Обучающие каточки для групповой работы по теме "Химические свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

glushkova-ksenia-dmitriewna

Данные картчоки могу быть использованы для изучения или повторения темы "Химические свойсвта металлов" на дополнительном занятии при подготовки к ОГЭ. Карточки расчитаны на 4-6 человек, форма работы: парная или групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_teme_metally._himicheskie_svoystva.docx601.72 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Металлы с водородом:

Теория:

  1. Водород реагирует только с металлами IA группы, Са, Sr, Ba.
  2. Степень окисления у водорода минимальная (-1), у металла постоянная.
  3. Образуются гидриды.

Практика:

2Na+H2=2Na+1H-1 (гидрид натрия)

Ba+H2=….

Cu+H2=……

Вопросы к слушающему:

Ca+H2=…..

Ag+H2=…..

  1. Что такое гидриды?
  2. Какая степень окисления у водорода в гидридах?
  3. Какие металлы реагируют с водородом?
  4. Продолжи химические реакции:
  • Fe+H2=
  • Sr+H2=
  • K+H2=

Карточка №2

Металлы с кислородом:

Теория:

  1. Кислород не вступает в реакцию с платиной (Pt) и золотом (Au)!
  2. Кислород является сильным окислителем, а значит повышает степень окисления у металлов до максимальной (Fe, Cr +3)
  3. С металлами образует оксиды (исключения: Na2+1O2-1-пероксид натрия, KO2-1/2-надпероксид калия)

Практика:

O2+ Zn=

O2+Li=

O2+Na=

O2+Al=

O2+Fe=

O2+ Cu=

Вопросы к слушающему:

  1. Что такое оксиды?
  2. С какими металлами не реагирует кислород?
  3. Какая степень окисления у железа и хрома в веществах, образующихся при взаимодействии металла с кислородом?
  4. Продолжите химические реакции:
  • O2+Mg=
  • O2+Cr=
  • O2+Ba=
  • O2+Ag=
  • O2+Sr=

Карточка №3

Металлы с галогенами (VIIA группа)

Теория:

  1. Галогены-элементы VIIA группы: F, Cl, Br, I.
  2. Галогены являются сильными окислителями, поэтому повышают степень окисления у хрома и железа до +3.
  3. Получаются галогениды (Cl - -хлорид, F - -фторид, Brбромид).
  4. Галогены реагируют со всеми металлами.
  5. У неметалла степень окисления низшая (низшая степень окисления= Nгруппы-8)

Практика:

2Fe+3Cl2= 2Fe +3Cl-13-хлорид железа (III)

Zn+Br2=

Na+F2=

Al+I2=

Вопросы к слушающему:

  1. Как рассчитать низшую степень окисления?
  2. В какой группе располагаются галогены?
  3. Являются ли галогены сильными окислителями?
  4. Продолжите химические реакции:
  • Mg+Cl2=
  • K+Br2=
  • Cr+Cl2=
  • Ca+F2=

Карточка №4

Металлы с серой

Теория:

  1. Сера не реагирует с золотом (Au) и платиной (Pt).
  2. Сера реагирует с металлами с образованием сульфидов.
  3. Сера не является сильным окислителем (поэтому степень окисления у железа и хрома +2).
  4. Степень окисления у серы минимальная (Nгруппы-8=6-8=-2)

Практика:

Fe+S=Fe+2S-2 (сульфид железа (II))

Na+S=

Ba+S=

Zn+S=

Cu+S=

Вопросы к слушающему:

  1. С какими металлами не реагирует сера?
  2. Какая степень окисления у железа и хрома в соединении с серой?
  3. Как рассчитать низшую степень окисления у серы?
  4. Как называются соединения серы с металлом?
  5. Продолжите химические реакции:
  • S+Ag=
  • Cr+S=
  • Mg+S
  • Li+S=

Карточка №5

Металлы с азотом

Теория:

  1. Реагирует только с литием, кальцием, натрием, магнием.
  2. Образует с металлами нитриды.
  3. Литий реагирует с азотом во влажном воздухе, остальные металлы при нагревании.
  4. Низшая степень окисления у азота=5-8=-3.

Практика:

N2+Ca=

N2+Li=

Вопросы к слушающему:

  1. С какими металлами реагирует азот?
  2. Как называются вещества, состоящие из азота и металла?
  3. Как рассчитать низшую степень окисления для азота?
  4. Продолжите химические реакции:
  • Mg+N2=
  • Na+N2=

Карточка №6

Металлы с фосфором

Теория:

  1. Фосфор реагирует с металлами с образованием фосфидов.
  2. Низшая степень окисления фосфора =5-8=-3

Практика:

P+Mg=

P+K=

Вопросы к слушающему:

  1. Что такое фосфиды?
  2. Как рассчитать низшую степень окисления фосфора?
  1. Продолжите химические реакции:
  • Na+P=
  • Ca+P=

Карточка №7

Металлы с углеродом

Теория:

  1. Реагирует с активными металлами (в ряду активности до Al).
  2. Образуются карбиды.
  3. Низшая степень окисления у углерода =-4 (исключение: CaC2-1)

Практика:

  • Ca+C=
  • Al+C=

Вопросы к слушающему:

  1. Как называются продукты взаимодействия металлов с углеродом?
  2. Как рассчитать низшую степень окисления углерода?
  3. Какая степень окисления углерода в карбиде кальция?
  4. Напишите формулу карбида алюминия.

Карточка №8

Металлы с кремнием

Теория:

  1. Реагирует с активными металлами (в ряду активности до Al).
  2. Кремний с металлами образует силициды.
  3. Низшая степень окисления кремния=4-8=-4.

Практика:

Ca+Si=

Si+Mg=

Вопросы к слушающему:

  1. Как называются продукты взаимодействия металлов с кремнием?
  2. Как рассчитать низшую степень окисления кремния?
  3. Какая степень окисления углерода в силициде магния?
  4. Напишите формулу силицида калия?

Карточка №9

Металлы с водой

Теория:

  1. Металлы, стоящие в ряду активности после H, в реакцию не вступают.
  2. Металлы IA группы, Ca, Sr, Ba, Al с водой образуют гидроксиды, реагируют без нагревания.
  3. Металлы средней активности (Zn, Fe, Cr, Mg) реагируют с водой с образованием оксида при нагревании.

Практика:

Са+H2O= Ca+2(OH)2+H2

Al+H2O=

Cu+H2O=

Na+H2O=

Ba+H2O=

Zn+H2O=

Вопросы к слушающему:

  1. Медь, серебро, золото вступают в реакции с водой?
  2. Какие металлы образуют гидроксиды с водой?
  3. Какие металлы образуют оксиды с водой?
  4. Напишите формулу гидроксида алюминия.
  5. Продолжите химические реакции:
  • Hg+H2O=
  • Sr+H2O=
  • K+H2O=

Карточка №10

Металлы с растворами солей

Теория:

  1. Металл вступает в реакцию только с растворимой солью.
  2. Более активный металл вытесняет менее активный из раствора соли.
  3. Активность металлов уменьшается слева направо.

Практика:

  1. Fe+CuSO4= Cu+ FeSO4 (так как железо активнее, чем медь)
  2. Zn+FeCl2=

Вопросы к слушающему:

  1. Что активнее: цинк или железо?
  2. Если соль будет нерастворима, будет ли протекать реакция?

Карточка №11

Металлы с растворами щелочей

Теория:

  1. Только амфотерные металлы (Cr, Zn, Be, Al) реагируют с растворами щелочей.
  2. Образуется комплексная соль и выделяется водород
  3. На первом месте ставим щелочной металл, далее [, затем амфотерный металл, группу (OH)4, далее закрываем].
  4. Формулы для комплексных ионов: ,

Практика:

Al+H2O+KOH=

Zn+NaOH+H2O=

Вопросы к слушающему:

  1. Какие металлы реагируют с растворами щелочей?
  2. Что такое щелочи?
  3. Напишите формулу для иона двухзарядного и трехзарядного иона.
  4. Продолжите химические реакции:
  • Be+NaOH+H2O=
  • Cr+NaOH+H2O=

Карточка №12

Металлы с растворами кислот (HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная))

Теория:

  1. Кислоты HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная) не являются сильными окислителями, поэтому повышают степень окисления у железа и хрома +2.
  2. Реагируют с металлами в ряду активности до водорода.
  3. Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, в реакцию не вступают.
  4. При взаимодействии металла с кислотой образуется соль и выделяется водород (H2).

Практика:

  1. Fe+ HCl=
  2. Zn +H2SO4 (разбавленная)=
  3. Al+HBr=
  4. Ba+H2SO4 (разбавленная)=

Вопросы к слушающему:

  1. Какая степень окисления в соли у железа и хрома с HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная)?
  2. С какими металлами не реагируют HCl, HBr, H2SO4 (разбавленная)?
  3. Что образуется при взаимодействии металла с кислотой?
  4. Продолжите химические реакции:
  • Na+HCl=
  • Fe+H2SO4 (разбавленная)=
  • Ba+HBr=

Карточка №12

Металлы с концентрированной серной кислотой (H2SO4 (конц))

Теория:

  1. Является сильным окислителем, а значит, степень окисления у металлов в солях будет максимальной (Fe, Cr +3).
  2. Me+ H2SO4 (конц)= соль+ вода+ газ
  3. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами НИКОГДА не выделяется водород!!!
  4. Al, Fe, Cr реагируют только с горечей H2SO4 (конц), без нагревания не реагируют.

Практика:

Ca+ H2SO4 (конц)=CaSO4+ H2S+H2O

Fe+ H2SO4 (конц)(t)=

Cu+ H2SO4 (конц)=

Au+ H2SO4 (конц)=

Cr+ H2SO4 (конц)(t)=

Na+ H2SO4 (конц)=

Hg+ H2SO4 (конц)=

Вопросы к слушающему:

  1. Реагирует ли Fe, Al, Cr с концентрированной серной кислотой без нагревания?
  2. Образуется ли водород в ходе реакции металла с концентрированной серной кислотой?
  3. Какие металлы не вступают в реакцию с концентрированной серной кислотой?
  4. Что образуется при взаимодействии бария с концентрированной серной кислотой?

Карточка №13

Металлы с концентрированной и разбавленной азотной кислотой (HNO3 (конц), (разбавленная))

Теория:

  1. Является сильным окислителем, а значит, степень окисления у металлов в солях будет максимальной (Fe, Cr +3).
  2. Me+ HNO3 (конц)= соль+ вода+ газ
  3. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с металлами НИКОГДА не выделяется водород!!!
  4. Al, Fe, Cr реагируют только с горечей HNO3 (конц), без нагревания не реагируют.

Практика:

Na+HNO3(60%)=

Ca+HNO3 (10%)=

Fe +HNO3 (конц) (t)=

Cr+ HNO3 (35%)=

Cu+HNO3 (15%)=

Au+HNO3 (70%)=

Al+HNO3 (60%) (t)=

Ag+HNO3 (4%)=

Ba+HNO3 (75%)=

Вопросы к слушающему:

  1. Реагируют ли благородные металлы с концентрированной азотной кислотой?
  2. Какие степени окисления в солях азотной кислоты у железа и хрома?
  3. Реагируют ли железо, алюминий, хром с концентрированной азотной кислотой без нагревания?
  4. Что образуется при взаимодействии магния с 5% азотной кислотой?
  5. Какие вещества вступили в реакцию, если образовалась вода, нитрат меди (II), оксид азота (IV)?

Маршрутная карта:

Гаврилова

Виктория

Азраков

Максим

Вамбриков

Алексей

Тимофеева

Сюзанна

Негодина Валерия

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

Карточка 7

Карточка

8

Карточка 9

Карточка

10

Карточка

11

Карточка

12

Карточка 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Практическя работа "Получение и свойства соединения металлов"_9 класс

Данная методическая разработка может быть использована на этапе закрепления учебного материала по теме "Получение и свойства соединения металлов"...

Свойства металлов. Металлы в организме человека

Методическая разработка урока  химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Самостоятельная работа по химии тема: "Сравнение свойств металлов и неметаллов"

Самостоятельная работа представлена в виде вопросов требующих ответов "ДА" и "НЕТ". Ответы отображаются в виде  дуг над и под чертой, образуя так называемую волну. Удобно для проверки....

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....