Формирование экологической грамотности в процессе обучения химии
статья по химии

Желудова Оксана Георгиевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_gramotnost.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической грамотности в процессе обучения химии

Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран.

Успешное решение данной проблемы возможно только при условии подъема экологической грамотности человека в этой области, широкая просветительная работа среди населения, и, в особенности, среди подрастающего поколения.

Сознательное и бережное отношение человека к природе должно формироваться, начиная с детства. Повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе – должно стать одной из важнейших задач современной школы.

Экологически грамотным считается тот человек, который владеет экологическими знаниями и навыками правильно вести себя по отношению к природе.

Так как в большинстве школ отсутствует преподавание экологии («науки о доме»), на учителей естественно–научного цикла возлагается ответственность, чтобы на основе фундаментальных химических, биологических знаний сформировать системные знания о химических, биологических аспектах экологии и экологических проблем.

Химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке, а также во внеурочной деятельности.

При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы.

При изучении темы «Чистые вещества и смеси» знакомлю обучающихся с простейшими способами очистки и разделения смесей. К современным методам очистки можно отнести фильтрацию, пылегазоулавливание, обезвреживание, биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения. С некоторыми методами учащиеся знакомятся при выполнении практических работ.

При изучении темы «Кислород» знакомлю обучающихся с процессами, обеспечивающими круговорот кислорода в биосфере, рассказываю о значении кислорода и озона в жизни живых организмов.

При сравнении влияния кислорода и озона на организм человека следует подчеркнуть, что небольшое содержание озона в воздухе благотворно действует на организм, особенно при болезнях дыхательных путей, а в более высоких концентрациях озон сильно ядовит, чего нельзя сказать о самом кислороде.

В теме «Вода» вместе с обучающимися рассматриваем виды воды в природе, факторы, загрязняющие воду, способы очистки воды дома и на предприятиях. Говорим об экономном использовании воды и значении воды для жизни человека, растений и животных.

В формировании экологической грамотности обучающихся на уроках химии большое значение имеют практические работы, а также расчётные и творческие задачи с экологическим содержанием, которые способствует пониманию сущности экологических проблем.

Задача 1. При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н.у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.

Решение этой задачи показывает, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг, который займет при н.у. объем равный 63 м3.

При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.

Задача 2. Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба для него свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных газов может обезвредить одно такое дерево.

Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты ещё раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего города.

В природе постоянно происходит круговорот биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота. Человек в процессе своей деятельности вмешивается в круговорот веществ, использует минеральное сырьё для своих нужд.

Задача 3. В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше?

При изучении свойств и применения углерода и его соединений обращаю внимание обучающихся на одну из современных экологических проблем – возникновение "парникового эффекта", приводящего к потеплению климата.

Задача 4. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?

Основное назначение таких задач – развитие метапредметных компетенций и воспитание экологической грамотности и культуры.

В наше время экологическая грамотность является компонентом общей культуры человека. Вырастут сегодняшние школьники, выберут свою профессию, но проблема взаимоотношений человека с природой будет актуальной всегда.

Основы ответственного отношения к окружающей среде должны закладываться на протяжении всех лет обучения. Химические задачи, с помощью которых можно рассматривать как качественную, так и количественную сторону вопросов экологии, позволяют решить эту проблему интересно и с пользой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения химии

В докладе рассматривают вопросы эколого - химического обучения, приведены примеры заданий с экологическим содержанием на уроках и во внеурочной деятельности...

Формирование УУД во внеклассной работе в процессе обучения химии

Проект внеклассной работы по химии. Материал содержит характеристику форм внеклассной работы, направление внеклассной работы по химии....

Экологическое воспитание школьников в процессе обучения химии в школе.

В последние несколько лет все большее внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Как, каким образом привить экологическую культуру школьникам, я попыталась раскрыть в данной статье....

Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности

Ссылка на данный ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=l4jzrvMdyH8&feature=youtu.be...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Формирование экологической грамотности

Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызва...

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...