Занятие курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас», 7 класс
план-конспект занятия по химии (7 класс)

Светлана Николаевна Яншина
Тема занятия: «Определение рН среды»
Цель: Формирование, закрепление и контроль умений учащихся определять реакцию среды растворов с помощью различных индикаторов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vud_himiya_vokrug_nas_7_kl.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская средняя общеобразовательная школа Абанского района Красноярского края

Автор: Яншина Светлана Николаевна, учитель химии

Курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас», 7 класс, 1 час в неделю

Тема занятия: «Определение рН среды»

Цель: Формирование, закрепление и контроль умений учащихся определять реакцию среды растворов с помощью различных индикаторов.

Задачи:

  1. Образовательные. Закрепить следующие понятия индикаторы, реакция среды (типы) , pH на основе выполнения заданий практической работы. Проверить знания учащихся, которые отражают зависимость “ раствор вещества (формула) – значение pH (числовое значение) – реакция среды”.
  2. Развивающие. Способствовать развитию логического мышления учащихся на основании анализа результатов, полученные в ходе практической работы, их обобщения, а также умения делать вывод. Подтвердить правило: практика доказывает теорию или опровергает ее. Продолжить формирование эстетических качеств личность учащихся на основе разнообразного спектра представленных растворов, а также поддержать интерес ребят к изучаемому предмету “Химия”.
  3. Воспитывающие. Продолжить формировать умения учащихся выполнять задания практической работы, придерживаясь правил по охране труда и технике безопасности

Аннотация

Форма: занятие – исследование. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.

На подготовительном этапе класс делится на 3 равноценных группы для удобства проведения экспериментов.

На данном уроке сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.

Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в группах, выполняющих разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.

Ход занятия

I этап — мотивационный

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких строк.

Сей напиток уникальный-
Вообще универсальный:
Он желудки прожигает
И монеты растворяет,
Унитазы отмывает,
Саранчу уничтожает!
Можно двигатель отмыть,
Пятна крови удалить.
Можно стёкла протирать,
И одежду постирать.
В общем, это вам не квас
Сей напиток губит нас.

Эти строки написали студенты химического факультета после проведения ряда экспериментов.

-Как вы думаете о каком напитке идет речь?

Эти строки они посвятили современным газированным напиткам, которые многие из нас просто обожает ежедневно употреблять в пищу. Что же такое должно содержаться в этих вкуснейших, утоляющих жажду напитках, что ими можно очищать чайники и унитазы? К ответу на этот вопрос мы вернемся в конце урока.

Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам познать самих себя.

Самым оптимальным и емким способом познания является исследование. Сегодня я предлагаю нам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками научно-исследовательского института, маститыми учеными-исследователями химии. В нашем институте 3 лаборатории, занимающихся исследованиями веществ различных отраслей промышленности: химической, пищевой, косметической. Вы уже обратили внимание на лотки на столах.

- Давайте выясним, какие образцы для исследования представлены в каждой из лабораторий?

Косметическая промышленность, что у вас? (туалетное мыло, шампунь, кондиционер, средство для снятия макияжа)

Пищевая промышленность представлена у нас различными видами напитков, каких? (вода из-под крана, чай, сок, газировка)

Химическая промышленность (туалетное мыло, стиральный порошок, хозяйственное мыло)

1. - Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все предложенные вам сегодня образцы? (их ежедневно использует человек в своей жизни) (Совершенно верно. Все они очень важны для нас.)

#1047;ачем человек постоянно пользуется косметическими средствами? (чтобы очистить кожу от различных патогенных микроорганизмов и грязи).

#1040; сколько по времени человек сможет обходиться без воды? (несколько дней, так как вода является необходимым компонентом внутренней среды организма, в воде протекают все химические реакции, она является универсальным растворителем)

II. Операционно-исполнительский этап.

Постановка проблемы:

- Итак, основная задача всех предложенных нам сегодня образцов - сохранение нашего здоровья. Но вместе с тем возникает проблема, а все ли эти образцы так уж безопасны для человека?

#1050;ак вы думаете, почему они могут быть опасны? (содержат вредные вещества)

  • Наличие каких вредных веществ мы можем с вами определить, опираясь на знания, полученные на прошлых уроках? (кислот и щелочей)

Итак, задание. Вы видите на экране ряд веществ, относящихся к разным классам соединений. Выберите среди них кислоты и щелочи, формулы запишите в тетрадь и дайте названия веществам.(работа по вариантам)

Задание 1. HCl, NaOH, H2SO4, H2O, Ba(OH)2, H3PO4, LiOH, NaCl

-А какую среду создают эти вещества в растворах? (кислую и щелочную)

-Что значит кислая среда? (это среда, в которой содержание ионов водорода превышает содержание гидроксид ионов)

-Что значит щелочная среда? (это среда, в которой содержание гидроксид ионов превышает содержание ионов водорода)

-А какая еще есть среда? (нейтральная)

-Вспомните, какой вред организму наносят кислоты и щелочи? (Щелочь разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы. На коже образуют долго не заживающие раны. Кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания. Кислоты наносят ожоги, разрушают ткани)

  • Что же мы должны сделать, чтобы определить наличие кислотной или щелочной среды? (определить рН среды)
  • Что такое рН? (величина, характеризующая содержание ионов водорода в растворе.
  • -Как соотносятся между собой значение рН и среда? (если рН˃7 – щелочная среда, если рН˂7 – кислая среда, если рН = 7 – нейтральная среда)

- Сформулируйте тему нашего исследования (Определение рН среды)

Определите цель исследования.

- Как бы вы сформулировали цель исследования?

Определить содержание кислот и щелочей в составе выданных образцов

Формулирование задач исследования.

- Глядя на цель, определите, какие задачи мы должны решить в ходе исследования?

Задачи исследования: измерить рН выданных образцов, определить среду этих растворов, какой вред они могут нанести организму и как избежать их негативного влияния

Выдвижение гипотезы.

- Важнейшим этапом любого исследования является выдвижение гипотезы. Гипотеза - это предположение, которое вы бы хотели доказать или опровергнуть в ходе исследования. Глядя на образцы выданных вам веществ, мы можем сразу сказать какая будет среда раствора? (нет)

Что же мы с вами сможем выяснить в результате исследования и к какому выводу прийти?

Гипотеза: среди выданных образцов есть такие, которые имеют кислую среду или щелочную, а значит наносят вред здоровью.

Проверка выдвинутой гипотезы.

Молодцы! Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке нашу гипотезу.

Посмотрите на свои лотки. С помощью чего мы с вами будем определять рН выданных образцов? (с помощью универсальной индикаторной бумаги)

-Что такое индикатор? (это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора)

-Какие индикаторы вам известны? (фенолфталеин, метилоранж, лакмус)

Задание 2.

На доске таблица. Рядом с таблицей разноцветные кружочки. Распределите правильно кружочки в таблице в зависимости от того, как изменяет окраску индикатор в зависимости от среды.

индикатор

Нейтральная среда

Кислая среда

Щелочная среда

Фенолфталеин

бесцветный

Бесцветный

малиновый

Метилоранж

оранжевый

красный

желтый

Лакмус

фиолетовый

красный

синий


В чем преимущество универсальной индикаторной бумаги перед другими индикаторами? (универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов и к ней прилагается цветная шкала, с помощью которой можно точно определить рН выданного образца)

Совершенно верно. Но у нас сегодня еще работает и контрольная лаборатория, члены которой будут определять рН всех образцов с помощью электронных рН-метров. (знакомство с электронными рН-метрами)

В конце опыта мы с вами сравним результаты, полученные с помощью универсального индикатора с результатами, полученными с помощью современных электронных методов. Сегодня вам предстоит работа с довольно опасными вещества. Поэтому, прежде, чем приступать к опыту, давайте вспомним правила по технике безопасности.

Таблица 1. Значение рН растворов.(выполнение работы)

Давайте теперь проанализируем полученные данные.

  1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?
  2. Какую среду имеют исследуемые образцы?
  3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?
  4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

III. Оценочно-рефлексивный этап

Применение знаний на практике

Проблемные вопросы:

  1. Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?

(Все слабо- и сильно кислые растворы (чай, лимонный, яблочный, томатный сок, газировка) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за излишний кислотности).

  1. Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?

(И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи).

  1. Как защититься от пагубного влияния средств бытовой химии, а также косметических средств на наш организм? (внимательно изучить состав средства, строго выполнять меры предосторожности, которые всегда указывают на этикетках)
  2. Какие жидкости стоит полностью исключить из вашего рациона? Почему? (стоит исключить воду из-под крана, так как она содержит большое количество примесей и ее рН намного выше 7, а также газировку, которая содержит много кислоты, а значит может привести к язвенной болезни желудка или гастриту)
  3. Так что же за вещество содержат современные газированные напитки, о которых так нелестно отозвались студенты-химики в начале урока (содержат кислоту фосфорную)

Да, мы действительно едим это вещество. Фосфорная (или ее правильное химическое название – ортофосфорная) кислота может использоваться как пищевая добавка и даже имеет свое обозначение в перечне таких добавок – Е338.

Вывод по результатам исследовательской работы.

- Вспомните о наших целях и гипотезе. Мы добились поставленных целей? (Да)

- Наша гипотеза подтвердилась? (Да Средства для мытья посуды содержат растворы щелочей, которые поражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, раздражают кожу, вызывают аллергию).

- Какой вывод в заключение исследования вы можете сделать?

Вывод: Многие образцы не столь безопасны, как мы привыкли считать. Поэтому прежде, чем использовать те или иные средства дома, необходимо внимательно ознакомиться с составом и мерами предосторожности.

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем, предлагая ответить на вопросы:

  1. Что мы узнали сегодня нового?
  2. Что было непонятно?
  3. Что мы научились выполнять?
  4. Какие были затруднения?
  5. Что показалось самым интересным?
  6. Что удивило вас?

Приложение 1

Косметическая лаборатория

Лабораторный опыт «Определение рН среды»

Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.

Оборудование: косметические средства, стеклянные стаканчики, универсальный индикатор

Ход работы:

  1. Возьмите емкость со средством.
  2. С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
  3. Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
  4. Определите рН и среду исследуемого раствора
  5. Результат занесите в таблицу.
  6. То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
  7. Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.

Таблица 1. Значение рН растворов.

Образец

рН

среда

Показания электронного

рН-метра

Вывод.

Какой вывод, о наличии ионов Н+ и ОН в исследуемых средствах вы можете сделать?

(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )

2 .Как защититься от пагубного влияния косметических средств на наш организм?

Приложение 2

Химическая лаборатория.

Лабораторный опыт «Определение рН среды»

Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.

Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные палочки, универсальный индикатор

Ход работы:

  1. Возьмите емкость со средством.
  2. Налейте немного средства в стаканчик.
  3. С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
  4. Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
  5. Определите рН и среду исследуемого раствора
  6. Результат занесите в таблицу.
  7. То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
  8. Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.

Таблица 1. Значение рН растворов.

Образец

рН

среда

Показания электронного

рН-метра

Вывод.

Какой вывод, о наличии ионов Н+ и ОН в исследуемых средствах вы можете сделать?

(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )

2. Как защититься от пагубного влияния средств бытовой химии на наш организм?

Приложение 3

Пищевая лаборатория (продукты питания).

Лабораторный опыт «Определение рН среды»

Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.

Оборудование: напитки, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, универсальный индикатор

Ход работы:

  1. Возьмите образец.
  2. Выдавите небольшое количество сока.
  3. Опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в сок.
  4. Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
  5. Определите рН и среду исследуемого образца
  6. Результат занесите в таблицу.
  7. То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим образцом.
  8. Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.

Таблица 1. Значение рН растворов.

Образец

рН

среда

Показания электронного

рН-метра

лимон

томат

яблоко

огурец

Вывод:

1. Какой вывод, о наличии ионов Н+ и ОН в исследуемых средствах вы можете сделать?

(В состав образца (название)………. входит……… , проявляя ……… среду )

2. Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"

Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Программа внеурочной деятельности "Химия вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 класса. Развивает интерес к предмету....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...