Работа с текстом на уроках химии
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Светлана Николаевна Яншина

Материал содержит наработки по теме "Работа с текстом на уроках химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx27.79 КБ
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_himii.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Формирование познавательных универсальных учебных действий через организацию работы с текстом на уроках химии»

Люди еще в средние века понимали значимость чтения для успешного восприятия информации, в частности Ян Амос Коменский сказал

«Читать и не понимать - то же, что и не читать». Во ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Если обобщить все требования которые обозначены в Стандарте, то наши ученики, работая с текстом, должны уметь осуществлять поиск информации и понимать прочитанное; преобразовать и интерпретировать информацию; производить оценку информации

Результаты международных исследований, которые регулярно проводятся в нашей стране, показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текста. Можно по-разному относится к этому тестированию и спорить об объективности, но согласитесь, что это распространенная проблема, когда ученики на этапе прочтения заданий, не всегда верно понимают их, невнимательно читают и в результате выполняют какое-то «свое» задание. Может можно было с этой ситуацией и смириться, если бы это не приводило к более серьезным проблемам, в частности при выполнении итоговой аттестации. При выполнении заданий егэ и гиа , требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы(таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формировании вопросов или суждений, в результате теряют балы или неверно выполняют работу. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Работа с текстом может быть очень разнообразной и в целом она знакома всем учителям. На уроках химии, формируя навыки смыслового чтения, а следовательно и познавательные ууд применяю разные формы работы, но предпочтение отдаю схемам , таблицам, так как считаю это более наглядным,живым, запоминающим , зачастую, чтобы составить небольшую по объему таблицу, схему надо систематизировать и освоить большое количество текстового материала.

#1055;рием составление схем

Например, на уроке по теме «Серная кислота», учащиеся знакомятся по тексту параграфа с применением серной кислоты. Ребятам дается задание выписать из учебника перечень продуктов, для изготовления которых используется кислота. Читая учебник, ученики составляют схему применения кислоты.

#1055;риём составления диаграммы в электронном варианте ( уметь читать диаграмму пригодится при выполнении 15 вопроса огэ по химии)

При выполнении таких заданий обучающийся сможет

-находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности

-ориентироваться в содержании текста, структурировать и преобразовывать текст

3.Приём «Составление логической схемы задачи»

При решении определенных задач, например на вычисление массовой доли вещества при смешивании или упаривании растворов , предлагаю ребятам выполнить рисунок или схему к задаче, указав известное и неизвестное, используя краткую запись. При выполнении такой несложной схемы –рисунка ребята уже мысленно составляют алгоритм решения задачи.

Смешали 150 г. 10 % и 250 г. 5 % растворов сахара. Вычислить массовую долю

полученного раствора.

При выполнении таких заданий обучающийся сможет

-обозначить символом и знаком предмет

-определять логические связи между предметами или явлениями

-строить модель/схему на основе решения условий задачи и способа ее решения

-строить алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющего знания об объекте

В процессе обучения химии используют очень часто прием сравнения. Уже на первых уроках школьники сравнивают физические и химические явления, что приводит к пониманию общих черт и различий. Сравнение состава веществ постепенно подводит к пониманию необходимости их классификации. Пониманию сущности периодического закона Д.И. Менделеева служит сравнение изменяющихся (при постоянном возрастании масс атомов) свойств простых веществ и их соединений. Большое число примеров показывает, что без умения сравнивать эффективное изучение химии невозможно. При этом важно знать, что:

сравнивать можно только однородные объекты;

необходимо правильно выбирать основу сравнения;

общее между сравниваемыми объектами можно устанавливать только тогда, когда между ними существуют и различия и, наоборот, определять различия можно лишь при наличии сходства.

Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным, живым, наглядным, на этом этапе использую

Прием «Концептуальная таблица» направлен на создание сравнительной таблицы и представляет собой матрицу: по горизонтали – линии сравнения по вертикали объекты. Для применения данного приема заранее определяю тему, в которой можно сравнить несколько объектов, готовлю раздаточный материал.
В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в
качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. .

1 На первом этапе работы в 8 кл . задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнения

Линия сравнения/объект

Кислород

Озон

Состав молекулы

?

?

Агрегатное состояние

?

?

(потом количество линий и категорий сравнения увеличивается )

Затем усложняем

2 На втором этапе работы, задаются объекты сравнения, учащиеся заполняют линии сравнения, для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на дОску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Объясняя свой выбор «важности». Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.

Например, при изучении темы Оксиды углерода, учащимся предлагается выделить линии сравнения или наоборот, по линиям сравнения обозначить объекты сравнения.

При изучении темы «типы химической связи » на первом уроке чертится таблица в тетради, а заполняется в течение нескольких уроков , по мере изучения темы.

3. Третий этап работы, когда учащиеся самостоятельно выделяют линии и категории сравнения, самостоятельно заполняют таблицу. Данный этап можно использовать после изучения темы, при подготовке к контрольной работе . По этим таблицам легко сравнивать и анализировать. Например, при подготовке к к.р., после изучения раздела «металлы », учащиеся составляют таблицу «химические свойства оснований» слайд

При выполнении таких заданий обучающийся сможет:

-выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходств

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

-делать вывод и подтверждать его собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Таким образом, используя известные приемы, добиваюсь самостоятельности от ребят. Не только учитель – источник информации, но и ученик. Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем познавательные умения.

Результаты мониторинга познавательных ууд предоставлены в таблице:

Познавательные

ууд

Низкий уровень %от числа прошедших обследование

средний уровень %от числа прошедших обследование

высокий уровень %от числа прошедших обследование

2022

2024

2022

2024

2022

2024

Нахождение требуемой информации

28

7

42

52

28

40

Преобразование информации

39

14

40

50

21

36

Сравнение, классификация

30

10

48

50

22

40

Оценка информации

38

20

43

51

19

29

Результаты мониторинга ОГЭ предоставлены в таблице:

2021/22 уч. год

2022/23 уч. год

2023/24 уч. год

«5»

1

1

1

«4»

1

1

0

«3»

0

1

0

«2»

0

0

0

качество

100%

67%

100%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

формирование познавательных ууд через организацию работы с текстом на уроках химии МКОУ Березовская СОШ автор работы: Яншина С.Н.

Слайд 2

«Читать и не понимать – то же, что и не читать» Ян амос коменский

Слайд 3

Во ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного;  преобразование и интерпретация информации;  оценка информации.

Слайд 4

Проблема:  Результаты международных исследований PISA и PIRLS выявили затруднения при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к неверному выполнению задания При выполнении заданий ГИА и ЕГЭ, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект),даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений Фактическое отсутствие критичности

Слайд 5

Прием Составление схем по тексту параграфа

Слайд 7

При выполнении таких заданий обучающийся сможет -находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности -ориентироваться в содержании текста, структурировать и преобразовывать текст

Слайд 8

Приём «Составление логической схемы задачи»

Слайд 9

При выполнении таких заданий обучающийся сможет: - обозначить символом и знаком предмет -определять логические связи между предметами или явлениями -строить модель/схему на основе решения условий задачи и способа ее решения -строить алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющего знания об объекте

Слайд 12

Концептуальная таблица используется тогда, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким основаниям

Слайд 13

Этапы работы по освоению приема 1. задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнения (потом количество линий и категорий сравнения увеличивается). 2 задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения. 3.

Слайд 14

задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнения Линия сравнения/объект Кислород Озон Состав молекулы ? ? Агрегатное состояние ? ?

Слайд 15

задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения.

Слайд 16

самостоятельно выделяют линии и категории сравнения, самостоятельно заполняют таблицу

Слайд 17

При выполнении таких заданий обучающийся сможет: - выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходств -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи -делать вывод и подтверждать его собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Слайд 18

Результаты мониторинга огэ предоставлены в таблице 2021/22 уч. год 2022/23 уч. год 2023/24 уч. год «5» 1 1 1 «4» 1 1 0 «3» 2 1 0 «2» 0 0 0 качество 100% 67% 100% :

Слайд 19

Результаты мониторинга познавательных ууд предоставлены в таблице: Познавательные ууд Низкий уровень %от числа прошедших обследование средний уровень %от числа прошедших обследование высокий уровень %от числа прошедших обследование 2022 2024 2022 2024 2022 2024 Нахождение требуемой информации 28 7 42 52 28 40 Преобразование информации 39 14 40 50 21 36 Сравнение, классификация 30 10 48 50 22 40 Оценка информации 38 20 43 51 19 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Работа с текстом на уроке английского языка (текст с заданиями)

Работа с текстом на уроке английского языка в 7 классе (To kill or not to kill)...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Презентация"Приёмы работы с текстом на уроках химии"

В настоящее время очень большое внимание уделяется работе с текстом на разных уроках, т. к . этому отводится большая роль в усвоении учебного материала в стандартах второго поколения. Уроки химии не я...

Приемы работы с текстом на уроках химии

Методические приемы по работе с текстом...

работа с текстом на уроках химии

Подготовка  учащихся к жизни в информационном мире становится все более актуальнее. Поэтому , один из самых ценных навыков, которому может научиться ребенок, – это умение в нужной сит...

Выступление на районном семинаре учителей биологии и химии "Работа с текстом на уроках биологии и химии, как инструмент развития функциональной грамотности"

Выступление на районном семинаре учителей биологии и химии " Работа с текстом на уроках биологии и химии, как инструмент развития функциональной грамотности"...