ДОП "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии
Дополнительная общеразвивающая программа "Химия вокруг нас"
Адресаты программы. Программа разработана для обучающихся 14 - 17 лет и построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Основные изменения происходят в трех основных сферах:
‒ Телесная – физиологические изменения;
‒ Психологическая – изменение самосознания;
‒ Социальная – переориентация норм и ценностей, ранняя профориентация.
Наполняемость группы: 10 человек
Объем программы – 216 часов.
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: два раза в неделю по 3 академических часа ( 45 мин), перерыв 5 мин
Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки на интернет-портале АИС «Навигатор дополнительного образования Курской области» https://р46.навигатор.дети: зачисление в группы происходит в соответствии с возрастными нормами и представленным расписанием.
Формы обучения – очная, традиционные и комбинированные учебные занятия, практические занятия на местности, индивидуальные занятия, проектная деятельность.
Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 711.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания проектирования Программы
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12. 2024) «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05 2015 № 996-р.,
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 1.03 2022 № 678-р;
Постановление Правительства Российской Федерации от I1.10.2024 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России 391 от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2024) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07. 2024 № 04-423 «Об исполнении протокола» (вместе с Методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Адресаты программы. Программа разработана для обучающихся 14 - 17 лет и построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Основные изменения происходят в трех основных сферах:
‒ Телесная – физиологические изменения;
‒ Психологическая – изменение самосознания;
‒ Социальная – переориентация норм и ценностей, ранняя профориентация.
Наполняемость группы: 10 человек
Объем программы – 216 часов.
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: два раза в неделю по 3 академических часа ( 45 мин), перерыв 5 мин
Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки на интернет-портале АИС «Навигатор дополнительного образования Курской области» https://р46.навигатор.дети: зачисление в группы происходит в соответствии с возрастными нормами и представленным расписанием.
Формы обучения – очная, традиционные и комбинированные учебные занятия, практические занятия на местности, индивидуальные занятия, проектная деятельность.
Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.
Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий:
- Яндекс.Диск — облачный сервис, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете.
Особенности организации образовательного процесса
Программой предусмотрено вариативное использование форм работы с обучающимися:
- фронтальная - одновременная работа со всеми детьми;
- коллективная - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповая - организация работы по малым группам (от 2 до 5 человек);
- коллективно-групповая - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Основные подходы к образовательной деятельности:
- личностно-ориентированный – предусматривает соответствие воспитания предметной деятельности, обусловленной возрастными возможностями и особенностями;
- интегрированный – предполагает ориентацию образовательной деятельности на разностороннее развитие воспитанников, что достигается за счет объединения предметов естественнонаучного цикла и включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
- аксиологические - обуславливает ориентацию на социально-значимые, общечеловеческие ценности.
Программа предоставляет педагогу дополнительного образования возможность внесения изменений в содержание, связанных с постановочной деятельностью, участием в мероприятиях, индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: организация поисково-познавательной, проектной и исследовательской деятельности в области изучения основ естественных наук – опыты, исследования, эксперименты.
Задачи:
Образовательные:
- углубить теоретические и практические знания по химии географии, экологии, биологии;
- сформировать системы знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, общих методах их изучения;
- научить видеть взаимосвязи в природных процессах, делать выводы из проведённых опытов, экспериментов, исследований.
- расширить знания по естественнонаучному направлению региона;
Развивающие:
- сформировать умения и навыки эколого-биологической и физико- химической учебно-исследовательской деятельности;
- развить умения в области исследовательской и проектной деятельности.
- сформировать и развить умения по оценке состояния окружающей среды;
- развить потребности в приобретении эколого-химических знаний;
Воспитательные:
- сформировать коммуникативную культуру, умение работать в группе;
- воспитать в детях бережное отношение и любовь к природе, окружающей среде.
3. Планируемые результаты
Пройдя Программу, обучающиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят свой уровень экологической культуры; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.
Образовательные:
- познакомить с теоретическими и практическими знания по химии, географии, экологии, биологии;
- сформированы системы знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, общих методах их изучения;
- научились видеть взаимосвязи в природных процессах, делать выводы из проведённых опытов, экспериментов, исследований.
- расширили знания по естественнонаучному направлению региона;
Развивающие:
- сформированы умения и навыки эколого-биологической и физико- химической учебно-исследовательской деятельности;
- развили умения в области исследовательской и проектной деятельности.
- сформированы и развили умения по оценке состояния окружающей среды;
- развили потребности в приобретении эколого-химических знаний;
Воспитательные:
- сформирована коммуникативная культура, умение работать в группе;
- воспитали в детях бережное отношение и любовь к природе, окружающей среде.
4. Учебный план программы
Таблица 1
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации/контроля | ||||||
1. | Введение | ||||||||||
1.1. | Введение | 4 | 2 | 6 | Игра | ||||||
2. | Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой | ||||||||||
Итого по разделу | 9 | 18 | 27 | Беседа | |||||||
3. | Роль воды в жизнедеятельности организмов | ||||||||||
Итого по разделу | 7 | 35 | 42 | Викторина | |||||||
4. | Химия на кухне | ||||||||||
Итого по разделу | 13 | 65 | 78 | Игра | |||||||
5. | Химия и здоровье | ||||||||||
Итого по разделу | 13 | 26 | 39 | Беседа | |||||||
6. | Заключительное занятие | ||||||||||
Итого по разделу | 1 | 23 | 24 | Игра | |||||||
Всего: | 46 | 170 | 216 |
5. Содержание программы.
Тема 1. Введение.
Программа курса на 216 часа
Теория. Ознакомление с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории.
Практика. Оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий.
Тема 2.
Теория. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).
Практика. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки. Особенности строения пламени. Правила нагревания вещества.
Тема 3. Роль воды в жизнедеятельности организмов.
Теория. Вода. Вода как растворитель.
Практика. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе. Загрязнение гидросферы.
Минеральная вода, ее виды и классификация. Значение минеральной воды в жизни человека.
Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью. Жесткая и мягкая вода.
Образование ржавчины и способы её удаления.
Исследование свойств воды.
Тема 4. Химия на кухне.
Теория. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.
Практика. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара.
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Крахмал - сложный углевод. Изучение его свойств, применение крахмала. Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции.
Обнаружение белков в продуктах питания.
Обнаружение жиров в продуктах питания.
Обнаружение углеводов в продуктах питания.
Тема 5. Химия и здоровье.
Теория. Пищевые добавки. Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. Консерванты, пищевые антиокислители, ароматизаторы.
Пищевая аллергия.
Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля.
Практика. Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах.
Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.
Практические работы:
- Обнаружение витаминов (А, В, С) в продуктах питания.
Ⅱ. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
на 2024-2025 учебный год
Таблица 2
№ | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | 1 год, базовый | 15 сентября 2024 года | май 2025 года | 36 | 72 | 216 акад.часа | 2 раз в неделю по 3 акад.часа | 4 ноября, 1-8 23 февраля, 8 марта, 1и 9 мая | Декабрь, май |
2.2. Оценочные материалы
В ходе реализации программы проводятся:
- тестирование (входной контроль);
- практическое задание/практическая работа (текущий контроль); - защита проекта (промежуточная аттестация).
Оценочные материалы представлены в Приложениях:
- примерный перечень вопросов для обсуждения (входной контроль) – Приложение 2;
- критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий – Приложение 3;
- задания к выставке проектов и критерии оценивания проектных работ – Приложение 4.
2.3. Формы аттестации.
- В течение срока обучения обучающиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию. В качестве промежуточных результатов учитывается участие обучающихся в районных и областных конкурсах, школьных мероприятиях.
Защита проекта (Итоговая аттестация)
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, тестирование, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют корректировать образовательный процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
- Результаты фиксируются в диагностической карте, представленной в таблице
Таблица 3
Сводная таблица результатов освоения программы
№п/п | ФИО обучающегося | Теоретические знания | Практические навыки | Итог |
- Уровни освоения программы (в %):
- Низкий__________________
- Средний______________________________
- Высокий_________________
2.4. Методические материалы
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии исследовательской деятельности; - групповые технологии;
- педагогика сотрудничества.
Методы обучения:
- наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);
- интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой); - проектный метод (подготовка итогового проекта); - метод контроля, самоконтроля и другие.
На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.
Алгоритм учебного занятия:
- этап – организационный. Задача: подготовить обучающихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания.
- этап – подготовительный. Задачи: настроить обучающихся на восприятие нового материала, мотивировать на учебно-познавательную деятельность. Содержание этапа: постановка темы, цели учебного занятия.
- этап – основной, направлен на актуализацию имеющихся и усвоение новых знаний и способов действий. Задача: восприятие и осмысление обучающимися нового материала. Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания. Использование практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующего материала, а также заданий для самостоятельной работы. Происходит закрепление знаний и умений, их обобщение и систематизация.
- этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание: используются разнообразные виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности, практические задания и т.д.
- этап – рефлексия. Задача: оценивается психологический климат на занятии, обучающиеся соотносят цели и задачи, которые были поставлены, и результаты своей деятельности.
Формы учебного занятия:
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.
Методические материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийные презентации, видео-, фотоматериалы и т.д.
Таблица 4 Дидактические и методические материалы
№ п/п | Наименование раздела, темы | Дидактические и методические материалы |
1. | Раздел 1. Вводный
| Перечень вопросов для обсуждения и критерии оценивания; инструкционная карта к практической работе и критерии оценивания выполнения. |
2. | Раздел 2. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой | Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ, химическая посуда и реактивы. |
3. | Раздел 3. Роль воды в жизнедеятельности организмов | Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ, химическая посуда и реактивы. |
4. | Раздел 4. Химия на кухне
| Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ, химическая посуда и реактивы. |
5 | Раздел 5. Химия и здоровье | Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ, химическая посуда и реактивы. |
6. | Раздел 5. Подведение итогов | Мультимедийные презентации, методические рекомендации по защите проектов, а также по организации и проведению конференции |
2.5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
для проведения занятий используются:кабинет химии, лаборантская с химической посудой и реактивами.
Кабинет оборудован столами с водой в кранах, вытяжным шкафом, демонстрационным столом, химической посудой, стульями в соответствии с государственными стандартами, мультимедийное оборудование, экран, звуковая колонка, ноутбук, флешкарта. Кабинет – сухое светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением;
- оборудование и материалы:
- оборудование кабинета: столы и стулья, ноутбук, интерактивная панель, проектор, доска магнитно-маркерная;
- оборудование и материалы: средства индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки), химические реактивы, аквадистиллятор, микроскопы, осветители для микроскопа, аналитические и лабораторные весы, лупа, термометр, фитолампа, лабораторная посуда (колбы, пробирки, цилиндры, пипетки и т.д.), набор микроскопических препаратов; гербарный пресс; семена растений, питательный грунт, емкости для посадки и др.
- кадровое обеспечение программы.
Педагог дополнительного образования, удовлетворяющий требованиям Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 11 от 5 мая 2018 г. № 298н (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2018 г.), владеющий знаниями и навыками в естественнонаучной области
- информационное обеспечение:
- Единый национальный портал дополнительного образования
детей: [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu.ru;
- Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр естественнонаучной направленности: [Электронный ресурс]. URL: https://eco.fedcdo.ru/?PAGEN_1=2;
- Канал по естественнонаучной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр естественнонаучной направленности: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC6q3gjYnQyaJQBTwICWuYSw.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель – создание условий для усвоения детьми основных норм и правил поведения в обществе.
Задачи:
- вовлечь обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на расширение общекультурных компетенций;
- включить обучающихся в общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;
- расширить представление о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина, формирующейся на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, социальная солидарность и других.
Формы и содержание деятельности: проводятся тематические беседы, конкурсы, викторины, организуются просмотры видеороликов и т.д.
Планируемые результаты
В результате освоения программы у обучающихся:
- будут расширены общекультурные компетенции;
- будет налажено общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;
- будут расширены представления о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина.
Работа с родителями/законными представителями В рамках реализации программы организуется индивидуальная и коллективная работы с родителями (тематические беседы, консультации, родительские собрания, досуговые мероприятия).
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
Таблица 5
Сроки | Название мероприятия | Форма | Участники | Место проведени я | Ответственн ый | |
Сентябрь | «Наш мир без террора» | Беседа | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Родительское собрание «Давайте дружить!» | Беседа Интерактив ная игра | Родители | Кабинет | Федяева А.А. | ||
«Приходите в гости к нам!» | Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Октябрь | Участие в праздничном концерте ко дню пожилого человека «Давайте тряхнем стариной» . (внешкольный уровень) | Беседа Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Участие в праздничном концерте ко дню учителя «С любовью к Вам, Учителя» (школьный уровень) | Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Участие в праздничном концерте «Осень красками играет» в СДК (внешкольный уровень) | Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Акция «В защиту животных» | Акция | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Ноябрь | Акция «Россия, Родина, единство» | Акция | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Урок мужества «Битва за Москву» | Беседа | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Декабрь | Конкурс детского рисунка: «Я рисую свои права» | Выставка, конкурс | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Школьная викторина «Основной закон жизни» | викторина | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Спортивный праздник «День спасателя» | социальная игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Участие в новогоднем театрализованном представлении «Волшебный хоровод!» | Социальная игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Январь | Урок мужества «День снятия блокады Ленинграда» | Беседа Игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Линейка, посвященная Дню воинской славы России | беседа, видеопоказ | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Школьная викторина «Русские науки» | Праздник, игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Февраль | Акция «О русском языке замолвите слово…» | Беседа Социальная игра Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Спотивно-игровая программа «Силушка богатырская» | Конкурс социальная игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Март | Участие в праздничном концерте, посвящённый 8 марта. | Акция Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Уроки Памяти «День воссоединения Крыма с Россией» | Беседа Игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Участие в театрализованном представлении «Сударыня Масленица. Проводы русской зимы» в СДК (внешкольный уровень) | беседа, видеопоказ, конкурс | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Апрель | Уроки мужества «На орбите наш земляк» | Праздник, игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Май | Акции: «Мы за чистоту» «Мир! Май! Чистый город!» | Акции Праздник | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | |
Участи е в линейке у стелы, погибших односельчан | Беседа | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Однодневный поход | Экскурсия, праздник, игра | Обучающиеся | Кабинет | Федяева А.А. | ||
Июнь | Итоговое родительское собрание | Беседа Социальная игра Праздник | Родители | Кабинет | Федяева А.А. |
2.7. Список используемой литературы
Литература для педагога
1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2015.
2. Белавин И.Ю. Решение задач по химии. Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2020.
3. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ. Учебное пособие. М.: Аргамак-Медиа, 2022.
4. Химия. Руководство для подготовки к вступительным экзаменам, 8-е изд., переработанное и дополненное. Под ред. Воробьева А.Ф. и Красавиной Л.С. РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 2021.
5. Химия. Подготовка к олимпиадам и экзаменам. Пособие для абитуриентов. Дупал А.Я., Кожевникова С.В., Баберкина Е.П., Подхалюзина Н.Я., РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 2020.
6. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Химия: 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: Вентана-Граф, 2021.
7. Органическая химия для учащихся школ с углубленным изучением химии. Учебное пособие под ред. Травеня В.Ф. РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 2021.
8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2020.
9. Свердлова Н.Д., Карташов С.Н., Радугина О.Г. Химия. Справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Аст-Пресс, 2016.
Юровская М.А., Куркин А.В. Основы органической химии. Учебник для высшей школы, 2-е изд. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2021.
Литература для обучающихся
- Афонькин С. Ю. Растения из Красной книги России: школьный путеводитель / С. Ю. Афонькин, СПб.: БКК, 2019. – 76 с.
- Бернацкий А. С. Невероятные растения. От бактерий до орхидей / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2019. – 254 с.
- Бернацкий А. С. Необычная жизнь обычных растений. Зеленые соседи / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2018. – 270 с.
- Васильева А. Б. Мой гербарий. Листья деревья / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 80 с.
- Васильева А. Б. Мой гербарий. Цветы и травы / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 79 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;
- Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2018;
- Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;
- Сластенин В.А. Методика воспитательной работы- изд.3-е-М, 2018.
Литература для родителей
- Аксенова О. Невероятная ботаника / О. Аксенова, Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 69 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о цветах и комнатных растениях / Т. А. Шорыгина, М.: Сфера, 2018. – 155 с.
- Шорыгина Т. А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина, М.: ГНОМ, 2019. – 72 с.
- Яценко Т. Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему" / Т. Яценко, СПб.: Питер, 2017. – 63 с
Приложение 1
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Форма занятия, тип занятия | Место проведения |
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами объединения, с правилами ТБ. Выбор эмблемы объединения. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Знакомство с оборудованием и материалами, с правилами ТБ. Выбор эмблемы объединения. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Вещества, которые нас окружают. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Вещества, которые нас окружают. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Вещество и тело. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Вещество и тело. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Свойства веществ. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Сходства и отличия различных веществ. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Сходства и отличия различных веществ. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Распознавание веществ. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Распознавание веществ. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Распознавание веществ. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Работа со спиртовкой. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Изучение строения пламени. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Наблюдения за горящей свечой. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Вода. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Ее значение для жизни на Земле. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Значение воды для жизни человека. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Гидросфера. Загрязнение гидросферы. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Минеральная вода, ее виды и классификация. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Значение минеральной воды в жизни человека. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1 «Исследование свойств воды». | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Белки. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2 «Обнаружение белков в продуктах питания». | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Жиры. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Жиры. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3 «Обнаружение жиров в продуктах питания». | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Углеводы. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Углеводы. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4 «Обнаружение углеводов в продуктах питания». | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Углеводы в продуктах питания | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Поваренная соль. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Сахар. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Чай. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Кофе. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Какао и шоколад. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Специи. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Масло животное и растительное. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Масло животное и растительное. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Витамины, история их открытия. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Витамины, история их открытия. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Жирорастворимые витамины. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Жирорастворимые витамины. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Водорастворимые витамины. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Водорастворимые витамины. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Обнаружение витаминов (А, В, С) в продуктах питания. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Обнаружение витаминов (А, В, С) в продуктах питания. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Микроэлементы. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Микроэлементы. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Виды микроэлементов. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Виды микроэлементов. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Значение микроэлементов для человека. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Значение микроэлементов для человека. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Пищевые добавки. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Пищевые добавки. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Виды пищевых добавок. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Пищевые добавки, влияние на организм человека. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Режим питания и здоровье человека. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Основы правильного питания. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Обмен веществ. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Вещества бытовой химии для дома.. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Безопасное обращение со средствами бытовой химии | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Синтетические моющие средства | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Азбука химчистки. | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Практическая работа "Химчистка на дому | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Инсектициды и репелленты. | 3 | Беседа, презентация / получение новых знаний | Кабинет | |
Ароматные средства. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Практическая работа «Обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах. Выжимание масла из кожуры апельсина». | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет | |
Искусственные и натуральные косметические средства. | 3 | Беседа / получение новых знаний | Кабинет | |
Косметические средства в нашем доме | 3 | Беседа, экскурсия / получение новых знаний | Кабинет | |
Состав косметических средств. | 3 | Беседа, дисскуссия / получение новых знаний | Кабинет | |
Практическая работа «Измерение рН моющих средств» | 3 | Беседа, игра / получение новых знаний | Кабинет |
Приложение 2
Примерный перечень вопросов для обсуждения (входной контроль)
- Интересно ли тебе наблюдать за химическими явлениями?
- Стремишься ли ты узнать что-то новое?
- Пытаешься ли ты найти ответ, если что-то непонятно?
- Есть ли у тебя домашние животные? Растения?
- Пользовался (-ась) ли ты когда-нибудь микроскопом?
- Проводил(а) ты когда-нибудь дома опыты/эксперименты?
- Кем в будущее ты хотел(а) бы стать?
- Выращивал ли ты когда-нибудь кристаллы?
- Нравится ли тебе в школе урок химии? 10) Хотел(а) бы ты узнать что-то новое о химических веществах?
Критерии оценивания:
Уровень | Критерий оценки поведения |
Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. |
Реакция на новизну | Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории |
Любопытство | Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. |
Устойчивый учебно- познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала |
Обобщенный учебно- познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентир на общие способы решения системы задач. |
Уровни:
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебнопознавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней, указанный в таблице.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – высокий
Приложение 3
Практическая работа – оценочный материал, направленный на проверку сформированности у обучающихся метапредметных и специальных умений (наблюдать, анализировать, обнаруживать связь явлений, фактов, использовать имеющиеся знания в новых ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи) на основе предложенного материала в соответствии с поставленной познавательной задачей. Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у обучающихся практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов.
Для выполнения практической (лабораторной) работы по химии обучающийся обязан:
- Ознакомиться с содержанием работы
- Сформулировать и записать цель работы
- Повторить правила техники безопасности при работе в кабинете химии
- Записать оборудования и реактивы, необходимые для проведения работы
- Составить план работы и провести работу (в парах или индивидуально, соблюдая технику безопасности)
- Составить отчет о выполненной работе и оформить его в виде таблицы
- Сделать вывод о выполненной работе
Ход работы | Наблюдения (признаки протекания химической реакции) | Вывод (объяснение, происходящих или не происходящих изменений) | Уравнения реакций (в молекулярном и ионном виде) |
Инструкция по технике безопасности при выполнении практической (лабораторной) работы по химии
1. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок
2. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду и пробовать вещества на вкус.
3. Нельзя приступать к работе, пока не пройден инструктаж по технике безопасности.
4. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т.п., на которых имеются четкие надписи на этикетках.
5. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.
6. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.
7. Для переноса жидкости из одной емкости в другую рекомендуется использовать склянки с пипеткой.
8. Сосуды с реактивами после использования необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.
9. Запрещается брать твердые вещества руками: используйте для этого шпатель.
10. Для определения запаха вещества следует осторожно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая глубоко, направлять на себя пары или газы легким движением руки.
11. Перемешивая содержимое пробирки, запрещается закрывать ее отверстие пальцем руки: используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.
12. В случае разлива жидкости или рассыпания твердого вещества сообщите об этом учителю или лаборанту.
Критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий
Уровень выполнения | Показатели |
Высокий | правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. |
Базовый | опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. |
Минимальный | не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию педагога. |
Приложение 4
Задание к выставке проектов
Необходимо представить проектные работы и результаты исследования для выставки согласно требованиям.
Критерии оценивания проектных работ
− новаторство и оригинальность;
− качество изготовления, соблюдение технологии; − сложность выполнения; − качество представленных работ.
Краткий план проведения конференции
Тема проведения: «Мир опытов».
План проведения:
1.Организационный этап;
2.Представление и зачитывание докладов участников;
3.Обсуждение результатов;
4.Подведение итогов конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Немецкий вокруг нас"
С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/10/picture-4719.jpg)
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/12/picture-920.jpg)
Чудеса вокруг нас
Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-433531-1519054725.jpg)
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678651-1443848391.jpg)
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968202-1509685731.jpg)
"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"
Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....