Урок химии 8 класс "Химические реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цыбикова Светлана Геннадьевна

Урок химии в 8 классе по теме "Химические реакции" (конспект и презентация) создает условия для формирования знаний учащихся о явлениях природы; помогает конкретизировать знания о химических явлениях и познакомить с понятием «химическая реакция». Данный урок проводился с ипользованием пед.технологии "АМО" (Активные методы обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 р.п. Култук»

(МБОУ «СОШ №7»)

Сценарий урока химии 8 класс

Тема: «Химические реакции»

Цыбикова Светлана Геннадьевна,

учитель химии и биологии,

высшая квалификационная категория

Култук, 2024

Урок химии 8 класс

Тема: «Химические реакции».

Задачи:

  • создать условия для формирования знаний учащихся о явлениях природы; конкретизировать знания о химических явлениях, познакомить с понятием «химическая реакция»;
  • развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать познавательный интерес к учебному предмету химия;  ответственного отношения к выполнению заданий; умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные

положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретения новых знаний, умений, совершенствование имеющихся; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, результатам обучения.

Метапредметные

 Познавательные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; структурирование знаний; определение основной и дополнительной информации; установление причинно-следственных связей; применение приёмов работы с информацией.

Регулятивные:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:  учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;  принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости.

Предметные

Знают понятия: химические явления, химические реакции, условия возникновения реакции.

Умеют наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций; объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций.

Владеют  навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

Тип урока: урок постановки учебной задачи  

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, фронтальная. 

Технология обучения: активные методы обучения (технология АМО).

Средства обучения: Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко и др. – 10-е изд., М.: Дрофа 2020. – 256с.; мультимедийная презентация.

Оборудование:

  • ватман;
  • цветные ручки (цветные маркеры);
  • для демонстрации: порошок железа, порошок серы, спиртовка, спички.

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

Учащиеся разделены на 4 группы, подготовлено место для работы каждой группы.

Работа каждой группы будет осуществляться с помощью педагогической технологии «Активные методы обучения» - метод «Инфо-угадайка», адаптированного для данного класса.

  1. Актуализация знаний

Выполнение упражнения «Верные – неверные утверждения» (слайд 2)

  1. Все что нас окружает, состоит из веществ.
  2. В природе протекают только химические явления.
  3. Вокруг нас постоянно происходят химические и физические явления.
  4. Горение лампы накаливания – это физический процесс.
  5. В природе  все вещества вступают в реакции друг с другом.
  6. Прокисание молока – это химическое явление.
  7. При испарении воды она превращается в другое вещество.
  8. Горение дров – это физический процесс.

После выполнения задания учитель информирует учащихся о том, что итоги выполнения данного упражнения будут подведены в конце урока.

  1. Изучение нового материала

Определение темы и целей урока учащимися.

На слайдах презентации учащимся предлагаются картинки, которые демонстрируют какой-либо процесс. Учащиеся должны определить, какая из картинок лишняя и объяснить почему (слайды 3 и 4)

Затем все выбранные картинки объединены на одном слайде и демонстрируются учащимся, которые должны ответить на вопросы (слайд 5):

Учитель: Что общего у всех картинок? Что их объединяет? О чем мы будет говорить на  уроке? (учащиеся высказывают предположения)

Затем ученикам предлагается разгадать зашифрованное послание, чтобы точно определить тему урока:  ClInMgInчEuSKInEu  RaEuAlCaCsYY (слайд 6)

Учитель: Давайте запишем число и тему урока (учащиеся работают в тетради) (слайд 7)

Учитель: Продолжаем работу с материалами темы.

Учащимся раздается ватман с нарисованными секторами, в которых они должны будут оформлять записи, согласно предложенной тематики. Записи будут оформляться с помощью цветных ручек (маркеров).

Основные сектора: сектор 1 – определение понятия; сектор 2 – примеры химических процессов в быту; сектор 3 – условия возникновения химических реакций; сектор 4 – признаки химических реакций (слайд 8)

Работа с  сектором 1: учащиеся должны попытаться дать определение термину «Химическая реакция» и записать его в  сектор.

Учитель:

Изменения, происходящие с веществом вследствие химических явлений, описываются химическими реакциями.

Вещества, вступающие в реакцию, называются исходными веществами, или реагентами.

Вещества, образующиеся в результате реакции, называются продуктами реакции.

Учащимся предлагается схема химической реакции для записи в групповой работе и в тетради.

Учитель корректирует формулировку, которую учащиеся записывают в тетрадь. На ватмане остается уже имеющаяся запись, ничего не исправляется, можно только дополнять (слайд 9)

Физминутка (физзарядка для глаз)

Работа с сектором 2: учащимся предлагается записать примеры химических реакций, происходящих в быту. Каждая группа после обсуждения записывает примеры.

Учитель дополняет, поясняя основные моменты.

  1. Горение свечи, спички, газа.
  2. Использование перекиси водорода как антисептика.
  3. Гашение соды уксусом.
  4. Отбеливание тканей.
  5. Гашение извести.
  6. Ржавление металлических изделий.
  7. Окрашивание волос.
  8. Пищеварение.

Учащиеся дополняют свои записи на ватмане, затем переносят записи в тетрадь (слайд 10)

Работа с сектором 3: учащиеся должны определить, что необходимо сделать, чтобы смогла произойти химическая реакция (дети высказывают предположения и записывают их на ватман в нужный сектор).

Учитель: демонстрирует опыт: смешивание порошков железа и серы – в случае простого перемешивания ничего не происходит, но если нагреть смесь, то получится новое вещество.

Учитель: КАКИЕ УСЛОВИЯ РЕАКЦИИ ПОКАЗАНЫ НА КАРТИНКАХ   слайда 11?

Т.о. обобщая все увиденное, можно сделать вывод, что для возникновения реакции необходимо создать условия:

  • Соприкосновение веществ
  • Измельчение веществ
  • Перемешивание веществ
  • Нагревание
  • Использование катализатора (учитель поясняет, что с данным условием мы будем знакомиться в курсе химии 8 класса).

Учитель: Какие условия, мы создаем  для осуществления реакции, которую вам продемонстрировали.

Записываем перечисленные условия в тетрадь (слайд 12)

  1. Закрепление

Учитель: Возвращаемся к упражнению «Верные – неверные утверждения», сейчас вам необходимо вновь выполнить задание, используя полученные знания (слайд 13).

Самопроверка (слайд 14).

Затем проанализируйте свои результаты. Поднимите руки те, кто справился правильно со всеми заданиями, а теперь те, кто допустил 1-2 ошибки.

  1. Рефлексия

Учитель: объясняет выполнение упражнения, дает инструкцию (слайд 15).  

Упражнение «Все у меня в руках» 

Цели: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Продолжительность проведения - 4 мин. Необходимые материалы - листы бумаги А4 и карандаши.

Учащиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают внутри контура ответы на вопросы:

Большой палец – над этой темой я хотел еще бы поработать. Указательный палец – я узнал все, что хотел. Средний – мне совсем ничего не понравилось. Безымянный – психологическая атмосфера на уроке благоприятная.  Мизинец – мне захотелось…

https://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/05/free-handprint-clipart-2.png

  1. Домашнее задание – дифференцированное, выбрать любое их трех (слайд 16)

1. Составить кроссворд с использованием любых понятий и терминов, связанных с понятием «химическая реакция».

2. Найти интересные факты о химических реакциях, записать в тетрадь.

3. Нарисовать любое химическое явление

  1. Итог урока

Учитель: с чем сегодня на уроке мы познакомились, что вы уже знали, а на какие вопросы получили ответы в ходе урока (ответы учащихся).

Спасибо за работу (слайд 17).

Список литературы

  1. solncesvet.ru/технология-амо
  2. https://43.ucoz.ru/FGOS/Metodichki/sbornik_metodov_i_priemov_amo.pdf

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии Химические реакции

Это конспект рабочего урока изучения нового материала по теме Химические реакции....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...