Урок с применением технологии смешанное обучение Дисперсные системы 11 класс
методическая разработка по химии (11 класс)
Данный урок разработан с применением технологии смешанного обучения. Применяется Ротация станций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 60.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии с использованием технологии смешанного обучения,
модель «Ротация станций»
Учитель МКОУ СОШ № 5 г. Алзамай Думолакас Д.Х.
Тема урока: Дисперсные системы
Класс: 11
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Образовательная:
- Сформулировать понятие дисперсной системы;
- Познакомить с классификацией дисперсной системы;
- Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
- Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
- Развивающая:
- Развивать умение использовать химическую терминологию;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
- Развивать интересы, способности личности;
- Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.
- Воспитательная:
- Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
- Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся о дисперсионных системах;
- рассмотреть классификацию дисперсионных систем;
- уметь приводить примеры для каждого типа дисперсионных систем.
Планируемые результаты обучения учащегося:
Предметные – формирование знаний о дисперсных системах, их классификации, значении в нашей жизни.
Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению видов дисперсных систем, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.
Личностные – формирование навыка самостоятельной работы по изучению темы, умение работать в группах (обсуждение изученного материала с партнерами, обсуждение хода представления своих результатов); формирование навыка представлять результат своей работы и умение отвечать на задаваемые вопросы, воспитание ответственности за качество своих знаний, развитие навыков самоконтроля.
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корректив в план и способ действий.
Ресурсы: задания на платформе learningapps.org, карточки задания для разных лабораторий.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Технологии:
- Технология смешанного обучения мышления
- Технология проблемного обучения
Оборудование: ноутбуки, фонарик, растворы истинные и коллоидные, образцы дисперсных систем.
Ход урока
Подготовительный этап. Инструкция по работе в группах на уроке. Класс предварительно делится на 3 группы по уровню знаний.
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на работу:
Вначале урока звучит музыка «Туман».
- Приветствуем всех, кто время нашёл, и сегодня на урок к нам пришёл!
у кого сегодня хорошее настроение – поднимите левую руку, у кого плохое – улыбнитесь соседу справа.
2. Этап актуализации знаний
Этап создания проблемной ситуации через вопросы учителя.
- Посмотрите на данные средства и предметы (шоколад, крем, средство для мытья посуды, чистящее средство и др.). Есть ли что-то общее между ними?
-Казалось бы, нет ничего общего между ними, но все эти предметы и средства являются системами.
-Система. Это слово вам всем знакомо. Что оно означает?
- Приведите примеры различных систем, с которыми вы встречались в жизни или на других уроках (правовая система, кровеносная система и др.)
-Таким образом, система – это множество элементов, находящихся в связях с друг другом, которое образует определенную целостность, единство.
-Все, что нас окружает, туман и снег, человеческий организм и банка с кремом – это тоже системы. С точки зрения химии, частицы в таких системах равномерно рассеяны.
Для вывода темы урока и осмысления слова «дисперсия» предлагается ученикам вспомнить слова с приставкой дис- и их смысл:
- Вспомните слова с приставкой «дис» и объясните их смысл.
На доске (на слайде):
Дискомфорт (неудобство, неловкость)
Диссонанс (несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии)
Диссоциация (распад, растворение)
Всё это означает нарушение единства, раздробление.
Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном, состоянии.
Слово «дисперсия» (от лат.)- «рассеянный», «рассыпанный»
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема: Дисперсные системы
3. Этап создания проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
Учащиеся определяют основные цели и задачи работы на уроке.
Цели урока:
- узнать:
-познакомиться:
-научиться
У меня на столе представлены примеры дисперсных систем, которые мы используем в нашей жизни:
(Гель для волос, дезодорант, моющее средство, освежитель воздуха, губка для посуды, пемза, плитка шоколада и др.)
Нам необходимо разобрать, что относится к дисперсным системам, как они классифицируются, из чего состоят, их место в природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства.
- Для этого мы с вами погрузимся на глубину океана знаний. У нас есть три исследовательские лаборатории, в которых работают… Представьтесь (кандидаты наук, научные сотрудники и ученые исследователи).
- Распределение деятельности по этапам урока
1 лаборатория Зона работы с учителем – Подводная лодка
2 лаборатория Зона работы с цифровыми и образовательными ресурсами – Компьютерный дайвинг
- станция Зона самостоятельной практической работы - Исследовательский батискаф.
На работу в каждой станции отводится 10 мин. По окончании времени вы услышите звуковой сигнал. Вам необходимо перейти на другую станцию согласно маршрутного листа.
3.Работа по станциям. Смена станций. Маршрутный оценочный лист (Приложение)
1 станция-Зона работы с учителем
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Направление и корректировка деятельности учащихся. | Составление определений «дисперсная фаза» и «дисперсная среда». Установление отличий между понятиями. Классификация дисперсных систем по отношению Среда –фаза. Распределение примеров дисперсных систем в таблицу. Учитель ставит баллы учащимся в маршрутный лист |
2 станция - Зона работы с цифровыми и образовательными ресурсами
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Направление обучающихся к лаборатории «Компьютерный дайвинг» На столах с компьютером находится инструктивная карточка, определяющая последовательность выполнения работы на данном этапе (Приложение) | Учащиеся выполняют задания на платформе learningapps.org, Учащиеся выбирают один правильный ответ на вопрос. В маршрутном листе учащиеся самостоятельно ставят полученный балл. |
3 станция - Зона самостоятельной практической работы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает выполнить 3 задания на бланке, включая практическую работу. | Задание 1 и 2. Учащиеся распределяют предложенные вещества согласно схеме. Заполняют схемы «Грубодисперсные системы» и коллоидные системы. Записывают определения. Задание №3. Практическое определение коллоидного раствора и истинного. Самооценка работы в группе заносится в маршрутный- оценочный лист |
4. Подведение итогов. Рефлексия
Используется приём «Неоконченные предложения», где обучающие делятся своими впечатлениями об уроке, обращаясь к знаниям, которые были получены в ходе проведения занятия. Отвечают на вопросы учителя, возвращаются на начало урока, где звучала музыка, анализируют полученную информацию.
Приложение
Приложение
Раздаточный материал
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
Ученые-исследователи*
№ | ФИ | Подводная лодка (работа с учителем) 7 баллов | «Компьютерный дайвинг» (работа в сети Интернет) 10 баллов | Исследовательский батискаф (самостоятельная работа) 9+4+6=19 баллов | Итого | Оценка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
*Низкий уровень знаний
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
Научные сотрудники*
№ | ФИ | Исследовательский батискаф (самостоятельная работа) 9+4+6=19 баллов | Подводная лодка (работа с учителем) 7 баллов | «Компьютерный дайвинг» (работа в сети Интернет) 10 баллов | Итого | Оценка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
*Средний уровень знаний
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
Кандидаты химических наук*
№ | ФИ | «Компьютерный дайвинг» (работа в сети Интернет) 10 баллов | Исследовательский батискаф (самостоятельная работа) 9+4+6=19 баллов | Подводная лодка (работа с учителем) 7 баллов | Итого | Оценка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
*высокий уровень знаний
Станция Самостоятельная работа/ практическая работа
Задание1. Заполните схему, распределите предложенные вещества, согласно схеме
ГРУБОДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ
вещества:
Задание 2. Заполните схему. Объясните понятия.
КОЛЛОИДНЫЕ СИСТЕМЫ
Задание 3. Что такое эффект Тиндаля и где его можно наблюдать? Как отличить коллоидный раствор от истинного? Определите в двух колбах под номерами где истинный раствор, а где коллоидный раствор. Данные занести в таблицу
Номер стакана | Что наблюдали? | Вывод |
№ 1 | ||
№ 2 |
СРЕДА(много)ↆ Станция работа с учителем
ГАЗ | жидкое | пыль в воздухе туман аэрозоли |
твердое | смог дым | |
ЖИДКОСТЬ | газ | шипучие напитки пена |
жидкое | соки плазма крови | |
твердое | ил в речной воде строительный раствор | |
ТВЕРДОЕ | газ | пористый шоколад поролон кирпич керамика |
жидкое | почва влажная кремы помада тушь | |
твердое | цветное стекло минералы |
СРЕДА(много)ↆ
ГАЗ | жидкое | |
твердое | ||
ЖИДКОСТЬ | газ | |
жидкое | ||
твердое | ||
ТВЕРДОЕ | газ | |
жидкое | ||
твердое |
Соотнесите:
1. Дисперсная среда | ||
2. Дисперсная фаза |
Соотнесите:
1. Дисперсная среда | |||
2. Дисперсная фаза | |||
Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсионная фаза. | Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого. |
Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсионная фаза. | Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого. |
Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсионная фаза. | Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого. |
МНОГО | МАЛО |
МНОГО | МАЛО |
МНОГО | МАЛО |
туман | смог | шипучие напитки |
аэрозоли | дым | пена |
соки | строительный раствор | пыль в воздухе |
плазма крови | ил в речной воде | поролон |
кирпич | керамика | пористый шоколад |
тушь | цветное стекло | почва влажная |
помада | минералы | кремы |
туман | смог | шипучие напитки |
аэрозоли | дым | пена |
соки | строительный раствор | пыль в воздухе |
плазма крови | ил в речной воде | поролон |
кирпич | керамика | пористый шоколад |
тушь | цветное стекло | почва влажная |
помада | минералы | кремы |
Станция Работа онлайн
Инструкция по работе в лаборатории «Компьютерный дайвинг»
- Войдите по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pkw1yz4nc19
- Решите тест с выбором одного правильного ответа.
- Результаты теста внесите в путевой лист.
Максимальное количество баллов – 12
Рефлексия
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура урока при использовании технологии "смешанное обучение"
представлен примерный образец структуры урока при использовании технологии "смешанное обучение" на примере урока - практикума по теме "медиана, биссектриса и высота треугольника"...
Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе.
Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе....
Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию
Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно развивать у современных школьников компетенции, кот...
Мастер – класс «Применение технологии смешанного обучения на уроках математики».
Цели:распространение опыта методической работы учителя;знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы. овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельн...
Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса с применением технологии разноуровневого обучения в системе СПО на тему: "Выбор профессии - дело ответственное"
Учебное занятие по немецкому языку на тему «Выбор профессии – дело ответственное» разработано и спланировано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...
Урок по теме "Решение квадратных уравнений" с применением технологии смешанного обучения
Открытый урок по теме "Решение квадратных уравнений" с применением технологии смешанного обучения модель ротация станций, для 8 класса....
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя обо...