорода,S, H2, HCl, H2O, NaOH и
I. алюминия и железа II. Цинка и железа
4.Какой галоген образуется в результате реакции:
а) концентрированной соляной кислоты и оксида марганца(IV)
б) иодида натрия и брома
в) концентрированной бромоводородной кислоты и оксида марганца(IV)
г) бромида калия и хлора
Составьте уравнения реакций:
I. а) б) II. в) г)
7. Покажите с помощью стрелки, как возрастает в ряду
Натрий магний алюминий кремний фосфор
I. электроотрицательность х.э., II. радиус атомов химических элементов,
неметаллические свойства. окислительная способность х.э.
Дополнительный справочный материал
Формулы:
I. ν = m \ M ν = V \ Vm ν = N \ NA
ν- количество вещества, моль,
m- масса вещества, г
М- молярная масса, г/моль
Vm-молярный объём,= 22,4 л/моль при н.у. для любого газа
V- объём, л
N- число частиц,
NA - число Авогадро, моль-1; 6,02 * 10 23 частиц в 1 моль любого вещества
ρ
m V
M Vm
ν
NA
N
II. Расчеты по уравнению реакции:
a A + b B → c C + d D
ν A : ν B : ν C : ν D = a : b : c : d
если – A,B,C,D - газы, то
VA : VB : VC : VD = a : b : c : d
- ρ = m / V; ρ - плотность вещества, г/ мл
Для газов ( IV и V ):
IV. ρА = МА / Vm; ρА- плотность газа А;
DA= MX / MA; DA - относительная плотность газа Х по другому газу А
DH2= MX / M H2; D H2 - относительная плотность газа Х по водороду;
Dвозд.= MX / M возд.; D воздуха - относительная плотность газа Х по воздуху;
M возд.= 29 г / моль.
D2(1) = ρ(1)/ρ(2) = М(1)/М(2) 1- первый газ, 2- второй газ.
V. P V = ν R T - уравнение Менделеева - Клайперона
Значение R и единицы измерения величин | ||||
P давление | V объём | R универсальная газовая постоянная | T температура | ν количество вещества |
кПа | л | 8,314 Дж/моль·К | T=( t oC+273)K | моль |
атм | л | 0,082 л·атм/моль·К | ||
мм рт.ст. | л | 62,4 л·мм рт.ст/ моль·К |
VI. Массовая доля химического элемента
Ax By формула вещества,
А и В- химические знаки элементов, х и у- индексы, wA- массовая доля элемента, %
wA(%)= ( x · MA· \ M AxBy )·100%
- Массовая доля растворённого вещества
wраств. вещ.-ва = (m раств. вещ. /m раствора)·100%,
mраствора= mрастворителя + m растворённого вещества.
VIII. Массовая доля примеси.
w примеси = (m примеси \ m технического образца )·100 %,
IX. η- практический выход
η= (m практическая \ m теоретическая)·100% .
Окислительно- восстановительные реакции.
Ox –red
Окислительно- восстановительные реакции (ОВР) - химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления химических элементов.
Степень окисления (ст.ок.)– условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи имеют ионный характер.
Правила определения ст. ок.
- ст.ок. элемента в простом веществе = 0.
- max «+ст.ок.» = № группы (искл. - Cu+2 , Au+3, F2 0)
min «– ст.ок.» = № группы – 8
- Σ ст.ок. элементов в молекуле (ионе) = 0 (заряду иона)
Свойства степеней окисления:
- ст. ок. могут быть целыми или дробными числами
Са+2 О-2 Fe2 +3O3 -2 C -4 H4+1
С3-8/3 Н8+1 (1) С -3Н3+1-С -2Н2+1-С -3Н3+1 (2)
ст. ок. С (1) = Σ ст.ок. С (2)
- ст. ок.= 0 не только в простых веществах:
С60 Н12+1О6 -2 , С 0Н2+1 О -2
Ряд электроотрицательности Х.Э.
Ме, Si, As, H, P, Se, I, C, S, Br, Cl, N , O, F
→ усиление электроотрицательности →
Электроотрицательность – способность атомов данного химического элемента притягивать электронную плотность от атомов других химических элементов.
Окисление отдачи
единый процесс электронов атомом или ионом.
Восстановление присоединения
Окислитель принимающий восстанавливается
атом или ион электроны,
Восстановитель отдающий окисляется
Классификация веществ в Ox –red реакциях
типичные окислители | типичные восстановители |
1)вещества, содержащие х.э. в высшей ст.ок: HN+5O3 (любой концентрации), H2S+6O4 (концентрир.) , KMn+7O4 , K2Cr2 +6O7 . 2)атомы и молекулы х.э. VI – VII групп, гл. подгрупп: F2, O2, Cl2. 3) ионы металлов в высоких ст. ок. Fe +3, Cu +2 4) вещества, содержащие х.э. в высоких ст.ок: KCl +5O3 , K2Mn +6O4. | 1) атомы большинства металлов Me0 2) вещества, содержащие х.э. в низшей ст.ок: H2S -2 , N-3H3 3) анионы неметаллов: S-2 , Cl-1, Br -1 , I -1 4) ионы, содержащие атомы в промежуточных ст.ок.: Fe+2 , Mn +2 5) H2, CO, C |
─ n ē (окисление)
степень
окисления
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
+ n ē (восстановление)
Примеры
соединений
HCl Cl2 HClO HClO2 HClO3 HClO4
H2S S SO2 SO3
H2SO3 H2SO4
NH3 N2 N2O NO N2O3 NO2 N2O5
NH4OH HNO2 HNO3
План характеристики химического элемента, его простого вещества, оксида и гидроксида
I. Химический элемент:
- Химический знак
- Положение в периодической системе
- Порядковый номер
- Относительная атомная масса
- Строение атома
- Металл или неметалл
- Восстановитель или окислитель
- Валентность
- Степень окисления в простом веществе и в соединениях
II. Простое вещество:
- Химическая формула
- Строение вещества- вид химической связи и тип кристаллической решетки
- Физические свойства:
- Химические свойства:
- Взаимодействие с кислородом и характер оксида
(кислотный, основной, амфотерный).
- Взаимодействие с водой
- Взаимодействие с соляной кислотой и гидроксидом натрия.
III. Оксид и гидроксид:
- Химическая формула
- Строение вещества- вид химической связи и тип кристаллической решетки
- Физические свойства:
- Химические свойства:
- Характер оксида и гидроксида
(кислотный, основной, амфотерный).
- Взаимодействие с водой (в ионном виде)
- Взаимодействие с соляной кислотой и гидроксидом натрия (в ионном виде).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дети в логопедической группе"
Рекомендовано родителям детей логогруппы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-292907-1379270889.jpg)
Методическая разработка занятия младшей вокальной группы
В разработке представлены основные этапы занятия с младшей вокальной группой, приемы развития вокально-хоровых навыков , игровые и творческие приемы....
Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему: "До свиданья, детский сад!"
Сценарий праздника "До свиданья, детский сад"...
Методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему: Сценарий новогоднего утренника для детей дошкольного возраста «Царица Ночь»
Сценарий новогоднего праздника для старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/20/picture-526616-1613802353.png)
Методическая разработка. Сценарий для средней группы "Весна-красна"
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава ...
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/01/picture-1556066-1738398256.jpg)
Кремний и его соединения. Методическая разработка.
Предмет (направленность): химия.Возраст детей: разновозрастные группы, 7,8,9 класс (12-15лет).Место проведения: класс....
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/01/picture-1556066-1738398256.jpg)
Неметаллы и их соединения(водород, галогены, халькогены, подгруппа азота). Методическая разработка погружения
Методическая разработка погружения по теме: "Водород. Галогены, халькогены, подгруппа азота» Для разновозрастных групп предпрофильной подготовки 7-9 класс...