внеклассное мероприятие
план-конспект занятия по химии (8, 9 класс)

Турнир "Знатоки химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatoki_himii.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дашадондокова А.Ц., учитель химии МБОУ «СОСОШ №2»

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-9 классов

«ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»

Цель мероприятия: создание условий для формирования познавательного интереса к предмету.

Задачи образовательные:

обобщение и закрепление знаний, полученные на уроках химии в 8-9 классах, а также умение применять их в нестандартных условиях; расширение общего кругозора и повышение познавательного интереса.

Воспитательные: формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи.

Развивающие: развитие навыков логического и абстрактного мышления, внимания, памяти, умения обобщать, проводить аналогии, включать интуицию, воображение; формирование навыков коммуникативной и самостоятельной деятельности учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю деятельности.

Регулятивные: умение производить деятельность по намеченному плану, вносить необходимые коррективы в процессе решения и проверки, устанавливать причины допущенных ошибок, выдвигать предположения.

Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими товарищами и преподавателем.

Познавательные: умение определять понятия, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, дидактические материалы (карточки – задания, таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», бланк для жюри «Сводная ведомость результатов», жетоны).

Ход мероприятия:

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии «ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»

Ведущий 2. А начать его я хочу со слов великого ученого и человека Д.И.Менделеева: ...человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.

Ведущий 1. Химия окружает нас повсюду. В современном мире без продуктов химического синтеза жизнь практически стала невозможной. Также химия «запустила свои руки» во все изучаемые школьные предметы. Несмотря на сложность предмета, каждый из вас, даже не имеющий отношения к этой науке уже обладает рядом знаний по химии. Давайте их сегодня и проверим.

Ведущий 2. Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значенье ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять!

Ведущий 1. Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.

Ведущий 2. Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, отвечая на вопросы, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.

Ведущий 2. Наше мероприятие пройдет в игровой форме. Вам будут предложены вопросы и задания разной сложности из различных научных областей, но объединит их все химия.

Ведущий 1. Разрешите мне представить жюри, которое будет внимательно следить за игрой. (Представление состава жюри).

Ведущий 2. Для игры формируются 4 команды, состоящие из учащихся 8-9 классов. Заранее командам даётся задание – дать название команде, выбрать капитана и придумать приветствие соперникам и жюри.

(Приветствие команд)

I.

1. Команда “Химики”;

2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

3. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

4. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

II.

1. Команда “Алмаз”;

2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

III.

1. Команда “Кислота”;

2. Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;

3. Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота”;

4. Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.

IV.

1. Команда “Феррум”;

2. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;

3. Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;

4. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

Ведущий 2. Правила турнира сходны с правилами телеигры «Своя игра». Команды по очереди выбирают вопрос, называя тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. Право на ответ имеет команда, выбравшая вопрос. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – право ответа передаётся команде, капитан которой первым поднимет руку. Если выпадает «Кот в мешке», команда передаёт вопрос одному из соперников по своему выбору.

Элементы

Химические понятия

Сплавы, смеси,

соединения

Учёные

Химия

и

медицина

Химия

и

литература

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

50

Химические элементы

10. Какой элемент носит имя героя древнегреческой мифологии? (Титан)

20. Этот элемент входит в состав белка – основы всего живого на Земле. А название его переводится как «Безжизненный». (Азот)

30. Какой элемент считают царём живой природы? (Углерод)

40. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (Цезий)

50. Что общего между яичной скорлупой, раковиной моллюска, жемчужиной и мелом? (Все они содержат кальций)

Черный ящик.

Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из золота и серебра, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью приборов из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого металла сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Внимание, вопрос, что за металл находится в черном ящике? (Алюминий)

Химические понятия

10. Что такое «сухой лёд»? (Твёрдый углекислый газ)

20. Какой газ называют «веселящим» и почему? (Оксид азота (I), так как он оказывает опьяняющее действие на организм человека)

30. Явление, для описания которого поэт Вадим Шефнер употребил метафору: «рыжая крыса грызёт металлический лом» (Коррозия металлов)

40. Что такое «царская водка» и почему её так называют? (Смесь 1 части азотной кислоты и 3 частей соляной кислоты. Растворяет «царя металлов» - золото).

50. Кот в мешке. Чем объяснить появление мерцающих огоньков на кладбище в ночное время? (Окислением фосфина, который образуется при разложении костей)

Сплавы, смеси, соединения

10. Жидкая смесь природных углеводородов (Нефть)

20. Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (Угольную)

30. Жидкость, снижающая температуру замерзания воды (Антифриз)

40. Кот в мешке. Сплав, из которого сделаны и Медный всадник, и Царь-колокол, и Царь-пушка. (Бронза)

50. Какое молоко не пьют? (Известковое молоко Са(ОН)2).

Черный ящик

Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень не большой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери отзывался о нем: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». Внимание, вопрос, что за вещество в черном ящике? (Вода)

Учёные

10. Известно, что один учёный наблюдал солнечное затмение, поднявшись на воздушном шаре выше облаков. А приземлиться ему пришлось в другой губернии, далеко в поле. Из ближайших деревень сбежались люди и посчитали, что это спустился на землю Бог. О каком учёном идёт речь? (О Д.И.Менделееве).

20. Какой русский химик известен и как композитор? (Александр Порфирьевич Бородин)

30. Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (М.В.Ломоносову)

40. Кот в мешке. Какое хобби было у Менделеева? (Изготовление чемоданов).

50. Назовите причину, по которой результаты опытов Роберта Бойля и М.В.Ломоносова по прокаливанию ртути в реторте были разными: в опыте Бойля масса продуктов реакции превысила массу исходных веществ, а в опыте Ломоносова - осталась неизменной. (Р.Бойль проводил опыт в открытой, а М.В.Ломоносов – в запаянной реторте).

Химия и медицина

10. Какие вещества используют для обеззараживания ран? (Спирт, спиртовой раствор йода, растворы перманганата калия, пероксида водорода)

20. Какая кислота содержится в желудке здорового человека? (Соляная)

30. Ионы какого металла обладают бактерицидными свойствами? (Серебра)

40. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (Йод)

50. Какой металл называют металлом хирургов? (Тантал)

Химия и литература

10. Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов. («Золотой ключик», «Медный всадник», «Серебряное копытце», «Золотая лихорадка»…)

20. Приведите речевые обороты, фразеологизмы, в которых встречаются названия химических элементов или веществ (Человек-кремень, золотые руки, стальные нервы, железная воля)

30. Вспомните пословицы, в которых употребляются названия химических элементов. (Куй железо, пока горячо; не всё то золото, что блестит; слово – серебро, молчание – золото…)

40. Кот в мешке. Соединение с характерным запахом, которое упоминается А.С.Пушкиным в стихотворении (1832): «Тогда услышал я (о диво) запах скверный, как будто тухлое разбилося яйцо» (Сероводород)

50. Как называлась наука – предшественница химии? Что было целью изысканий учёных в то время? (Алхимия. Философский камень, эликсир молодости)

Блиц

  • Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты)
  • Как называются вещества, увеличивающие скорость химических реакций, сами при этом не расходующиеся? (Катализаторы)
  • Каково значение постоянной Авагадро? (6*1023 моль )

Конкурс для капитанов «Химические загадки»

Капитанам команд необходимо отгадать загадки, за правильный ответ вы получаете 2 балла, если помогает капитану команда – то 1 балл.

1. Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня – огонь потух. (кислород)

2. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (медь)

3. Хоть состав мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (вода)

4. Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный. (алюминий)

5. Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю в кости,
В составе извести меня найдешь,
Теперь меня ты точно назовешь. (кальций)

6. Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (хлор)

«Поиграем в слова»

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл. (Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан).

Подсчёт очков

Игра с болельщиками

#1054;н любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы. Кто-то спросил: «Кто это такой?» - «Неужели вы не знаете? – ответил продавец. – Их все знают – это известный чемоданных дел мастер, господин…» Внимание вопрос, какого великого химика имел в виду продавец? (Д.И. Менделеев)

2. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Были покорены Персия, Египет, Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что интересно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина более частого заболевания рядовых воинов?

(Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро способно убивать микробы, находящиеся в воде).

3. Он относится к биогенным элементам, входя в состав биополимеров, хотя при открытии получил название «безжизненный». Простое вещество, образованное им, - бесцветный газ, не поддерживающий горение. Он очень тяжело вступает в химические реакции. Пожалуй, единственное вещество, реагирующее с ним при нормальных условиях – литий. Соединение этого элемента с самым легким элементом в периодической системе – газ, имеющий резкий запах и великолепно растворяющийся в воде. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь? (Азот)

4. Атомы этого элемента обладают уникальными способностями отдавать и принимать одинаковое количество электронов, равное номеру его группы. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. Его атомы в природе образуют две аллотропные модификации. Одно из веществ - самое твердое в природе. Другое - используется при производстве канцелярских товаров. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь? (Углерод)

5. Вопрос – сказка. Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми. Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще…Внимание вопрос, кто были жители этой страны? Объясните почему «простые жители» и «знать» имели такие разные черты характера?

(Металлы и неметаллы, способность отдавать и присоединять электроны)

6. При гидрогалагенировании несимметричных алкенов атом водорода направляется к более гидрогенезированному, а атом галогена – к менее гидрогенезированному атомам углерода. Внимание вопрос, кто автор этого правила? (В.В. Марковников)

7. Шуточные вопросы – загадки:

  • Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).
  • Какой элемент всегда рад? (Радон).
  • Какой неметалл является лесом? (Бор).
  • Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).
  • В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).
  • От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).
  • Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).
  • Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).
  • Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).
  • Как получить воду из огня? (При горении водорода).
  • Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).

Подведение итогов.

Литература:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995;
2. «Я иду на урок химии». Книга для учителя. М.:ИД «Первое сентября», 1999;
3.
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. - М.: 5 за знания, 2006.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...