Литературно - музыкальная композиция "России славные сыны"
методическая разработка (8 класс) по теме
Материал может быть интересен классным руководителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno_-_muzykalnaya_kompoziciya.docx | 30.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
«России славные сыны»
(для детей 11 – 13 лет)
Оформление сцены
На заднем плане сцены – изображение российского пейзажа. Слева на переднем плане сцены укреплён экран для демонстрации слайдов. Сцена оформлена рисунками ребят, репродукциями картин В. Васнецова и П. Корина. Справа на сцене стоит берёзка, около пенёк, на котором будет сидеть гусляр. Слева и справа стоят скамеечки, на которые будут садиться ребята. Около сцены оформлена книжная выставка «России славные сыны».
Костюмы.
Девочки одеты в русско-народные костюмы. Мальчики одеты в кольчуги (их можно связать крючком крупным столбиком или сшить из сурового сукна, поверх ткани нашить блестящие кружки из фольги). На голове у мальчиков – шлемы (их можно сделать из папье-маше, раскрасить и покрыть лаком). В руках у мальчиков – щиты и мечи (их можно купить или сделать из плотного картона, расписать и покрыть лаком). На ногах у мальчиков сапожки, в которые заправлены брюки. Гусляр в русской косоворотке или кафтане и тоже в сапожках.
Подобное мероприятие подразумевает совместную работу родителей и детей среднего школьного возраста
Цели и задачи: Развитие у ребят интереса и уважения к истории и культуре родного края и к тем людям, которые делали историю, более глубокого понимания малой родины на фоне российской истории.
Воспитание гражданина – патриота, способного встать на защиту своей Родины и её интересов.
Занавес открывается. Звучит лирическая музыка. Демонстрируются слайды «Церковь Покрова на Нерли», «Собор св. Софии в Новгороде», «Лесные просторы». На сцену выходит ведущая – педагог (или родитель) с группой девочек в народных костюмах. Все исполняют танец «Хоровод», затем девочки останавливаются на авансцене.
Ведущая: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с Вами перенесёмся на много веков назад и вспомним подвиги одного из Защитников Отечества нашего. А кого, вы скоро узнаете.
Звучат гусли. Выходит мальчик, одетый гусляром.
Гусляр: Ой, сойдёмся, братья, и поставим слово к слову, так, чтоб песня зазвучала, возвеличивая славных, возвеличивая смелых!
Звучит лирическая музыка.
1 девочка: О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты!
2 девочка: Озёрами глубокими дивишь ты, реками быстрыми и источниками чистыми….
3 девочка: Горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями золотистыми…
4 девочка: Зверьми разными, птицами бесчисленными..
5 девочка: Городами великими, сёлами дивными, садами монастырскими…
Все: Всего ты исполнена, земля Русская!
Музыка звучит громче, девочки уходят с авансцены и садятся на скамеечки с правой стороны.
Ведущий: Издавна на этой земле жили славяне. Славяне были доброго нрава и гостеприимны. Выходя из дома, дверь не запирали и оставляли на столе еду на случай, если в дом зайдёт странник. Жившие по соседству хазары и печенеги часто нападали на славян, опустошали их земли, разоряли жилища, уводили в плен людей
Гусляр: (нараспев) Ой как Русь росла да крепла, так и враги становились опаснее и сильнее. Но всегда на земле нашей находились смелые полководцы, и называли их в народе «Заступники Отечества». А одного из них благодарная Россия назовёт «Солнцем Отечества» О ком речь – веду?
Все: О великом благоверном князе Александре Невском.
Звучит кантата С. Прокофьева «А. Невский». На сцену торжественно, строем выходят ребята, одетые, как древнерусские ратники. Они становятся в шеренгу лицом к зрительному залу. Появляется слайд с изображением А. Невского.
1-й ратник: Будущий герой родился в 1220 году в Переславле. Его отец, Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, удерживал в своей власти процветающее Переславль – Залеское княжество, которое возникло как удел Владимиро-Суздальского княжества. Столица княжества, Переславль – Залесский, в те времена представляла собой один из самых укреплённых городов на Руси. По сути, это был не город, а крепость, окружённая могучими стенами с башнями и, земляным валом и рвом с водой. (2 слайд)
2-й ратник: Мать Александра, Феодосия, была третьей женой Ярослава Всеволодовича. Сначала родился сын Фёдор, а через год – Александр. Не успел княжич вдоволь наиграться, как его и брата уже подвели к постригу – церковному обряду, означавшему переход из детства в юность (3 слайд)
Гусляр: Верно, будущее Александра было предопределено с самого начала – он должен стать воином, но вот насколько храбрым и удачливым, зависело уже от него самого. Он с большим желанием постигал науку, но особенно любил Александр рассказы умудрённого знаниями отца Варсонофия о воинских делах своего отца. Мальчик мечтал быстрее вырасти и выступить в поход в рядах войска Ярослава Всеволодовича. Всё, что касалось оружия, коней, основ бранного дела, живо интересовало Александра.. (4 слайд)
3-й ратник: Очень любил княжич охоту. Ярослав на несколько дней отпускал сына под наблюдением опытного ловчего Ерёмы. Ерёма учил мальчика приёмам охоты, умению выживать в дремучем лесу. Однажды Александр чуть не погиб. Уйдя один в лес, он случайно провалился в приготовленную Ерёмой ловушку, куда раньше попал молодой лось. Испуганное животное напало на князя и начало топтать копытами. Лишь чудом Александру удалось извернуться и заколоть лося ножом. Огромная туша зверя придавила князя в тесной яме. Так и пролежал он без сознания много часов, пока его не нашли с помощью собаки и не принесли в охотничью избушку. Израненный, едва выживший после нескольких дней сильного жара, Александр просил только об одном: не говорить отцу. Не за себя боялся, а за сохи друзей – охотников – вдруг Ярослав их накажет за то, что не доглядели за сыном. (5 слайд)
4-й ратник: В 1233 году достиг совершеннолетия старший брат Александра Фёдор – ему исполнилось 14 лет. На лето была назначена свадьба Фёдора с черниговской княжной Ефросиньей. Однако этому не суждено было случиться. Буквально накануне свадьбы Фёдор неожиданно умер. Александр был потрясён смертью брата, которого любил, с которым был всегда неразлучен. Не долго пришлось ему горевать. Теперь он стал старшим в семье – забавы остались позади. Вместо охоты – ежедневные военные учения, многочасовые занятия с учителями. И теперь уже не преданиями увлекали ум князя, его учили сложным перипетиям тогдашней политики, отношениями между княжествами, искусству дипломатии. (6 слайд)
5-й ратник: Мало кто знает, но первое Ледовое побоище совершил не Александр, а его отец. Правда, юный князь принимал в нём активное участие, многому научился. Бой закончился победой русских, которым удалось вытеснить рыцарей на лёд реки. Лёд проломился, и большая часть рыцарей потонула.
Немцы были вынуждены послать в Новгород послов и принять продиктованные русскими условия мира. Угроза с Запада ненадолго отступила. А Александр, наконец – то увидел приёмы военного искусства, которым его учили, в действии, познакомился с вооружением и тактикой рыцарей и главное понял, какую угрозу для Руси они в себе таят. (На слайде демонстрируется фрагмент Ледового побоища)
6-й ратник: В 15 лет княжич участвовал в первом бою, а в 16 лет стал князем Великого Новгорода. Молодой князь строил оборону города, обучал дружину новым боевым приёмам, которые в Европе называли «русским боем». Шведский король решил завоевать его земли. Шведы остановились в устье Ижоры и, прежде чем двигаться дальше, разбили лагерь на берегу. Александру стало ясно, что медлить нельзя ни минуты, нужно застать их там, использовать в свою пользу эффект неожиданности. Не дожидаясь, пока соберётся новгородское ополчение, дружина немедленно выступила в поход. «Братья! – сказал Александр перед выступлением. – Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии же во оружии, и сии на конх, мы же во имя Господа Бога нашего.… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!» (На слайде демонстрируется фрагмент движения дружины)
Гусляр: Как дружинники все оградились крестом перед битвою,
И за князь Александр Ярославичем двинулись в поле с молитвою.
А князь – то.… О господи – боже!
Как наехал на Биргера, их воеводу, любимым конём,
Размахнулся сплеча и печать кровяную булатным копьём
Положил меж бровей хвастуну окаянному – шведу…
Затрубили рога благоверному князь Александру победу,
И со страхом бежали все шведы, где сушью, а где по воде;
Но настигла их быстро господняя кара везде…
И валилися шведы, валежником хрупким, со смертной тревогой,
Убегая от божией страшной грозы ни путём, ни дорогой:
По лесам и оврагам костями они полегли,
Там, где даже дружинники князя за ними погоней не шли…
7-й ратник: Войско Александра буквально бросилось к Неве, за день оно преодолело более 150 км. Ещё понятно, как это удалось коннице, но вот пешим воинам – загадка. По дороге дружина заехала в Ладогу, где был собран в подмогу князю небольшой, но сильный отряд. Здесь Александр долго молился в храме Георгия Победоносца об удаче русского воинства. Погрузившись в молитву, Александр думал лишь о том, как защитить Великий Новгород – небольшой клочок непокорённой русской земли. Напав первым, разгромил шведов на реке Неве. За эту победу был прозван Александром Невским.
(На слайде демонстрируется картосхема Невской битвы)
Ведущий: Многими легендами овеяна Невская битва. Вот одна из них.
(Ребята обыгрывают легенду).
Вот подошёл Александр с войском к месту сражения на Неве, а ижорский староста Пелгусий отзывает князя и ведает ему о великом чуде:
Пелгусий: Князь Александр Ярославович! Я сегодня всю ночь наблюдал за шведами, спрятавшись в камышах, чтобы утром доложить Вам о расположении врагов. А наутро, в предрассветном тумане, я увидел на воде ладью, а в ней двух человек. Они стояли лицом к лицу, положив руки на плечи друг друга. Напрягая слух, я смог услышать, о чём говорят эти странные люди, взявшиеся словно бы ниоткуда.
«Брате Глебе! – сказал один из них. – Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославовичу»
Ведущий: Тут – то и догадался Пелгусий, что перед ним святые братья, князья Борис и Глеб! Трагически погибшие ещё в начале XI века, они были причислены к лику святых и считались защитниками Руси. Теперь они спешили на помощь Александру. Выслушав речь потрясённого до глубины души Пелгусия, князь сказал: «Никому об этом не говори…»
Ребята, как вы думаете, почему он так ответил? Не поверил?
(ответы ребят)
Гусляр: Вряд ли, поверил. В те времена такими вещами не шутили, да и Пелгусия князь знал как человека исключительно преданного и нелживого. Просто очень умён был Александр и понимал: сообщи он своим воинам, что у них появились такие могущественные небесные покровители, может быть, кто – то из них и будет биться вполсилы. А этого полководец не мог – ему нужна была только победа.
1-й ратник: Через два года, зимой, на Чудском озере Александр Невский разбил немецких рыцарей – крестоносцев. Эта битва получила название «Ледовое побоище». Опять Александр использовал фактор внезапности.
(Демонстрируются кадры битвы из худ. фильма режиссёра С. Эйзенштейна «Александр Невский) в это время 1 девочка читает строки:
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по – прежнему спокойно
Следил за битвою с горы…
Сегодня силой всенародной
Он путь ливонцам закрывал,
И тот, что рисковал сегодня, -
Тот всею Русью рисковал…
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
2 девочка:
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном,
В немецкий строй врубился князь.
3 девочка:
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…
А князь, едва остыв от свалки,
Из – под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий к ливонским землям уходил…
1-й ратник: После поражения в этой битве среди ливонцев началась паника. Магистр отправил посольство в Данию, с просьбой о помощи. Он опасался, что Александр пойдёт на Ригу, а потом и на другие захваченные орденом прибалтийские города. Но опасения были напрасны. Князь повернул к Пскову и вошёл в город, встретивший его всеобщим ликованием. Продолжение войны не входило в планы Александра. Приближалась весна, и большую часть войска, ополчение, нужно было распустить – их ждали поля. Дружина Александра вернулась в Новгород. ( На слайде демонстрируется картосхема Ледового побоища)
2-й ратник: В 1243 году между русскими и крестоносцами был заключён мирный договор. Ливонцы отступили от завоёванных ими территорий, признавая под властью Новгорода и псковские, и водьские земли. Победа военная дополнилась победой дипломатической – и в этом заслуга Александра. Договор 1243 года регулировал русско-немецкие отношения в течение нескольких веков, до середины XVI века, когда ливонский орден был окончательно разбит царём Иваном Грозным. Эта победа была ещё и идеологическим значением. Не будем забывать, что Невская битва, битва на Чудском озере произошли в тот момент, когда Русь была порабощена татарами, на Западе её уже не считали самостоятельным государством. А тут оказалось, что она способна сопротивляться агрессорам, причём таким, которые составляли цвет европейского воинства. Победы давали надежду русским людям – Русь не погибнет, рано или поздно она соберётся с силами и сбросит с себя гнёт татар, вновь станет свободной и процветающей. (Демонстрируется слайд с российским пейзажем)
3-й ратник: Князь Александр был отличным дипломатом. Благодаря его умению договариваться, было остановлено жестокое разорение страны ханом Берке, желавшего восстановить свою власть на Руси. В то время, помимо дани, монголы наложили на русских обязательство собирать по первому их требованию дружины, которые будут участвовать в завоевательных походах татар. Это было крайне обременительно для Руси. Нужно было возрождать разорённое хозяйство, а тут приходилось отрывать от дела мужчин, чтобы вести их под предводительством монголов в дальние земли воевать неизвестно за что…. Так вот, Александр добился, что в войне с Персией, которую затеяли татары, русские ратники участвовать не будут.
4-й ратник: Тяжело дались эти переговоры князю – целый год пришлось провести ему в Орде. Здесь он и заболел. По мнению некоторых историков, Александр, как и его отец, был отравлен. Монголам не нужен был такой умный, властный и доблестный князь – им проще было иметь дело с фигурами поменьше. Осенью 1263 года Александр, уже тяжело больной, выехал на Русь. Достигнув маленького городка на Нижней Волге с соответствующим названием Городец, великий князь почувствовал себя совсем плохо и 14 ноября скончался. Перед смертью он пожелал принять монашеский постриг, и был пострижен в монахи под именем Алексея. После смерти князь Александр Невский был причислен к лику святых (слайд с ликом Алексея»)
5-й ратник: Пройдёт ещё несколько столетий, и в 1710 году будет основана Александро – Невская лавра в Санкт – Петербурге, и Пётр I признает Александра Невского покровителем построенного им города. Сюда, в Лавру, в 1724 году будут перенесены мощи святого Александра. Через год императрица Екатерина I учредит орден Александра Невского, выдаваемый за особые военные заслуги. Этот орден просуществует до 1917 года, после революции будет упразднён и введён вновь в 1942 году во время Великой Отечественной Войны (Слайд с изображением ордена)
6-й ратник: А в 1941, когда немцы рвались к Москве, прозвучало знаменитое радиообращение тогдашнего руководителя страны Иосифа Сталина к народу. Нужно было найти такие слова, которые придали бы людям волю к победе в предстоящей им страшной борьбе. И он сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ великих наших предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».
1-й ратник: Помните, и детям своим завещайте! Потому победили мы врага, что крепко, по – братски стояли друг за друга. Когда мы едины – мы непобедимы.
2-й ратник: И если кто с мечом к нам придёт…
3-й ратник: От меча и погибнет!
Все вместе: На том стоит, и стоять будет земля Русская!
(под торжественную музыку уходят со сцены)
Ведущий: В опасные для русского государства периоды всегда вспоминали об Александре Невском. Веками, из поколения в поколение, передавалась эта память о князе – герое, князе – воине, князе – защитнике. Самоотверженно боролся он с западными завоевателями, сохранял Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации. Так что во многом его заслуга, что впоследствии Россия стала могучим государством, которое дало миру великих писателей, поэтов, музыкантов и учёных. Государством, которое не смогли и не смогут сломить никакие испытания..
Гусляр: (обращаясь ко всем участникам):
Ой, вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Ай, седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество
И поклон вам от Руси во веки веков.
(кланяется в пояс)
1 девочка: Защитникам земли Русской –
Все: Слава!
2 девочка: Великому благоверному князю Александру Невскому –
Все: Слава!
Гусляр: И всему народу российскому –
Все: Слава!
(Звучит «Славься» М. Глинки, занавес)
Литература
- Гончарова Т. И. «Исторические вечера в школе» М., 1992 г.
- Кедрин Д.Б. «Дума о России» в сб. «Стихотворения. Поэмы». М., 1973 г.
- Кончаловская Н. П. «Наша древняя столица» М., 1986 г.
- Обухова Л.А. «Рассказы и чтения по русской истории» М., 1995 г.
- Орлов А.С. и др. «Житие Александра Невского». Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М., 1999 г.
- Симонов К. М. «Ледовое побоище» в сб. «Стихотворения. Поэмы»., М., 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны
Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...
Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" (о творчестве М.В.Ломоносова)
Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" проходила в МОУ СОШ №1 п.Пангоды в рамках недели Наук и была поссвящена юбилею со дня рождения М.В.Ломоносова. Сценарий отражает разнообразие деят...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы частица славного Кузбасса"
В композиции представлены отрывки из лирических произведений кузбасских поэтов Г.Е.Юрова и В.П.Баянова....
Музыкально - литературная композиция "Улыпов славные потомки"
Данный материал предназначен для знакомства с культурой чувашского народа, с его прошлым и настоящим, со знаменитыми людьми Чувашии....
Литературно-музыкальная композиция , посвященная защитникам Севастополя. «Славный город-герой Севастополь!»
Предлагаемый сценарий посвящен 70-летию Победы.История города-героя Севастополя является одной из интересных и незабываемых страниц . При желании учитель может сопровождать песнями и слайдами выступле...
Сценарий районного конкурса литературно-музыкальных композиций "России славные сыны!"
В рамках реализации районной целевой программы "Возрождение" традиционно проводится районный этап городского конкурса литературно-музыкальных композиций "России славные сыны!" среди творческих коллект...
Литературная гостиная Победы славные сыны
конспект...