Занятие курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас», 7 класс
план-конспект занятия по химии (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская средняя общеобразовательная школа Абанского района Красноярского края
Автор: Яншина Светлана Николаевна, учитель химии
Курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас», 7 класс, 1 час в неделю
Тема занятия: «Определение рН среды»
Цель: Формирование, закрепление и контроль умений учащихся определять реакцию среды растворов с помощью различных индикаторов.
Задачи:
- Образовательные. Закрепить следующие понятия индикаторы, реакция среды (типы) , pH на основе выполнения заданий практической работы. Проверить знания учащихся, которые отражают зависимость “ раствор вещества (формула) – значение pH (числовое значение) – реакция среды”.
- Развивающие. Способствовать развитию логического мышления учащихся на основании анализа результатов, полученные в ходе практической работы, их обобщения, а также умения делать вывод. Подтвердить правило: практика доказывает теорию или опровергает ее. Продолжить формирование эстетических качеств личность учащихся на основе разнообразного спектра представленных растворов, а также поддержать интерес ребят к изучаемому предмету “Химия”.
- Воспитывающие. Продолжить формировать умения учащихся выполнять задания практической работы, придерживаясь правил по охране труда и технике безопасности
Аннотация
Форма: занятие – исследование. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.
На подготовительном этапе класс делится на 3 равноценных группы для удобства проведения экспериментов.
На данном уроке сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в группах, выполняющих разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.
Ход занятия
I этап — мотивационный
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких строк.
Сей напиток уникальный-
Вообще универсальный:
Он желудки прожигает
И монеты растворяет,
Унитазы отмывает,
Саранчу уничтожает!
Можно двигатель отмыть,
Пятна крови удалить.
Можно стёкла протирать,
И одежду постирать.
В общем, это вам не квас
Сей напиток губит нас.
Эти строки написали студенты химического факультета после проведения ряда экспериментов.
-Как вы думаете о каком напитке идет речь?
Эти строки они посвятили современным газированным напиткам, которые многие из нас просто обожает ежедневно употреблять в пищу. Что же такое должно содержаться в этих вкуснейших, утоляющих жажду напитках, что ими можно очищать чайники и унитазы? К ответу на этот вопрос мы вернемся в конце урока.
Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам познать самих себя.
Самым оптимальным и емким способом познания является исследование. Сегодня я предлагаю нам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками научно-исследовательского института, маститыми учеными-исследователями химии. В нашем институте 3 лаборатории, занимающихся исследованиями веществ различных отраслей промышленности: химической, пищевой, косметической. Вы уже обратили внимание на лотки на столах.
- Давайте выясним, какие образцы для исследования представлены в каждой из лабораторий?
Косметическая промышленность, что у вас? (туалетное мыло, шампунь, кондиционер, средство для снятия макияжа)
Пищевая промышленность представлена у нас различными видами напитков, каких? (вода из-под крана, чай, сок, газировка)
Химическая промышленность (туалетное мыло, стиральный порошок, хозяйственное мыло)
1. - Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все предложенные вам сегодня образцы? (их ежедневно использует человек в своей жизни) (Совершенно верно. Все они очень важны для нас.)
#1047;ачем человек постоянно пользуется косметическими средствами? (чтобы очистить кожу от различных патогенных микроорганизмов и грязи).
#1040; сколько по времени человек сможет обходиться без воды? (несколько дней, так как вода является необходимым компонентом внутренней среды организма, в воде протекают все химические реакции, она является универсальным растворителем)
II. Операционно-исполнительский этап.
Постановка проблемы:
- Итак, основная задача всех предложенных нам сегодня образцов - сохранение нашего здоровья. Но вместе с тем возникает проблема, а все ли эти образцы так уж безопасны для человека?
#1050;ак вы думаете, почему они могут быть опасны? (содержат вредные вещества)
- Наличие каких вредных веществ мы можем с вами определить, опираясь на знания, полученные на прошлых уроках? (кислот и щелочей)
Итак, задание. Вы видите на экране ряд веществ, относящихся к разным классам соединений. Выберите среди них кислоты и щелочи, формулы запишите в тетрадь и дайте названия веществам.(работа по вариантам)
Задание 1. HCl, NaOH, H2SO4, H2O, Ba(OH)2, H3PO4, LiOH, NaCl
-А какую среду создают эти вещества в растворах? (кислую и щелочную)
-Что значит кислая среда? (это среда, в которой содержание ионов водорода превышает содержание гидроксид ионов)
-Что значит щелочная среда? (это среда, в которой содержание гидроксид ионов превышает содержание ионов водорода)
-А какая еще есть среда? (нейтральная)
-Вспомните, какой вред организму наносят кислоты и щелочи? (Щелочь разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы. На коже образуют долго не заживающие раны. Кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания. Кислоты наносят ожоги, разрушают ткани)
- Что же мы должны сделать, чтобы определить наличие кислотной или щелочной среды? (определить рН среды)
- Что такое рН? (величина, характеризующая содержание ионов водорода в растворе.
- -Как соотносятся между собой значение рН и среда? (если рН˃7 – щелочная среда, если рН˂7 – кислая среда, если рН = 7 – нейтральная среда)
- Сформулируйте тему нашего исследования (Определение рН среды)
Определите цель исследования.
- Как бы вы сформулировали цель исследования?
Определить содержание кислот и щелочей в составе выданных образцов
Формулирование задач исследования.
- Глядя на цель, определите, какие задачи мы должны решить в ходе исследования?
Задачи исследования: измерить рН выданных образцов, определить среду этих растворов, какой вред они могут нанести организму и как избежать их негативного влияния
Выдвижение гипотезы.
- Важнейшим этапом любого исследования является выдвижение гипотезы. Гипотеза - это предположение, которое вы бы хотели доказать или опровергнуть в ходе исследования. Глядя на образцы выданных вам веществ, мы можем сразу сказать какая будет среда раствора? (нет)
Что же мы с вами сможем выяснить в результате исследования и к какому выводу прийти?
Гипотеза: среди выданных образцов есть такие, которые имеют кислую среду или щелочную, а значит наносят вред здоровью.
Проверка выдвинутой гипотезы.
Молодцы! Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке нашу гипотезу.
Посмотрите на свои лотки. С помощью чего мы с вами будем определять рН выданных образцов? (с помощью универсальной индикаторной бумаги)
-Что такое индикатор? (это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора)
-Какие индикаторы вам известны? (фенолфталеин, метилоранж, лакмус)
Задание 2.
На доске таблица. Рядом с таблицей разноцветные кружочки. Распределите правильно кружочки в таблице в зависимости от того, как изменяет окраску индикатор в зависимости от среды.
индикатор | Нейтральная среда | Кислая среда | Щелочная среда |
Фенолфталеин | бесцветный | Бесцветный | малиновый |
Метилоранж | оранжевый | красный | желтый |
Лакмус | фиолетовый | красный | синий |
В чем преимущество универсальной индикаторной бумаги перед другими индикаторами? (универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов и к ней прилагается цветная шкала, с помощью которой можно точно определить рН выданного образца)
Совершенно верно. Но у нас сегодня еще работает и контрольная лаборатория, члены которой будут определять рН всех образцов с помощью электронных рН-метров. (знакомство с электронными рН-метрами)
В конце опыта мы с вами сравним результаты, полученные с помощью универсального индикатора с результатами, полученными с помощью современных электронных методов. Сегодня вам предстоит работа с довольно опасными вещества. Поэтому, прежде, чем приступать к опыту, давайте вспомним правила по технике безопасности.
Таблица 1. Значение рН растворов.(выполнение работы)
Давайте теперь проанализируем полученные данные.
- Какой из методов является наиболее точным? Почему?
- Какую среду имеют исследуемые образцы?
- Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?
- Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?
III. Оценочно-рефлексивный этап
Применение знаний на практике
Проблемные вопросы:
- Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?
(Все слабо- и сильно кислые растворы (чай, лимонный, яблочный, томатный сок, газировка) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за излишний кислотности).
- Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?
(И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи).
- Как защититься от пагубного влияния средств бытовой химии, а также косметических средств на наш организм? (внимательно изучить состав средства, строго выполнять меры предосторожности, которые всегда указывают на этикетках)
- Какие жидкости стоит полностью исключить из вашего рациона? Почему? (стоит исключить воду из-под крана, так как она содержит большое количество примесей и ее рН намного выше 7, а также газировку, которая содержит много кислоты, а значит может привести к язвенной болезни желудка или гастриту)
- Так что же за вещество содержат современные газированные напитки, о которых так нелестно отозвались студенты-химики в начале урока (содержат кислоту фосфорную)
Да, мы действительно едим это вещество. Фосфорная (или ее правильное химическое название – ортофосфорная) кислота может использоваться как пищевая добавка и даже имеет свое обозначение в перечне таких добавок – Е338.
Вывод по результатам исследовательской работы.
- Вспомните о наших целях и гипотезе. Мы добились поставленных целей? (Да)
- Наша гипотеза подтвердилась? (Да Средства для мытья посуды содержат растворы щелочей, которые поражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, раздражают кожу, вызывают аллергию).
- Какой вывод в заключение исследования вы можете сделать?
Вывод: Многие образцы не столь безопасны, как мы привыкли считать. Поэтому прежде, чем использовать те или иные средства дома, необходимо внимательно ознакомиться с составом и мерами предосторожности.
Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем, предлагая ответить на вопросы:
- Что мы узнали сегодня нового?
- Что было непонятно?
- Что мы научились выполнять?
- Какие были затруднения?
- Что показалось самым интересным?
- Что удивило вас?
Приложение 1
Косметическая лаборатория
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: косметические средства, стеклянные стаканчики, универсальный индикатор
Ход работы:
- Возьмите емкость со средством.
- С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
- Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
- Определите рН и среду исследуемого раствора
- Результат занесите в таблицу.
- То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
- Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда | Показания электронного рН-метра |
Вывод.
Какой вывод, о наличии ионов Н+ и ОН– в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )
2 .Как защититься от пагубного влияния косметических средств на наш организм?
Приложение 2
Химическая лаборатория.
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные палочки, универсальный индикатор
Ход работы:
- Возьмите емкость со средством.
- Налейте немного средства в стаканчик.
- С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
- Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
- Определите рН и среду исследуемого раствора
- Результат занесите в таблицу.
- То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
- Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда | Показания электронного рН-метра |
Вывод.
Какой вывод, о наличии ионов Н+ и ОН – в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )
2. Как защититься от пагубного влияния средств бытовой химии на наш организм?
Приложение 3
Пищевая лаборатория (продукты питания).
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: напитки, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, универсальный индикатор
Ход работы:
- Возьмите образец.
- Выдавите небольшое количество сока.
- Опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в сок.
- Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
- Определите рН и среду исследуемого образца
- Результат занесите в таблицу.
- То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим образцом.
- Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда | Показания электронного рН-метра |
лимон | |||
томат | |||
яблоко | |||
огурец |
Вывод:
1. Какой вывод, о наличии ионов Н+ и ОН– в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав образца (название)………. входит……… , проявляя ……… среду )
2. Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349980-1384946473.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-319550-1392906851.jpg)
Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"
Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/17/picture-1279268-1602921071.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-204657-1361151935.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса
Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051686-1535377596.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Химия вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 класса. Развивает интерес к предмету....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090281-1544088169.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...