Урок с применением технологии смешанное обучение Дисперсные системы 11 класс
методическая разработка по химии (11 класс)

Данный урок разработан с применением технологии смешанного обучения. Применяется Ротация станций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx60.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии с использованием технологии смешанного обучения,

модель «Ротация станций»

Учитель МКОУ СОШ № 5 г. Алзамай Думолакас Д.Х.

Тема урока: Дисперсные системы

Класс: 11

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательная:
  • Сформулировать понятие дисперсной системы;
  • Познакомить с классификацией дисперсной системы;
  • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
  • Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
  1. Развивающая:
  • Развивать умение использовать химическую терминологию;
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
  • Развивать интересы, способности личности;
  • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.
  1. Воспитательная:
  • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  • Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
  • Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

Задачи урока:

  1. сформировать представление учащихся о дисперсионных системах;
  2. рассмотреть классификацию дисперсионных систем;
  3. уметь приводить примеры для каждого типа дисперсионных систем.

Планируемые результаты обучения учащегося:

Предметные формирование знаний о дисперсных системах, их классификации, значении в нашей жизни.

Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению видов дисперсных систем, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.

Личностные формирование навыка самостоятельной работы по изучению темы, умение работать в группах (обсуждение изученного материала с партнерами, обсуждение хода представления своих результатов); формирование навыка представлять результат своей работы и умение отвечать на задаваемые вопросы, воспитание ответственности за качество своих знаний, развитие навыков самоконтроля.

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корректив в план и способ действий.

Ресурсы: задания на платформе learningapps.org, карточки задания для разных лабораторий.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Технологии:

  • Технология смешанного обучения мышления 
  • Технология проблемного обучения

 Оборудование: ноутбуки, фонарик, растворы истинные и коллоидные, образцы дисперсных систем.

Ход урока

Подготовительный этап. Инструкция по работе в группах на уроке. Класс предварительно делится на 3 группы по уровню знаний.

1.Организационный момент. 

Эмоциональный настрой учащихся на работу:

Вначале урока звучит музыка «Туман».

- Приветствуем всех, кто время нашёл, и сегодня на урок к нам пришёл!
у кого сегодня хорошее настроение – поднимите левую руку, у кого плохое – улыбнитесь соседу справа.

2. Этап актуализации знаний

Этап создания проблемной ситуации через вопросы учителя.

- Посмотрите на данные средства и предметы (шоколад, крем, средство для мытья посуды, чистящее средство и др.). Есть ли что-то общее между ними?

-Казалось бы, нет ничего общего между ними, но все эти предметы и средства являются системами.

-Система. Это слово вам всем знакомо. Что оно означает?

- Приведите примеры различных систем, с которыми вы встречались в жизни или на других уроках (правовая система, кровеносная система и др.)

-Таким образом, система – это множество элементов, находящихся в связях с друг другом, которое образует определенную целостность, единство.

-Все, что нас окружает, туман и снег, человеческий организм и банка с кремом – это тоже системы. С точки зрения химии, частицы в таких системах равномерно рассеяны.

Для вывода темы урока и осмысления слова «дисперсия» предлагается ученикам вспомнить слова с приставкой дис- и их смысл:

- Вспомните слова с приставкой «дис» и объясните их смысл.

На доске (на слайде):

Дискомфорт   (неудобство, неловкость)

Диссонанс (несозвучность, нестройность,  отсутствие гармонии)

Диссоциация       (распад, растворение)

Всё это означает нарушение единства, раздробление.

Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном, состоянии.

Слово «дисперсия» (от лат.)- «рассеянный», «рассыпанный»

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема: Дисперсные системы

3. Этап создания проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

Учащиеся определяют основные цели и задачи работы на уроке.

Цели урока:

- узнать:

-познакомиться:

-научиться 

У меня на столе представлены примеры дисперсных систем, которые мы используем в нашей жизни:

(Гель для волос, дезодорант, моющее средство, освежитель воздуха, губка для посуды, пемза, плитка шоколада и др.)

Нам необходимо разобрать, что относится к дисперсным системам, как они классифицируются, из чего состоят, их место в природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства. 

- Для этого мы с вами погрузимся на глубину океана знаний. У нас есть три исследовательские лаборатории, в которых работают…  Представьтесь (кандидаты наук, научные сотрудники и ученые исследователи).

  • Распределение деятельности по этапам урока

1 лаборатория Зона работы с учителем – Подводная лодка

2 лаборатория  Зона работы с цифровыми и образовательными ресурсами – Компьютерный дайвинг

  1.  станция Зона самостоятельной практической работы - Исследовательский батискаф.

На работу в каждой станции отводится 10 мин. По окончании времени вы услышите звуковой сигнал. Вам необходимо перейти на другую станцию согласно маршрутного листа.

3.Работа по станциям. Смена станций. Маршрутный оценочный  лист (Приложение)

1 станция-Зона работы с учителем

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Направление и корректировка деятельности учащихся.

Составление определений «дисперсная фаза» и «дисперсная среда». Установление отличий между понятиями.

Классификация дисперсных систем по отношению Среда –фаза. Распределение примеров дисперсных систем в таблицу.

Учитель ставит баллы учащимся в маршрутный лист 

2 станция - Зона работы с цифровыми и образовательными ресурсами  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Направление обучающихся к лаборатории «Компьютерный дайвинг»

На столах с компьютером находится инструктивная карточка, определяющая последовательность  выполнения работы на данном этапе (Приложение)

Учащиеся выполняют задания на платформе learningapps.org, Учащиеся выбирают один правильный ответ на вопрос.

В маршрутном листе учащиеся самостоятельно ставят полученный балл.

3 станция - Зона самостоятельной практической работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает выполнить 3 задания на бланке, включая практическую работу.

Задание 1 и 2. Учащиеся распределяют предложенные вещества согласно схеме. Заполняют схемы «Грубодисперсные системы» и коллоидные системы. Записывают определения.

Задание №3. Практическое определение коллоидного раствора и истинного.

Самооценка работы в группе заносится в маршрутный- оценочный лист

4. Подведение итогов. Рефлексия

Используется приём «Неоконченные предложения», где обучающие делятся своими впечатлениями об уроке, обращаясь к знаниям, которые были получены в ходе проведения занятия. Отвечают на вопросы учителя, возвращаются на начало урока, где звучала музыка, анализируют полученную информацию.

Приложение

Приложение

Раздаточный материал

ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ

Ученые-исследователи*

ФИ

Подводная лодка (работа с учителем)

7 баллов

«Компьютерный дайвинг» (работа в сети Интернет)

10 баллов

Исследовательский батискаф (самостоятельная работа)

9+4+6=19 баллов

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

*Низкий уровень знаний

ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ

Научные сотрудники*

ФИ

Исследовательский батискаф (самостоятельная работа)

9+4+6=19 баллов

Подводная лодка (работа с учителем)

7 баллов

«Компьютерный дайвинг» (работа в сети Интернет)

10 баллов

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

*Средний уровень знаний

ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ

Кандидаты химических наук*

ФИ

«Компьютерный дайвинг» (работа в сети Интернет)

10 баллов

Исследовательский батискаф (самостоятельная работа)

9+4+6=19 баллов

Подводная лодка (работа с учителем)

7 баллов

Итого

Оценка

1

2

3

4

*высокий уровень знаний


Станция Самостоятельная работа/ практическая работа

Задание1. Заполните схему, распределите предложенные вещества, согласно схеме

ГРУБОДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ

вещества:

Задание 2. Заполните схему. Объясните понятия.

КОЛЛОИДНЫЕ СИСТЕМЫ

Задание 3. Что такое эффект Тиндаля и где его можно наблюдать? Как отличить коллоидный раствор от истинного? Определите в двух колбах под номерами где истинный раствор, а где коллоидный раствор. Данные занести в таблицу

Номер стакана

Что наблюдали?

Вывод

№ 1

№ 2

СРЕДА(много)ↆ                        Станция работа с учителем

ГАЗ

жидкое

пыль в воздухе    туман            аэрозоли

твердое

смог            дым

ЖИДКОСТЬ

газ

шипучие напитки    пена

жидкое

соки     плазма крови

твердое

ил в речной воде  строительный раствор

ТВЕРДОЕ

газ

пористый шоколад    поролон   кирпич керамика

жидкое

почва влажная  кремы   помада   тушь

твердое

цветное стекло     минералы

СРЕДА(много)

ГАЗ

жидкое

твердое

ЖИДКОСТЬ

газ

жидкое

твердое

ТВЕРДОЕ

газ

жидкое

твердое

Соотнесите:

1. Дисперсная среда

2. Дисперсная фаза

Соотнесите:

1. Дисперсная среда

2. Дисперсная фаза

Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсионная фаза.

Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого.

Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсионная фаза.

Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого.

Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсионная фаза.

Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого.

МНОГО  

МАЛО

МНОГО  

МАЛО

МНОГО  

МАЛО

туман

смог

шипучие напитки

аэрозоли

дым

пена

соки

строительный раствор

пыль в воздухе

плазма крови

ил в речной воде

поролон

кирпич

керамика

пористый шоколад

тушь

цветное стекло

почва влажная

помада

минералы

кремы

туман

смог

шипучие напитки

аэрозоли

дым

пена

соки

строительный раствор

пыль в воздухе

плазма крови

ил в речной воде

поролон

кирпич

керамика

пористый шоколад

тушь

цветное стекло

почва влажная

помада

минералы

кремы

Станция Работа онлайн

Инструкция по работе в лаборатории «Компьютерный дайвинг»

  1. Войдите по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pkw1yz4nc19
  2. Решите тест с выбором одного правильного ответа.
  3. Результаты теста внесите в путевой лист.

Максимальное количество баллов – 12


Рефлексия

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока при использовании технологии "смешанное обучение"

представлен примерный образец структуры урока при использовании технологии "смешанное обучение" на примере урока - практикума по теме "медиана, биссектриса и высота треугольника"...

Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе.

Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе....

Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию

Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно  развивать у современных школьников компетенции, кот...

Мастер – класс «Применение технологии смешанного обучения на уроках математики».

Цели:распространение опыта методической работы учителя;знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы. овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельн...

Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса с применением технологии разноуровневого обучения в системе СПО на тему: "Выбор профессии - дело ответственное"

Учебное занятие по немецкому языку на тему «Выбор профессии – дело ответственное» разработано и спланировано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...

Урок по теме "Решение квадратных уравнений" с применением технологии смешанного обучения

Открытый урок по теме "Решение квадратных уравнений" с применением технологии смешанного обучения модель ротация станций, для 8 класса....

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя обо...