Обучающие каточки для групповой работы по теме "Химические свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Данные картчоки могу быть использованы для изучения или повторения темы "Химические свойсвта металлов" на дополнительном занятии при подготовки к ОГЭ. Карточки расчитаны на 4-6 человек, форма работы: парная или групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_teme_metally._himicheskie_svoystva.docx | 601.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Металлы с водородом:
Теория:
- Водород реагирует только с металлами IA группы, Са, Sr, Ba.
- Степень окисления у водорода минимальная (-1), у металла постоянная.
- Образуются гидриды.
Практика:
2Na+H2=2Na+1H-1 (гидрид натрия)
Ba+H2=….
Cu+H2=……
Вопросы к слушающему:
Ca+H2=…..
Ag+H2=…..
- Что такое гидриды?
- Какая степень окисления у водорода в гидридах?
- Какие металлы реагируют с водородом?
- Продолжи химические реакции:
- Fe+H2=
- Sr+H2=
- K+H2=
Карточка №2
Металлы с кислородом:
Теория:
- Кислород не вступает в реакцию с платиной (Pt) и золотом (Au)!
- Кислород является сильным окислителем, а значит повышает степень окисления у металлов до максимальной (Fe, Cr +3)
- С металлами образует оксиды (исключения: Na2+1O2-1-пероксид натрия, KO2-1/2-надпероксид калия)
Практика:
O2+ Zn=
O2+Li=
O2+Na=
O2+Al=
O2+Fe=
O2+ Cu=
Вопросы к слушающему:
- Что такое оксиды?
- С какими металлами не реагирует кислород?
- Какая степень окисления у железа и хрома в веществах, образующихся при взаимодействии металла с кислородом?
- Продолжите химические реакции:
- O2+Mg=
- O2+Cr=
- O2+Ba=
- O2+Ag=
- O2+Sr=
Карточка №3
Металлы с галогенами (VIIA группа)
Теория:
- Галогены-элементы VIIA группы: F, Cl, Br, I.
- Галогены являются сильными окислителями, поэтому повышают степень окисления у хрома и железа до +3.
- Получаются галогениды (Cl - -хлорид, F - -фторид, Br—бромид).
- Галогены реагируют со всеми металлами.
- У неметалла степень окисления низшая (низшая степень окисления= Nгруппы-8)
Практика:
2Fe+3Cl2= 2Fe +3Cl-13-хлорид железа (III)
Zn+Br2=
Na+F2=
Al+I2=
Вопросы к слушающему:
- Как рассчитать низшую степень окисления?
- В какой группе располагаются галогены?
- Являются ли галогены сильными окислителями?
- Продолжите химические реакции:
- Mg+Cl2=
- K+Br2=
- Cr+Cl2=
- Ca+F2=
Карточка №4
Металлы с серой
Теория:
- Сера не реагирует с золотом (Au) и платиной (Pt).
- Сера реагирует с металлами с образованием сульфидов.
- Сера не является сильным окислителем (поэтому степень окисления у железа и хрома +2).
- Степень окисления у серы минимальная (Nгруппы-8=6-8=-2)
Практика:
Fe+S=Fe+2S-2 (сульфид железа (II))
Na+S=
Ba+S=
Zn+S=
Cu+S=
Вопросы к слушающему:
- С какими металлами не реагирует сера?
- Какая степень окисления у железа и хрома в соединении с серой?
- Как рассчитать низшую степень окисления у серы?
- Как называются соединения серы с металлом?
- Продолжите химические реакции:
- S+Ag=
- Cr+S=
- Mg+S
- Li+S=
Карточка №5
Металлы с азотом
Теория:
- Реагирует только с литием, кальцием, натрием, магнием.
- Образует с металлами нитриды.
- Литий реагирует с азотом во влажном воздухе, остальные металлы при нагревании.
- Низшая степень окисления у азота=5-8=-3.
Практика:
N2+Ca=
N2+Li=
Вопросы к слушающему:
- С какими металлами реагирует азот?
- Как называются вещества, состоящие из азота и металла?
- Как рассчитать низшую степень окисления для азота?
- Продолжите химические реакции:
- Mg+N2=
- Na+N2=
Карточка №6
Металлы с фосфором
Теория:
- Фосфор реагирует с металлами с образованием фосфидов.
- Низшая степень окисления фосфора =5-8=-3
Практика:
P+Mg=
P+K=
Вопросы к слушающему:
- Что такое фосфиды?
- Как рассчитать низшую степень окисления фосфора?
- Продолжите химические реакции:
- Na+P=
- Ca+P=
Карточка №7
Металлы с углеродом
Теория:
- Реагирует с активными металлами (в ряду активности до Al).
- Образуются карбиды.
- Низшая степень окисления у углерода =-4 (исключение: CaC2-1)
Практика:
- Ca+C=
- Al+C=
Вопросы к слушающему:
- Как называются продукты взаимодействия металлов с углеродом?
- Как рассчитать низшую степень окисления углерода?
- Какая степень окисления углерода в карбиде кальция?
- Напишите формулу карбида алюминия.
Карточка №8
Металлы с кремнием
Теория:
- Реагирует с активными металлами (в ряду активности до Al).
- Кремний с металлами образует силициды.
- Низшая степень окисления кремния=4-8=-4.
Практика:
Ca+Si=
Si+Mg=
Вопросы к слушающему:
- Как называются продукты взаимодействия металлов с кремнием?
- Как рассчитать низшую степень окисления кремния?
- Какая степень окисления углерода в силициде магния?
- Напишите формулу силицида калия?
Карточка №9
Металлы с водой
Теория:
- Металлы, стоящие в ряду активности после H, в реакцию не вступают.
- Металлы IA группы, Ca, Sr, Ba, Al с водой образуют гидроксиды, реагируют без нагревания.
- Металлы средней активности (Zn, Fe, Cr, Mg) реагируют с водой с образованием оксида при нагревании.
Практика:
Са+H2O= Ca+2(OH)2+H2
Al+H2O=
Cu+H2O=
Na+H2O=
Ba+H2O=
Zn+H2O=
Вопросы к слушающему:
- Медь, серебро, золото вступают в реакции с водой?
- Какие металлы образуют гидроксиды с водой?
- Какие металлы образуют оксиды с водой?
- Напишите формулу гидроксида алюминия.
- Продолжите химические реакции:
- Hg+H2O=
- Sr+H2O=
- K+H2O=
Карточка №10
Металлы с растворами солей
Теория:
- Металл вступает в реакцию только с растворимой солью.
- Более активный металл вытесняет менее активный из раствора соли.
- Активность металлов уменьшается слева направо.
Практика:
- Fe+CuSO4= Cu+ FeSO4 (так как железо активнее, чем медь)
- Zn+FeCl2=
Вопросы к слушающему:
- Что активнее: цинк или железо?
- Если соль будет нерастворима, будет ли протекать реакция?
Карточка №11
Металлы с растворами щелочей
Теория:
- Только амфотерные металлы (Cr, Zn, Be, Al) реагируют с растворами щелочей.
- Образуется комплексная соль и выделяется водород
- На первом месте ставим щелочной металл, далее [, затем амфотерный металл, группу (OH)4, далее закрываем].
- Формулы для комплексных ионов: ,
Практика:
Al+H2O+KOH=
Zn+NaOH+H2O=
Вопросы к слушающему:
- Какие металлы реагируют с растворами щелочей?
- Что такое щелочи?
- Напишите формулу для иона двухзарядного и трехзарядного иона.
- Продолжите химические реакции:
- Be+NaOH+H2O=
- Cr+NaOH+H2O=
Карточка №12
Металлы с растворами кислот (HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная))
Теория:
- Кислоты HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная) не являются сильными окислителями, поэтому повышают степень окисления у железа и хрома +2.
- Реагируют с металлами в ряду активности до водорода.
- Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, в реакцию не вступают.
- При взаимодействии металла с кислотой образуется соль и выделяется водород (H2).
Практика:
- Fe+ HCl=
- Zn +H2SO4 (разбавленная)=
- Al+HBr=
- Ba+H2SO4 (разбавленная)=
Вопросы к слушающему:
- Какая степень окисления в соли у железа и хрома с HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная)?
- С какими металлами не реагируют HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная)?
- Что образуется при взаимодействии металла с кислотой?
- Продолжите химические реакции:
- Na+HCl=
- Fe+H2SO4 (разбавленная)=
- Ba+HBr=
Карточка №12
Металлы с концентрированной серной кислотой (H2SO4 (конц))
Теория:
- Является сильным окислителем, а значит, степень окисления у металлов в солях будет максимальной (Fe, Cr +3).
- Me+ H2SO4 (конц)= соль+ вода+ газ
- При взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами НИКОГДА не выделяется водород!!!
- Al, Fe, Cr реагируют только с горечей H2SO4 (конц), без нагревания не реагируют.
Практика:
Ca+ H2SO4 (конц)=CaSO4+ H2S+H2O
Fe+ H2SO4 (конц)(t)=
Cu+ H2SO4 (конц)=
Au+ H2SO4 (конц)=
Cr+ H2SO4 (конц)(t)=
Na+ H2SO4 (конц)=
Hg+ H2SO4 (конц)=
Вопросы к слушающему:
- Реагирует ли Fe, Al, Cr с концентрированной серной кислотой без нагревания?
- Образуется ли водород в ходе реакции металла с концентрированной серной кислотой?
- Какие металлы не вступают в реакцию с концентрированной серной кислотой?
- Что образуется при взаимодействии бария с концентрированной серной кислотой?
Карточка №13
Металлы с концентрированной и разбавленной азотной кислотой (HNO3 (конц), (разбавленная))
Теория:
- Является сильным окислителем, а значит, степень окисления у металлов в солях будет максимальной (Fe, Cr +3).
- Me+ HNO3 (конц)= соль+ вода+ газ
- При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с металлами НИКОГДА не выделяется водород!!!
- Al, Fe, Cr реагируют только с горечей HNO3 (конц), без нагревания не реагируют.
Практика:
Na+HNO3(60%)=
Ca+HNO3 (10%)=
Fe +HNO3 (конц) (t)=
Cr+ HNO3 (35%)=
Cu+HNO3 (15%)=
Au+HNO3 (70%)=
Al+HNO3 (60%) (t)=
Ag+HNO3 (4%)=
Ba+HNO3 (75%)=
Вопросы к слушающему:
- Реагируют ли благородные металлы с концентрированной азотной кислотой?
- Какие степени окисления в солях азотной кислоты у железа и хрома?
- Реагируют ли железо, алюминий, хром с концентрированной азотной кислотой без нагревания?
- Что образуется при взаимодействии магния с 5% азотной кислотой?
- Какие вещества вступили в реакцию, если образовалась вода, нитрат меди (II), оксид азота (IV)?
Маршрутная карта:
Гаврилова Виктория | Азраков Максим | Вамбриков Алексей | Тимофеева Сюзанна | Негодина Валерия | |
Карточка 1 | |||||
Карточка 2 | |||||
Карточка 3 | |||||
Карточка 4 | |||||
Карточка 5 | |||||
Карточка 6 | |||||
Карточка 7 | |||||
Карточка 8 | |||||
Карточка 9 | |||||
Карточка 10 | |||||
Карточка 11 | |||||
Карточка 12 | |||||
Карточка 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"
Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...
Практическя работа "Получение и свойства соединения металлов"_9 класс
Данная методическая разработка может быть использована на этапе закрепления учебного материала по теме "Получение и свойства соединения металлов"...
Свойства металлов. Металлы в организме человека
Методическая разработка урока химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Самостоятельная работа по химии тема: "Сравнение свойств металлов и неметаллов"
Самостоятельная работа представлена в виде вопросов требующих ответов "ДА" и "НЕТ". Ответы отображаются в виде дуг над и под чертой, образуя так называемую волну. Удобно для проверки....
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....