Что и как учитывать в дистанционном обучении низкомотивированных учеников
статья по химии (8 класс)

Низкая мотивация появляется из-за деформированной познавательной потребности, стойкого переживания школьной скуки и неуспеха, стрессовых педагогических тактик, часто – из-за недостаточного уровня познавательных способностей. Пик низкой мотивации встречается у подростков. Частично он обусловлен нормативным возрастным кризисом. Причинами могут быть:

  • смена интересов;
  • отказ следовать нормам взрослых;
  • приоритет общения над другими видами деятельности и др.

В работе с низкомотивированными учениками учитывайте их особенности, чтобы дистанционное обучение было эффективным. Посмотрите ниже рекомендации по учету особенностей низкомотивированных учеников в дистанционном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizkomotivirovannye_ucheniki_na_distants_obuchenii.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Что и как учитывать в дистанционном обучении низкомотивированных учеников

Низкая мотивация появляется из-за деформированной познавательной потребности, стойкого переживания школьной скуки и неуспеха, стрессовых педагогических тактик, часто – из-за недостаточного уровня познавательных способностей. Пик низкой мотивации встречается у подростков. Частично он обусловлен нормативным возрастным кризисом. Причинами могут быть:

  • смена интересов;
  • отказ следовать нормам взрослых;
  • приоритет общения над другими видами деятельности и др.

В работе с низкомотивированными учениками учитывайте их особенности, чтобы дистанционное обучение было эффективным. Посмотрите ниже рекомендации по учету особенностей низкомотивированных учеников в дистанционном обучении.

Рекомендации «Как учитывать особенности личности и учебной деятельности низкомотивированных учеников в дистанционном обучении»

Особенность

Что делать

Негативное или безразличное отношение к содержанию учебной деятельности

  • использовать более простые, доходчивые и наглядные формы подачи материала;
  • отрабатывать материал на простых заданиях с использованием в том числе заданий без отметки;
  • повысить интерактивность урока;
  • использовать обучающие краткие видео;
  • уменьшить количество работы с текстовым материалом

Низкий уровень учебной активности

  • использовать опрос, который начинается с простейших заданий и вопросов;
  • давать персональные выполнимые задания низкой сложности;
  • оценивать даже небольшие продвижения положительно;
  • использовать викторины и тесты с краткими вопросами;
  • использовать наглядные и практические задания, задания на соотнесение изученного с собственным опытом ученика

Невысокий уровень предметных образовательных результатов

  • отдавать предпочтение заданиям на отработку базовых знаний и умений;
  • подбирать материал невысокого уровня сложности, то есть ниже среднего уровня материала в очном обучении;
  • давать образец выполнения задания и простые задачи на его отработку;
  • повторять базовые понятия, законы, формулы, правила

Невысокий уровень метапредметных образовательных результатов

  • минимизировать лекционные формы подачи материала;
  • говорить просто и ясно;
  • давать материал с опорой на наглядность;
  • давать алгоритм рассуждения в 3–5 шагов для учебной темы;
  • задавать простые вопросы на понимание;
  • предлагать разные источники информации на тему урока;
  • давать схему самопроверки по выполнению задания

Невысокий уровень личностных образовательных результатов

  • исключить из взаимодействия с учениками любые формы устрашающего поведения – угрозы, негативные прогнозы и т. п.;
  • давать опыт успеха в обучении: оценивать положительно, устно называть верно выполненные этапы работы и т. п.;
  • подбирать вызывающие любопытство факты по теме урока: факты, открытия, познавательные видео и пр.;
  • использовать задания вариативного уровня, начиная с самых простых;
  • иметь запас заданий творческого типа, заданий на сообразительность для способных, но низкомотивированных учеников

Пассивное или активное протестное поведение на уроках

  • разнообразить формы предъявления материала и заданий;
  • широко использовать интерактивные методы;
  • не использовать наказания, потому что они демотивируют и усиливают протестное поведение;
  • не вступать в пререкания, вместо этого давать задания, повторять правило работы;
  • задавать содержательный вопрос

Нарушенные отношения ученика с педагогом (часто)

  • никак не демонстрировать, не озвучивать негативное отношение к ученику;
  • обращаться только по имени;
  • вовлекать в опрос, не давать отсиживаться;
  • давать ясные критерии оценивания и оценивать ученика по ним. Разово – на балл выше в случае, если ученик проявил больше усердия или вдумчивости, чем обычно;
  • на неверный ответ реагировать не оценкой, а вопросом: «Почему так? Объясни свой ответ»

Нарушенные отношения семьи с педагогом (асоциальные, психологически неблагополучные, отстраненные родители и пр.) – в ряде случаев

  • информировать семью в письменном виде о возникающих у ребенка трудностях в обучении: не присутствовал, не подготовил задание;
  • говорить не о качествах ученика – ленивый, наглый, а о действиях: получил задание – не прислал решение;
  • информировать администрацию школы о любых сложностях во взаимодействии с родителями ученика: не вышли на связь, не ответили на сообщение и пр.;
  • фиксировать для себя обращения к семье, ответ или отсутствие ответа от родителей

Из-за недостаточно сформированной учебной мотивации стоит применять специальные методы работы с низкомотивированными учениками в дистанционном формате.  Можно использовать любые другие методы работы с условием, что они обеспечивают достаточную наглядность, динамичность и возможность достижения успеха в отработке конкретного задания или фрагмента материала даже для учеников с низким уровнем знаний по предмету.

Методы работы с недостаточно мотивированными детьми

1. Опросный лист. Учитель составляет список вопросов по теме урока или по базовым понятиям, правилам. Вопросы добавлять нужно от простейших к повышенного уровня. Учитель указывает ученикам, на какое количество вопросов нужно дать ответ, чтобы получить положительную отметку за это задание: например, на 5 вопросов из 15. Ученики сами выбирают вопросы из списка, на которые дадут ответ.

2. Форум. Учитель задает тему форума в онлайн-чате. Например:

  • могло ли в современном мире произойти такое же событие;
  • какие качества исторического персонажа/героя произведения ты считаешь самыми заметными;
  • как изучаемый процесс влияет на повседневную жизнь людей/экологию/производство;
  • приведи свой пример изучаемого;
  • напиши, что самое сложное для тебя в изучаемом.

Каждый ученик должен написать свой ответ. Участие в форуме обязательно. За участие выставляется отметка о выполнении. Можно создать пять форумов к урокам и суммировать отметки за участие в итоговую отметку.

3. Да – нет. Учитель выбирает конкретное понятие, дидактическую единицу. Например, «неравенство», «пресмыкающиеся», «Ленин». Учитель задает вопросы ученику, ответы на которые нужно давать в форме «да» или «нет». Например: «Это неравенство?», «Часть слева больше части справа?», «Знак равенства должен использоваться?», «Это знак "больше"?» Ученик отвечает.

4. Взаимоопрос учеников. Учитель поручает ученикам подготовить вопросы по определенной теме друг для друга. Можно предложить составить вопросы разных типов: закрытый (да/нет), открытый (краткий ответ), с выбором варианта, на вычеркивание не относящегося к данному классу понятия и т. д. Ученики готовят вопросы, учитель называет учеников: задающего вопрос и отвечающего. Можно провести опрос в форме ток-шоу: учитель вызывает отвечать одного ученика, остальные задают ему поочередно вопросы по изученному.

5. Кейс-метод. Учитель дает задание в форме кейса. Варианты:

  • сжато описать факт или событие, которые надо проинтерпретировать с использованием учебного материала либо аргументированно дать личную оценку;
  • описать свои рассуждения по решению учебного задания, в котором надо найти верные и неверные этапы;
  • по описанию феномена или персоны без его названия надо определить, что за феномен или персона описывается.

6. Вычеркни лишнее. Учитель предлагает перечень фактов или данных, в котором есть как подходящие или нужные для решения задания данные, так и неподходящие или избыточные. Задача учеников – вычеркнуть ненужное или неподходящее.

7. Аукцион. Учитель задает вопрос, на который можно дать много вариантов ответа. Например, нужно назвать:

  • простое число, возможное значение дискриминанта в квадратном уравнении;
  • рептилию;
  • столицу.

Балл за задание получает тот ученик, чей ответ будет последним. Можно начислять баллы также самым активным ученикам или ввести другие критерии начисления баллов: за оригинальный ответ, за быстрый ответ и т. п.

8. Учебный поиск. Учитель дает задание подобрать пример к изучаемому, используя другие источники, кроме учебника. Если позволяет материал, можно дать задание найти пример среди повседневных явлений, предметов обихода и пр.

9. Найди половину. Учитель дает половину или некоторую часть определения, формулы, даты, списка. Например:

  • именительный, родительный...;
  • 1, 4, 9, 16…;
  • sin x + sin y;
  • 22 июня...

Надо найти продолжение среди предложенных учителем. Можно предложить ученикам дописать предложение самостоятельно.

10. Мастер-класс. Это практический способ освоения материала. Подходит для проведения заданий практического типа. Учитель заранее информирует учеников, какие материалы понадобятся для мастер-класса. В эфире демонстрирует работу с заданием: показывает и комментирует практические действия для достижения учениками того же результата. Основная задача мастер-класса – передать способ деятельности, а не информацию как таковую. Можно предложить ученикам с прочными знаниями по предмету провести мастер-класс по выполнению учебного задания определенного типа.


Как повысить результаты низкомотивированных обучающихся в дистанционном обучении

Повышение результатов низкомотивированных учеников в дистанционном обучении рассматривают с двух сторон:

  • как повышение вовлеченности, учебной активности, приобретение положительных эмоций в результате учебного успеха;
  • как повышение академической успеваемости.

 В дистанционной работе с учениками высокий уровень сложности заданий нежелателен. Осваивать материал без непосредственного взаимодействия с педагогом, несмотря на все технические возможности, сложнее. Вариативность заданий можно увеличить.

 Ставить реальные цели во время дистанционного обучения. Текущие обстоятельства по отношению к слабоуспевающим ученикам можно использовать, чтобы отработать базовые знания по предмету и помочь им получить положительные отметки. Для этого нужно использовать доступные по уровню и/или практические и нестандартные задания. Предостерегайтесь  от повышения требований к ученикам, в частности низкомотивированным.

Рекомендуется для повышения результатов низкомотивированных учеников:

  • давать задания невысокого уровня сложности;
  • использовать разнотипные интерактивные задания;
  • замечать достижения и положительно оценивать результаты, которые у успевающих и мотивированных учеников он считает само собой разумеющимися.

В случае отрицательного ответа возможностей для повышения результатов у немотивированных учеников в дистанционном обучении не будет. Следует понимать, что, если педагог ожидает качественных изменений учебной деятельности ученика, это требует качественных изменений деятельности и самого учителя.

Приемы повышения результатов низкомотивированных учеников

Рекомендуется использовать следующие приемы, чтобы улучшить результаты низкомотивированных школьников.

1. Использовать учебники за прошлый год обучения. Давать задания слабоуспевающим низкомотивированным ученикам из материала прошлого года обучения. Сопровождать задание памяткой/правилом, формулой для выполнения. При оценивании задания не нужно ссылаться на его легкость. Относиться к заданиям такого типа нужно как к заданиям на отработку базы.

2. Ввести «правило легкой пятерки». Отправлять вопрос персонально ученику. Если ученик успевает дать верный ответ за отведенное небольшое время, например 1–2 минуты, педагог ставит «отлично». Среди вопросов для получения высокой отметки используйте и вопросы невысокого уровня сложности, отправляйте их слабоуспевающим низкомотивированным ученикам. Используйте прием в качестве единичной меры для поддержания мотивации.

3. Сделать рассылку памяток с базовыми правилами выполнения заданий. Одновременно с рассылкой памятки высылать три задания на отработку материала строго по памятке. Задания должны быть несложными. По возможности разработайте несколько вариантов заданий и комбинируйте их по-разному. Так ученики получат отличающиеся наборы заданий. В ответах низкомотивированных учеников отмечайте все правильно выполненные этапы.

4. Использовать опрос по цепочке и выставлять положительные отметки за верный ответ. Для более сложного уровня активизации знаний по цепочке спрашивать этапы выполнения задания. Давайте низкомотивированным ученикам задание продолжить рассуждение.

5. Предупредить в начале онлайн-урока низкомотивированных учеников, что в ближайшее время наметили их опрос. Сообщить, что можно пользоваться записями в тетради и материалом учебника. Начать опрос в ближайшее время, задавать вопросы, ответы на которые можно найти в тетрадях и учебниках. Выставить положительную отметку в случае, если верные ответы были найдены.

6. Разнообразить задания для получения положительной отметки и закрепления знаний. Предлагать их ежеурочно. Можно предлагать вместо домашнего задания выбрать 3–5 заданий из списка. Возможные задания:

  • составь памятку по теме «…»;
  • тебе дан краткий план ответа. Добавь несколько пунктов в план;
  • запиши недостающие элементы в формулу;
  • выбери из списка все объекты, отвечающие условию…;
  • запиши верное и неверное решения задания (верный и неверный ответы на вопрос);
  • выпиши три определения по теме урока;
  • запиши верные обозначения, например, частей речи, предложения, химических элементов, переменных и т. д.

7. Для учеников с низким уровнем учебной мотивации, но высоким познавательным интересом и способностями предлагайте задания творческого типа. Это могут быть головоломки, анализ фактов, составление перечня признаков изучаемого объекта, схема или рисунок, перечисленные в предыдущем разделе приемы и т. п. Такие ученики теряют мотивацию от монотонности заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

О дистанционном обучении, как о новом опыте работы с учениками.

Данный материал предназначен для родителей. Можно использовать классному руководителю на родительском собрании. Статья освещает взгляд на дистанционное обучение и включает правила безопасной работы в ...

Конспект видео-урока "Распорядок дня" для дистанционного обучения учеников 5-х классов. УМК Spotlight.

Данный видео-урок был разработан для детей, которые не могут посещать занятия по каким-либо причинам, (так называемое дистанционное обучение). Надеюсь, он будет полезен для учителей, которые занимаютс...

Образец инструкции для ученика по подготовке к дистанционному обучению.

В нашей школе возникла необходимость в дистанцинном обучении. Чтобы ученики легко могли адаптироваться к новой системе, мы подготовили инструкцию по работе с педагогом по сети Интернет. Образец....

Организация рабочего места и занятий ученика на дистанционном обучении.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхани...

ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ СРЕДСТВАМИ ЯНДЕКС.ДИСК В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕКМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (для ученика)

ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ СРЕДСТВАМИ ЯНДЕКС.ДИСК В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕКМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Дистанционное обучение. Индивидуальный класс ученика.

По данной ссылке представлены задания для ученика на вебсервисе GooglKlassroom.https://drive.google.com/drive/folders/0B2fWVlPVSOHDfnpVRy12RWVfOEVQRFVJNlFJellfTFZLb2tQbExZMlZsOWJHdEFwQm1qMmc?resourcek...