Кремний и его соединения. Методическая разработка.
методическая разработка по химии (7, 8, 9 класс)
Предмет (направленность): химия.
Возраст детей: разновозрастные группы, 7,8,9 класс (12-15лет).
Место проведения: класс.
Девиз урока:
« Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)
Цели урока:
Образовательные. В занимательной форме изучить и систематизировать знания о свойствах кремния и его соединений; закрепить умение в составлении окислительно-восстановительных реакций; навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.
Развивающие. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.
Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.
Воспитательные. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.
Формировать умение с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Форма проведения: урок – игра - соревнование. Класс делится на 4 команды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы УРОК «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Автор: Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии
Место выполнения работы: МАОУ«Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.», г. Усть-Илимск.
Предмет (направленность): химия.
Возраст детей: разновозрастные группы, 7,8,9 класс (12-15лет).
Место проведения: класс.
Девиз урока:
« Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)
Цели урока:
Образовательные. В занимательной форме изучить и систематизировать знания о свойствах кремния и его соединений; закрепить умение в составлении окислительно-восстановительных реакций; навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.
Развивающие. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.
Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.
Воспитательные. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.
Формировать умение с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Форма проведения: урок – игра - соревнование. Класс делится на 4 команды.
Оборудование: на столах учащихся – карточки с заданиями, учебник; интерактивное оборудование, наконечники стрел древнего человека, карточки с названиями команд, экраны достижений команд.
Ход урока-соревнования
Вводная часть.
Учитель: Добрый день, ребята. Тема нашего урока необычная. Химия и любовь. Выбор именно этой темы обоснован, так как эти два на первый взгляд несовместимых понятия, очень взаимосвязаны. Сегодня мы с вами попытаемся найти эти связи.
Скажите, пожалуйста, есть ли среди хим. элементов в таблице Менделеева те, которые вам больше всего нравятся, может быть своим названием, может быть какими-то свойствами?
Дети отвечают.
Учитель: У меня тоже есть любимые элементы. Я могу сделать вывод, что у и вас есть ростки чувства любви к химии. Сегодня мы с вами разовьем это чувство. Вы любите играть?
Дети отвечают.
Учитель: Вы разделились на 4 команды по 5-6 человек. У вас уже есть капитан? Капитаны, выберите название команды из предложенных: ЯШМА, КВАРЦ, АМЕТИСТ, АГАТ.
Дети выбирают одну из карточек с названием.
Учитель: Условия соревнований: Право ответа и максимальный балл за выполненное задание получает команда, у которой первым поднял руку капитан. Если команда ошибается при ответе – право отвечать переходит другой команде, у которой вторым поднял руку капитан. И т.д. ВСЕ работы прикрепляются к ЭКРАНУ ДОСТИЖЕНИЙ команды. Наших уважаемых экспертов (учащиеся старших классов или приглашенные гости – коллеги из других школ) мы попросим быть жюри в нашем соревновании.
Первое задание- разминка.
КОНКУРС: КТО САМЫЙ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ?
Какой химический элемент связывает эти два предмета, между которыми тысячелетия? НОУТБУК И СТРЕЛЫ древнего человека
Дети отвечают.
Учитель : Молодцы! Мы установили, что нам предстоит изучить: КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ.
Как признание в любви к кремнию звучат слова академика Ферсмана:«Показывают мне самые разнообразные предметы: красивый, пестрого рисунка агат, яркой игры многоцветный опал, чистый песок на берегу моря, красиво ограненные груды горного хрусталя, таинственный рисунок фантастической яшмы, грубо обработанный наконечник стрелы древнего человека... все это одно и то же химическое соединение элементов кремния и кислорода…»
Задание№1: ВИЗИТКА
(Сделать визитку для химического элемента кремния на листах БЕЛОГО цвета формата А-4.)
Учитель: Сделайте на этом листе «визитку» для химического элемента кремния. На визитке обязательно должны быть:
«Ф.И.О.» – латинское название элемента
«ФОТО» - Химический знак элемента
«Адрес» - положение в периодической системе
Строение атома
Металл или неметалл
1 балл – той команде, которая первой сделает задание.0,5 балла – остальным командам, выполнившим задание.
1 мин.
Дети работают.
Учитель: Представьте химический элемент. Сравните свою визитку с другими и дополните ее той информацией об элементе, которой нет на вашей визитке. Листок прикрепите к ЭКРАНУ ДОСТИЖЕНИЙ с названием вашей команды.
Задание№2. Конкурс «На лучшего ученого энциклопедиста»
(Описать простое вещество кремний. )
Учитель: Задание: 1. изучите информацию о кремнии - простом веществе, используя в качестве источника информации учебник или прилагаемый лист с теорией.
2. опишите простое вещество, вклеив в таблицу данные о кремнии, выданные вам отдельно
характеристики | Кремний - простое вещество | |
Химическая формула | Si | |
Строение: Вид связи Тип кристаллической решетки | Ковалентная неполярная | |
атомная | ||
Нахождение в природе | В свободном виде - НЕ встречается | |
Физические свойства: Агрегатное состояние Цвет Электропроводность | Твердый | |
Серовато-стальной, с металлическим блеском | ||
Полупроводник | ||
Химические свойства: Металл или неметалл Реакционноспособность Окислительно-восстановительные свойства Взаимодействие с концентрированными растворами щелочей ЗАДАНИЕ: расставьте степени окисления и определитекакова роль кремния в реакциях с щелочами | Неметалл | |
Малореакционноспособный, при обычных условиях реагирует только с фтором. С остальными – при нагревании | ||
Восстановитель: с неметаллами и сложными веществами | Окислитель: только в реакциях с металлами | |
Si+O2=SiO2 Si0 - 4ē =Si+4 O20 +4ē =2O – 2 | Si+2Mg=Mg2Si Si0 +4ē =Si-4 2Mg0 - 4ē =2Mg + 2 | |
Окислитель или восстановитель? Si+2NaOH+H2O= Na2SiO3 + 2H2↑ |
Условия – 5 баллов –команде, которая первой сделает задание
4 балла – остальным командам, выполнившим задание.
Время - 3 мин. Листок прикрепите к ЭКРАНУ ДОСТИЖЕНИЙ с названием вашей команды. Представьте свою работу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Представьте, что вы идете по песчаному берегу, шумят набегающие волны. Светит яркое солнце. Потянитесь к солнцу. Вы вдыхаете полной грудью и выдыхаете. (1 минуту)
Учитель: КАКИЕ два оксида встретились нам во время физкультминутки?
Дети отвечают
ЗАДАНИЕ №3: « Два «товарища» оксида»
(На желтом листе – задание)
Учитель: Изучите нижеприведенную таблицу. Сделайте сравнительный анализ двух оксидов: оксида кремния и оксида углерода. В чем сходство и различие этих двух оксидов? В чем сходство (красный цвет) и различие (черный цвет) этих двух оксидов? Подчеркните соответствующие признаки сравнения.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОКСИДА УГЛЕРОДА(IV) И ОКСИДА КРЕМНИЯ(IV)
Признаки сравнения | СО2- углекислый газ | SiO2 – песок, кварц… |
Строение | Молекулярная кристаллическая решетка | Атомная кристаллическая решетка |
Физические свойства | Бесцветный газ, при сжатии легко превращается в «сухой лед» | Очень твердое кристаллическое вещество, тугоплавкое. Имеет несколько модификаций |
Химические свойства Взаимодействие с водой Взаимодействие со щелочами Взаимодействие с активными металлами | Кислотный оксид | Кислотный оксид |
CO2 + H2O↔H2CO3 CO2 + Ca(OH)2 = CаCO3+H2O CO2 + 2Mg = 2MgO + C | SiO2 + H2O↔не взаимодействует SiO2+ 2NaOH = Na2SiO3+ H2O SiO2 + 2Mg = 2MgO + Si |
Отличительное свойство оксида кремния от других кислотных оксидов:
SiO2 + 4HF=SiF4 +2H2O *HF- плавиковая кислота
5 баллов – команде, которая первой сделает задание и представит свою работу
4 балла – остальным командам, выполнившим задание. Время – 2мин.
Поместите свою работу на экран достижений. Представьте свою работу.
Задание №4 «Алло, мы ищем таланты!»
Учитель: Химия – это наука, которая имеет свой язык, т.е. определенный набор терминов, которые несведущему человеку понять очень сложно. Задание – сделать химический перевод литературного произведения. В качестве примера мы рассмотрим следующее стихотворение (2)
Серой тенью среди прочих элементов я стою,
(Элемент кремний ничем не выделяется среди других элементов. Простое вещество - порошок серого цвета.)
Но в своих кристаллах прочных
Я планеты создаю!
(Силикатные породы образуют поверхность известных планет.)
И, хотя порой блистаю
Я в коронах королей,
(Оксид кремния - горный хрусталь - полудрагоценный камень.)
Чаще строить помогаю,
От дворцов до кораблей.
(Большинство строительных материалов: песок, цемент, бетон - соединения кремния. Специальные сорта бетона используются и в судостроении.)
Придаю красу моделям,
(Силиконовые гели используются в пластической хирургии.)
Блеск и стойкость башмакам,
(Водоотталкивающие силиконовые смазки используются для ухода за обувью).
Надо - становлюсь я клеем,
(Раствор силиката натрия.)
Надо - воплощусь в стакан.
(Стекло - силикат натрия-кальция)
Даже в том, что эти строчки
К вам пришли на монитор,
Есть моя заслуга, точно!
(Монокристаллы кремния - основа для изготовления полупроводниковых приборов, микросхем, в том числе и процессоров компьютеров.
Так что кончим разговор.
Если химией ты дружишь,
Адрес мой тотчас найдешь,
(3 период, 4 группа, главная подгруппа, порядковый номер 14.)
Мое имя обнаружишь
(Кремний - Silicium - Si.)
И призванья назовешь!
(Ювелирное дело, строительная и полупроводниковая промышленность, медицина и бытовая химия)…
Задание №4 «Алло, мы ищем таланты!»
Учитель: Ваше задание, команды, на РОЗОВЫХ листах. Задание – сделать химический перевод литературного произведения:
Произведение (идея взята у автора -3) | Химический перевод |
В четвертом подъезде я живу, На третьем этаже. Повыше – братец, с ним дружу, его вы знаете уже. | |
На младших мало он похож. Живёт пониже молодёжь. Средь них мы с братом выделяемся мы неметаллами являемся. | |
Дружу я с фтором, не с свинцом, Песок считаю я отцом, Я от него рождаюсь и к жизни пробуждаюсь. | |
Вот с кислородом, я - оксид – я прочен и не ядовит, А коль смешаемся с водой, мы никогда не станем кислотой. |
5 баллов –команде, которая первой сделает задание и представит свою работу
4 балла – остальным командам, выполнившим задание
Время – 2 мин.
Свои работы ребята представляют на ЭКРАН ДОСТИЖЕНИЙ КОМАНДЫ.
Рефлексия
Сказка «Если исчезнет кремний» (идея взята у автора -3)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы ОЧЕНЬ славно потрудились!
А сейчас… Я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что завтра у вас будет контрольная по химии. Надо учить кремний и его соединения. Вы говорите в сердцах: Лучше бы его на Земле не было, тогда к контрольной готовиться не надо! И тут перед вами Волшебник Антиэлементус: «Я выполню твое желание о, Мудрейший, этот элемент исчезнет!»
Но вы уже многое знаете о кремнии, поэтому останавливаете Антиэлементуса: – Постой, не торопись, давай попробуем представить модель последствий его уничтожения. Надо ввести в программу компьютерные данные об этом элементе, чтобы очень быстро просчитать и спрогнозировать варианты любого события.
– Итак, вводим данные об этом элементе:
его 27,6% в природе;
по распространению в земной коре занимает 2-е место;
образует оксиды с валентностью (IV);
его оксиды являются основной частью песка и глины;
в виде кристаллов входит в состав горных пород;
образует бесцветные кристаллы кварца и горного хрусталя;
на его основе создано промышленное производство керамики, стекла, цемента…
Прогноз готов! Волшебник Антиэлементус, мы с тобой чуть не совершили преступление против всего человечества!
– Что-то случилось, мой юный друг?
– Да хорошо, что ничего не случилось!
А теперь представь себе, какая вырисовывается ситуация при исчезновении этого элемента.
Продолжите, ребята…
Дети предполагают последствия …
Вариант для учителя:
Встает человек утром с постели, подходит к зеркалу, а вместо него – пустая рамка, ищет очки, а от них лишь одна оправа; вдруг он ощущает порывы ветра, так как в доме нет ни одного стекла в окнах; от ужаса человек хочет выпить глоток воды, но он не может найти ни одной чашки, стакана – вообще нет в доме ни одной посуды – все бесследно исчезло! И это только начало ужаса…
Далее треск, грохот – рушатся потолок, стены, они летят и рассыпаются, превращаясь в пыль и песок… Параллельно с этим выделяется огромное количество кислорода, которое меняет состав воздуха, то есть земной атмосферы!
А самое страшное, что впоследствии почти целиком исчезает земная кора, испаряются океаны и не существует больше жизнь на Земле…
– О мудрый из мудрейших, мой дорогой друг, как ты смог такое узнать?
– Да, нельзя, оказывается, без знаний чего-либо или неоправданно отрицать, даже в своих фантазиях, даже мысленно! Все в нашем мире взаимосвязано и исчезновение химических элементов может привести к катастрофическим последствиям. В этом мы с тобой только что убедились сами!
А если заглянем в прошлое, то увидим, что этому элементу человечество обязано развитием цивилизации с самых первых ее шагов.
Представь, сидят в пещере два первобытных человека, им холодно, они не смогли сохранить огонь после удара молнии… Как быть? Один из них берет два камня и бьет ими друг о друга, сыплются искры, начинает тлеть сухой мох, вспыхивает спасительный огонь! Другой соплеменник привязывает к палке камень и идет на охоту, а затем на костре они приготовят себе пищу…
– Дорогой, после общения с тобой я могу сказать, что твой характер, несмотря на небольшую лень, мне напоминает свойства этого элемента. Ты не поддался моим уговорам уничтожить этот элемент, а решил твердо убедиться в последствиях, которые могут произойти при его исчезновении. Молодец! (3)
Мы с вами проснулись и решили, все-таки химия – это наука, значением которой не стоит пренебрегать, а чтобы не снились кошмары, надо готовиться к каждому уроку.
Гимн стеклу.
Учитель: Не хотелось бы нашу работу заканчивать на такой печальной ноте, ведь кремний поистине уникальный элемент. М. В. Ломоносов еще в 18 в. писал : «пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, ни злату, но стеклу!»
Посмотрите на эти прекрасные произведения искусства, ребята.
Учитель на слайдах показывает произведения искусства, сделанные из стекла
Пора подводить итоги.
Жюри оглашает итоги соревнования.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы с вами хорошо потрудились. И я вам благодарна за это. Я надеюсь, что в душе каждого из вас зародился росток чувства любви к химии.
Я попрошу вас ответить на вопрос одним – двумя словами:
Какое чувство вы испытывали во время нашего общения.
Пожалуйста, по одному человеку от каждой команды.
Дети высказываются
Учитель: Спасибо! Сегодня ВСЕ получили оценку пять, потому что победила любовь к химии и дружба. Ваши командные Экраны достижений пригодятся вам при подготовке к следующему уроку.
На прощание я хочу подарить вашему классу вот этот буклет, в нем «Ода стеклу», Ломоносова М.В. (см. Приложение к уроку)
Спасибо за урок!!! До свидания.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Коля , , 2008г.
- Газарян С. Г., Интегрированный урок по теме "Применение кремния и его соединений" , 2007-2008учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кремний и его соединения
Кремний и его соединения...
Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс
Материал данной презентации подобран для урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...
Кремний и его соединения
Презентация к уроку "Кремний и его соединения"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-683962-1444469699.jpg)
Разработка урока "Кремний и его соединения"
Полное описание химического элемента,история его происхождения, использование,химические и физические свойства...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-157905-1701280717.jpg)
Разработка урока "Кремний и его соединения"
Разработка урока "Кремний и его соединения" составлен с учетом использования электронных образовательных ресурсов"....
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/01/picture-1556066-1738398256.jpg)
Металлы и их соединения. Методическая разработка погружения для разновозрастных групп.
Методическая разработка погружения по теме: «Металлы и их содеинения »Для разновозрастных групп предпрофильной подготовки 7-9 класс...