«Система работы учителей и классного руководителя по организации подготовки выпускников 9 класса к ГИА»
статья по химии (9 класс)

«Школа – это мастерская,

где формируется мысль

подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках,

если не хочешь выпустить

из рук будущее».
А. Барбю

 

 

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 становится важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка — кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы,  объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu23.01.20.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Агаркова И.П.,

учитель химии и географии

«Система работы учителей и классного руководителя по организации подготовки выпускников 9 класса к ГИА»

«Школа – это мастерская,

где формируется мысль

подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках,

если не хочешь выпустить

из рук будущее».
А. Барбю

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 становится важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка — кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы,  объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность педагогическому коллективу ОУ подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения обучающихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и учащихся.

Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов продолжить образование, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем обсуждения учебных планов, программ, методик преподавания, отдельных разделов предметов и т.д.). Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

В целях проведения планомерной, последовательной и систематической деятельности педагогического коллектива школы в данном направлении необходима программа подготовки к итоговой аттестации.

Подготовленность к чему-либо понимается  как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, нужно  выделить следующие составляющие как три основных направления работы по программе:

  • Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, необходимо отнести к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:

  • организация информационной работы по подготовке обучающихся к ГИА;
  • предметная подготовка;
  • мониторинг качества;
  • психологическая подготовка.

Механизмы реализации программы:

  • информирование обучающихся и их родителей о формах проведения итоговой аттестации;
  • информирование педагогов о формах проведения итоговой аттестации школьников с целью планомерной деятельности учителей по подготовке обучающихся, начиная с 5-го класса;
  • целенаправленный и обоснованный отбор содержания и объема программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В);
  • определение приоритетных направлений содержания образования, предусматривающих элементы творчества (уровень С);
  • систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций); предусматривающих реализацию формы, используемой при ГИА.
  • введение элементов данной формы контроля в 5, 6-х классах и периодическое применение в процессе обучения школьников 7 – 9-х классов;
  • создание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Деятельность учителя по подготовке к ОГЭ

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа.

Первый – это достижение всеми обучающимися уровня обязательной подготовки.

Второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к тому или иному предмету и желание освоить больше. Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

Важно использовать принцип совместного прогнозирования результатов. 

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для ребенка результат выше, чем планировалось.

Виды деятельности учителя

  1. Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся.
  2. Разработка образовательной технологии подготовки к ГИА.
  3. Совершенствование форм и методов обучения.
  4. Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.
  5. Формирование целевых групп, определение «групп риска».
  6. Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
  7. Проведение консультаций по предмету.
  8. Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к ГИА» в учебных кабинетах.

Компоненты готовности ученика к сдаче экзамена

Информационная готовность

Нормативно-правовая база, процедура проведения экзамена, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.

Предметная готовность

Системные знания, сформированность ОУУНов, компетенций, развитые личностные характеристики (мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость).

Психологическая готовность

Внутренняя настроенность на определенное поведение, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации ОГЭ, а для этого необходима психологическая подготовка (индивидуальные и групповые консультации):

- построение режима дня во время подготовки к экзамену с учётом индивидуальных особенностей;

- планирование повторения учебного материала к экзамену;

- эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала;

- способы поддержки работоспособности;

- способы саморегуляции в стрессовой ситуации.

Работа с родителями, психологическое сопровождение подготовки к ОГЭ

Постоянно проводимая работа с родителями обучающихся: в плане подготовки предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы. Должна включаться постоянно проводимая индивидуальная работа с родителями выпускников.

Высокие результаты ОГЭ – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой. Вопросам организации психологической помощи обучающимся также должно уделяться особое внимание.

Классный руководитель должен проводить работу, направленную на изучение индивидуальных особенностей поведения учащихся во время экзаменов, проверочных и итоговых работ; мониторинг по профориентации учащихся. Необходимо привлекать психолога,который может проводить групповые развивающие занятия по темам «Стресс», «Тревожность», «Эмоциональные особенности личности». По итогам этих занятий необходимо провести индивидуальные консультации для обучающихся, дать рекомендации родителям, педагогам.

Все эти мероприятия должны быть направлены на то, чтобы выработать объективное отношение к системе ГИА, подготовить детей и их родителей к этому испытанию.

Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь хороших результатов ОГЭ в системе.

Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации:

  • При подготовке выпускников к Основному государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы. Так как экзамен используется и для оценки уровня усвоения образовательной программы и соответствия подготовки выпускников требованиям государственного стандарта образования с одной стороны и для подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях ОУ с другой стороны, экзаменационная работа содержит набор заданий различной сложности и преследующих различные цели. Будущему участнику экзамена надо четко определиться с тем, какие цели он ставит и, соответственно, в какую из групп по уровню результатов планирует попасть.
  • Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ОГЭ должна начинаться на раннем этапе обучения;
  • Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;
  • Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;
  • Активно работать над повышением квалификации педагогических работников, самообразованием учителей. Проводить работу по обмену передовым педагогическим и научным опытом в сфере образования.
  • Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ.
  • На сайте www.fipi.ru можно скачать спецификации и кодификаторы ГИА. Рекомендуется использовать данные материалы при подготовке выпускников.

Открытые банки заданий содержат множество заданий, использовавшихся на экзаменах прошлых лет.

Открытые банки заданий ОГЭ предоставляют следующие возможности: познакомиться с заданиями, собранными по тематическому рубрикатору, загрузить задания по выбранной пользователем теме с разбивкой по 10 заданий на страницу и возможностью перелистывать страницы, открыть в отдельном окне задание, выбранное пользователем.

На сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru опубликован перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях. Использование этих пособий позволяет организовать качественную подготовку по предмету. Такие пособия охватывают материалы КИМов ОГЭ прошлых лет, как правило, содержат формы бланков экзамена и рекомендации по их заполнению, подготовке к экзамену, критерии оценивания его результатов, а также позволяют учителю использовать задания ОГЭ при тематическом контроле.

Учителя-предметники могут привлекать и другие интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников:

http://www.edu.ru/moodle/ - федеральный портал Российское образование;

http://www.alleng.ru - образовательные ресурсы интернета

Эти сайты предлагают материалы ОГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета.

Для успешной подготовки школьников к ОГЭ  по химии и географии обращаю внимание на необходимость  эффективности использования современных педагогических технологий подготовки к итоговой аттестации,

 на усвоение учащимися:

  •  содержания всех разделов школьного курса по предметам ;
  • умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
  •  обязательное выполнение программных практических работ;
  • понимание основных  понятий, умение применять их и приводить примеры;
  •  способность четко формулировать свои мысли;
  •  изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче экзаменов ;
  •  при проведении контрольных работ по типу ОГЭ  больше внимания уделять правилам  заполнения  бланков ответов, бланков  регистрации ;
  • с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;
  •  воспитывать в учениках  позитивное отношение к учению, самообразованию. 
  •   использовать для подготовки учащихся открытые банки тестовых заданий,  используя ресурсы Интернета ;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;  воспитывать у учащихся  положительное отношению к учебной  деятельности;
  •   использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся;
  •    контроль за знаниями учащихся проводить в форме тестовых заданий;  
  •   создавать положительное эмоциональное поле взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

Контроль уровня качества обученности учащихся 9 класса осуществляю посредством проведения и последующего анализа контрольных работ, контрольных срезов, тестовых заданий различного уровня, репетиционного тестирования.

Важен контроль успеваемости и посещаемости выпускников 9 класса.

 В связи с этим стараюсь формировать такие общепредметные умения, как обобщение и применение знаний в новой ситуации, умение работать с текстом (понимать, сравнивать, обобщать, находить ошибки в тексте). Кроме этого, в процессе подготовки выпускников обращаю внимание на выполнение заданий, требующих объяснения явлений и процессов, интеграции знаний, умения применять знания в незнакомой ситуации. Таким образом, при прохождении школьного курса уделяю особое внимание формированию метапредметных умений и навыков.

На уроках  отработываю систему раннего прогнозирования затруднений, связанных с подготовкой к ОГЭ, контролирую объем, качество, систематичность, сроки использования на уроках тестовых заданий.

Произошли изменения в структуре КИМов по химии и географии. Предложены перспективные модели ОГЭ-2020 по химии и географии.

Изменились сами задания: исключены тестовые задания А с выбором ответа, предлагались задания группы В и С,  которые носят практико-ориентированный характер, поэтому уделяю внимание на отработку практических навыков таких заданий. По химии в ОГЭ включена обязательная лабораторная работа в последнем задании.

Применение аналогов КИМов помогает ученикам привыкнуть к новой технологии, положительно влияют на динамику успешности и мотивацию учения.

Проведение серии работ позволяет осуществлять мониторинг уровня достижений учащихся при подготовке к ОГЭ:  ученики видят динамику изменений, и это позволяет им корректировать свои действия.        Проведение срезов  в формате ОГЭ по предмету дает возможность  детям правильно оценить свои шансы на успех и не ошибиться в выборе предмета. Но следует отметить  слабый уровень интеллектуального развития контингента  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя...

Памятка "Интернет в работе учителя и классного руководителя"

Чтоб от жизни не отстать и в передовиках ходить,Надо уметь в сети Интернет информацию «удить»!Е.А. Дитрих...

Система работы и планирование классного руководителя.

Вся работа  направлена на подготовку учащихся к выбору дальнейшего образования и определения профессии.  Для работы в этом направлении необходимо было разработать и проана...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Диагностики в работе учителя и классного руководителя

Диагности школьной тревожности, мотивации обучения...