Использование возможностей центра «Точка роста» для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся по химии
статья по химии
Предварительный просмотр:
Использование возможностей центра «Точка роста» для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся по химии
Желудова Оксана Георгиевна, учитель химии и биологии
Научно-исследовательские работы обучающихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и задач образования, стоящих перед школой в современных условиях, являются наиболее актуальными. В педагогике много работ, посвящённых проектно-исследовательским работам обучающихся по разным дисциплинам. Однако этот вид деятельности в учебном курсе химии имеет ряд особенностей.
Химия начинает изучаться с 8 класса. Учитель часто сталкивается с проблемой низкой учебной мотивации подростков, ведь ведущей деятельностью для них является не учёба, а общение со сверстниками. Многим старшеклассникам химия кажется сложным, трудным для восприятия предметом.
Специфичность учебного предмета химии требует также раскрытия техники и методики постановки конкретных химических опытов научно-исследовательского характера с целью их организации и проведения.
Работа над исследовательскими работами и проектами – это самая сложная и кропотливая работа. Техника и методика проведения научно-исследовательских работ по химии основывается на химическом эксперименте как специфическом методе обучения, введенном еще в советские годы такими методистами, как В.С. Полосин, К.Я. Парменов, Л.А. Цветков и другие [1, 2, 3].
Алгоритм индивидуального проекта - проблема, пути решения, подбор информации, создание продукта и его презентация. Из своего опыта могу сказать – сложным является выявление проблемы. Поэтому алгоритм действий бывает разным. Бывает, проект начинаем с нуля, например «Витамины в жизни подростков». Или же определяем направление работы, а уже из неё, из тех средств, которые есть в наличие, выкручиваем и проблему.
Для организации проектно-исследовательских работ исследовательского характера особое значение имеет материально-техническое оснащение кабинета химии. Большим подспорьем для меня стало использование цифровой лаборатории открытого на базе школы центра «Точка роста».
Цифровая лаборатория RELEON имеет ряд преимуществ:
● наглядное представление результатов эксперимента в виде графиков, диаграмм и таблиц;
● компьютерная обработка результатов эксперимента, данных измерений;
● сопоставление данных, полученных в ходе различных экспериментов; возможность многократного повторения эксперимента;
● наблюдение за динамикой исследуемого явления; доступность изучения быстро протекающих процессов;
● сокращение времени эксперимента; быстрота получения результата;
● возрастание познавательного интереса обучающихся.
Лаборатория включает в себя несколько цифровых датчиков определения температуры, рН, электропроводимости, концентрации ионов, оптической плотности.
Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности. Широкий спектр датчиков позволяет обучающимся знакомиться с параметрами химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие экспериментатора, а частота их измерений неподвластна человеческому восприятию.
Только осуществляя химический эксперимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В процессе проектной и исследовательской деятельности обучающиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.
Такая деятельность может включать три различных степени свободы:
− реализация исследовательской работы индивидуально или в малой группе по уже известной схеме, но с непредсказуемым результатом. Например, с обучающейся 9 класса мною проводилась работа по исследованию сухого корма для собак. Обучающаяся провела пробоподготовку, анализ по предложенной методике соответствующих объектов и занесение результатов в лабораторный журнал. Обобщение результатов такого экспериментального задания происходит, как правило, в форме дискуссии или диалога;
− реализация обучающимися исследовательской работы по изучению конкретного объекта с помощью выбранных ими в сотворчестве с учителем методами и методиками. В качестве примера можно предложить работу «Определение содержания углекислого газа в атмосфере помещений». В последнее время человечество все активней влияет на экологическую ситуацию окружающей среды, в том числе и на атмосферу. Углекислый газ является важным составляющим выдыхаемого воздуха. Необходимо исследовать его содержание в жилых и учебных помещениях, а также на открытом пространстве, поскольку повышенный или пониженный уровень может влиять на здоровье человека. Поэтому следует выяснять его уровень и определить соответствие нормам и требованиям;
− в данном случае обучающийся сам формирует проблему, выбирает цели и пути проведения исследования. Роль учителя заключается в компетентном направлении и консультировании обучающегося. Ученик со всех сторон анализирует возможный объект исследования, рассматривая возможные методы, проводит возможный эксперимент и обрабатывает полученные результаты исследования, предоставляя конкретный результат на обсуждение, защищает собственную позицию, руководствуясь полученными знаниями и навыками. В своей практике нами были реализованы следующие темы практико-исследовательских работ:
− проблема йодного дефицита;
− галогены;
− степень негативного влияния окраски газированных напитков на здоровье человека;
− исследование увлажняющих кремов для лица разной ценовой категории
− исследование успокаивающего действия аромамасел на организм человека;
− химические и натуральные краски для волос. Ваш выбор? и т.д.
Данные работы были представлены на конференциях различного уровня.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет учителю привить обучающимся потребность в получении и успешной обработки результатов исследования, показать уникальность и взаимосвязь процессов и явлений в природе, быту, теле человека; сделать упор на здоровье сберегающие и экологические проблемы; повысить интеллектуальный уровень учеников, укрепить позицию личности в социуме.
Литература:
1. Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии. – М.: Просвещение, 1981.
2. Парменов К.Я. Химический эксперимент в средней школе. – М.: Изд-во АПН РАФАР, 1959.
3. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии. – М.: Просвещение, 1966. – 296 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках экологии.
Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и экологии....
Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образова...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования
Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)
1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС
В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....
Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...