России славный сын – Д.И. Менделеев Мероприятие к 150- летию создания ПСХЭ
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Разуваева Татьяна Александровна

Учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности. 

Развивает познавательный интерес учащихся к предмету, обобщает, закрепляет знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

России славный сын – Д.И. Менделеев

Мероприятие к 150- летию создания ПСХЭ


  Цели урока:

     Развивающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету, обобщить, закрепить знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”;
  • используя метапредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;

     Обучающие:

  • продолжить обучение по периодической системе;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • доказать, что п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;
  • формировать умения и навыки пользования таблицей, для извлечения, заложенной в ней информации;
  • приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.
  • реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению

     Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие;
  • способность работать в коллективе;

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок-путешествие

Формы работы:работа в группах, самостоятельная работа

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, мультимедийная презентация, золотые монеты «аурумчики»  ( можно использовать шоколадные монетки в золотистой обёртке), мешочек для монет, портреты Д.И Менделеева, проектор, презентация

 

Ролик – заставка к уроку (организационный момент, формирование рабочего настроя. определение темы урока) ( 3-4 мин)

  1. Мотивация. Ребятам демонстрируется опыт.

Опыт с проявлением на бумаге года открытия таблицы Менделеева – 1869.

На чистый белый лист бумаги формата А4 наносится прозрачным спиртовым раствором фенолфталеина (это индикатор, который должен быть в любой школьной лаборатории) дата официального открытия периодического закона:   1869. Раствору дают высохнуть (спирт испаряется быстро). Надпись будет не видна. Затем опрыскать эту надпись водным раствором пищевой соды. Появится число 1869 малинового цвета.

- Ребята! Что мы видим? Что означает эта дата? В течении урока вы должны ответить на этот вопрос.

2.  Целеполагание.

2019 год провозглашен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Это масштабное событие посвящено 150-летию открытия Периодического закона химических элементов великим русским ученым Д.И. Менделеевым (показ слайда презентации с фотографией ученого). Наш урок посвящен этому знаменательному событию.

  1. Ход урока.

Природа-мать! Когда б таких людей

                                                                            Ты иногда не посылала миру,

                                                                            Заглохла б нива жизни…

                                                                                                                             Н.А.Некрасов

«Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще…» Д.И.Менделеев

Мы живем в такую замечательную эпоху, когда превратились в действительность фантастические мечты людей: летают искусственные спутники Земли, космические корабли устремляются к далеким планетам, синтезируются многие вещества, создаются лекарства, удобрения, пластмассы, стимуляторы роста, биодобавки и др.

Многие из этих достижений стали возможны благодаря труду русских ученых, среди которых назовем корифея науки Д.И.Менделеева, Этому великому человеку, его научному подвигу мы и посвящаем нашу встречу.

Кумир ученых и поэтов
Глядит внимательно с портретов,
Своих открытий зная ширь,
С осанкой вечно молодою,
С окладистою бородою,
Былинный русский богатырь.

Все было в химии неясно, 
Порой запутано ужасно.
Но вот вмешался в хаос он,
И силой мудрого прозренья
Открыл ценою озаренья
Периодический закон.

Проник он мыслью дерзновенной
И в микромир,
И в глубь вселенной,
Нас знанием вооружа.
И элементы подравнялись,
Могучей мысли подчиняясь
И человечеству служа.

Науку русскую взлелеяв,
В ней возвышался Менделеев,
Был, как блистательный пример.
Не только химик, но геолог,
Статистик, инженер, метролог,
И агроном, и землемер.

Шагал прогресс, трещали троны,
С тиранов падали короны,
А он в двадцатый новый век
пришел как новый ломоносов,
Решить сумевший тьму вопросов –
Природно русский человек.

 Мы сегодня с вами совершим путешествие по страницам жизни Д.И.Менделеева и по ПСХЭ, а также узнаем много интересных фактов из жизни ученого. Для этого мы разделились на команды. Посмотрим, какая команда завершит путешествие быстрее и больше узнает. Для подсчета баллов мы будем использовать медальки – аурумчики. Почему они так называются? (Ответ: Аурум – золото) И в конце урока подсчитаем количество медалек у команд.

Ход урока.

1 станция – БИОГРАФИЧЕСКАЯ. (Ролик о жизни и творчестве Д.И.Менделеева)

Задание: Я задаю вопросы, а вы на столах разлаживаете по порядку соответствующие факты биографии (Дублирование фактов на доске)

  1. Что писал английский историк науки Торф о русском химике Д.И.Менделееве). (Ни один русский не оказал более великого, более длительного влияния на развитие физических знаний, чем он…)
  2. Когда и где родился Д.И. Менделеев? (8 февраля 1834 г. в Тобольске)
  3. Какой институт закончил? (Главный педагогический институт в Петербурге. Физико-химический факультет)
  4. В каком году была создана ПСХЭ? (В 1869 г.)
  5. Сколько у него всего было трудов? (500 трудов. По физике, химии, географии, метрологии, кристаллографии, искусствоведению, геологии, экономике, педагогике). Ученый энцеклопедист.
  6. Когда поднимался на воздушном шаре? (В 1887 г. поднимался на воздушном шаре). Для наблюдения солнечного затмения. Французская академия метеорологии и воздухоплавания присудила диплом за проявление мужества при полете.
  7. Какой проект разработал? (Разработал собственный  проект ледокола и наметил план экспедиции для северного морского пути)
  8. Какое главное полезное ископаемое России изучал? (Изучал возможное использование нефти, как сырья для органических соединений). Отдавал все силы на укрепление промышленности России. Старался отвести ее от экономической и научной зависимости Запада, но не всегда находил поддержку у своих коллег.
  9. Какие агрономические опыты ставил? (Ставил опыты по повышению плодородия почв)
  10. Какой порох изобрел? (Бездымный порох)

Кроме всего прочего в 1892 г. ему предложили должность хранителя главной палаты мер и весов и благодаря его деятельности в 1899 г. от вывел закон о мерах и весах, который установил основные единицы измерения: фунт и аршин.

Когда про него говорили, что он гений, он отвечал: «Какой там гений, трудился всю жизнь и стал гением»

Главный итог жизни ученого Периодическая система и периодический закон. Многие знают Менделеева именно как автора этого закона. Но это лишь часть правды. Круг его интересов был необычайно широким.

2 станция - Периодическая таблица.

Мы с вами будем продолжать знакомится с химическими элементами. У всех на столах находятся цветные Периодические системы. Рассмотрим их внимательней

  1. Задание: найдите элементы, названные в честь

В честь стран и континентов:
— галлий (Галлия — Франция) ;
— германий (Германия) ;
— рутений (лат. Ruthtnia — Россия) ;
— европий (Европа) ;
— туллий (Туле — полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав¬скому полуострову) ;

полоний (лат. Polonia — Польша) ;
— франций (Франция) ;
— америций (Америка) ;
— калифорний (название штата в США — Калифор¬ния)

  1. Задание: найдите элементы, названные в честь

В память успехов астрономии:
— гелий (Гелиос — солнце) ;
— титан (третий спутник планеты Уран, шестой спутник Сатурна) ;
— селен (греч. Selena — луна) ;
— палладий (планета Паллада) ;
— теллур (лат. tellus — земля) ;
— церий (малая планета Церера)
— уран (планета Уран) ;
— нептуний (планета Нептун) ;
— плутоний (планета Плутон) .

  1. Задание: найдите элементы, названные в честь

В честь ученых:
— гадолиний (финский химик Ю. Гадолин) ;
— кюрий (Мари и Пьер Кюри) ;
— эйнштейний (Альберт Эйнштейн) ;
— менделевий (Д. И. Менделеев) ;
— нобелий (Альфред Нобель) ;
— лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс) ;
— резерфордий (Эрнст Резерфорд) ;
— борий (Нильс Бор) .

  1. Задание: найдите элементы, названные в честь

В честь городов:
— магний (Магнезия — город в Греции) ;
— иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма) ;
— гольмий (Стокгольм — от лат. Но1miа) ;
— лютеций (Лютеция — древнее название Парижа) ;
— гафний (Гафния — древнее название столицы Дании — Копенгагена) ;
— берклий (город Беркли, Калифорния, США) ;
— дубний (город Дубна, Россия) .

3 станция – Мыслительная.

В названии какого химического элемента заключено название…

Ответы:

а) двух животных          (мышьяк)

б) волшебника               (магний)

в) увеселительного заведения

                                        (цирконий)

г) настольной игры    (золото)

д) напитка пиратов    (хром, бром)

е) хвойного дерева     (никель)

ж) кости                       (серебро)

з) ноты       (серебро, водород, кадмий)

4 станция – Опытная. Какой урок химии без опытов?

Демонстрация опытов:

  1. «Вулкан на столе» (асбестовая сетка, штатив с лапкой, дихромат аммония, спиртовка, спички)
  2. «Разноцветное пламя» (горение 4 бесцветных растворов: 1 – спирт + нитрат калия – фиолетовое пламя; 2- спирт + борная кислота и хлорид аммония – зеленое; 3 – спирт + хлорид стронция – красное; 4 – спирт + ацетат калия – синий)
  3. «Несгораемый платок» (носовой платок, вода, этиловый спирт, спички)
  4. «Минеральный хамелеон» (нагревание малинового раствора KMnO4 с концентрированной водной щелочью – выпадают зеленые кристаллы – зеленый раствор – становится розовым, а затем малиновым)
  5. «Много пены из ничего»
  6. «Фараонова змея»

Рефлексия: Результаты урока. Подсчитываем количество баллов. Награждение. Подарки.

 Что нового сегодня узнали на уроке? Понравился ли вам урок?

Эпилог. И, наверное, не случайно, что великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился в холодной и далекой от столицы Архангельской земле, и, что один из последних ученых-энциклопедистов Дмитрий Иванович Менделеев появился на свет в Сибири.

Словно сама природа – мать в отдаленных окраинах России пествовала необычные умы, поднимавшиеся на недосягаемую для современников высоту.

Петр Великий говорил: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть и при нашей жизни, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомленностью в трудах и величеством твердой и громкой славы».

Какую бы область науки или практики ни затрагивал  могучий талант Д.И. Менделеева, он всегда находил обоснованное, технически прозорливое решение. Всемирно признанный ученый был очень скромным в жизни, высоко ценил человеческое достоинство, жил и творил не для себя, а на благо общества, на благо России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "России славные сыны"

Материал может быть интересен классным руководителям...

Заочная экскурсия, посвящённая двухсотлетней годовщине войны 1812 года и победе в ней русского народа, «России славные сыны…»

Это материалы для заочной экскурсии по местам, связанным с событиями войны 1812 года: Смоленск, Старая Смоленская дорога. Это поэтическое и прозаическое слово, отразившее настроение нарда, дух защитни...

Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.

Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г...

Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" (о творчестве М.В.Ломоносова)

Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" проходила в МОУ СОШ №1 п.Пангоды в рамках недели Наук и была поссвящена юбилею со дня рождения М.В.Ломоносова. Сценарий отражает разнообразие деят...

Мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества «России – славные сыны».

Девиз: «Честь и Родина превыше всего!»Задачи: воспитывать патриотизм и чувство товарищества; способствовать поднятию престижа армии; продемонстрировать свои возможности. ...

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...

сценарий юбилейного праздника, посвященного 70- летию создания первой в России школы с углубленным изучением английского языка

Данный материал представляет собой сценарий праздничного концерта, посвященного юбилею ГБОУ СОШ №213 с углубленным изучением английского языка. На празднике присутствуют учащиеся всех параллелей, учит...